ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1140
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
95
Таким образом, главная задача консультанта в рамках структурной модели консультирования семьи – трансформация семейной структуры.
Основное стратегическое направление, которого должен придер- живаться психолог, – побуждать развитие структуры семьи; решение же проблемы станет обязательным, но побочным продуктом структурного изменения.
Работа строится на протяжении трех наиболее важных психотера- певтических
этапов: присоединение, аккомодация, реорганизация.
На этапе присоединения консультант устанавливает связь с семейной структурой, чтобы понять ее конфигурацию, войти в контакт с членами семьи, а также смягчить тревогу и сильное согласованное сопротивле- ние, которое семья демонстрирует в отношении личности терапевта и его работы. Сила согласованного семейного сопротивления во много раз превосходит сопротивление клиента при индивидуальной работе, так как семья уверена, что проблема в идентифицированном пациенте, а у них «все в порядке». Цель присоединения – через порядок обращения и продолжительность контакта с каждым установить отношения сотруд- ничества, что требует большого мастерства и виртуозности.
Аккомодация – работа, целью которой является понимание того, как функционирует семейная структура в ее первоначальном, нетронутом виде. На основе первых двух этапов психотерапевт формирует пред- ставление о структуре и ставит диагноз в терминах границ, коалиций, иерархий.
Реорганизация – стадия, на которой психолог создает условия для из- менения структуры семьи. Такое изменение может происходить за счет прямого вмешательства консультанта, когда он предлагает поменять стиль общения (рекомендует, например, разговаривать родителям друг с другом, не позволяя ребенку вмешиваться). Психолог может высказы- вать свои предложения и интерпретации относительно карты семьи, давая оценки увиденному. Вторжения терапевта имеют вид активных вмешательств и провокаций. Усиление аффекта, затягивание и мгно- венная атака имеют целью изменить привычный гомеостаз семейной структуры, чтобы помочь семье.
Основной способ проведения терапии – это разыгрывание семейных ситуаций и спонтанное поведение, которое члены семьи демонстри- руют на сеансе. Ключевым является вопрос о том, где, с точки зрения членов семьи, находится причина их трудностей. Наиболее часто она приписывается другим членам семьи или внешним обстоятельствам
(так называемый внешний локус причинности). Цель работы – опре- деление местоположения причины в структурной композиции семьи.
Этот аспект связан с когнитивным переструктурированием и необходим для успешной реорганизации.
96
Общая идея С. Минухина относительно работы с семьей состоит в некоем призыве, с которым психолог обращается в конечном итоге к членам семьи: «Помогите другому измениться, и это позволит изме- ниться вам во взаимоотношениях с партнером, и изменит вас обоих в рамках субсистемы».
Техники структурной психотерапии
И. Ю. Хамитова, описывая применение структурной психотерапии в работе с супружеской парой, отмечает, что ее техники должны быть тщательно подобраны в соответствии с общей стратегией и стадиями работы.
Техника присоединения к системе. Первая задача психотерапев- та – войти в систему, нуждающуюся в изменении, и установить рабочие отношения. Это требует приспособления к правилам системы, но не в та- кой степени, при которой работа консультанта потеряет эффективность в вопросах содействия изменению. Слишком высокая доля сомнений в правилах системы привела бы к отстранению психолога. Очень большая степень приспособления к системе лишила бы его деятельность эффек- тивности, абсорбировав внедрение консультанта. Поскольку в семьях действует закон гомеостаза, эффективная семейная психотерапия требу- ет сильного вызова и противостояния. Но нападки на привычный стиль жизни семьи бесполезны, если они не подчиняются позиции принятия и понимания.
В семье есть несколько членов и установленный способ действий.
Семейный психотерапевт здесь – непрошеный посторонний. Сначала он должен обезоружить членов семьи и ослабить их тревогу. Это достигается проявлением понимания и принятием каждого из них. Неспособность психолога к присоединению и аккомодации вызывает напряженное сопротивление.
Особенное внимание следует уделить статусным и немотивирован- ным членам семьи: таким, например, которые находятся в визитерской позиции, считают психотерапию несерьезным занятием, или таким, которых привели на прием почти насильно и они могут ощутить себя преследуемыми.
Аккомодация – это техника присоединения к семье путем подража- ния стилю и особенностям поведения членов семьи. Она предполагает наличие широкого поведенческого репертуара. Психотерапевт должен следить за использованием членами семьи метафор и семантических оборотов, не упуская из виду содержания сказанного. Крайне важно, что- бы он был готов лично испытать эмоциональное воздействие семейных транзакций. Завоевать внимание семьи удастся благодаря модификации собственного поведения, но последующие переживания необходимо кон-
97
цептуально организовать. Об успешной аккомодации свидетельствует готовность каждого члена семьи поделиться с психотерапевтом своими переживаниями. Вторым компонентом техники аккомодации является признание и уважение существующей семейной структуры.
Выделяют три техники аккомодации: прослеживание, имитирование, поддержка.
Прослеживание. Данный вид аккомодации напоминает техники от- ношений, заимствованные из клиент-центрированной психотерапии.
Нерегламентированные вопросы, отражение содержания разговора и эмоций вместе с предупредительным поведением помогают психо- терапевту наладить контакт с семьей. Более сложные техники просле- живания подразумевают умение пребывать в эмпатической позиции.
При этом психотерапевт реагирует на такие мысли и чувства, на которые не удается ответить самим членам семьи. Иногда описание паттернов коммуникации облегчается при использовании метафор. Преобразо- вание семейной реальности с помощью метафор происходит за счет отслеживания коммуникации в семье как на уровне ее содержания, так и самого процесса. По С. Минухину, прослеживание, как одна из форм аккомодации, эффективно лишь в том случае, когда психотерапевт на- страивается на язык семьи, вместо того чтобы навязывать собственный.
Семейная структура проявляется в интеракциях членов семьи. Се- мейная динамика – это то, что случается, когда члены семьи взаимо- действуют друг с другом, а не то, что происходит по их словам, или то, что должно произойти по мнению терапевта. Чтобы проявилась динамика, они должны поговорить друг с другом. Когда это происходит, психотерапевт наблюдает, кто с кем разговаривает, в какие моменты, каким образом. Более того, С. Минухин полагал, что расспрашивание может дать менее точную картину, чем наблюдение за невербальной коммуникацией.
Имитирование. Данная техника присоединения связана для психо- терапевта с необходимостью перенять стиль, настроение и манеру пове- дения членов семьи. Кроме того, психолог может поделиться с членами семьи личными переживаниями по поводу аналогичной собственной проблемы. Вместе с тем он может использовать имитирование при вза- имодействии лишь с одним из членов семьи (например, принимая ту же позу). Как правило, в этом случае его цель состоит в создании вре- менной коалиции с этим членом семьи для изменения расстановки сил. Имитирование значительно облегчает данную задачу, поскольку на невербальном уровне соответствует сообщению: «Мы очень похожи».
Поддержка. Используется при присоединении, когда психотера- певт позволяет, чтобы на него распространялись основные правила, регулирующие семейные интеракции. Затем он суммирует и отражает мысли и чувства, важные для членов семьи в данный момент времени,
98
выражая таким образом поддержку. Очень важно быть внимательным к значимым для семьи темам и уделить им немного времени. Напри- мер, неверно будет игнорировать тот факт, что на приеме супруг много и с воодушевлением рассказывает о своей работе. В этом случае следует суммировать и отразить его мысли и чувства, подчеркнув важность работы в его жизни.
Техники выведения системы из равновесия. Семьи часто видят лишь проблемы, которые имеются у идентифицированного пациента и определяются прошлыми событиями. Они надеются, что психотера- певт изменит этого индивида, при этом как можно меньше нарушив гомеостаз семьи. Семейные психотерапевты рассматривают симптомы идентифицированного пациента как выражение дисфункциональных моделей интеракций, затрагивающих всю семью.
Фокусирование на сфере дисфункционального взаимодействия
и постановка диагноза. Структурный диагноз расширяет проблему, распространяя ее от отдельных членов на семейные системы, пере- мещая фокус с отвлеченных событий прошлого на взаимоотношения в настоящем. Семейный диагноз нужен для преобразования семьи таким образом, чтобы все члены семьи получили выгоду. Структурные семей- ные психотерапевты ставят диагноз, чтобы описать взаимоотношения всех членов семьи. С использованием концепции границ и подсистем структура всей системы описывается так, что указываются желаемые изменения.
Диагнозы основываются на наблюдении взаимоотношений во время первого сеанса. В дальнейшем формулировки уточняются и совершен- ствуются. Хотя если к этому подойти слишком рано, существует неко- торая опасность подгонки семей под определенные категории, но еще большая опасность заключается в чрезмерно долгом ожидании. Во время первого контакта мы видим людей наиболее четко и ясно. Позже, когда начинаем узнавать их лучше, мы привыкаем к их особенностям и больше их не замечаем.
Структурный диагноз принимает во внимание и проблему, которую имеет семья, и структурную динамику, которую демонстрируют все ее члены.
Без формулировки диагноза и плана психотерапевт занимает за- щитную позицию и является пассивным. Вместо того чтобы понимать, куда двигаться, и делать это намеренно, он расслабляется и пытается совладать с семьей, погасить мелкие конфликты и помочь им успешно преодолеть ряд инцидентов. Постоянное осознание структуры семьи и сосредоточенность на одном или двух структурных изменениях по- могают консультанту за различным содержанием увидеть проблемы, которые члены семьи выносят на обсуждение. Фокусировка часто про- водится в рамках комплементарности. Это значит, что психолог пока-
99
зывает членам семьи, как они взаимосвязаны и как действия одного дополняются действиями другого.
В качестве примера можно привести следующие ситуации.Муж не рассказывает жене о своих чувствах потому, что она его постоянно ругает и критикует, а жена, в свою очередь, делает это потому, что муж не делится с ней своими чувствами. Муж, будучи гиперфункционалом, испытывает постоянную потребность заботиться и опекать свою жену.
Она же, в свою очередь, будучи гипофункционалом, испытывает посто- янную потребность в его опеке и заботе.
С. Минухин делает упор на комплементарности, прося членов семьи помочь друг другу измениться. При достижении положительных резуль- татов он обязательно поздравляет их, подчеркивая взаимосвязанность.
Выявление и видоизменение интеракций с помощью разыгры-
вания паттернов взаимодействия. Следующим шагом консультанта становится инсценировка, в ходе которой он предлагает членам семьи альтернативные способы взаимодействия. Это чрезвычайно важный момент в работе, так как, подняв тревогу в системе и разбалансировав ее, психолог посредством инсценировки дает семье новый опыт взаи- модействия.
Когда члены семьи начинают общаться, возникают проблематичные взаимоотношения. Чтобы это увидеть, нужно сосредоточиться на про- цессе, а не на содержании. Структура семьи выявляется по нескольким спектам: кто говорит, кому и каким образом.
Для обеспечения вмешательства структурные психотерапевты ис- пользуют усиление (или повышение) интенсивности. Они добиваются усиления путем регулирования аффекта, повторов и продолжительности.
Тон, громкость, скорость и выбор слов могут использоваться для повы- шения эмоционального напряжения.
Иногда усиление требует повторения одной и той же темы в различ- ных контекстах. Например, супругу, проявляющему гиперфункциональ- ность по отношению к своей гипофункциональной супруге, возможно, придется приказать не вешать пальто за нее, не отвечать за нее и не де- лать многого другого, что она в состоянии сделать самостоятельно.
Формирование компетентности.Речь идет о еще одном методе видоизменения интеракций, а также критерии всей структурной се- мейной терапии. Усиление обычно используется, чтобы блокировать поток интеракций, формирование компетентности скорее изменяет направление этого потока. Путем выделения и формирования позитив- ных изменений структурные психотерапевты помогают членам семьи использовать функциональные альтернативы, которые всегда имеются в их репертуаре.
Даже когда люди почти все делают неэффективно, можно найти то, в чем они успешны. Там, где возможно, психологи избегают выполнять