ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1139
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
100
за членов семьи то, что они могут сделать самостоятельно. Здесь важно сообщение: «Вы компетентны, вы можете это сделать».
Создание границ. Дисфункциональная динамика семьи объясня- ется и поддерживается наличием чрезмерно жестких или чрезмерно диффузных границ. Структурные психотерапевты вмешиваются, чтобы перестроить их, увеличив либо близость, либо расстояние между семей- ными подсистемами.
В крайне спутанных семьях вмешательство консультанта укрепляет границы между подсистемами и повышает независимость отдельных личностей. Членов семьи призывают говорить за себя, прерывания бло- кируются, а парам помогают закончить разговор без вмешательства других. Психотерапевт, который хочет поддержать систему супругов и защитить ее от ненужного вмешательства детей, может сказать: «Вы за- метили, что как только разговор заходит о ваших отношениях, вы все время переводите тему на детей? Поговорите не отвлекаясь. Скажите ей
(ему), не меняя темы, что вы думаете по этому поводу».
Хотя структурная семейная психотерапия исторически предполагала работу со всей семейной группой, последующие сеансы могут прово- диться с отдельными личностями или подгруппами в целях укрепления границы супружеской или индивидуальной подсистемы. Родители, кото- рые настолько связаны со своими детьми, что никогда не разговаривают друг с другом наедине как супруги, могут научиться это делать, если встретятся с психологом отдельно, как супружеская пара.
Супруги, имеющие проблемы с близостью, обычно избегают или об- ходят конфликты, сводя общение к минимуму. Структурный психоте- рапевт может помочь противостоять этому и улучшить контакт между мужем и женой. Во время сеанса он создает границы, позволяющие членам семьи беспрепятственно обсудить свои конфликты. К тому же психолог препятствует уходу от решения споров и разногласий.
Не выступая в качестве судьи, структурный психотерапевт создает условия, в которых члены семьи могут открыто смотреть друг другу в глаза и разрешать имеющиеся трудности.
Структурные психотерапевты переводят семейные дискуссии с ли- нейной перспективы на циркулярную, подчеркивая комплементарность отношений. В качестве примера приведем следующую ситуацию.
Жену, которая жалуется на непонимание со стороны мужа, приучают задумываться о том, какие поступки она совершает, чтобы стимулировать или поддерживать такое его поведение. Требующий изменений должен научиться менять способы, которыми он пытается добиться их.
С. Минухин делает упор на комплементарность, прося членов се- мьи помочь друг другу измениться. Когда достигаются положительные результаты, он обязательно поздравляет их, подчеркивая тем самым взаимосвязанность членов семьи.
101
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 21
Изменение равновесия. Создавая границы, консультант стремится перестроить отношения между подсистемами. При нарушении равно- весия целью является трансформация отношений между членами одной подсистемы. Часто семьи заходят в тупик из-за того, что конфликтующие стороны сдерживают, уравновешивают друг друга и в результате застыва- ют в бездействии. Нарушая равновесие, психотерапевт присоединяется к одному члену семьи или подсистеме и поддерживает их за счет других.
Это не что иное, как принятие чьей-то стороны, и создается впечатление, что нейтралитет – святая святых психотерапии – нарушается.
Однако терапевт прибегает к данному способу, чтобы расшатать и пе- рестроить систему, а не потому, что желает вынести суждение, кто прав, кто виноват. В конечном счете равновесие и справедливость достигаются, потому что консультант по очереди встает на сторону разных членов семьи.
Нарушение равновесия является частью борьбы за изменения, которая иногда принимает вид поединка. Когда психолог говорит мужу, что тот недостаточно принимает участия в жизни семьи, а жене – что она непред- намеренно отстраняется от своего мужа, может показаться, что он вступает в поединок с данной семьей и нападает на ее членов. Однако реальный поединок происходит между психотерапией и страхом изменений.
Борьба с непродуктивными предположениями и перестройка
реальности. Системный психотерапевт борется с непродуктивными предположениями, бросая вызов семейной реальности, симптому, се- мейной структуре.
Вызов семейной реальности. Хотя структурная семейная психоте- рапия не ограничивается только лишь когнитивным лечением, кон- сультанты иногда оспаривают восприятие реальности членами семьи.
Изменение их отношения друг к другу вызывает альтернативные взгля- ды на реальность. Обратное положение тоже верно: трансформация взглядов членов семьи на реальность позволяет им изменить свое от- ношение друг к другу.
Люди имеют привычку становиться теми, кем себя представляют и описывают. Воспоминания содержат нарративную истину, которая оказывается более важной, чем истина историческая. Факты, представ- ленные психотерапевту, – это частично историческая истина, а частич- но – искусственное создание. Конструкции, которые являются общей реальностью всех членов семьи, олицетворяют взаимопонимание и об- щие предрассудки. Некоторые из них перспективны и полезны, а неко- торые – нет. С. Минухин и Ч. Фишман разъясняют, что представления семьи о собственных недостатках мешают поиску новых альтернатив.
Вызов симптому.
Сторонник структурной психотерапии, восприни- мая семью как организм, видит в симптоматическом поведении ответ этого организма на стресс. Таким образом, задача консультанта – поста- вить под сомнение существующее в семье определение проблемы и ха-
102
рактер реакции на нее. Такой вызов может быть прямым или косвенным, явным или скрытым, незамысловатым или парадоксальным. Бросая вызов симптому, С. Минухин транслирует веру в то, что семья способна вести себя по-иному. Например, он мог предложить супругам общаться всякий раз на повышенных тонах и ни в коем случае не соглашаться друг с другом; посоветовать сверхфункциональному мужу не позволять своей жене проявлять какую-либо инициативу, а его гипофункциональной супруге рекомендовать обращаться за помощью к мужу по малейшему поводу. Конечно, здесь мы имеем типичное использование парадокса.
Парадоксы – это когнитивные конструкции, которые фрустриру- ют или смущают членов семьи и заставляют их искать альтернативы.
С. Минухин довольно часто использует этот прием, когда бывает полезно выразить скептицизм в отношении изменений людей.
Вызов семейной структуре.
Семейная структура предписывает членам семьи, что они должны делать, как, когда и в какой последовательности, вступая в отношения друг с другом. Мировосприятие членов семьи в значительной мере зависит от их положения в различных подсистемах.
Дисфункция в семье нередко связана либо с чрезмерной слитностью, либо с чрезмерной раздельностью ее членов. Именно поэтому пси- хотерапию можно считать процессом управления степенью близости и отчужденности. Психолог может бросать вызов тому разграничению ролей и функций, которое установили сами члены семьи.
Иногда структурный семейный психотерапевт выступает как учитель, предлагая информацию и совет, основанные на обучении и опыте. Ин- формацией можно поделиться, чтобы подбодрить обеспокоенных членов семьи, помочь им повести себя более компетентно или преобразовать их взаимоотношения.
Структурный психотерапевт также использует прагматический вы- мысел, чтобы предоставить членам семьи другие рамки для восприятия.
Цель состоит не в том, чтобы обучить или обмануть, а в том, чтобы пред- ложить мнение, которое поможет членам семьи измениться.
Критерий завершения. Структурные изменения в семье и разрешение предъявленной проблемы достигаются путем:
• упорядочения иерархии;
• формирования эффективной родительской коалиции;
• обособления супругов от их родителей;
• создания оптимальных внешних и внутренних границ.
Вопросы для самоконтроля
1. Что входит в структуру семьи, по С. Минухину?
2. Опишите параметры дисфункциональной семьи с точки зрения структурного подхода.
103 3. Каким образом консультант может присоединяться к семье?
4. Покажите на конкретном примере специфику присоединения кон- сультанта к родительской и детской субсистемам.
5. Для решения каких задач используются структурные техники?
6. Сформулируйте ряд семейных правил, соответствующих иерархи- ческой структуре семьи в рамках структурного подхода.
7. С помощью каких техник консультант поможет членам семьи увидеть положительные и отрицательные стороны той или иной се- мейной роли?
8. Охарактеризуйте техники преобразования коммуникации в семье.
9. Какие техники используются для выведения системы из равно- весия?
10. Охарактеризуйте техники изменения границ и иерархию внутри неблагополучной семьи.
11. Охарактеризуйте техники реорганизации семейной структуры.
Задания
1. Проанализируйте структурные параметры и уровень гибкости вашей семьи, обсудив следующие темы:
1) лидерство:
• может ли каждый член семьи быть лидером?
• кто лидер в семье?
• как в семье принимаются решения по важным для нее вопросам?
2) контроль:
• учитывается ли мнение детей при вынесении семейных решений?
• принимаются ли семейные решения только родителями?
3) дисциплина:
• самостоятельно ли дети выбирают форму поведения?
• обсуждают ли родители вместе с детьми форму наказания?
4) роли:
• как устроен в семье процесс выполнения повседневных дел?
• могут ли домашние обязанности переходить от одного члена семьи к другому?
• существует ли в семье четкая система прав и обязанностей?
5) правила:
• какие правила существуют в семье?
• подвержены ли эти правила изменениям под воздействием об- стоятельств?
2. Выполните технику «Семейная социограмма». В большом круге расположите членов вашей семьи, обозначив их маленькими кружками, и объясните, почему вы их так разместили.
А. Проанализируйте свои рисунки по следующим критериям:
• число членов семьи, попавших в площадь круга;
104
• величина кружков;
• расположение кружков относительно друг друга;
• дистанция между ними.
Б. Выделите альянсы и треугольники в структуре семьи. Сделайте вывод о степени дифференцированности членов семьи.
9. КОММУНИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ
СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Теоретическая основа и сущность подхода
В рамках системного подхода выделяют семейную коммуникатив- ную психотерапию, которая выросла из школы П. Алто. Ведущие фигу- ры – Г. Бейтсон, Д. Хейли, Д. Джексон, П. Вацлавик, В. Сатир, Р. Бэндлер,
Д. Гриндер. По мнению М. Николса, коммуникативная психотерапия оказала огромное влияние на развитие семейной психотерапии в целом.
Коммуникативная модель семейной психотерапии базируется на идеях гуманистической психологии и фокусируется на анализе спо- собов и структуры общения в семье, включая вербальный и невербаль- ный аспекты коммуникативного поведения. Цель работы – личностный рост членов семьи, задача – оказание помощи семье в умении открыто и спонтанно выражать свои чувства и потребности, эффективно общать- ся, делиться переживаниями. Для этого используют конструктивные пра- вила и способы общения. Акцент делается на исследовании параметров эффективной, неэффективной, деструктивной коммуникации внутри семьи, а также личностных основ нарушений коммуникации. Изучаются вербальная (слова) и невербальная (мимика, поведение) коммуникации, возможности расхождения между ними, причины и механизмы непра- вильной расшифровки чужого сообщения.
Семейная коммуникация часто рассматривается через анализ стерео- типов взаимодействия в семье, которые включают в себя конкретные сообщения и имеют определенный смысл дли членов семьи. Коммуни- кация подразделяется на ряд этапов, обеспечивающих процесс обмена информацией между близкими:
• выбор содержания сообщения;
• его кодировка;
• передача;
• декодировка;
• выбор содержания ответного сообщения.
В непосредственном общении между людьми послания всегда двух- уровневые – вербальные и невербальные. В зависимости от того, на- сколько совпадают или не совпадают эти уровни, выделяют два вида