ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1142
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
105
сообщения: конгруэнтные и неконгруэнтные. Конгруэнтные – сообщения, в которых послания на вербальном и невербальном уровнях совпадают по своей сути, дополняют друг друга и не меняют своего содержания в зависимости от способа послания. Неконгруэнтные – это сообщения, в которых послания на вербальном и невербальном уровнях не совпа- дают. Наличие в коммуникации неконгруэнтных сообщений затрудняет процесс общения в семье.
При декодировке часто происходит искажение чужих сообщений.
Это объясняется тем, что в периоды стресса человек имеет тенденцию приписывать себе мысли и ощущения другой личности, связывая это с определенными внешне регистрируемыми реакциями такой личности.
На основе этой связи в дальнейшем люди имеют склонность толковать поведение другого и поступать так, как если бы придуманное было реаль- ным. Человек сам причиняет себе боль и создает трудности, приписывая различные ложные интерпретации поведению окружающих лиц и живя в этом виртуальном мире.
Для систематизации и организации своего непосредственного опыта люди пытаются создавать внутреннюю картину мира, логичную, непро- тиворечивую. При этом могут иметь место вычеркивания и обобщения, т. е. часть информации может вычеркиваться, теряться, люди могут че- ресчур обобщать реальную картину мира. В конечном итоге получается искаженный образ действительности, порой мешающий эффективно взаимодействовать с другими людьми.
Было выявлено, что ослабление психической патологии у одного члена семьи сопровождается ее усилением у других. Практиками от- мечено, что порой в процессе консультирования, когда состояние кли- ента значительно улучшается, начинаются сбои у другого члена семьи.
Это связано с тем, что психическая патология семьи – это не личностная проблема одного взятого члена семьи. Если семья в режиме патологии функционировала долгие годы, прежде чем обратилась за психологиче- ской помощью к консультанту, то можно считать, что патология является гомеостатическим механизмом для поддержания внутреннего баланса семьи. По сути, регуляция патологии проводится процессами передачи информации членами семьи, а это – ключ к пониманию человеческого поведения. Отсюда правила семейных отношений легко проследить, рассматривая схемы передачи информации в семье. Психопатология развивается, когда схемы коммуникации размыты, правила передачи ин- формации двусмысленны. Такая коммуникация представляется по типу двойной связи и предполагает наличие двух несовместимых сообще- ний, чаще всего одновременно вербальных и невербальных. Например, муж приходит домой и его встречает жена. Он протягивает к ней руки с желанием обнять. Жена сжимается – и он убирает руки. «Ты меня уже не любишь?» – говорит она. Муж вспыхивает от ее слов, и в этот момент
106
жена говорит: «Дорогой, не надо так быстро раздражаться из-за моей фразы». Таким образом, коммуникация в семье, с одной стороны, служит показателем патологических отношений в ней, а с другой – является средством поддержания закрепленных правил ее жизненного стиля.
Парадокс семейной коммуникации в том, что порой относительное семейное благополучие поддерживается за счет эпизодических драк, оскорблений, скандалов между членами семьи, что со временем при- обретает смысл стиля коммуникации. В исследованиях отмечено, что отношения в семье регулируются двумя
стилями обмена информаци-
ей – симметричным и комплиментарным.
Симметричный стиль представлен равноправием, где каждая из сто- рон играет роль лидера. Соревнование за лидерство может довести отношения до «перегрева», например, когда каждый из членов семьи старается, чтобы его слово было последним (значимым) для отноше- ний. Это может закончиться хронической войной, угрозой развода и др.
У детей складывается нечеткое мнение касаемо авторитета родителей и формируется недоверие.
Комплиментарный стиль представлен дополняющими отношениями.
Семейная психопатология может быть выражена в окостенении семей- ной системы, тормозящей личностный рост ее членов, поскольку один из супругов постоянно контролирует других членов семьи и доминирует над ними. Более слабый супруг позволяет более сильному доминировать, чтобы не ставить под угрозу семейную целостность, даже если это сопро- вождается патологическим поведением. У детей формируется закрытая позиция, вырабатывается навык конформного поведения, вследствие постоянного контроля своего поведения проявляется высокая тревож- ность на фоне страха быть наказанным за непослушание.
По П. Вацлавику, дисфункциональная семья старается избежать пе- ремен, которые отвечали бы изменяющимся обстоятельствам, отказы- ваясь по этой причине от информации о данных обстоятельствах. Таким образом, коммуникация между ее членами не происходит, а если про- исходит, то по закономерностям двойного сообщения, когда вербальное сообщение отрицает невербальное, а отправитель сообщения не может комментировать данное противоречие, так как избегает признать сущ- ность отношений.
Итак, в процессе коммуникации могут проявляться закономерности общения, затрудняющие функционирование семьи, а именно:
• несовпадение вербального и невербального уровней коммуника- ции (неконгруэнтные послания);
• искажение чужих сообщений;
• вычеркивание и обобщение информации.
Выдающимся представителем коммуникативного направления яв- ляется В. Сатир, которая заслуженно считается одним из классиков се-
107
мейного консультирования. С ее точки зрения, жизнеспособная семья должна давать каждому из членов возможность найти в ней свое место и получать от этого удовольствие. Средствами, при помощи которых се- мейная система достигает такого состояния, выступают чувства, правила и способы общения. Отправным пунктом для своей концепции В. Сатир избрала влияние старших в семье и чувство отверженности. Все ее учение можно свести к шести основным идеям:
1) семья, в которой мы выросли, во многом определяет наше пове- дение и установки;
2) семья – это система, а потому она стремится к равновесию, для поддержания которого порой в ход идет навязывание ролей ее членам, запреты или нереальные ожидания (в этом случае потребности членов семьи вступают в конфликт друг с другом и нарушения обеспечены);
3) нарушения в системе семьи порождают низкую самооценку и за- щитное поведение, так как человек все равно будет стремиться повысить самооценку и оберегать ее от нападок извне;
4) в каждом человеке достаточно сил для личностного роста и здо- ровой активной жизни;
5) всегда есть возможности для личностного роста, но психотера- певтическую работу нужно проводить на уровне процессов, а не содер- жания;
6) процесс изменений захватывает человека полностью и включает несколько стадий.
Как указывает В. Сатир, работая с семьей, она поняла, что новая семейная ситуация создается в зависимости от четырех важнейших явлений:
• мыслей и чувств, которыми человек выражает отношение к себе, т. е. самооценки;
• способов, при помощи которых люди передают друг другу инфор- мацию, т. е. коммуникации;
• правил, которыми люди руководствуются в своей жизни, т. е. семейной системы;
• способов поддержания отношений с другими социальными си- стемами.
Вне зависимости от семейных трудностей, которые побудили обра- титься к психологу, способ воздействия на семью – оценить и корриги- ровать все четыре упомянутых явления.
Здоровым, благополучным семьям, которые В. Сатир называет зре- лыми, присущи следующие свойства: высокая самооценка, непосред- ственная, ясная и честная коммуникация, гибкие и гуманные прави- ла поведения. В такой семье ее члены сориентированы на изменение
(рост), социальные связи открыты, полны позитивными установками и надеждами. В. Сатир подчеркивает, что данное понимание состояния
108
семьи и возможностей ее совершенствования является универсальным и подходит для семей любой этнической, социальной, культурной при- надлежности.
С точки зрения В. Сатир, естественна потребность каждого человека в росте. Все люди обладают необходимыми ресурсами (физическими, интеллектуальными, эмоциональными, духовными и др.) для достиже- ния этой цели. Используя их, человек может увеличить свой потенциал.
Задача психолога – облегчить рост, добиться, чтобы он как можно больше соответствовал потребностям семьи. Предполагается, что хотя такие требования и могут иметь специфические особенности, однако харак- теристики роста личности, из которых важнейшая – понимание своей ценности как равенства с другими людьми, являются тождественными.
Упомянутое понимание выражается (или не выражается) и воспитыва- ется в довольно юном возрасте, а определяющий фактор воспитания – триада: ребенок и два родителя.
В своей работе с семьей В. Сатир уделяет большое внимание иссле- дованию деструктивных стереотипов взаимодействия членов семьи, которые проявляются в типичных играх общения. К уродливым играм семейного общения она относит такие типы поведения, как заискива- ние (вызывает чувство вины), обвинение (вызывает страх и стремление подчиняться), расчетливое поведение (зависть) и отстранение (чувство тоски и уныния).
Эмоциональное неблагополучие членов семьи связано с постоянной угрозой отвержения и обусловлено неэффективной внутрисемейной коммуникацией. Она определяется рядом
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 21
позиций, которые склонны занимать члены семьи, пытаясь избежать тревоги и угрозы отверже- ния. Каждая из них проявляется как на вербальном (словесном) уровне коммуникации, так и на невербальном (телесном). Более подробно эти позиции описываются автором следующим образом:
1) заискивающая («миротворец») – попытка угодить, не сердить друго- го человека и не вступать в споры. Внутреннее ощущение «миротворца» можно передать словами: «Я считаю себя ничтожеством, я – ничто»;
2) обвиняющая – постоянный поиск виноватых среди членов своей семьи. Член семьи пытается избежать отвержения, демонстрируя свою силу и власть окружающим. У такого человека есть внутреннее ощущение, что он одинок и несчастлив;
3) расчетливая («компьютер») – скрытое убеждение человека в том, что можно избежать угрозы отвержения при помощи точного расчета и анализа ситуации. Такой член семьи корректен и рассудителен, не про- являет чувств, кажется другим эмоционально холодным. Внутреннее его ощущение характеризуется словами: «Чувствую себя уязвимым»;
4) отстраненная («безумный») – спутанное, несерьезное поведение.
Человек настолько боится быть отвергнутым другими, что ведет себя
109
неадекватно ситуации. Его слова могут касаться совершенно отвлеченной темы, движения неловкие и нелепые. Испытываемые чувства при этом таковы: «Здесь никто обо мне не позаботится, никто не любит, мне здесь нет места».
Понятно, что отношения в семье, триаде очень важны для ребенка.
Однако они не всегда благоприятны для его личностного роста. Эти от- ношения могут основываться на противоречивой коммуникации, т. е. на коммуникации, когда слова, выражение лица, положение тела, то- нус мышц, ритм дыхания, интонация, жесты друг другу противоречат
(например, отец с улыбкой говорит ребенку: «Будешь строго нака- зан»). Противоречивая коммуникация воспринимается как опасность.
Ее трудно однозначно интерпретировать, поэтому возможно непра- вильное реагирование, а в силу этого – отталкивание, отторжение, прекращение данной коммуникации. Ребенок, для которого родители очень значимы, избегает такой ситуации. По этой причине он приоб- ретает определенные навыки общения, помогающие ориентироваться и реагировать в ситуации, ставшей опасной из-за противоречивой коммуникации.
Формирование всех четырех типов можно легко заметить в семье.
Непосредственные, словесные инструкции, которые получают дети от родителей, это точно отражают, например: «не тронь», «не мешай»,
«хотеть чего-либо для себя – эгоизм» – так воспитывается угодливый тип;
«не будь трусом, не поддавайся, дай сдачи» – тип обвинителя; «не делай глупостей, ты слишком большой, чтобы так ошибаться» – расчетливый тип; «неважно, как выйдет, так и хорошо» – отстраняющийся тип.
Все обсуждаемые типы реагирования формируются под влиянием противоречивой коммуникации и отличаются низкой самооценкой.
Они мешают людям почувствовать общность, найти приемлемые в со- вместной деятельности решения. Противоположный им тип – человек со сбалансированным поведением, сущность которого – последователь- ность, т. е. слова отвечают мимике, положению тела, поза – жестам и т. д.
Внутреннее состояние, сопровождающее такое поведение, – это при- знание своей ценности и ценности других. Отношения с окружающими могут быть открытыми и честными, так как тайные игры – «кто лучше, предпочтительнее, главнее» – не ведутся; мысли, чувства выражаются стройно, гармонично. Люди этого типа также могут быть рациональными или обвиняющими, отстраняющимися или угодливыми. Они сознательно выбирают ту или иную отвечающую ситуации манеру общения, а глав- ное – их способ коммуникации непротиворечив.
Неконструктивная коммуникация тормозит развитие личностной зрелости членов семьи, затрудняет процесс семейной адаптации, что приводит к дисфункциональности семейной системы.
110
В. Сатир отмечает, что достаточно точно можно охарактеризовать любую семейную систему, используя для этого четыре параметра:
• самооценка участников семейного процесса;
• коммуникация;
• семейная система (свод норм);
• социальные связи (взаимодействия с внешним миром).
В зависимости от сочетания особенностей каждого параметра семья может быть охарактеризована как благополучная или неблагополучная.
В. Сатир называет следующие деструктивные представления, которыми люди руководствуются в неблагополучных семьях: отношения должны регулироваться страхом наказания или силой; всегда есть кто-то, кто знает, что тебе необходимо; люди по природе злые и поэтому должны находиться под контролем; только человек, обладающий властью, знает, как правильно жить.
В табл. 5 приведены представления В. Сатир о том, как функциони- рует закрытая система в неблагополучных семьях и открытая – в бла- гополучных.
Таблица 5
Функционирование различных систем
в благополучных и неблагополучных семьях
Фактор
Благополучная семья
Неблагополучная семья
Самооценка
У всех членов семьи высокая
У всех членов семьи низкая
Коммуникация
Честная, открытая, ясная, адекватная, прямая
Нечестная, запутанная, неопределенная, неадекватная
Семейная система
Правила гибкие, при не- обходимости меняющие- ся; полная свобода любых обсуждений; допускается автономность
Правила скрытые, жесткие, неизменные; мелочная опека и контроль; запреты на любые обсуждения
Социальные связи
Многообразие социальных связей; семья открыта для внеш- них контактов
Страх перед социумом, закрытость; отсутствие социальных связей
(либо заискивание перед социумом)
Таким образом, дисфункциональная семья, по В. Сатир, – это зам- кнутая система, которая держится на жестких, бесчеловечных правилах, исключающих честное самораскрытие и личностный рост. Общение является косвенным и неопределенным, а социальные связи осущест- вляются с позиций страха, заискивания или обвинения.
111
Цели коммуникативной психотерапии
Поскольку семейная дисфункция в коммуникативной модели рас- сматривается как следствие неадекватных способов коммуникации, консультирование сводится к попыткам улучшить эти способы. Цель консультирования состоит в преобразовании семейной системы посред- ством обучения членов семьи новому опыту общения.
По В. Сатир, общая цель семейной коммуникативной психо терапии –
улучшить коммуникацию в семье, произвести в семейной системе изме- нения трех видов. Во-первых, каждый член семьи должен уметь полно, конгруэнтно и внятно комментировать все, что видит и слышит, ощущает и думает о себе и других, в их присутствии. Во-вторых, с каждым надо обращаться, учитывая его уникальность, а решения следует принимать не с позиции силы, а после совместного обсуждения и в результате перего- воров. В-третьих, межличностные различия должны быть легализованы и использованы для индивидуального роста.
Основные задачи работы с семьей (по В. Сатир):
• осознавание членами семьи деструктивных позиций в общении;
• обучение гармоничному, искреннему общению.
Под гармоничным, искренним общением В. Сатир понимает уравно- вешенное общение (позицию), которое основано на подлинности пережи- ваний и истинности чувств. В таком типе коммуникативного поведения вербальные и невербальные компоненты соответствуют друг другу.
Этапы коммуникативной психотерапии
Терапевтический процесс состоит из трех стадий:
1) начальная:
• коммуникативная диагностика семейной проблемы;
• подготовка к изменениям, включение терапевта в семейную ком- муникацию;
2) промежуточная (изменения):
• хаотическая реакция, мотивирующая потребность в личностном росте;
• тренинг навыков адаптивного общения;
3) заключительная – закрепление изменений.
Р. Бэндлер, Д. Гриндер и В. Сатир на диагностической стадии рабо- ты решают следующие задачи: 1) подготовка членов семьи к созданию такого опыта, который может служить моделью их будущего поведения;
2) определение желаемого состояния для семейной системы; 3) выявле- ние текущего состояния семейной системы.
На диагностической стадии работы психотерапевт выясняет, как пар- тнеры принимают решения: заискивают, задираются, наставляют, отстра- няются или делают вид, что им все безразлично. Выясняется, открыто ли обсуждаются все варианты, с учетом ли мнения каждого. Выявляются су-