ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1141
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
112
пружеские мифы: «Если ты меня любишь: а) я в порядке; б) ты догадаешься, что мне нужно; в) ты должен думать, чувствовать и действовать, как я».
Чтобы разобраться в несогласованных, перепутанных взаимоотно- шениях в закрытой семье, психотерапевт составляет ее карту, в которой отмечает связи в парах и треугольниках. Он определяет тип родительских масок: начальник (три варианта: миротворец, обвинитель, расчетли- вый), безответственный потакающий приятель и др. Также психолог прослеживает хронологию семейных кризисов, выясняет способы их разрешения, наконец, определяет влияние моделей родительских се- мей. Для этого психотерапевт должен стать ресурсом семьи в качестве опытного наблюдателя, модели коммуникации и играющего тренера.
Цель психотерапии состоит в преобразовании семейной системы.
Членов семьи обучают опыту общения, когда они получают то, что хотят, используя три главные стратегии: 1) разрушение запрограммирован- ности, выработанной в прошлом; 2) показ перспектив процесса (через достижение промежуточных состояний в системном процессе); 3) транс- формация системы путем перепрограммирования.
Этап тренинга навыков адаптивного общения является основным.
В этот период используются проясняющие вопросы, корригирующие замечания, обучающие техники. Большое значение придается невер- бальным приемам, в частности семейной скульптуре.
Во время совместной работы важно предельно использовать мастер- ство и творческие возможности членов семьи, задействовать максималь- ное число каналов восприятия и все репрезентативные системы, чтобы наиболее полно обучить членов семьи. В процессе работы психотерапевт контактирует с каждым из них, выступает в роли переводчика и помогает установить прямые контакты между членами семьи.
Заключительная стадия работы состоит в закреплении достигнутых изменений, при этом для членов семьи важно идентифицировать эти изменения, оценить свои новые возможности и представить, как они будут использовать их в будущем. В это время консультант отсоединя- ется от семьи.
Последний этап внешне может быть сходным с первым, поэтому психотерапевтический цикл повторяется несколько раз, однако с каж- дым разом этап хаоса становится все короче и менее противоречивым.
Процессуальная методика В. Сатир, ставящая своей целью дости- жение изменений, опирается главным образом на концепцию о
ста-
диях, которые проходит человек и семейная система на пути к этим изменениям.
Первая стадия «Статус-кво»:человек осознает необходимость пере- мен, но позиция «пусть остается все как есть, потому что так привычней» побеждает стремление к переменам. Психотерапевту важно создать у семьи чувство защищенности, чтобы появились силы стремиться к из-
113
менениям, несмотря на свои страхи и опасения. Для этого В. Сатир устанавливала прочный контакт с людьми и помогала им обрести уве- ренность в себе.
Вторая стадия «Чужеродный элемент»: некий «чужеродный элемент» извне попадает внутрь системы и нарушает ее баланс. Таким «элементом» может быть новый член семьи, смерть, тюремное заключение, развод, уход одного или нескольких членов из семьи или даже классный руководитель, который сообщает родителям о безобразном поведении их ребенка.
Как только В. Сатир чувствовала, что ей удалось добиться полного доверия, она постепенно готовила людей к принятию изменений, часто для начала давая им понять, что привычные образцы поведения при- шли в негодность. Вытаскивая наружу эти образцы поведения, В. Сатир становилась главным «чужеродным элементом» второй стадии, рас- шатывающим сложившуюся систему. Подобные действия порождали следующую стадию.
Третья стадия «Хаос»: с приходом чужеродного элемента наступает настоящий хаос, люди чувствуют, как почва уходит из под ног, они рас- теряны, напуганы и не знают, что делать. Но, как утверждала В. Сатир, именно в этот период появляется возможность сделать что-то по-новому и хоть немного изменить систему.
Достигнув промежуточной фазы, В. Сатир делала все, чтобы под- толкнуть человека на путь изменений. Для этого она в первую очередь вовлекала пациента в психотерапевтический процесс, чтобы затем по- степенно пересмотреть его дезадаптивные поведенческие паттерны и открыть новые горизонты возможностей.
На данном этапе В. Сатир становилась одновременно и заботливым помощником, и суровым командиром, помогая людям неуклонно стре- миться вперед, преодолевая хаос, и не позволяя им, испугавшись, пойти на попятную и вернуться к стадии статус-кво. Ей удавалось достичь этого за счет новых возможностей в поведении и восприятии, которые она открывала своим пациентам.
Четвертая стадия «Новые возможности»: для людей наступает время, когда они, освободившись от груза прошлого, открыты для новых стилей мышления и поведения.
Пятая стадия «Практика»: отрабатываются новые возможности в це- лях их закрепления.
Шестая стадия «Интеграция»: новый стиль жизни становится при- вычным и возникает новый статус-кво.
В рамках заключительной стадии психотерапии В. Сатир ставила перед собой задачу закрепить наработанные изменения. Для этого она шаг за шагом подводила людей к опробованию новых способов пове- дения. Порой это напоминало тренировку, в другой раз психотерапевт избирала метод предварительной репетиции в воображении.
114
Слова, употребляемые В. Сатир в ходе психотерапии, и тон, ко- торым она их произносила, нередко помогали ей прочней закрепить достигнутые изменения. Иногда, выбрав нужные слова и тон голоса, она актуализировала внутренний потенциал человека, его способности.
Порой же психотерапевт видела необходимость еще раз подчеркнуть положительный результат изменений, сосредоточивая на них внимание клиента.
Последнее, что служило в психотерапии В. Сатир средством закреп- ления нового, — это установка «якоря» с помощью вопроса о том, как чувствует себя человек после произошедших с ним перемен.
В. Сатир разработала целый ряд специальных упражнений, игр, процедур, позволяющих членам семьи осознать и почувствовать приме- няемые ими неэффективные позиции в общении. Эти техники впослед- ствии были систематизированы в книге Ш. Лойшен «Психологический тренинг умений. Школа Вирджинии Сатир». Однако основной задачей, которую ставила перед собой В. Сатир в работе с семьей, было не только осознавание существующих позиций, но и обучение гармоничному, искреннему общению. Взаимосвязь стадий изменений, психотерапев- тических процессов и видов психотерапевтического вмешательства наглядно отражена в табл. 6.
Таблица 6
Виды психотерапевтического вмешательства
на различных стадиях психотерапевтического процесса
Стадия изменений
Стадия психо- терапевтического процесса
Вид психотерапевтического вмешательства
Статус-кво
Начальная:
коммуникативная диагностика семейной проблемы;
подготовка к изменениям,
включение терапевта в семейную коммуни- кацию
Установление контакта
(сближение, выслушивание, наблюдение);
вселение уверенности;
стимулирование сознания;
карта семьи
Чужеродный элемент
Промежуточная
(изменения):
хаотическая реакция, мотивирующая потребность в личностном росте;
тренинг навыков адаптивного общения
Вовлечение в психотерапевтический процесс;
ослабление дезадаптивных поведенческих паттернов;
обучение новым способам поведения
Хаос
Новые возможности
115
Стадия изменений
Стадия психо- терапевтического процесса
Вид психотерапевтического вмешательства
Практика
Заключительная: закрепление изменений
Проверка на практике
(тренировка, воображаемая репетиция);
подчеркивание положительных изменений;
закрепление изменений;
ободрение;
установка «якоря»
Интеграция
Техники коммуникативной психотерапии
Психотерапия В. Сатир предполагает активное участие консуль- танта для создания атмосферы поддержки и доверия. Высокий уровень эмпатии во время психотерапевтических сессий дает каждому члену семьи возможность полностью реализовать свой потенциал. Консуль- тант, показывая пример личностного роста, служит источником ресурсов для развития конгруэнтной коммуникации в семье. В. Сатир уделяет внимание различным паттернам взаимодействия членов семьи с целью улучшить их коммуникацию. Ее техники имеют много общего с психо- драмой и гештальт-терапией. Кроме того, в них использованы нара- ботки В. Сатир, позволяющие изменить правила и функции семейного взаимодействия. Важнейшими предложенными ею приемами являются, во-первых, использование собственного поведения в качестве модели
(моделирование коммуникации), во-вторых, скульптура семьи. Рассмо- трим их подробнее.
В. Сатир искусно использовала данную технику. Вероятно, наибо- лее существенный вклад В. Сатир в семейную психотерапию – ее спо- собность превращать самую проигрышную ситуацию в выигрышную.
В случае неясного сообщения, сделанного одним из членов семьи, она проясняет его смысл и устанавливает правила коммуникации. В книге
«Сотворение человека» В. Сатир выделяет три правила эффективной коммуникации:
• члены семьи озвучивают свои мысли и говорят о чувствах от пер- вого лица;
• каждому члену семьи предлагается занять «я»-позицию. «Я»-утверж- дения указывают на то, что они несут за себя ответственность. С другой стороны, «я»-утверждения способствуют выражению своих чувств дру- гими людьми и примиряют с различиями во взглядах;
• каждый член семьи должен ориентироваться на уровень понимания других ее членов, делая свое сообщение конгруэнтным.
Окончание табл. 6
116
Суть техники
«Скульптура семьи», предложенной В. Сатир, со- стоит в том, что расположение людей и объектов должно физически символизировать внутрисемейные взаимоотношения в данное время в соответствии с тем, как видится место каждого индивида в семейной системе. Каждый член семьи создает живой портрет семьи, расставляя ближайших родственников согласно собственному взгляду на дистан- цию между ними, рассматривая каждого в роли, которую они играют по отношению друг к другу, учитывая чувства, которые при этом испы- тывают. Таким образом, опыт каждого воплощается в живой картинке и проецируется на нее. Одним из многих преимуществ данного метода является его способность преодолеть чрезмерную «завербализован- ность» и «заинтеллектуализированность» (разнообразные защиты, проекции и обвинения), часто существующие в семейной системе.
Членам семьи не дают взаимодействовать друг с другом обычными для них словесными намеками, а принуждают общаться на качественно ином, более спонтанном, уровне. Когда треугольники, альянсы и кон- фликты наглядно и символически изображены, появляются различные возможности для взаимодействия на основе чувств в их тончайших оттенках. В этом отношении техника «Скульптура семьи» – довольно хорошее диагностическое средство.
Другим преимуществом данной техники является эффект, который она производит на членов семьи, заставляя их думать о себе как о неком единстве в разнообразии, где важны и целое, и каждый его элемент. Не- возможно изолировать любую систему внутрисемейного взаимодействия без учета последствий для всей семьи. Скульптура не только объединяет семью, но и подчеркивает индивидуальность каждого. Кроме того, она требует от члена семьи обобщить свой личный опыт, осмыслить его, а затем проинтерпретировать. Скульптура также дает психотерапевту возможность прямой интервенции в семейную систему. Структурный психотерапевт при этом помогает членам семьи перераспределить их позиции, способствуя таким образом созданию более приемлемых гра- ниц внутрисемейных субсистем. В этом контексте можно утверждать, что скульптура используется для внесения позитивных изменений в семью в целях ее полноценного функционирования.
Техника «Семейная скульптура» применяется на любом этапе ди- агностики и терапии. Для ее проведения достаточно хотя бы трех или четырех человек, некоторое количество легко передвигающейся мебели и предметов, которые используются в качестве замены отсутствующих на сессии членов семьи. Скульптура может изображать как настоящее, так и прошлое семьи и включать любое требуемое в психотерапевтических целях количество членов расширенной семьи.
Вводя клиентов в курс данной методики, психотерапевт объясняет, что прежде всего она помогает прочувствовать, что значит быть членом
117
данной семьи. Иногда легче это показать, чем рассказать. Члены семьи по очереди показывают свое видение внутрисемейных взаимоотноше- ний, изображая их в живой скульптуре так, чтобы позы и положения в пространстве отражали действия и чувства по отношению друг к другу.
Консультант предлагает скульптору обращаться с членами семьи так, как будто они сделаны из глины. Скульптор ставит каждого в такую позицию, которая могла бы охарактеризовать его невербально. При этом в семейной скульптуре психотерапевт занимает место скульптора, как сам скульптор его видит. «Ваяние» продолжается до тех пор, пока скуль- птор не будет удовлетворен своим творением. Важно, чтобы другие члены семьи позволили ему свободно обращаться с собой как с «мате- риалом», зная, что потом они поменяются с ним местами.
Когда каждый член семьи создаст свою реальную семейную скульпту- ру, отражающую эмоциональную ситуацию в семье в данный момент, можно попросить сделать скульптуру идеальной семьи.
Консультант имеет возможность вмешиваться в этот процесс, пред- лагая свои варианты и непосредственно комментируя происходящее.
Впоследствии можно обращаться к скульптуре идеальной семьи для того, чтобы проследить динамику консультативного процесса. При этом несоответствия между представлениями о структуре семьи различных ее членов очень существенны для понимания происходящего в семье, а их легче выявить с помощью семейной скульптуры, чем на основе традиционных вербальных техник.
Существует много вариантов использования техники «Семейная скульптура». Некоторые психологи, применяющие ее, просят скульптора придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые лучше всего характеризовали бы поведение этого человека. Членам семьи пред- лагается последовательно произносить эти фразы, при этом достигается не только визуальный, но и слуховой эффект.
Обсуждается не только вся скульптура в целом, но и ее отдельные части. Консультант может также задавать нижеприведенные вопросы.
1. Как вы себя чувствуете на этом месте среди ваших родственников?
2. Удивила ли вас данная скульптура?
3. Знали ли вы раньше, что скульптор воспринимает вас именно так, как он это изобразил?
4. Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как запечатлено в скульптуре?
5. Какие изменения в жизни семьи вы хотели бы видеть?
6. Как бы вы назвали данную скульптуру?
Обсуждение семьей, скульптором и консультантом проделанной работы можно организовать прямо на сессии. Скульптура используется и при индивидуальной психотерапии. В этом случае роли членов семьи