ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1138
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
118
исполняют мебель и другие объемные предметы, находящиеся в кабине- те. Хотя при таком подходе порой ощущается дефицит живого присут- ствия членов семьи, он так же помогает внести позитивные изменения в семейную систему. При этом скульптура не должна слишком жестко интерпретироваться, поскольку она отражает не объективную внутрисе- мейную ситуацию, а лишь субъективное мнение одного из членов семьи, субъективную реальность его внутреннего мира.
Таким образом, в ходе встречи с семьей психолог и демонстрирует сбалансированное, гармоничное общение, и выявляет, раскрывает перед членами семьи противоречивость их коммуникации. Критерием эф- фективности обучения является увеличение степени открытости семьи.
В заключение хотелось бы отметить, что успешность применения техники коммуникативной психотерапии помощи семье зависит от опы- та и проницательности психолога.
1 ... 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 21
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите правила эффективной коммуникации в семье, по В. Сатир.
2. Сравните коммуникационные процессы в благополучной и небла- гополучной семьях.
3. Как вы считаете, с какой целью члены семьи включаются в деструк- тивные игры общения? Обоснуйте свой ответ.
4. Охарактеризуйте деструктивные позиции в семейной коммуни- кации.
5. В какой мере осознаются членами семьи игры общения? Аргумен- тируйте свой ответ.
6. Назовите цели консультирования семьи в коммуникативной мо- дели.
7. Подберите несколько методик диагностики семейной коммуни- кации.
8. Какие стадии изменений проходит семья в рамках психотерапев- тического процесса?
Задания
1. Изучите кейс, описанный В. Сатир. Определите позиции и игры общения, которые прослеживаются в данной семье.
Представьте, что вы просыпаетесь утром в дурном настроении и с плохим самочувствием. Вам надо идти на работу и встретиться там со своим начальником, который, как вы думаете, недоволен вами. У вас есть правило: никто ничего не должен знать о ваших переживаниях. Ваш муж (или жена) замечает ваше кислое лицо и спрашивает: «Что с тобой?»
«Ничего», – холодно отвечаете вы, хлопаете входной дверью и убегаете,
119
забыв поцеловать супруга (или супругу). Вам непонятно собственное поведение.
Ваш супруг (супруга) расстроен (расстроена) вашим поведением и ведет себя соответственно. Придя домой, вы обнаруживаете, что там никого нет. Когда же ваш муж (жена) возвращается, наконец, домой, он
(она) не ложится с вами в постель, и у вас снова портится настроение – круг замыкается.
2. Составьте карту семьи, охватывающую три поколения. Укажите:
• даты рождения и смерти всех членов семьи, а также имели ли место случаи мертворождения, выкидышей или абортов;
• социально-политическую атмосферу, в которой прошло детство родителей, бабушек и дедушек (например, времена Великой депрессии);
• все события, оказавшие влияние на жизнь семьи, такие как всту- пление в брак, развод, переезды, природные катаклизмы, так или иначе изменившие ход событий, и другие чрезвычайные происшествия;
• степень зависимости членов семьи друг от друга;
• имена и краткое описание людей, которые, не являясь кровными родственниками, оказали влияние на семью.
Проведите в парах беседу:
1) об исторических датах:
«Ты знаешь, где и когда родился твой дедушка? Представляешь ли ты обстановку, в которой прошли его детские годы? Если твой дедушка скончался, знаешь ли ты, как это произошло?»;
2) важных событиях:
«Когда поженились твои родители? Ты знаешь, как они встретились?
Что ты знаешь о том времени, когда они были женихом и невестой? Они в браке до сих пор?»;
3) личных особенностях:
«Представь, что мне нужно поехать в аэропорт, чтобы встретить там твою бабушку. Как мне узнать ее? Попробуй описать ее личные качества.
Какие из них ты считаешь положительными, а какие – отрицательными?»;
4) семейных законах:
«Что бы твоя мама сказала насчет денег? Как ведут себя твои роди- тели при семейном конфликте?»;
5) тайнах:
«Когда вы родились? Выходит, что ваши родители поженились менее чем за девять месяцев до вашего рождения. Что вы об этом думаете?»;
6) людях, оказавших влияние на семью.
120
10. ЭМПИРИЧЕСКАЯ
СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Теоретические конструкты и основные идеи
Эмпирическая семейная психотерапия, или психотерапия, осно- ванная на опыте, уходит корнями в экзистенциально-гуманистическую философию. Подобно структурному и стратегическому подходам, в ней делается акцент на настоящем, а не на прошлом. Но, в отличие от них и подобно психоанализу, эмпирическая психотерапия имеет дело пре- имущественно с отдельными членами семьи, которых обучают делиться друг с другом личным опытом.
Несмотря на то что основное внимание уделяется отдельным ин- дивидам, семейная психотерапия, основанная на опыте, считается системной. Выдающимися представителями этого направления были
К. Витакер, А. Напир и др. Основное внимание они уделяли личност- ному росту, а не изменению дисфункциональных взаимодействий или устранению симптомов. Личностный рост предполагает автономию и свободу выбора. Рост происходит, когда каждый член семьи способен переживать настоящее и, более того, делиться своими переживаниями с другими. Задача психотерапевта – помочь членам семьи в выражении своих переживаний максимально честно и открыто. Их учат не столько обсуждать проблемы или симптомы друг друга, сколько делиться лич- ным опытом.
В семейной психотерапии, основанной на опыте, не принято теоре- тизировать. По мнению К. Витакера, психотерапевт работает наиболее эффективно в случае, когда ему удается быть самим собой. Если нови- чок действительно нуждается в точном следовании теории, опытный и думающий психолог ведет себя открыто и спонтанно. Сторонники эмпирической семейной психотерапии предпочитают быть как можно ближе к членам семьи, чтобы помочь им справиться с проблемами.
Не придавая большого значения теории, семейная психотерапия, бази- рующаяся на опыте, делает акцент на индивидуальности, свободе выбора и личностном росте.
Сторонники данного подхода отдают приоритет ощущениям, смыс- лам и ценностям отдельных членов семьи. Главный акцент делается на субъективном опыте индивида, а не на наблюдаемом поведении.
К. Витакер и Д. Кейт отмечают, что способность к близким отношениям зависит от того, удается ли при этом сохранять свою индивидуальность
(отдельность). Индивидуализация в здоровой семье делает возможной высокую степень мобильности, при которой каждый из членов семьи может выступать в разных ролях, не игнорируя при этом исполнения своих базовых ролей, предписанных культурой, религией, традицией, возрастом.
121
Близость и автономность
должны возрастать параллельно, так как одно невозможно без другого. Индивид способен к близости в той же степени, что и к отдельности. Семейные правила определяют степень выдерживаемого семьей давления, и этот своеобразный «барометр» очень точен. В нормально функционирующей семье наблюдается ши- рокий диапазон уровней близости и отдельности. Супруги могут быть вполне автономными, но в случае стрессорного воздействия, напри- мер появления ребенка или болезни одного из супругов, другой супруг окажется в трудном положении, поскольку должен будет по-прежнему поддерживать дистанцию. Иногда зависимой выглядит жена, в то время как муж представляется автономным. Однако если присмотреться, все совершенно наоборот: реальная власть сосредоточена в руках жены, а муж в действительности не более чем ребенок, сила которого в капри- зах и/или «хорошем поведении».
Следовательно, индивидуальность, или отдельность, человека со- существует с его общностью с другими людьми. Экзистенциальная по- требность человека заключается в том, чтобы ощущать свою отдельность и одновременно причастность к другим членам своей семьи.
Сторонники подхода, основанного на опыте, подчеркивают важ- ность свободы выбора. По их мнению, поскольку мы живем в абсурдном мире, наш выбор должен быть значимым, придавая смысл жизни. Если же он не обладает социальной значимостью непосредственно для нас или других членов семьи, возникает экзистенциальная тревога. Семья придает смысл выбору, сделанному членом семьи, поддерживая этот выбор. В случае когда семья мешает одному из членов реализовать свои возможности, возникают проблемы.
Обстановка в нормально функционирующих семьях располагает к свободному самовыражению. Члены семьи склонны выслушивать и со- переживать друг другу. Благодаря этому вырабатываются адекватные для данной семьи способы выражения эмоций и выполнения собственной уникальной роли.
Семейная психотерапия, основанная на опыте, призвана помогать пациентам в поиске ролей, способствующих самореализации, личнос- тному росту и формированию индивидуальности.
Внимание сторонников эмпирической психотерапии привлекает лич-
ностный рост, а не устранение симптоматического поведения. С их точки зрения, личностный рост – процесс постоянный. Смена обстоятельств требует, чтобы члены семьи пересматривали свои прежние убеждения и были открыты для нового опыта. Часто по мере личностного роста своих клиентов изменяется и психотерапевт. Следовательно, пережи- вания в процессе проведения психотерапии сопряжены с личностным ростом всех ее участников.
122
Рост в нормально функционирующих семьях не прекращается даже под действием стресса. Проблемы помогают членам семьи приобрести новый опыт. В случае возникновения определенного вопроса они осва- ивают новые для себя роли, получая возможность приобрести и новый опыт. Напротив, в дисфункционaльныx семьях ролевое поведение членов семьи взаимосвязано и жестко регламентировано, в них нет места из- менениям, а появление проблем приводит к манифестации симптомов.
Семейная психотерапия, основанная на опыте, поощряет открытое самовыражение и обсуждение потребностей, связанных с личностным ростом и здоровым семейным функционированием.
Отличительными особенностями дисфункциональных семей явля- ются ригидные взаимодействия и блеклость эмоций. Такая атмосфе- ра часто приводит к появлению симптомов у одного или нескольких членов семьи. Специфический симптом часто связан с привычными для семьи ролями и треугольниками отношений. К. Витакер подобрал образные названия некоторым из таких ролей: синдром отца-одиночки, синдром уставшей от борьбы матери и синдром ребенка, измученного родительским вниманием. Каждая из этих жестко закрепленных ролей
(симптомов) служит для поддержания равновесия в семье.
В дисфункциональных семьях коммуникация осуществляется вяло, а для ролевых ожиданий характерна неопределенность. Правила взаи- модействия жестко определены и не меняются в соответствии со специ- фикой сложившейся ситуации. При возникновении проблемы члены семьи продолжают придерживаться привычных правил и стереотипов поведения.
Дисфункциональные семьи с жестким распределением ролей часто оказываются в тупике в момент перехода от одного этапа жизненного цикла к другому. Рождение ребенка, уход старшего ребенка из семьи или смерть одного из ее членов, как правило, требуют поиска новых видов взаимодействия, которые ускользают от осознания либо отвергаются семьей. Именно когда обстоятельства нуждаются в корректировке и гиб- кости взаимодействия, трансакции становятся особенно ригидными, приводя к симптоматическому поведению.
Оценивая выраженность семейной дисфункции, психотерапевт – представитель направления, основанного на опыте, – изучает родитель- скую семью, выясняет особенности данного этапа жизненного цикла нуклеарной семьи, а также определяет эмоциональный возраст каж- дого ребенка. Вместе с тем сторонники данного подхода уделяют осо- бое внимание переживаниям членов семьи во время интервью. Кроме того, психотерапевты пристально следят за собственными реакциями на поведение пациентов: интонацией, позой, мышечным напряжением, манерой поведения, выражением лица, употреблением метафор и т. д.