ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1137
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
123
Цели и особенности эмпирической
семейной психотерапии
Помощь семье у К. Витакера основана на здравом смысле и опыте.
Это предполагает, что в процессе взаимодействия с консультантом члены семьи получают новый опыт, позволяющий им стать более гармонич- ными людьми. Изменившись, члены семьи могут поменять и семейные отношения. Основная цель работы с семьей – подтолкнуть ее к само- исцелению. С точки зрения К. Витакера, задача консультанта состоит в том, чтобы обострить семейные проблемы, но не брать на себя ответ- ственность за их решение. Психотерапевт подчеркивал, что консульти- рование – это искусство, а главное для консультанта – быть спонтанным, убедительным, аутентичным.
Цель семейной психотерапии – личностный рост, а не редукция сим- птомов. Индивидуальный рост ослабляет потребность в симптоме, поэ- тому членам семьи рекомендуют проявлять собственную уникальность, делая творческий выбор. По мнению К. Витакера, свобода выбора есть право индивида оставаться самим собой. Каждому члену семьи разъяс- няют необходимость выполнения собственной уникальной роли.
К. Витакер уделял особое внимание переживаниям членов семьи во время интервью. Более того, он использовал себя как инструмент для выявления особенностей семейного функционирования.
Одной из основных задач психотерапии К. Витакер считал развитие творческих способностей. Члены семьи, умеющие играть и творить, луч- ше осознают свои эмоции, в том числе подавленные. Свобода творить или безумствовать позволяет им поддерживать взаимную близость, одновременно оставаясь обособленными. Эти условия считаются необ- ходимыми для правильного функционирования и интеграции семьи.
На первой встрече К. Витакер просил каждого описать членов своей семьи и то, чем они занимаются: «Расскажите о своей семье», «На что она похожа?», «Как она устроена?» Таким образом, он получал общую картину, составленную при участии каждого члена семьи, и их вос- приятие семейной группы. К тому же психотерапевту рекомендуется обращать внимание на собственные реакции на семью. После того как они выявлены, об этом следует рассказать семье. Позиция консультанта такова: оставаясь открытым, честным и спонтанным, он учит членов семьи делать то же самое.
Оценивая выраженность семейной дисфункции, К. Витакер изучал родительскую семью, выяснял особенности данного этапа жизненного цикла нуклеарной семьи и определял эмоциональный возраст каждого ребенка. Первые сеансы психотерапевта в достаточной мере структури- рованы и включают в себя исследование семейной истории. К. Витакер настаивал, чтобы на сеансе терапии присутствовало максимально воз-
124
можное количество членов семьи. Право выбирать цели вмешательства принадлежит как психотерапевту, так и членам семьи. К. Витакер считал, что одна из очевидных целей консультанта – это привлечение семьи к лечению. Что касается членов семьи, то они чаще всего обращаются к психотерапевту с намерением устранить симптом. Психолог сосредо- точивает свои усилия на том, чтобы развить способность членов семьи принимать конструктивные решения. Для расширения смысла такие цели часто формулируются метафорически. Метафора имеет вербальный и невербальный компоненты. К. Витакер отмечал, что метафорически сформулированным целям недостает определенности, поэтому члены семьи получают доступ к новым высотам личностного осознания и роста.
Психотерапевт должен вести себя открыто и спонтанно, стараться быть как можно ближе к членам семьи, чтобы помочь им справиться с проблемами. Вместо того чтобы скрываться за ролью специалиста, он должен быть настоящим человеком, который катализирует измене- ние, используя свое личное воздействие на семью.
Наиболее подходящая метафора для изображения роли психотера- певта – это родитель. Быть родителем значит и заботиться, и функци- онировать. Таким образом, чтобы быть родителем, недостаточно лишь беспокоиться о благополучии другого, нужно добровольно отодвинуть свою личность в сторону, чтобы функционировать, действовать в инте- ресах другого. Подобно тому как родитель не имеет права драться с ре- бенком в полную силу, нельзя, занимаясь психотерапией, быть только личностью. Необходимо поставить свою личность в рамки дисциплины.
Цель родителя-психотерапевта состоит в том, чтобы предоставить клиенту возможность быть самим собой в большей мере; открывать новые границы своей деятельности, новую свободу быть разгневанным или спокойным, чтобы стать центром собственного бытия. Эта свобода возникает благодаря тому, что родитель-психотерапевт управляет си- туацией, отвечает за безопасность, создает подходящую среду. В этом случае клиент может изменять социальные правила и систему контроля, действующие в его повседневной жизни.
К. Витакер считал, что люди разучились понимать и выражать свои чувства и пребывают в «замороженном» состоянии. Принцип «размора- живания» стал одним из общих правил в работе с семьей.
Отличительной чертой семейной психотерапии К. Витакера является работа в команде с котерапевтом.
Этапы эмпирической семейной психотерапии
Хотя сторонники подхода, основанного на опыте, в том числе и К. Ви- такер, не склонны действовать систематически, все же тщательное изучение их работы показывает наличие у них терапевтических стратегий.
125
Последние включают ряд неструктурированных техник, фантазий, аф- фективной конфронтации и абсурдизации. Некоторые из таких стратегий помогают разрушать семейные мифы.
Психотерапия для К. Витакера неотделима от личной эмоциональной вовлеченности в терапевтический процесс, что достаточно трудоемко.
По этой причине К. Витакер привлекает котерапевта, который берет на себя часть работы. Личная заинтересованность психотерапевта часто приводит к появлению у него реакций противопереноса, происходящих неосознанно. Котерапевт способен это заметить и помочь психотера- певту выбраться из эмоциональных ловушек противопереноса. Работа в команде дает возможность каждому психотерапевту избирательно взаимодействовать с тем или иным членом семьи или ее подсистемой.
По мнению К. Витакера, психотерапия проводится в три
этапа.
На начальном этапе консультанты склонны придерживаться опре- деленной схемы вмешательства. Они защищают выбранную структуру психотерапии и собственную инициативу в процессе ее проведения.
Настаивая на определенной структуре вмешательства, психотерапевты дают членам семьи понять, кто здесь главный. Несмотря на то что одной из ведущих задач является передача членам семьи ответственности за принятие решений, психологи пытаются перехватить инициативу и на- стаивают на участии в первой сессии всех членов семьи. Кроме того, если требуется присутствие на сессии дедушек и бабушек, а они отказываются прийти, команда может принять решение прекратить психотерапию.
Во время первого интервью К. Витакер объявляет семье, что будет разговаривать индивидуально с каждым, чтобы узнать мнение всех.
Сначала он обращается к тому члену семьи, который меньше всего ин- формирован о проблеме, а уже в конце переходит к разговору с наибо- лее осведомленным членом семьи. Такой способ проведения интервью помогает команде психотерапевтов получить важные сведения и одно- временно перестроить семейное взаимодействие.
На промежуточном этапе психотерапевт еще больше сближается с семьей. Ее члены начинают прорабатывать волнующие их вопросы.
В некоторых случаях дискуссия заходит в тупик, что связано с нежеланием или невозможностью для них решать важные вопросы. Тогда делается попытка привлечь к психотерапии дедушек и бабушек, а также других чле- нов семьи. Дополнительные участники выступают скорее как ассистенты психотерапевтов, а не клиенты. Консультанты ведут себя пассивно, чтобы заставить родителей взять на себя ответственность за выход из тупика.
На заключительном этапечлены семьи становятся более самостоя- тельными и психотерапевт начинает постепенно отдаляться от семьи.
Ее члены зависят от него все меньше, больше общаясь друг с другом.
Они начинают жаловаться на то, что психотерапевтические сессии на- рушают их распорядок дня. Часто это указывает на необходимость за- вершения психотерапии.
126
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 21
Техники работы эмпирической
семейной психотерапии
На всех этапах используются
неструктурированные техники, ко- торые создаются психотерапевтом исходя из собственных творческих способностей. К. Витакер и Д. Кейт выделили несколько техник, которые способствуют прерыванию семейной динамики. К ним относятся: но- вое определение симптома, предложение фантастических альтернатив и аффективная конфронтация.
Новое определение симптома. Члены семьи, как правило, склонны рассматривать патологию как проблему одного человека. Такой подход существенно ограничивает их свободу выбора и личностный. Команда психотерапевтов, стремясь изменить положение дел, распространяет патологию на других членов семьи. К. Витакер и Д. Кейт описывают это так: «Мы генерализуем патологию на всю семью, обстановка в семье на- меренно подается членам семьи как абсурдная. Наши усилия направлены на то, чтобы депатологизировать человеческие переживания. Так, одна женщина жаловалась, что муж хочет от нее избавиться. “Понимаете, он никогда не любил меня, – заявила она, – однажды он обещал меня заре- зать. А в другой раз угрожал ружьем”. Психотерапевт спросил: “Почему вы думаете, что он вас не любит? Есть ли другая причина для того, чтобы он хотел вас убить?” Психоз одного из членов семьи может трактоваться как попытка выступить в роли Спасителя: “Я спасу тебя и отца, пусть даже ценой собственной жизни”. Отчаяние, которое испытывает один из членов семьи, можно назвать благоприятным признаком, свиде- тельством того, что семья проявляет достаточно заботы о нем. Для того чтобы конфронтация не была слишком болезненной, эта техническая игра проводится сдержанно, на полутонах».
Многие психотерапевты будут испытывать затруднения при попытке дать новое определение симптомам
1
, подавая ситуацию как совершенно абсурдную. Однако сторонники эмпирической психотерапии допускают абсурдную трактовку симптомов как полезный прием, помогающий изменить отношение семьи к симптому. Способность консультанта гово- рить и вести себя необычно проявляется с особенной яркостью в технике фантастических альтернатив.
Предложение фантастических альтернатив. Команда психотера- певтов может использовать фантазию как минимум двумя способами.
Травмирующие события реальной жизни могут обсуждаться как вполне обычные. Можно задать целый ряд вопросов на тему, которую члены семьи предпочитают не обсуждать. Например, женщине, которая пыта- лась покончить с собой, можно предложить обсудить со всеми присут- ствующими такие вопросы: «На ком женится ваш муж в случае успеха