ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1134
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Keith D. V. & Whitaker C. A. Play therapy: A paradigm for work with families //
J. of Marital and Family Therapy. 1981. № 7. P. 248.
127
вашей очередной попытки?», «Как скоро он женится?», «Долго ли будет горевать?», «Как долго будут горевать дети?», «Кому достанется страхов- ка?», «Как отнесется к вашей смерти свекровь?», «Что сделают с вашими личными вещами?» и т. д.
Действуя так, словно обсуждать фантастические альтернативы для членов семьи не составляет особого труда, психотерапевт позволяет им обогатить свою эмоциональную жизнь, не прибегая к реальному насилию или отыгрыванию. Рассмотрение фантастических альтернатив предоставляет членам семьи возможность обсудить пугающие их темы.
Помимо снижения стрессогенного воздействия реальных жизнен- ных ситуаций путем обсуждения фантастических альтернатив, пси- хотерапевт может прибегнуть к абсурдизации. Например, мужу, жена которого жалуется на головные боли, можно предложить шлепнуть ее по мягкому месту, чтобы боль прошла. Женщине же, которая «лезет на стенку» от нытья детей и привередливости мужа в еде, можно невзначай предложить в присутствии всей семьи пожить недельку у матери, чтобы члены семьи готовили себе еду самостоятельно.
Сторонники подхода, основанного на опыте, пользуются собствен- ными творческими находками, весьма субъективными по своей природе, предлагая абсурдные альтернативы, чтобы смутить членов семьи. Вы- нужденные преодолевать свою озадаченность и смущение, последние перестают вести себя привычным образом.
Аффективная конфронтация. Психотерапевт вступает в конфронтацию с членами семьи, выражая свои субъективные переживания от общения с ними. Испытывая скуку, он может зевнуть и предложить вести себя поак- тивнее. Иногда считается целесообразным даже выплеснуть свой гнев на того или другого члена семьи. Такие кратковременные выражения чувств часто обладают сильным действием. Отчаяние одного из членов семьи усиливается до такой степени, что все остальные соединяются вокруг него.
Это особенно хорошо получается по отношению к «козлу отпущения».
Далее психотерапевт совершает эмоциональный прыжок.Он делится внезапно возникшим чувством абсурда ситуации либо позволяет себе выражать любовь или злость импульсивно, без предосторожностей, ко- торыми мы обычно пользуемся при работе с клиентами. Так он учится играть с членами семьи или со всей семьей, несколько дразня их. Сюда же входят шутки или двусмысленные дразнилки, произнесенные в стиле двойной связи. Здесь можно дать полную свободу своему юмору, и хотя некоторые спонтанные шутки вроде бы и не имеют отношения к делу, консультант в большинстве случаев обнаруживает, что они рождаются в ответ на значимое переживание в семье и гораздо более ценны, чем кажется на первый взгляд. Такая игра на равных помогает психотера- певту не зацикливаться на технике, не скучать и не копить злость.
Открытость для субъективных переживаний является отличительной особенностью сторонников эмпирической психотерапии. В других формах
128
психотерапии принято намеренно сталкивать между собой членов семьи, но ни одна из них не строится на эмоциональных реакциях консультанта.
Таким образом, К. Витакер и его ученики внесли большой вклад в развитие техники эмпирической семейной психотерапии. Абсурдность и спонтанность являются ключевыми характеристиками таких разра- ботанных ими техник, как новое определение симптома, предложение фантастических альтернатив и аффективная конфронтация. Все они действенны лишь при условии высокой личной заинтересованности специалистов в исходе психотерапии.
Вопросы для самоконтроля
1. На чем делается акцент в эмпирической семейной психотерапии?
2. Назовите характеристики дисфункциональных семей с точки зре- ния семейной психотерапии, основанной на опыте.
3. Каковы цели и особенности работы с семьей?
4. В чем смысл работы с котерапевтом?
5. Опишите основные этапы эмпирической семейной психотерапии.
Задания
Изучите кейс. Приведите примеры фантастических альтернатив.
Попробуйте дать новое определение семейным симптомам.
Женщина жаловалась, что муж хочет от нее избавиться. «Понимаете, он никогда не любил меня, – заявила она, – однажды он обещал меня зарезать, а в другой раз угрожал ружьем».
11. КРАТКОСРОЧНАЯ
ПОЗИТИВНАЯ СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Теоретическая основа и сущность подхода
Краткосрочная позитивная семейная психотерапия, или психотера- пия, ориентированная на решение проблемы, ориентирована на активи- зацию ресурсов членов семьи и семьи в целом. Авторы данного подхода
(Носсрат Пезешкиан, Стив де Шазер, Инсу Ким Берг и др.) считают, что анализ причин семейных нарушений неминуемо приводит к появлению или усилению чувства вины, которое тем более выражено, чем глубже и активнее осознание клиентом и его близкими патогенетических при- чин. Именно такие «побочные» самообвинения и обвинения близких являются препятствием на пути к сотрудничеству семьи и специалиста, причиной низкой эффективности и длительности психокоррекционного процесса.
129
Основное положение позитивных психотерапевтов состоит в том, что каждая семейная ситуация имеет позитивные и негативные стороны.
Позитивный психотерапевт начинает работу с клиентом с позитивного и затем, позднее, подходит к разбору негативных ситуаций.
Главная цель – научить пациента, семью смотреть на проблему пози- тивно, находить продуктивные способы ее осмысления и практические идеи обращения с ней, развивать потенциал и способности каждого ее члена и семьи в целом справляться с проблемами самостоятельно, без последствий для эмоционального здоровья человека. Исходя из концеп- ции позитивной психотерапии, здоров не тот, у кого нет проблем, а тот, кто знает, как правильно с ними справляться.
Позитивная семейная психотерапия характеризуется гибкостью в системе взаимоотношений «психотерапевт – индивид – семья – об- щество». Основные усилия консультанта направлены на семью. Однако при этом он помогает не только клиенту через его семью, но и семье через индивида и способствует продуктивному взаимодействию всех ее членов с окружающим сообществом. Таким образом, позитивный подход в семейной психотерапии ориентируется на ресурсы семьи и индивида, на социоэкологический и культурный потенциал.
Сторонники психотерапии, фокусированной на решении, не интере- суются семейной динамикой. У них нет потребности работать с особой группой людей, например со всеми членами семьи. Они считают, что все, кого беспокоит проблема, должны прийти по собственной воле. Психо- логу нужна лишь минимальная исходная информация, так как он хочет слышать рассказ о проблеме из первых уст и без предвзятых мнений.
Н. Пезешкиан в книге «Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт» указал на то, что при возникновении у члена семьи какой-либо проблемы более верным будет проводить психотерапию со всей семьей, а не с ее отдельным членом.
После многих лет практики Н. Пезешкиан вывел пять
принципов
позитивной семейной психотерапии.
Первый из них звучит следующим образом: нарушения и конфликты в семье не единственное, что является фактическим и данным. Семья несет в себе также способность справляться с конфликтами. В рамках позитивной семейной психотерапии пациент становится психотера- певтом для себя и своего окружения.
Согласно второму принципу, болезнь или жизненные трудности – это не просто особенность отдельного человека, но и отражение отношений в семье и даже в обществе в целом. Н. Пезешкиан предложил базовую концепцию подхода ко всем заболеваниям и нарушениям: неважно, что мы имеем: навязчивое желание постоянно мыть руки или маниакаль- но-депрессивный психоз – наши родные всегда в состоянии нам помочь.
Третий принцип звучит следующим образом: транскультурное мыш- ление – основа позитивной семейной терапии.
130
Согласно четвертому принципу, главный вопрос: что общего у всех людей, и чем они различаются? Он касается содержания семейного конфликта: если девочка прогуливает школу, что-то не в порядке с ро- дителями. Исходя из того, какую задачу требуется разрешить, строится лечебный процесс.
Важный момент содержит пятый принцип: хотя вся семья и находит- ся в центре внимания психотерапевта, каждый ее член воспринимается как самостоятельная личность.
Этапы краткосрочной позитивной психотерапии
Данная психотерапия основывается на трех
принципах – надежды, гармонизации (баланса) и консультирования, которые соответствуют трем этапам работы с пациентом как в процессе отдельного занятия, так и на протяжении всего психотерапевтического курса (в среднем
10 занятий по 1–2 часа).
На этапе работы с учетом принципа надежды используются:
1) позитивная интерпретация проблемы пациента (например, нерв- ная анорексия – проявление способности терпеть ограничения, сопере- живать голодающим всего мира и т. п.);
2) транскультурный подход – расширение представлений пациента о проблеме посредством знакомства с иным (часто прямо противопо- ложным) реагированием и отношением к сути его проблемы в других культурах (например, различия в отношении к еде и голоданию в вос- точных и западных культурах);
3) притчи и анекдоты с психотерапевтическим радикалом психоте- рапевтические функции притчи: посредничество между врачом и паци- ентом, модель разрешения проблемы, привлечение культуры пациента и т. д.).
На этапе работы с учетом принципа гармонизации используется распределение энергии по четырем основным сферам жизнедеятельно- сти – телесной, ментальной, социально-коммуникативной и духовной.
К телесной сфере относятся еда, сон, секс, телесные контакты, забота о внешности, физические упражнения, переживание боли и телесного комфорта/дискомфорта; к ментальной – удовлетворение познаватель- ной потребности и любознательности, профессиональные достижения; к социально-коммуникативной – общение человека; к духовной – ми- ровоззренческие и религиозные переживания, фантазии о будущем, надличностные (гражданские) переживания и поступки.
На этапе гармонизации выявляются и прорабатываются актуальный и базальный (основной) конфликты пациента. Актуальный конфликт складывается под воздействием внешних событий (например, смена места работы, смерть близких и т. д.), психологических микротравм в значимых межличностных отношениях при недостаточной способ-
131
ности к преодолению этих проблем. Н. Пезешкиан выделяет первичные
(любовь, надежда, доверие) и вторичные способности (вежливость, чест- ность, послушание, бережливость, пунктуальность и т. п.).
Реализация принципа консультирования означает передачу пациенту функций психотерапевта. В практике уже с первого занятия использу- ются структурированное интервью и опросники, при работе с которы- ми пациент самостоятельно может прийти к осмыслению различных аспектов своих проблем.
Широко используются домашние задания, о выполнении которых клиент отчитывается на последующем занятии. Семейная терапия ча- сто применяется в «заочной» форме: пациент получает инструкции для самостоятельного проведения занятий дома.
Для преодоления межличностных конфликтов предлагается пятисту- пенчатая стратегия:
1) дистанцирование (наблюдение) – отказ от критики, стереотипных оценок;
2) инвентаризация (описание) – оценка способностей партнера как негативных, так и позитивных, характерных или желательных для па- циента;
3) ситуативное ободрение – подкрепление хорошего и правильного, с точки зрения клиента, поведения партнера;
4) вербализация – выбор соответствующей ситуации и стратегии обсуждения проблемы с партнером;
5) расширение целей – выбор новых целей и сфер взаимодействия с партнером с учетом его позитивных качеств и без переноса негатив- ного опыта.
Техники краткосрочной позитивной психотерапии
Последовательность техник и переходы между ними не фиксированы.
Оптимальный способ введения техники – это рассказ (иногда под- робный) о случае из практики, о другом клиенте, успешно решившем проблему; используются также притчи и истории из жизни. После рас- сказа психотерапевт задает клиенту вопрос: «Нет ли чего-то подобного в вашем случае?»
Эти рассказы, притчи, истории не должны звучать как утвержде- ние: «Ваш случай аналогичен». Действительно, прямые аналогии редко удачны, и функция такой формы введения техник заключается в том, что клиент начинает думать о своей ситуации непривычным образом.
Надо подчеркнуть, что не существует также и жесткого соответствия техники и рамок метода, в котором она представлена, техники могут по-разному комбинироваться. Приветствуется импровизация, опира- ющаяся на интуицию психотерапевта.
132
Метод 1. «Работа с проблемой»
Техника 1. «Придумывание имен и ярлыков»
Термины, свидетельствующие о патологии, могут повлечь за собой ряд нежелательных последствий: слова «нарушение», «расстройство»,
«дисфункция» и «патология» вызывают мысли о ненормальности.
Цель техники – поиск формулировки, которая порождает надежду, позволяет смотреть на проблему как на что-то, поддающееся измене- нию.
Главная функция нового наименования – помочь людям, причаст- ным к проблеме, избавиться от различных отрицательных ассоциаций, связанных с традиционным названием.
Образцы вопросов:
• Есть ли у вас какое-то прозвище (или уменьшительное имя), кото- рым можно назвать вашу проблему?
• Может быть, начнем с того, что дадим этой проблеме симпатичное
«психотероптимистическое» название?
• Как, по-вашему, называлась проблема такого рода до того, как появились психиатрия и психология?
Новое наименование проблемы не должно отрицать ее серьезности.
Например, не следует называть злоупотребление наркотиками исследо- ванием или жестокое обращение с домашними – особенностями тем- перамента. Новое название не должно оправдывать бездействие перед лицом проблемы. Оно должно быть приемлемым и давать возможность людям стать активными в решении данной ситуации.
Техника 2. «Работа с ‘визитером’»
Существует категория людей, которые вступают в контакт с психо- терапевтом по инициативе членов своей семьи, других социальных ин- ститутов, желая лишь «отметиться». Для установления контакта с такими клиентами используется техника работы с «визитером».
Ее суть заключается в работе через третье лицо, когда психотерапевт занимает метапозицию и исследует ситуацию, не принимая сторону ни клиента, ни других лиц.
Образцы вопросов:
• Чья идея была, чтобы вы пришли сюда?
• Что заставляет N думать, что вам надо сюда прийти?
• Что должно произойти, чтобы N оставил вас в покое?
• Что, по мнению N, вам необходимо делать по-другому?
• Как вы полагаете, что убедит N в том, что ваш приход сюда был вам полезен?
Техника 3. «Установление связи с другими проблемами»
Когда люди обращаются за профессиональной помощью, у них обычно имеются другие проблемы в дополнение к предъявленным.
В подобных ситуациях психотерапевты, вероятно, предполагают, что