Файл: Т. И. Ачи нович. Минск бгу, 2022. 199 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1131

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

133
предъявленные и сопутствующие проблемы так или иначе взаимос- вязаны.
При подходе к проблемам с позиции, ориентированной на решение, мы воздержимся от причинных соотношений между существующими ситуациями. В конечном счете часто невозможно узнать наверняка, вы- звана ли данная проблема каким-то другим вопросом. По этой причине имеет место предположение, что нет необходимости устанавливать при- чинно-следственную связь между двумя сопутствующими проблемами.
Это позволяет сконцентрировать внимание скорее на фактической жало- бе, чем на предполагаемом истоке проблем. Когда существует множество трудностей, каждую из них можно рассматривать как независимый, отдельно живущий элемент. Это позволяет клиенту думать, что прогресс в одной сфере помогает в решении другой проблемы.
Образцы вопросов:
• У вас, по всей видимости, одновременно несколько проблем. Что, если мы сперва сфокусируемся на данном вопросе и рассмотрим другие позже, если будет необходимость? Вы согласны?
• Вы упомянули несколько проблем. Какую из них вы хотели бы обсудить в первую очередь?
• Возможно, разрешение какого-то одного из ваших вопросов окажет положительное действие на остальные. Какая проблема, по-вашему, наиболее перспективна в этом отношении?
• Известен ли вам древний вопрос о курице и яйце? Считаете ли вы, что он применим к вашим проблемам?
• Вы назвали несколько проблем. Какая из них научила вас чему-то в большей степени? Можете ли вы применить то, чему научились бла- годаря этой ситуации, в решении других вопросов?
Иногда психотерапевт и клиент не согласны по поводу причинных взаимосвязей между проблемами. В таких случаях консультант должен либо принять точку зрения клиента, либо, если это невозможно, открыто обсудить разногласия и возможные последствия такого расхождения.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   21

Техника 4. «Проблема как друг»
Обычно человек видит в своей проблеме врага, который приносит только горе. Однако спустя некоторое время он может понять, что данная ситуация одновременно в чем-то ему помогла, хотя раньше он этого не замечал.
Образцы вопросов:
• Существует поговорка «Нет худа без добра». Применимо ли это в какой-то мере к вашей проблеме?
• Многие думают, что проблемы и страдания ненапрасны. Как счи- таете вы?
• Что данная ситуация помогла вам понять о жизни, о себе или дру- гих людях?

134
• Знаете, иногда невозможно сразу понять, чему человека научили конкретные ситуации, это происходит значительно позже. Представьте, что через несколько лет мы встретимся и я задам вам этот вопрос. Что вы ответите мне?
• Представьте, что, когда у вас будут дети или внуки, в один прекрас- ный день вы захотите научить их чему-то важному, чему в свое время вас научили эти самые проблемы. О чем вы им расскажете?
С точки зрения краткосрочной психотерапии попытка разрешить проблему всегда зависит от того, как человек ее определяет и объясняет.
Трансформация представлений о ситуации может коренным образом изменить способ, которым человек попытается ее разрешить.
Метод 2. «Работа с целью»
Разговор о решениях создает позитивный опыт, превращает про- блему в вызов, поощряет оптимизм, развивает сотрудничество, стиму- лирует творческие способности и, кроме всего прочего, помогает людям сохранить свое достоинство.
Техника 1. «Знаки улучшения»
Разговор о цели автоматически ориентирует нас на будущее. Следует стремиться превратить проблему в цель. Часто клиенты формулируют цель обобщенно.
Образцы вопросов:
• Давайте вообразим, что произошло чудо и в один прекрасный день проблема исчезла. По каким признакам вы это заметите?
• Как могут увидеть такую перемену другие люди?
Техника 2. «Шкальные оценки»
При данной технике работают с графической 10-балльной шкалой, где 10 баллов – идеальный результат, а 1 – наихудшее положение дел.
Клиента просят отметить на этой шкале его ситуацию, а затем описать, что должно измениться в его жизни, чтобы данную ситуацию можно было оценить на один балл выше.
Следует не ограничиваться заметками, а проговаривать их содержа- ние. Техники знаков улучшения и шкальных оценок индуцируют идею продвижения со ступеньки на ступеньку.
Техника 3. «Создание положительных представлений о будущем»
В краткосрочной позитивной психотерапии считается, что един- ственный перспективный вопрос, который нужно обсуждать с клиента- ми, – это их представление о будущем без данной проблемы.
Положительные представления о будущем также изменяют взгляд на настоящее и прошлое. Когда человек видит впереди хорошее, он ав- томатически начинает смотреть на свои трудности в настоящем как на переходную фазу, а не вечное мучение. Фантазии о будущем помо- гают думать о способах решения проблем, увидеть изменения, которые


135
уже происходят, и понять, как разные люди могли бы способствовать осуществлению желаемого.
Применяя данную технику, психотерапевт интересуется представ- лением клиента о сроках исчезновения проблемы (достижения цели).
Затем, предоставив ему возможность эмоционально окунуться в это замечательное время, интересуется, как удалось к этому прийти. Психо- лог разговаривает, используя глаголы совершенного вида прошедшего времени так, словно это замечательное изменение – свершившийся факт. Когда клиент отчетливо себе представит, каким хотел бы видеть будущее, ему будет легче распознавать признаки прогресса, которые уже наметились. По этой причине психотерапевт предлагает пациенту составить представление о позитивном будущем прежде, чем он начнет разговор об исключениях из правила и прогрессе.
Образцы вопросов:
• Представим, что наша встреча окончена. Допустим, уходя, вы пой- мете, что она была для вас полезной. На какие вопросы вы получили ответы?
• Предположим, что мы встретились снова через год и данной про- блемы больше нет. Как в таком случае выглядит ваша жизнь?
• Когда ситуация наконец разрешится, кого, кроме себя, вы будете благодарить?
• Давайте пофантазируем, что мы в будущем и проблема уже давно вас не беспокоит. Мы случайно встречаемся. Мне интересно узнать, как вы поживаете, и я вас об этом спрашиваю. Что вы ответите? Я продолжаю интересоваться, благодаря чему вы изменились. Что вы скажете?
Когда клиент упорно держится за пессимистический взгляд на бу- дущее, полезно начать с негативного видения будущего. Даже в случае когда пациент думает исключительно о самоубийстве, психотерапевт не- прерывно работает над позитивной картиной будущего, основываясь на суицидальной фантазии клиента. Установив хорошие взаимоотношения с ним, консультант может сказать: «Предположим, что после смерти вы обнаружите себя у небесных врат. Вас уважительно приветствует ангел, который информирует, что ваш случай был пересмотрен и вам дарован второй шанс. Вернувшись на землю, вы обнаружили, что ваши проблемы исчезли и жизнь вполне хороша. Как она теперь выглядит?» В некоторых случаях стоит создать две и более картины будущего. Эти фантазии раз- вивают до тех пор, пока они не становятся положительными, оставляя открытую возможность для выбора.
Техника 4. «Нахождение выгод от достижения цели»
Часто, формулируя цель, клиент руководствуется скорее конвенцио- нальными нормами, чем собственными желаниями. Именно поэтому следует усилить мотивацию к достижению цели (клиент должен пред- видеть выгоды, которые последуют в связи с ее реализацией).


136
Образцы вопросов:
• Какие положительные события начнут происходить, когда пробле- мы больше не будет? А еще?
• Какие из этих перемен уже начались? А еще?
• Что изменится в вашей жизни, когда вы достигнете намеченной цели? А еще?
Техника 5. «Разубеждение»
Когда создана атмосфера взаимопонимания, можно усилить моти- вацию с помощью техники разубеждения.
Образцы вопросов:
• Вы говорите, что из-за своей проблемы не можете сменить работу на более интересную и высокооплачиваемую. А зачем вам это надо? Ведь на этой работе спокойнее и есть свободное время.
• Вы утверждаете, что хотите бросить пить, чтобы сохранить брак.
Да найдете себе другую жену! (При этом в вопросах психотерапевта должны звучать нотки любопытства, юмора и уважения к намерениям клиента; недоверие здесь не усилит, а ослабит мотивацию).
Метод 3. «Работа с ресурсами»
Все люди обладают какими-либо ресурсами – это навыки, способ- ности, интересы, черты характера, достойные восхищения, и т. д. Эти ресурсы можно использовать при решении проблемы.
Техника 1. «Выявление ресурсов»
Образцы вопросов:
• Если бы мне пришлось пройти через то, что прошли вы, я бы, на- верное, не выжил. Откуда у вас взялись силы?
• Вам так долго удавалось избегать данной проблемы. Какие умения вы для этого применяли?
• Есть ли что-то, что хорошо вам удается? Как можно было бы при- менить это умение для разрешения вашей ситуации?
• Назовите свою лучшую черту характера. Как она помогла вам в под- ходе к решению проблемы? Что еще вы могли бы сделать, что позволило бы вам использовать эту черту для решения проблемы?
• Существуют ли аналогичные вопросы, которые вам приходилось решать до этого? Могли бы вы подумать о том, как использовать анало- гичное решение в данном случае?
• Кто, по-вашему, мог бы разрешить эту проблему? Что бы он сделал?
Психотерапевт склонен искать ресурсы повсюду, даже в прошлой жизни клиента.
Техника 2. «Ревизия прошлого»
Личная история – неотъемлемая часть человека. Когда прошлое кажется источником проблем, это причиняет боль. Человек может нау- читься видеть свои прошлые несчастья как тяжелые испытания, которые, кроме страдания, оставили ему что-то ценное и стоящее.

137
Образцы вопросов:
• Если бы можно было каким-то образом узнать, имеют ли ваши прошлые переживания отношение к текущей проблеме, но выяснилось бы, что она не связана с прошлым, изменится ли ваш подход к этой проблеме?
• Есть ли что-то такое, чему вы научились благодаря прошлым ис- пытаниям, что могло бы оказаться полезным при решении данной про- блемы?
• Может быть, это к лучшему, что у вас было такое богатое событиями детство? Разве это неправда, что человек, прошедший через подобные испытания, с большей вероятностью разрешит столь трудные проблемы, чем тот, у которого было счастливое детство?
• Как вы думаете, трудное детство делает человека сильнее или слабее?
• Представим, что прошло десять лет и ваша проблема уже далеко позади. Как по-вашему, прошлые переживания помогли вам преодо- леть ее?
Когда психотерапевт применяет технику ревизии прошлого, пред- почтительнее донести до клиента, что его прошлое не только породило проблемы, но и способствовало приумножению уже существующих.
Далее задача клиента (а не психолога) заключается в том, чтобы произ- вести обзор прошлого с этой точки зрения.
Техника 3. «Признание компетентности клиентов»
Часто клиенты, на удивление, хорошо знакомы с научной литературой по своей проблеме. Они встречаются и беседуют со многими людьми, страдающими аналогичными проблемами. Мы уже упоминали слова
М. Эриксона о том, что клиентам известно решение их проблем, даже если они не догадываются об этом. Члены семьи также часто выступают в роли экспертов.
Образцы вопросов:
• Предположим, что друг с проблемой вроде вашей пришел к вам за советом. Что бы вы ему сказали?
• Представьте, что в один прекрасный день вы получаете пригла- шение прочесть профессионалам лекцию о проблеме, подобной вашей.
О чем бы вы им рассказали?
• Вероятно, вы лучше всех можете предвидеть последствия попытки решить вашу проблему тем или иным способом. Какими, на ваш взгляд, будут эти последствия?
• Предположим, после нашей встречи у вас будет чувство, что этот разговор был успешным. Какие темы мы бы обсуждали, на ваш взгляд?
• Какое из ваших решений данной проблемы на сегодня оказалось самым успешным? Что еще вам хотелось бы испробовать?
• Можете ли вы составить список решений проблемы, которые вы испробовали или планировали, но убедились, что они неприменимы в вашем случае?


138
Когда есть признаки прогресса, пусть и небольшого, разговор о нем позволяет в естественном ключе обсуждать конструктивные темы (на- пример, что содействовало улучшению ситуации (и в том числе – какой вклад сюда внесли другие люди)).
Техника 4. «Шкала надежды»
Данная техника представляет собой один из способов инициировать разговор о прогрессе. На стандартной 10-балльной шкале отмечаются наихудшее состояние проблемы и текущее положение дел. Возникает типовой вопрос: что дает вам основание считать, что ваша ситуация се- годня изменилась в лучшую сторону? Разговор о достигнутом прогрессе естественно подводит к вопросу о том, как данный прогресс (а не про- блему!) объяснить. Это, в свою очередь, богатый источник информации о том, что было полезным для пациента при разрешении ситуации. Идеи клиентов о том, что им помогло, можно использовать как стартовую площадку для разработки планов на будущее.
Техника 5. «Фокусировка на исключениях и прогрессе»
Способ создания позитивной атмосферы – фокусировать внимание на исключениях, т. е. на моментах, когда проблема временно отсутство- вала. Фокусировка на исключениях позволяет клиенту увидеть, что про- блема невечна, и дает основания думать, что у него больше возможностей справиться с ней, чем кажется на первый взгляд.
Образцы вопросов:
• Встречались ли вам такие ситуации или моменты, когда проблема отсутствовала? Как вы это объясняете?
• Мы знаем, что часто в момент, когда клиент встречается с психоте- рапевтом, желаемая перемена уже начала происходить. Вы не заметили, что уже наметился прогресс?
• Предположим, ваша проблема в ее худшей стадии была равна 10 баллам. Какой балл вы бы поставили сейчас? Как вы объясняете эту перемену?
• Бывали ли такие ситуации, при которых проблема не проявлялась, несмотря на то что вы ожидали ее возникновения? Как вы их объясняете?
• Наблюдались ли такие ситуации, когда вам удавалось устоять перед соблазном отреагировать так, как обычно? Как вы это сделали?
Техника 6. «Обмен опытом»
Тема успеха, как и разговор о любом типе ресурсов, естественным образом подводит к вопросу о том, как разные люди своим участием помогают клиентам.
Образцы вопросов:
• Есть ли у кого-нибудь в группе подобный опыт, которым он хотел бы поделиться?
• Если кому-то хочется поделиться опытом из собственной жизни, который, по-вашему, мог бы принести пользу, прошу вас. Помните, что вы не обязаны рассказывать о себе, можете говорить о своем приятеле.