ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1130
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
139
• Сегодня у нас с вами была эмоциональная дискуссия, и я подозре- ваю, что она на всех произвела впечатление. Хочет ли кто-то из участ- ников поделиться своим личным опытом, и если да, то интересно ли остальным послушать?
Техника 7. «Выработка продуктивных решений»
Когда дискуссия ориентирована на решение проблемы, сама атмос- фера вдохновляет на это. При работе в больших группах целесообразно поделить их на подгруппы, перед которыми ставится задача предложить разные способы решения проблемы клиента.
Образцы вопросов:
• Если бы вам пришлось испробовать что-то другое, когда проблема возникнет в следующий раз, что бы вы сделали?
• Давайте искать творческое решение данного вопроса. Мы могли бы изобрести что-то немного абсурдное. Что бы это могло быть?
• Как, по вашему представлению, можно было бы разрешить про- блему такого рода в стране, где нет психотерапевтов и других специ- алистов?
• У нас есть для вас предложение… Что вы о нем думаете? Не хотите ли им воспользоваться? Как вы полагаете, что произошло бы, если бы вы так поступили?
• Я знаю человека с аналогичной проблемой, который поступил следующим образом… Не думаете ли вы, что нечто подобное могло бы помочь в вашем случае?
Когда клиент не принимает предложения специалистов, это нужно рассматривать как доказательство того, что он лучше знает, что ему подходит, а что – нет. Когда же он следует таким предложениям, а потом приходит и сообщает об отсутствии прогресса, это можно рассматривать как повод для выработки новых решений.
Метод 4. «Работа с окружением»
Признание успехов пациента со стороны как можно большего числа людей, сочувствующих и содействующих его прогрессу, – эффективная защита от влияния тех, кто мешает решению проблемы. Это дает воз- можность доброжелательно пригласить их присоединиться к группе, отстаивающей позитивные изменения в жизни клиента.
Техника 1. «Распределение заслуг»
Акт размышления о вкладе других людей в решение проблемы авто- матически устраняет осуждение, стимулирует уважение и благодарность, тем самым усиливая сотрудничество. Данная техника помогает клиен- ту развивать более теплые и тесные отношения с семьей, знакомыми и другими людьми.
Образцы вопросов:
• Как объяснить данную перемену? Что вы сделали самостоятельно?
В чем сказалось участие вашей семьи? Что сделали помощники-профес- сионалы, чтобы помочь вам?
140
• Ваш ребенок делает успехи за время психотерапии. Что для этого сделали вы?
• Предположим, вы захотели поблагодарить всех людей, которые до сих пор вам помогали. Что бы вы сказали каждому из них?
• Представим, что, когда данная проблема будет устранена, вы ре- шите устроить прием, чтобы отпраздновать это событие. Кого вы при- гласите? Как отметите заслуги этих людей?
• Есть ли человек, который, по-вашему, ничем не помог вам в разре- шении данной проблемы? Можно ли все-таки предположить, что даже этот человек внес какой-то вклад? Как бы вы ему об этом сказали?
Порой человек не в состоянии думать, что кто-то способен помочь ему измениться. В таких случаях можно высказать мысль, что иногда даже негативный опыт в отношениях с людьми полезен для разрешения проблемы. Признание вклада других людей (распределение заслуг) не ограничивается ситуациями, когда прогресс уже налицо; технику можно осуществлять и в фантазии, в сочетании с созданием положительных представлений о будущем. Сначала клиенту помогают сгенерировать такое представление, а затем предлагают поблагодарить всех людей, которые в его фантазии содействовали достижению цели. Психотерапевт пред- лагает благодарить их так, как если бы проблема была уже преодолена.
Метод 5. «Работа с объяснениями»
В любой момент психотерапии мы можем услышать, что клиент сам объясняет проблему тем или иным образом. Диагноз и объяснение – по- нятия связанные, так как название, употребляемое в разговоре о про- блеме, часто подразумевает представление о ее причине. Каузальные
(в особенности традиционные психологические) объяснения во многих случаях отсылают в прошлое. Они подразумевают чью-то вину и несут в себе огромный потенциал для обвинений («Мои родители так меня воспитали»).
Перемена в объяснении ведет к изменению пути решения. Так, если детские проблемы объясняют семейной дисфункцией, психотерапевт будет стремиться что-то сделать с этой предполагаемой дисфункцией.
Иногда объяснения пробуждают вину и стыд, поэтому полезно за- менить некоторые из них на новые, которые в большей степени поспо- собствуют сотрудничеству и творчеству.
Следует добавить, что клиент может и не согласиться с объяснени- ями, которые дают другие люди, в том числе и психотерапевт. Согласие способствует близости и сотрудничеству, а несогласие увеличивает дис- танцию, поэтому важно исследовать существующие объяснения.
Интерес консультанта к объяснениям:
• создает атмосферу равенства и взаимного уважения;
• уменьшает опасность споров;
• помогает не вступать в коалицию с одним членом семьи против других;
141
• предупреждает фиксацию клиента на уже существующих объяс- нениях;
• извлекает на свет вредные объяснения («скелет из шкафа»). Если такие объяснения (клиенты думают о них втайне) не сделать явными, они могут усиливаться;
• стимулирует образование новых полезных объяснений, способных продвинуть клиента к новым решениям.
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 21
Техника 1. «Метавопросы»
Как уже было сказано, психотерапевт избегает согласия или несо- гласия с объяснениями клиентов. Такой взгляд – с высоты птичьего полета – достигается с помощью техники «Метавопросы».
Образцы вопросов:
• Что произойдет, если все мы сейчас поверим в то, что депрессия
Саши связана с его детскими переживаниями? Будет ли из-за этого он чув- ствовать себя лучше (хуже)? Изменится ли его отношение к родителям?
• Итак, вы думаете, что причина проблемы в том, что ваш муж пьет.
Если бы все было именно так, помогло бы это при решении вашего во- проса или только ухудшило бы ситуацию?
Техника 2. «Формулирование объяснений»
Когда необходимо так или иначе объяснить проблему, лучше отдавать предпочтение объяснениям без ссылки на другую проблему (расстрой- ство), которую (ое) трудно разрешить либо излечить. Вместо этого сле- дует выбирать объяснения, ориентированные на решение, позволяющие думать, что проблема – это просто случайность или плохая привычка.
Ориентированные на решение объяснения могут также строиться на гипотезе, что проблема выполняет полезную функцию для клиента.
Образцы вопросов:
• Давайте придумаем творческое или шуточное объяснение про- блеме. Это может помочь нам выдвинуть новые типы решений. Есть ли у вас какие-нибудь совершенно иные объяснения?
• Представьте, что причиной ваших трудностей является не какая- либо эмоциональная проблема, а избыток вашей сексуальной энергии.
Я понимаю, что это может звучать несколько странно, но предположим, здесь есть доля истины. Что бы вы тогда сделали для разрешения вашей ситуации?
• Мне кажется, вы уже излечились от своей проблемы, но по той или иной причине пока не обнародовали это внутреннее изменение. Что вы скажете? Я не совсем ошибаюсь, ведь так?
• Возможно, вы правы, думая, что побег вашей дочери из дома с при- ятелем вызван тем, что она проходит трудную фазу независимости.
Однако возможно и другое: она решила помочь мальчику снова встать на ноги. Иногда такое бывает с молодыми женщинами. Это называется
«фаза социального работника». Что думаете вы? А если бы дело обстояло именно так, как бы вам следовало поступить?
142
• Предположим, ваша проблема не психологическая, а больше свя- зана с планированием вашего призвания. Если бы это было так, вам была бы нужна не психотерапия, а что-то другое. Что бы это могло быть?
Никогда не следует спорить с клиентом о причине проблемы, потому что обычно это заставляет его защищать свою позицию и тем самым ее еще больше укрепляет. Таким образом, новое объяснение надо пред- лагать просто как гипотезу или альтернативный взгляд на ситуацию.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем суть и каковы цели краткосрочной позитивной семейной психотерапии?
2. Опишите процедуру психотерапевтического процесса.
3. Дайте характеристику техник «Придумывание имен и ярлыков»,
«Знаки улучшения», «Проблема как друг», «Создание положительных представлений о будущем».
4. Какие техники могут быть использованы для поиска ресурсов?
Задание
Найдите способы решения волнующей вас семейной проблемы, ис- пользуя технику «Создание положительных представлений о будущем».
12. НАРРАТИВНАЯ СЕМЕЙНАЯ
ПСИХОТЕРАПИЯ
Теоретические основы нарративного подхода
Нарративный подход как направление психотерапии сформировался в 1980-е гг. Его представителями являются Майкл Уайт и Дэвид Эпстон,
Джилл Фридман, Джин Комбс и др.
В качестве объекта в нарративной семейной психотерапии, с ко- торым работает консультант, выступают нарративы (истории жизни), раскрывающиеся через психотерапевтическую беседу. Как и многие истории, такие беседы имеют дело с человеческими затруднениями, бедами, решениями или попытками их найти. Нарративная терапия концентрируется на исследовании того, как опыт вызывает ожидания и как они, в свою очередь, переформировывают опыт через создание организующих повествований.
Нарративы представляют собой формы получения знания, струк- турирования, восприятия мира и упорядочения личного опыта. Здесь важно отметить, что жизнь людей состоит из множества событий. Часть из них запоминается, часть – нет, некоторые сохраняются всеми членами
143
семьи, другие остаются личными. Однако события не просто сохраняют- ся в качестве отдельных эпизодов жизни. Обычно люди объединяют их в определенной последовательности, разворачивающейся во времени.
Так возникают истории, через призму которых события наделяются смыслом, и формируется сюжет истории.
Каким образом отбираются события для жизненных историй, каким смыслом они наполняются, зависит от системы мировоззрения данной культуры, от системы общих ценностей, получивших название «дискурс».
Дискурс – возникшая исторически, социально и в недрах особой культуры специфическая структура убеждений, терминов, категорий и установок, которые влияют на отношения, а также (внутренние) тексты и звучат в историях пациентов. Некоторые дискурсы находятся на по- верхности, другие становятся доступными после преодоления защитных механизмов. Индивид редко имеет один дискурс. Отношения в семье вбирают в себя множество ежедневных дискурсов, хотя для членов семьи они порой невидимы.
В процессе формирования нарратива активно участвует значимое окружение. Так, обращаясь к теме детско-родительских отношений, можно отметить, что именно родители становятся людьми, опреде- ляющими идентичность собственного ребенка. Конфликтные детско- родительские отношения с точки зрения нарративного подхода связаны с доминированием проблемной истории. Во взаимодействии родителей и детей существует множество эпизодов – как позитивных, так и нега- тивных. Однако в силу вышеперечисленных обстоятельств некоторые семьи выбирают для описания собственного опыта преимущественно негативные эпизоды, не принимая во внимание положительный опыт общения. Подобная установка закрепляет конфликтные отношения и приводит к эскалации конфликта. Так, ребенок чрезвычайно подви- жен, активен и энергичен. Подобное поведение может иметь как поло- жительные, так и отрицательные стороны. Родители, концентрируясь лишь на негативном аспекте (например, непослушании, неусидчивости, импульсивности), могут не замечать или не принимать позитивные проявления своего ребенка (любознательность, самостоятельность, целеустремленность), представляющие собой разные стороны одного феномена. Получая информацию от родителей о своих негативных ка- чествах, ребенок интроецирует ее и начинает вести себя в соответствии с полученным негативным определением.
Многие проблемы, с которыми сталкиваются пары, существуют толь- ко в контексте определенных популярных представлений о норме. Эти взгляды в современном обществе довольно противоречивы и быстро меняются, поэтому многие люди чувствуют себя несостоятельными как партнеры, а свой брак или отношения в паре воспринимают как не до- тягивающие до удовлетворительных и требующие коррекции. В силу