ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1127
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
144
популяризации гуманистических идей партнеры могут считать свои отношения недостаточно доверительными и близкими, а из-за попу- лярности идеи романтической любви – недостаточно яркими, насто- ящими и страстными. Одновременно не теряют позиций и дискурсы традиционной семьи, где участвуют «настоящий мужчина – добытчик» и «настоящая женщина – хозяйка, обладающая женской мудростью».
Под влиянием этих концепций (социальных договоренностей, приобрет- ших статус нормы или истины) люди могут считать себя недостаточно
«настоящими» мужчинами и женщинами.
Таким образом, нарративный консультант при работе с парами создает условия для того, чтобы люди разделили факторы, мешающие воплощению их предпочтений, и ощущение собственной неудачи или несостоятельности из-за несоответствия определенным социальным ожиданиям, свое отношение к которым им еще предстоит сформировать в процессе деконструктивной беседы.
Цели и особенности проведения нарративной практики
Поскольку нарративный терапевт сталкивается с проблемной исто- рией жизни семьи, то смысл нарративной психотерапии заключается в деконструкции и переписывании данной истории в соответствии с по- желаниями и предпочтениями ее членов. К нарративному подходу при- менима метафора автора и текста. Нарративный психотерапевт помогает отделить автора от текста и предоставляет членам семьи возможность написать текст предпочтительным для них образом, приняв на себя от- ветственность за собственную жизнь. Суть нарративной психотерапии состоит в том, что в жизни гораздо больше событий, которые не удоста- иваются истории. Это означает, что, когда жизненные нарративы несут болезненные смыслы или ведут к неблагоприятному выбору, они могут быть изменены путем выявления других событий, ранее «не включен- ных» в историю, или посредством извлечения нового смысла из событий, уже получивших свою историю.
Отказавшись от претензий на истину и суждений о нормальной личности или функциональной семье, нарративная практика предлагает другие ориентиры и цели:
• помощь людям в определении предпочитаемых способов, или историй, жизни и взаимодействия с собой и другими;
• создание пространства для развития (богатого и насыщенного описания) предпочитаемых историй;
• поддержка людей в ощущении себя способными влиять на соб- ственную жизнь, стать в большей степени автором своей предпочитае- мой истории жизни;
• содействие воплощению истории человеком в отношениях с дру- гими людьми через объединение их в сообщества заботы и поддержки.
145
Нарративная психотерапия проводится преимущественно совместно со всеми членами семьи, разделяющими единую проблемную историю.
В работе могут участвовать дети от 4–5 лет, что связано с развивающейся способностью к вербализации. Нарративный психотерапевт максималь- но гибок и лоялен к предпочтениям клиентов, поэтому в зависимости от потребностей семьи сессии могут проводиться от нескольких раз в неделю до одного раза в месяц. Кроме того, может варьироваться и форма работы: сессия может проходить в виде классического прие- ма у психотерапевта, в виде переписки или в формате малой группы с привлечением к психотерапевтической работе близких людей (род- ственников, друзей, знакомых). На сеансы можно приглашать группу поддержки, которая помогает семье найти исключение из проблемных эпизодов и развить новую подходящую историю. Одним из основных принципов нарративной терапии является прозрачность для клиентов: терапевт всегда готов проинформировать по поводу теории и практики подхода и объяснить свои действия.
У нарративного психотерапевта нет установки на правильность, его позиция нейтральна, это позиция незнания. Психотерапевт лишь специалист в нарративных техниках, экспертами в истории своей жизни выступают члены семьи, и только они определяют предпочитаемый ход развития событий.
Если специалисту в ходе консультации приходят в голову теории и интерпретации, то он озвучивает их семье, правда, полезность этих идей определяют клиенты. В качестве примера можно привести сле- дующее высказывание: «Когда вы описывали этот случай, мне пришла в голову идея... Подходит ли она вам?» Нарративный психотерапевт проявляет уважение, готовность услышать любую историю и ответ. Он со- ветуется с семьей относительно хода ведения беседы, проявляя интерес к ее истории: «В каком направлении вам бы хотелось двинуться даль- ше?», «Мы затронули две темы. На какой из них вам сейчас хотелось бы сосредоточиться?»
Проводя интервью с парами, в самом начале беседы консультант может спросить клиентов, не возражает ли кто-то из них, если он будет беседовать с ними по очереди, в каждый момент времени говоря с од- ним человеком, а другой (другие) в это время постарается (постараются) перейти в позицию свидетеля беседы, т. е. слушать так, как будто это важная и интересная, но – радиопередача или разговор попутчиков.
Обычно психолог по очереди проводит с пациентами симметричные по смыслу вопросов беседы: спросив одного партнера о его целях, зада- чах и планах на эту встречу и, возможно, сформулировав с ним версию запроса в течение 10–15 минут, психотерапевт, прежде чем двигаться дальше, поговорит на эту же тему с другим партнером: ответы у партне- ров и, соответственно, содержание бесед будут разными, а тема – общая.
Обращаясь к тому партнеру, который был в позиции свидетеля, слушал,
146
специалист в первую очередь просит его свидетельский отклик. Полезно бывает начать с вопроса: «Есть ли в том, что вы услышали, что-то, хотя бы минимально вас обрадовавшее?» Иногда ответ на первый вопрос может послужить точкой входа в описание предпочитаемой идентич- ности, в разговор о ценностях человека. Узнав, что именно обрадовало клиента, психотерапевт может задать следующие вопросы: почему это вас обрадовало? что это может говорить о важных для вас вещах, целях и/или ценностях? и т. д.
Нарративная метафора позволяет психотерапевту:
• занять позицию эмпатического сотрудничества с выраженным интересом к повествованию клиента;
• искать в таком повествовании эпизоды, в которых человек проявил себя сильным и обнаружил богатство своих внутренних ресурсов;
• использовать вопросы, чтобы найти уважительный подход к любо- му новому повествованию, не навязывая клиенту свое мнение;
• никогда не навешивать ярлыки, а видеть в человеке личность с уни- кальной историей;
• помочь пациенту отделить себя от доминирующего культурного нарратива, который он интернализировал, чтобы открыть пространство для альтернативных повествований о своей жизни.
Этапы нарративной практики
Большинство нарративных терапевтов придерживаются определен- ного
плана работы.
Слушание истории клиента. Идея нарративной практики – перекон- струирование истории (нарратива) пациента – делает процесс выслуши- вания основополагающим моментом психотерапии. При этом психолог одновременно ведет анализ двух направлений, всегда сосуществующих в любом повествовании: 1) насыщенные проблемами периоды и эпизо- ды; 2) благополучные ситуации и отрезки жизни клиента.
Выявление доминирующей истории. Беседа со специалистами «помога- ющих профессий», в том числе с психологом, связывается у людей с необ- ходимостью искать в своей жизни недостатки, трудности, которые, как он считает, невозможно разрешить. По этой причине клиенты рассказывают так называемые проблемные истории, в которых они представляются беспомощными жертвами или обессиленными борцами, обиженными и непонятыми, несчастными и несостоятельными, часто практически уничтоженными. При этом в процессе повествования человек начинает воспринимать себя и свою ситуацию именно в том ключе, в каком он предъявляет себя как героя рассказа. Таким образом, дух (эмоциональная окраска) истории влияет на жизненную позицию рассказчика.
Экстернализация проблемы (называние проблемы). Процесс вер- бализации доминирующей истории создает определенное отношение
147
рассказчика к самому себе, делая его носителем, источником, содержа- нием и жертвой проблемной ситуации. М. Уайт, опираясь на принцип
«Человек не есть проблема. Проблема – это проблема, а человек – это человек», предложил технику экстернализации. Суть ее состоит в том, что человек рассматривается не как вместилище проблемы, а как субъ- ект, находящийся с ней во взаимоотношениях. Однако сложно говорить об отношениях с чем-то неопределенным, поэтому проблеме дается имя. Тогда возможным становится обсудить два аспекта: как проблема влияет на человека, и наоборот. Так, например, пациент клиники экс- тернализирует болезнь и обсуждает свои взаимоотношения с ней: 1) как болезнь повлияла и влияет на его жизнь (состояние, восприятие мира, отношения с окружающими); 2) как он влияет на болезнь (позволил ей развиться, соблюдает либо не соблюдает необходимый режим, вписывает недуг в систему отношения к себе и взаимоотношений с окружающими).
Таким образом, из «больного человека» он превращается в «личность, имеющую отношения с болезнью».
Деконструкция проблемной истории. Любая история имеет начало. Так, например, для пожилых клиентов важны воспоминания о периоде, когда они были активны, самостоятельны, включены в жизнь значимых для них лиц. Такой нарратив наполняет их энергией, поднимает настроение.
Важно лишь не допустить, чтобы это прошлое было противопоставлено проблемному настоящему. Для этого беседа направляется на поиски моментов в настоящей жизни клиента, в которых он вновь чувствует себя важным, нужным, здоровым и т. д. Таким образом, постепенно раз- веивается конкретный социальный миф, звучащий в рассказе пациента.
Выявление уникальных эпизодов и начало альтернативной истории.
В каждой жизненной истории имеются светлые периоды радостей, удачи, преодоления трудностей. Именно эти уникальные эпизоды отслеживает психолог в доминирующем (проблемном) нарративе клиента. Выявляя их, уточняя функции, действия и способности, которые пациент при- менял в этих ситуациях, психолог побуждает его к созданию альтер- нативной истории, где либо проблем нет вообще, либо рассказчик их побеждает, либо эти проблемы способствуют его личностному развитию или приобретению нового жизненного опыта.
Перенаименование проблемы. Психолог, используя рассказ клиента, дает название его истории не в негативном ключе, как это делает сам пациент, а опираясь на его достижения, умения, личностные возмож- ности. Таким образом, пациент получает взгляд «с изнанки», изнутри своего опыта, наполненного смыслом жизненной перспективы. На- пример, рассказ о «наступившей недееспособности и никчемности» может переименовываться в историю о «праве на отдых для использо- вания накопленного опыта в личных целях»; нарратив о «беспомощном больном» может превратиться в рассказ об «использовании максимума возможностей для поддержания здоровья».
148
Уплотнение альтернативной истории. Влияние проблемной истории, сформированной в течение длительного времени и под действием мне- ния окружающего общества, остается доминирующим. Именно поэтому создание альтернативной истории, ее уплотнение вплоть до обретения способности противостоять доминирующей, воссоздается на каждой встрече. И не важно, ведется ли работа с психологом ежедневно или с большими перерывами. Альтернативная история может формировать- ся у клиента очень медленно, по крупинкам, а рассыпается мгновенно.
Для таких пациентов характерен «откат назад» с каждым отрицательным для них жизненным эпизодом (болезнь, ссора с родными, оскорбление на улице и др.). Ограниченность или полное отсутствие общения клиента не позволяет ему в достаточном объеме подкреплять свои положительные изменения в отношениях с окружающими. На этом фоне длительное сопровождение клиентов (периодические встречи с психологом в те- чение нескольких лет) является для них необходимым и превращается для психотерапевта в постоянное уплотнение альтернативной истории.
Обсуждение будущего в свете новой истории. На этом этапе ведется разговор с клиентом о том, как изменения в его новой истории могут повлиять на него и его ближайшее окружение. Пациенты становятся способны обсуждать имеющиеся у них межличностные и социальные отношения, в том числе возможные изменения собственного поведения.
Если эти перемены рассматриваются с точки зрения уже выстроенной альтернативной истории, то человек осуществляет их незамедлительно.
Таким образом, в каждой последующей беседе появляется новый мате- риал для обсуждения нового опыта, позволяющего, в свою очередь, вы- страивать и корректировать планы на будущее. При этом выстраивается логика неизменной непрерывности и взаимосвязанности жизненной линии времени: настоящее использует прошлое. Однако и все будущее строится на основе базы, которая сформирована в прошлом. Реконстру- ируя настоящее так, чтобы применить накопленный в прошлом опыт, люди влияют на будущее и создают его с участием своих знаний и умений.
Выявление ресурсов клиента, способствующих поддержанию новой
реальности в настоящем и будущем. Обсуждаются социально-психо- логические качества клиента, которые могут быть использованы им в поддержании новой реальности.
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 21