ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1126
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Техники нарративного подхода
Техники нарративного подхода – особым образом сконструирован- ные вопросы, карты нарративной практики. По своей сути они сводятся к экстернализации, деконструкции и развитию альтернативных историй.
Однако М. Уайт подчеркивает, что самое важное не оставить в стороне мировоззренческую основу – представление о социальном характере идентичности, об уважении к людям и их историям, внимание к вопро- сам власти и ответственности и другим идеям. Иначе использование
149
только техник может до неузнаваемости исказить суть подхода. Нарра- тивный подход – это скорее мировоззрение, чем технология.
Экстернализацияозначает восприятие проблем отдельно от людей.
М. Уайт выдвинул идею о том, что человек не есть проблема, но проблема есть проблема.
Экстернализация – это практика, в основе которой лежит убеждение, что проблема и есть нечто, управляющее жизнью человека, влияющее на нее и пронизывающее ее, нечто отдельное и отличающееся от самого человека.
Во время экстернализационной беседы люди могут отделить свое предпочитаемое поведение и понимание, согласующееся с их предпочи- таемыми версиями себя, от поведения, навязываемого им проблемами, и в присутствии друг друга могут озвучить, как бы они хотели поступать и думать.
Экстернализирующие беседы позволяют членам семьи пережить выбор возможности. Когда проблема занимает внешнюю позицию, че- ловек может взять на себя ответственность за взаимодействие с ней.
Образцы вопросов:
• Если бы вы захотели дать обсуждаемой нами проблеме имя, как бы вы ее назвали?
• Можно ли описать, как вы живете, когда относительно свободны от проблемы?
• В те моменты, когда ваши семейные отношения не замутнены, не омрачены проблемой, что можно вновь увидеть яснее? Что в эти сво- бодные моменты вы узнаете о себе и отношениях с другими людьми?
• Что произойдет, если члены вашей семьи объединятся против проблемы вместо того, чтобы подчиниться ей?
• Как данная проблема препятствует тому, чтобы вы доверяли друг другу?
Экстернализация отношений – идея Д. Фридмана и Д. Комбса, свя- занная с нарративной психотерапией с парами, открывает много воз- можностей для того, чтобы партнеры очень быстро, в том числе за счет децентрации, преодолели эффекты обвинений и самообвинений, обнару- жили отличия в интерпретациях и объединились в исследовании и кон- струировании предпочитаемых Отношений. Последние могут рассказать о себе много такого, что участникам сложно заметить самостоятельно.
В роли Отношений многие люди ощущают в себе больше понимания, способностей, знаний и свободы, которые они могут перенести на свои обычные позиции участников отношений.
Творческое применение данной идеи неограничено. Например, при такой практике один человек может принять на себя роль Отношений между ним и присутствующим на приеме партнером, быть проинтер- вьюированным психотерапевтом в данной роли, а другой откликается на эту беседу с позиции свидетеля. Затем консультант интервьюирует второго партнера, в то время как первый выполняет роль свидетеля
150
и затем откликается с этой позиции. Партнеры могут вместе писать
Отношениям письма, интервьюировать их и т. д.
Упражнение на экстернализацию отношенийвыполняется в парах.
Человек выбирает свои отношения, которые он хотел бы исследовать, и называет их интервьюеру, например «отношения между мной и мужем
Василием». Затем он принимает на себя роль этих Отношений, а ин- тервьюер расспрашивает его, задавая вопросы на определенные темы:
• история: Когда вы появились? Как? Какими хотели быть?
• характеристики на протяжении истории;
• вклад: Какой вклад вносят ваши участники? Как он менялся? Что, какие обстоятельства или какой вклад участников делает вас лучше
(хуже)?
• значимость для других: Кому еще вы важны? Кому важно, что вы есть, и какими вас хотят видеть разные заинтересованные люди? Как это на вас влияет?
• проблемы: С какими вопросами вы сталкивались? Как их разреша- ли? Какие есть сейчас?
• социальные влияния: Какие идеи на вас, уважаемые Отношения, влияют? Как? Есть ли какие-то более широкие социальные институты, которым вы выгодны, которые хотят видеть вас такими или иными?
• наиболее благоприятные эпизоды в истории;
• Куда вы движетесь? Каковы ваши цели, ценности?
Деконструкция(от лат. de – ‘обратно’ и constructio – ‘строю’; ‘переос- мысление’) – понимание проблемы посредством разрушения стереотипа или включение в новый контекст.
Деконструктивное выслушивание
– это особый род выслушивания, без конкретизации и усиления беспомощности клиентов, болезненных и патологических аспектов историй, необходимый для принятия и по- нимания.
Данная практика позволяет:
• открыть пространство для тех аспектов жизненных нарративов людей, которые находятся на периферии и еще не обрели свою историю, и ослабить хватку доминирующих, ограничивающих историй;
• помочь людям отнестись к своим жизненным нарративам не как к пассивно получаемым фактам, а как к активно конструируемым исто- риям;
• поставить под сомнение фактичность, непреложность жизненных нарративов людей;
• показать, что общепринятый или официально санкционирован- ный смысл той или иной истории – это всего лишь одна из возможных интерпретаций;
• избежать придания характера экспертности возможным интер- претациям психотерапевта;
151
• создать новую историю, новый конструкт и развить его, если выяс- нится, что, по мнению данного человека, он для него более желателен.
В организации процесса выслушивания важно:
1) выслушивать истории клиентов как их собственные. Когда психо- лог впервые общается с клиентами, он хочет понять, какой смысл несут их истории для них самих.
Важно «влезть в кожу» этих людей и понять с их точки зрения, на их языке, что побудило их искать поддержку у пси- хотерапевта;
2) выслушивать с позиции незнания. Несмотря на полученное обра- зование, которое говорит о том, что специалист действительно знает, он пытается прислушиваться к тому, чего не знает. Это предполагает, что не следует задавать вопросы с позициипредварительного знания, а также вопросы, подводящие к определенным ответам.
Когда психотерапевт слушает истории людей деконструктивно, его слух направляется убеждением, что эти рассказы обладают множеством возможных смыслов. В ходе процесса возникают все новые смыслы и конструкции.
Деконструктивная постановка вопросов – техника, при которой нарративные психотерапевты используют вопросы с иной целью, чем, к примеру, это происходит в практике системных семейных психоте- рапевтов. Самое большое различие состоит в том, что цель вопросов состоит не только и не столько в том, чтобы собирать информацию, а в том, чтобы порождать опыт, новый смысл, новые истории, открывать убеждения, установки, чувства, практики.
Деконструктивный опрос побуждает людей увидеть их истории с разных точек зрения, определить, как они сконструированы, отметить их ограниче- ния и обнаружить, что существуют другие возможные нарративы, и можно рассмотреть ту или иную историю под другим углом. Порождая историю, контекст и влияние нарративов клиентов, психотерапевт расширяет их кругозор, изображая полный ландшафт, который поддерживает проблемы.
Слушая проблемные нарративы, важно понять убеждения, практики, чувства и установки клиентов.
Образцы вопросов:
• К каким заключениям о ваших взаимоотношениях вы пришли в результате данной проблемы?
• К каким обнаруженным вами формам поведения вы стали прибе- гать в связи с ситуацией, которую вы описали?
• Пробуждает ли в вас данная ситуация особые чувства?
• Как вы думаете, какие установки могли бы оправдать (объяснить) те формы поведения, которые вы описали?
• Что стоит на пути развития типов взаимоотношений, которые вы хотели бы наблюдать в вашей жизни?
Создание и развитие
альтернативных историй, как уже было сказано, позволяет семье по-новому увидеть себя и события сво-
152
ей жизни, найти новые смыслы. Это новое видение может коренным образом изменить жизнь человека. Так, в результате развития альтер- нативной истории ребенок из жертвы домашнего насилия может пре- вратиться в сильную личность, у которой было достаточно мужества, чтобы пережить испытания и начать строить собственную жизнь. В нар- ративном подходе разработана технология, способствующая развитию альтернативной истории:
1) нахождение в опыте уникального эпизода (исключения из про- блемы);
2) исследование того, насколько данный эпизод представляет пред- почтительный опыт;
3) нахождение действенных компонентов альтернативной истории;
4) обозначение смысла альтернативной истории;
5) нахождение аспектов прошлого, связанных с уникальным эпи- зодом;
6) определение действенных компонентов уникального эпизода в прошлом;
7) обозначение смысла уникального эпизода в прошлом;
8) связь прошлого эпизода с настоящим;
9) распространение альтернативной истории на будущее.
Рассмотрим более подробно технологию развития альтернативных историй, в которой можно выделить девять этапов.
1. Начинайте с уникального эпизода. Побуждение к поиску исключений из проблемной истории – прямой путь к участию в конструировании начала новой истории:
• Бывали ли такие времена, когда распри могли взять ваши взаимо- отношения под контроль, но это не произошло?
• Приходилось ли вам вдвоем противостоять некоторым из куль- турных предписаний и решать, что нужно вопреки им делать что-то по-своему?
• В каких ситуациях вы легко принимаете решения?
Когда прямыми расспросами об уникальных эпизодах не удается открыть пространство, можно использовать другие типы вопросов.
Вопросы гипотетического опыта:
• Если бы один из ваших детей родился с серьезным заболеванием, как вы думаете, сплотились бы вы перед лицом кризиса? Как, по вашему мнению, вы действовали бы в команде?
• Что бы произошло, если бы вы не взяли на себя всю заботу о ре- бенке? Например, что бы случилось, если б вы не вставали, когда ваш сын не мог заснуть?
Вопросы, позволяющие посмотреть на проблему с других точек рения:
• Что бы ваша бабушка сказала о том, как вы справляетесь со своей дилеммой?
153
• Как вы считаете, что позволяет мне думать в таком ключе?
• Как вы полагаете, чему учится ваша дочь, когда видит, что почти все решения, касающиеся семьи, принимает ваш муж? Именно этого вы для нее хотите? Что бы вы предпочли, что бы она видела? Бывали ли времена, когда она видела именно это?
2. Убедитесь, что уникальный эпизод представляет предпочтительный
опыт. Попросите клиента оценить уникальный эпизод:
• Это был хороший или плохой опыт?
• Вам хотелось бы больше взаимодействий такого типа в ваших от- ношениях?
3. Обозначьте историю на ландшафте действий. Задайте клиенту следующие вопросы:
• Как вы готовили себя к тому, чтобы сделать данный шаг?
• Как вы думаете, где в ваших взаимоотношениях точка поворота, ко- торая привела к тому, чтобы данное развитие событий стало возможным?
• Что в точности вы сделали?
• Направлял ли вас определенный образ или слова, которые вы ска- зали себе?
• У вас был план?
• Было ли это вашим самостоятельным решением, или здесь играли роль другие люди?
• Что в точности сказал ваш партнер, когда вы рассказали ему о своем плане? Каково было выражение его лица?
4. Обозначьте историю на ландшафте сознания. Задайте клиенту следующие вопросы:
• Как ваши действия характеризуют вас как личность?
• О каких личных качествах это говорит?
• Как вы анализируете ваши взаимоотношения, когда смотрите на данное событие?
• Научила ли вас беседа с вашей тетушкой чему-то, что могло бы быть важным в других сферах вашей жизни?
• Что заставило вас так поступить в данный момент вашей жизни?
• Как это соотносится с вашими жизненными ценностями?
Заметьте, что вопросы из п. 3, 4 можно сочетать в разных комбинаци- ях: Как вы готовили себя к тому, чтобы предпринять этот шаг? Как ваши действия характеризуют вас как личность? Направлял ли вас определен- ный образ или слова, которые вы сказали себе? У вас был план? Что заста- вило вас так поступить в данный момент вашей жизни? Как вы думаете, где в ваших взаимоотношениях точка поворота, которая привела к тому, что данное развитие событий стало возможным? Как вы анализируете ваши взаимоотношения, когда смотрите на данное событие?
5. Этапы с 5-го по 8-й служат развитию истории настоящего. Они могут повторяться для нескольких событий. Спрашивайте об аспектах прошлого, в которых есть что-то общее с уникальным эпизодом или смыслом:
154
• Были ли времена, когда вам доводилось делать подобное раньше?
• Какой пример вы обдумываете?
• Кто мог бы предсказать данное событие? Как ваше поведение сви- детельствовало о том, что вы смогли бы это сделать?
• Теперь, когда вы признаете данное качество за своим партнером, вспоминаете ли о тех временах, когда вы и раньше замечали это каче- ство в нем?
• Какой период вашей жизни лучше всего иллюстрирует вашу на- стойчивость? Какое событие из этого периода вы могли бы выделить?
6. Обозначьте историю прошлого события на ландшафте действия
(как в п. 3).
7. Обозначьте историю прошлого события на ландшафте сознания
(как в п. 4).
8. Задайте клиенту вопросы, связывающие прошлый эпизод с насто-
ящим:
• Теперь, когда я вижу основы данного эпизода в вашем прошлом, ощущаете ли вы, как последнее событие в ваших взаимоотношениях наполняется для меня еще большим смыслом?
• Если бы можно было спросить вас «тогдашнюю», что вы думаете об этих последних событиях, что бы вы ответили?
• Когда вы думаете о прошлых временах, влияют ли они на опыт, который вы приобрели на прошлой неделе?
9. Задайте клиенту вопросы, проецирующие историю на будущее:
• Если мы посмотрим на события, которые обсуждали, как на тен- денцию в вашей жизни, как вы думаете, каким будет следующий шаг?
• Оказывает ли сегодняшний взгляд на эти события влияние на бу- дущее?
• Учитывая переживания, которые мы обсуждали, каковы ваши пред- сказания на следующий год?
Характеризуя особенности нарративного подхода и техник, при- меняемых специалистами данного направления, можно сказать, что прежде всего они направлены на поиск дисфункциональных паттернов не внутри семьи, а вне ее. Нарративные психотерапевты занимаются поиском деструктивного влияния определенных культурных ценностей и внешней социальной среды. Они приглашают членов семьи сплотиться и дать отпор этим ценностям и постороннему влиянию. Вместо ней- тральности они предлагают защиту.
Критерием эффективности в нарративной практике является реше- ние клиента о том, что он достиг своих целей. Именно поэтому в конце каждой встречи консультант спрашивает, нужна ли клиенту следующая встреча и через какое время, по его мнению, было бы полезно ее орга- низовать.
Таким образом, нарративный подход становится важным звеном системы психологического сопровождения семей. Помимо своего ос-
155
новного преимущества – передачи ответственности за решение по- ставленных задач членам семьи, он обладает еще одним неоспоримым достоинством: отдельные его элементы органично интегрируются в любой из подходов, направленных на психологическое сопровожде- ние семей.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте значение понятий «нарратив» и «дискурс».
2. В чем суть проблемной и альтернативной истории?
3. Назовите причины нарушений в семье с точки зрения нарратив- ного подхода.
4. Дайте характеристику этапов психотерапевтического процесса.
5. Приведите примеры вопросов, которые используются при экстер- нализации, деконструкции и создании альтернативной истории.
6. Как нарративный практик понимает людей?
Задания
1. Напишите эссе на тему «Проблемная и альтернативная история моей семьи».
2. Выполните упражнение на деконструкцию. Выберите какую-либо сферу жизни или историю. Возьмите пять или более листков и напишите на них утверждения или стереотипные высказывания, доминирующие в вашей культуре (это могут быть цитаты, пословицы, поговорки и просто расхожие фразы и мнения) и касающиеся данной сферы жизни. Сфор- мулируйте какое-либо событие или историю из вашей жизни в этой сфере. Теперь поочередно берите листки, читайте написанные на них утверждения и смотрите, как меняется смысл вашего события или исто- рии в контексте этих утверждений (другими словами, при попадании в данные интерпретативные рамки). Затем оцените, подходит ли вам такое осмысление события вашей жизни.
13. СИСТЕМНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ
СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
БЕРТА ХЕЛЛИНГЕРА
Основы метода семейных системных расстановок
Метод семейных системных расстановок – это феноменологи- ческий метод системной семейной терапии, в котором использованы достижения многих направлений психотерапии. Системно-феномено- логический подход является особым видом групповой работы, дающим
156
информацию о структурах, динамике и взаимодействиях в системе и по- зволяющим на основе полученной информации подбирать эффективные решения. Метод был разработан в 80-е гг. XX в. Бертом Хеллингером.
В основе подхода лежат две парадигмы:
1) системная – рассматривает развитие человека как элемента соци- альной системы и восприятие себя в рамках системных связей;
2) феноменологическая – в центре внимания находятся проявления
(феномены) внутренней жизни человека без стремления загнать их в рамки причинно-следственных связей, т. е. безусловное принятие происходящего.
По мнению Б. Хеллингера, более 50 % проблем, с которыми люди приходят на консультацию к психотерапевту, представляют не их соб- ственные проблемы, а повторение чужой судьбы. Для объяснения меха- низмов идентификации с фигурами прошлого Б. Хеллингер разработал собственную систему представлений об отношениях в семье: между супругами; родителями и детьми; семьей и ее родственниками. По его мнению, для поддержания хороших отношений в семье необходимы следующие условия или порядки любви: привязанность (закон при- надлежности), определенный порядок в отношениях (закон иерархии), закон баланса между «давать» и «брать».
Техники нарративного подхода – особым образом сконструирован- ные вопросы, карты нарративной практики. По своей сути они сводятся к экстернализации, деконструкции и развитию альтернативных историй.
Однако М. Уайт подчеркивает, что самое важное не оставить в стороне мировоззренческую основу – представление о социальном характере идентичности, об уважении к людям и их историям, внимание к вопро- сам власти и ответственности и другим идеям. Иначе использование
149
только техник может до неузнаваемости исказить суть подхода. Нарра- тивный подход – это скорее мировоззрение, чем технология.
Экстернализацияозначает восприятие проблем отдельно от людей.
М. Уайт выдвинул идею о том, что человек не есть проблема, но проблема есть проблема.
Экстернализация – это практика, в основе которой лежит убеждение, что проблема и есть нечто, управляющее жизнью человека, влияющее на нее и пронизывающее ее, нечто отдельное и отличающееся от самого человека.
Во время экстернализационной беседы люди могут отделить свое предпочитаемое поведение и понимание, согласующееся с их предпочи- таемыми версиями себя, от поведения, навязываемого им проблемами, и в присутствии друг друга могут озвучить, как бы они хотели поступать и думать.
Экстернализирующие беседы позволяют членам семьи пережить выбор возможности. Когда проблема занимает внешнюю позицию, че- ловек может взять на себя ответственность за взаимодействие с ней.
Образцы вопросов:
• Если бы вы захотели дать обсуждаемой нами проблеме имя, как бы вы ее назвали?
• Можно ли описать, как вы живете, когда относительно свободны от проблемы?
• В те моменты, когда ваши семейные отношения не замутнены, не омрачены проблемой, что можно вновь увидеть яснее? Что в эти сво- бодные моменты вы узнаете о себе и отношениях с другими людьми?
• Что произойдет, если члены вашей семьи объединятся против проблемы вместо того, чтобы подчиниться ей?
• Как данная проблема препятствует тому, чтобы вы доверяли друг другу?
Экстернализация отношений – идея Д. Фридмана и Д. Комбса, свя- занная с нарративной психотерапией с парами, открывает много воз- можностей для того, чтобы партнеры очень быстро, в том числе за счет децентрации, преодолели эффекты обвинений и самообвинений, обнару- жили отличия в интерпретациях и объединились в исследовании и кон- струировании предпочитаемых Отношений. Последние могут рассказать о себе много такого, что участникам сложно заметить самостоятельно.
В роли Отношений многие люди ощущают в себе больше понимания, способностей, знаний и свободы, которые они могут перенести на свои обычные позиции участников отношений.
Творческое применение данной идеи неограничено. Например, при такой практике один человек может принять на себя роль Отношений между ним и присутствующим на приеме партнером, быть проинтер- вьюированным психотерапевтом в данной роли, а другой откликается на эту беседу с позиции свидетеля. Затем консультант интервьюирует второго партнера, в то время как первый выполняет роль свидетеля
150
и затем откликается с этой позиции. Партнеры могут вместе писать
Отношениям письма, интервьюировать их и т. д.
Упражнение на экстернализацию отношенийвыполняется в парах.
Человек выбирает свои отношения, которые он хотел бы исследовать, и называет их интервьюеру, например «отношения между мной и мужем
Василием». Затем он принимает на себя роль этих Отношений, а ин- тервьюер расспрашивает его, задавая вопросы на определенные темы:
• история: Когда вы появились? Как? Какими хотели быть?
• характеристики на протяжении истории;
• вклад: Какой вклад вносят ваши участники? Как он менялся? Что, какие обстоятельства или какой вклад участников делает вас лучше
(хуже)?
• значимость для других: Кому еще вы важны? Кому важно, что вы есть, и какими вас хотят видеть разные заинтересованные люди? Как это на вас влияет?
• проблемы: С какими вопросами вы сталкивались? Как их разреша- ли? Какие есть сейчас?
• социальные влияния: Какие идеи на вас, уважаемые Отношения, влияют? Как? Есть ли какие-то более широкие социальные институты, которым вы выгодны, которые хотят видеть вас такими или иными?
• наиболее благоприятные эпизоды в истории;
• Куда вы движетесь? Каковы ваши цели, ценности?
Деконструкция(от лат. de – ‘обратно’ и constructio – ‘строю’; ‘переос- мысление’) – понимание проблемы посредством разрушения стереотипа или включение в новый контекст.
Деконструктивное выслушивание
– это особый род выслушивания, без конкретизации и усиления беспомощности клиентов, болезненных и патологических аспектов историй, необходимый для принятия и по- нимания.
Данная практика позволяет:
• открыть пространство для тех аспектов жизненных нарративов людей, которые находятся на периферии и еще не обрели свою историю, и ослабить хватку доминирующих, ограничивающих историй;
• помочь людям отнестись к своим жизненным нарративам не как к пассивно получаемым фактам, а как к активно конструируемым исто- риям;
• поставить под сомнение фактичность, непреложность жизненных нарративов людей;
• показать, что общепринятый или официально санкционирован- ный смысл той или иной истории – это всего лишь одна из возможных интерпретаций;
• избежать придания характера экспертности возможным интер- претациям психотерапевта;
151
• создать новую историю, новый конструкт и развить его, если выяс- нится, что, по мнению данного человека, он для него более желателен.
В организации процесса выслушивания важно:
1) выслушивать истории клиентов как их собственные. Когда психо- лог впервые общается с клиентами, он хочет понять, какой смысл несут их истории для них самих.
Важно «влезть в кожу» этих людей и понять с их точки зрения, на их языке, что побудило их искать поддержку у пси- хотерапевта;
2) выслушивать с позиции незнания. Несмотря на полученное обра- зование, которое говорит о том, что специалист действительно знает, он пытается прислушиваться к тому, чего не знает. Это предполагает, что не следует задавать вопросы с позициипредварительного знания, а также вопросы, подводящие к определенным ответам.
Когда психотерапевт слушает истории людей деконструктивно, его слух направляется убеждением, что эти рассказы обладают множеством возможных смыслов. В ходе процесса возникают все новые смыслы и конструкции.
Деконструктивная постановка вопросов – техника, при которой нарративные психотерапевты используют вопросы с иной целью, чем, к примеру, это происходит в практике системных семейных психоте- рапевтов. Самое большое различие состоит в том, что цель вопросов состоит не только и не столько в том, чтобы собирать информацию, а в том, чтобы порождать опыт, новый смысл, новые истории, открывать убеждения, установки, чувства, практики.
Деконструктивный опрос побуждает людей увидеть их истории с разных точек зрения, определить, как они сконструированы, отметить их ограниче- ния и обнаружить, что существуют другие возможные нарративы, и можно рассмотреть ту или иную историю под другим углом. Порождая историю, контекст и влияние нарративов клиентов, психотерапевт расширяет их кругозор, изображая полный ландшафт, который поддерживает проблемы.
Слушая проблемные нарративы, важно понять убеждения, практики, чувства и установки клиентов.
Образцы вопросов:
• К каким заключениям о ваших взаимоотношениях вы пришли в результате данной проблемы?
• К каким обнаруженным вами формам поведения вы стали прибе- гать в связи с ситуацией, которую вы описали?
• Пробуждает ли в вас данная ситуация особые чувства?
• Как вы думаете, какие установки могли бы оправдать (объяснить) те формы поведения, которые вы описали?
• Что стоит на пути развития типов взаимоотношений, которые вы хотели бы наблюдать в вашей жизни?
Создание и развитие
альтернативных историй, как уже было сказано, позволяет семье по-новому увидеть себя и события сво-
152
ей жизни, найти новые смыслы. Это новое видение может коренным образом изменить жизнь человека. Так, в результате развития альтер- нативной истории ребенок из жертвы домашнего насилия может пре- вратиться в сильную личность, у которой было достаточно мужества, чтобы пережить испытания и начать строить собственную жизнь. В нар- ративном подходе разработана технология, способствующая развитию альтернативной истории:
1) нахождение в опыте уникального эпизода (исключения из про- блемы);
2) исследование того, насколько данный эпизод представляет пред- почтительный опыт;
3) нахождение действенных компонентов альтернативной истории;
4) обозначение смысла альтернативной истории;
5) нахождение аспектов прошлого, связанных с уникальным эпи- зодом;
6) определение действенных компонентов уникального эпизода в прошлом;
7) обозначение смысла уникального эпизода в прошлом;
8) связь прошлого эпизода с настоящим;
9) распространение альтернативной истории на будущее.
Рассмотрим более подробно технологию развития альтернативных историй, в которой можно выделить девять этапов.
1. Начинайте с уникального эпизода. Побуждение к поиску исключений из проблемной истории – прямой путь к участию в конструировании начала новой истории:
• Бывали ли такие времена, когда распри могли взять ваши взаимо- отношения под контроль, но это не произошло?
• Приходилось ли вам вдвоем противостоять некоторым из куль- турных предписаний и решать, что нужно вопреки им делать что-то по-своему?
• В каких ситуациях вы легко принимаете решения?
Когда прямыми расспросами об уникальных эпизодах не удается открыть пространство, можно использовать другие типы вопросов.
Вопросы гипотетического опыта:
• Если бы один из ваших детей родился с серьезным заболеванием, как вы думаете, сплотились бы вы перед лицом кризиса? Как, по вашему мнению, вы действовали бы в команде?
• Что бы произошло, если бы вы не взяли на себя всю заботу о ре- бенке? Например, что бы случилось, если б вы не вставали, когда ваш сын не мог заснуть?
Вопросы, позволяющие посмотреть на проблему с других точек рения:
• Что бы ваша бабушка сказала о том, как вы справляетесь со своей дилеммой?
153
• Как вы считаете, что позволяет мне думать в таком ключе?
• Как вы полагаете, чему учится ваша дочь, когда видит, что почти все решения, касающиеся семьи, принимает ваш муж? Именно этого вы для нее хотите? Что бы вы предпочли, что бы она видела? Бывали ли времена, когда она видела именно это?
2. Убедитесь, что уникальный эпизод представляет предпочтительный
опыт. Попросите клиента оценить уникальный эпизод:
• Это был хороший или плохой опыт?
• Вам хотелось бы больше взаимодействий такого типа в ваших от- ношениях?
3. Обозначьте историю на ландшафте действий. Задайте клиенту следующие вопросы:
• Как вы готовили себя к тому, чтобы сделать данный шаг?
• Как вы думаете, где в ваших взаимоотношениях точка поворота, ко- торая привела к тому, чтобы данное развитие событий стало возможным?
• Что в точности вы сделали?
• Направлял ли вас определенный образ или слова, которые вы ска- зали себе?
• У вас был план?
• Было ли это вашим самостоятельным решением, или здесь играли роль другие люди?
• Что в точности сказал ваш партнер, когда вы рассказали ему о своем плане? Каково было выражение его лица?
4. Обозначьте историю на ландшафте сознания. Задайте клиенту следующие вопросы:
• Как ваши действия характеризуют вас как личность?
• О каких личных качествах это говорит?
• Как вы анализируете ваши взаимоотношения, когда смотрите на данное событие?
• Научила ли вас беседа с вашей тетушкой чему-то, что могло бы быть важным в других сферах вашей жизни?
• Что заставило вас так поступить в данный момент вашей жизни?
• Как это соотносится с вашими жизненными ценностями?
Заметьте, что вопросы из п. 3, 4 можно сочетать в разных комбинаци- ях: Как вы готовили себя к тому, чтобы предпринять этот шаг? Как ваши действия характеризуют вас как личность? Направлял ли вас определен- ный образ или слова, которые вы сказали себе? У вас был план? Что заста- вило вас так поступить в данный момент вашей жизни? Как вы думаете, где в ваших взаимоотношениях точка поворота, которая привела к тому, что данное развитие событий стало возможным? Как вы анализируете ваши взаимоотношения, когда смотрите на данное событие?
5. Этапы с 5-го по 8-й служат развитию истории настоящего. Они могут повторяться для нескольких событий. Спрашивайте об аспектах прошлого, в которых есть что-то общее с уникальным эпизодом или смыслом:
154
• Были ли времена, когда вам доводилось делать подобное раньше?
• Какой пример вы обдумываете?
• Кто мог бы предсказать данное событие? Как ваше поведение сви- детельствовало о том, что вы смогли бы это сделать?
• Теперь, когда вы признаете данное качество за своим партнером, вспоминаете ли о тех временах, когда вы и раньше замечали это каче- ство в нем?
• Какой период вашей жизни лучше всего иллюстрирует вашу на- стойчивость? Какое событие из этого периода вы могли бы выделить?
6. Обозначьте историю прошлого события на ландшафте действия
(как в п. 3).
7. Обозначьте историю прошлого события на ландшафте сознания
(как в п. 4).
8. Задайте клиенту вопросы, связывающие прошлый эпизод с насто-
ящим:
• Теперь, когда я вижу основы данного эпизода в вашем прошлом, ощущаете ли вы, как последнее событие в ваших взаимоотношениях наполняется для меня еще большим смыслом?
• Если бы можно было спросить вас «тогдашнюю», что вы думаете об этих последних событиях, что бы вы ответили?
• Когда вы думаете о прошлых временах, влияют ли они на опыт, который вы приобрели на прошлой неделе?
9. Задайте клиенту вопросы, проецирующие историю на будущее:
• Если мы посмотрим на события, которые обсуждали, как на тен- денцию в вашей жизни, как вы думаете, каким будет следующий шаг?
• Оказывает ли сегодняшний взгляд на эти события влияние на бу- дущее?
• Учитывая переживания, которые мы обсуждали, каковы ваши пред- сказания на следующий год?
Характеризуя особенности нарративного подхода и техник, при- меняемых специалистами данного направления, можно сказать, что прежде всего они направлены на поиск дисфункциональных паттернов не внутри семьи, а вне ее. Нарративные психотерапевты занимаются поиском деструктивного влияния определенных культурных ценностей и внешней социальной среды. Они приглашают членов семьи сплотиться и дать отпор этим ценностям и постороннему влиянию. Вместо ней- тральности они предлагают защиту.
Критерием эффективности в нарративной практике является реше- ние клиента о том, что он достиг своих целей. Именно поэтому в конце каждой встречи консультант спрашивает, нужна ли клиенту следующая встреча и через какое время, по его мнению, было бы полезно ее орга- низовать.
Таким образом, нарративный подход становится важным звеном системы психологического сопровождения семей. Помимо своего ос-
155
новного преимущества – передачи ответственности за решение по- ставленных задач членам семьи, он обладает еще одним неоспоримым достоинством: отдельные его элементы органично интегрируются в любой из подходов, направленных на психологическое сопровожде- ние семей.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте значение понятий «нарратив» и «дискурс».
2. В чем суть проблемной и альтернативной истории?
3. Назовите причины нарушений в семье с точки зрения нарратив- ного подхода.
4. Дайте характеристику этапов психотерапевтического процесса.
5. Приведите примеры вопросов, которые используются при экстер- нализации, деконструкции и создании альтернативной истории.
6. Как нарративный практик понимает людей?
Задания
1. Напишите эссе на тему «Проблемная и альтернативная история моей семьи».
2. Выполните упражнение на деконструкцию. Выберите какую-либо сферу жизни или историю. Возьмите пять или более листков и напишите на них утверждения или стереотипные высказывания, доминирующие в вашей культуре (это могут быть цитаты, пословицы, поговорки и просто расхожие фразы и мнения) и касающиеся данной сферы жизни. Сфор- мулируйте какое-либо событие или историю из вашей жизни в этой сфере. Теперь поочередно берите листки, читайте написанные на них утверждения и смотрите, как меняется смысл вашего события или исто- рии в контексте этих утверждений (другими словами, при попадании в данные интерпретативные рамки). Затем оцените, подходит ли вам такое осмысление события вашей жизни.
13. СИСТЕМНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ
СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
БЕРТА ХЕЛЛИНГЕРА
Основы метода семейных системных расстановок
Метод семейных системных расстановок – это феноменологи- ческий метод системной семейной терапии, в котором использованы достижения многих направлений психотерапии. Системно-феномено- логический подход является особым видом групповой работы, дающим
156
информацию о структурах, динамике и взаимодействиях в системе и по- зволяющим на основе полученной информации подбирать эффективные решения. Метод был разработан в 80-е гг. XX в. Бертом Хеллингером.
В основе подхода лежат две парадигмы:
1) системная – рассматривает развитие человека как элемента соци- альной системы и восприятие себя в рамках системных связей;
2) феноменологическая – в центре внимания находятся проявления
(феномены) внутренней жизни человека без стремления загнать их в рамки причинно-следственных связей, т. е. безусловное принятие происходящего.
По мнению Б. Хеллингера, более 50 % проблем, с которыми люди приходят на консультацию к психотерапевту, представляют не их соб- ственные проблемы, а повторение чужой судьбы. Для объяснения меха- низмов идентификации с фигурами прошлого Б. Хеллингер разработал собственную систему представлений об отношениях в семье: между супругами; родителями и детьми; семьей и ее родственниками. По его мнению, для поддержания хороших отношений в семье необходимы следующие условия или порядки любви: привязанность (закон при- надлежности), определенный порядок в отношениях (закон иерархии), закон баланса между «давать» и «брать».
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 21