Файл: Т. И. Ачи нович. Минск бгу, 2022. 199 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1125

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Порядки любви и классическая семейная система
Первый порядок, или закон принадлежности. Всякий, кто принад- лежит к семейной системе, имеет равное право на принадлежность. Это означает, что, независимо от того, как человек прожил свою жизнь (или даже если он не успел ее прожить – рано умер или не родился в срок), он принадлежит к системе наравне со всеми и не может быть забыт или ис- ключен. «Никто не исключен» – так формулирует этот закон Б. Хеллингер.
На опыте многочисленных расстановок он вывел определение семей- ной системы, описав, кто к ней принадлежит и не может быть исключен без последствий в виде возникновения переплетения.
К членам одного рода, независимо от того, живы они или уже умерли, как правило, относятся:
• ребенок, его братья и сестры;
• родители, их братья и сестры;
• бабушки и дедушки;
• прабабушки и прадедушки;
• дети, не рожденные из-за выкидыша или аборта, либо мертворо- жденные;
• жертвы насильника.
Из права на принадлежность проистекает следующий закон целого числа: каждый отдельно взятый член системы чувствует себя комфортно

157
только в случае, если для всех, кто относится к его системе, найдется место в его душе и сердце, если в его представлениях все члены семьи сохраняют свое достоинство. Все, принадлежащие к одному роду, обла- дают равным правом на принадлежность, и никто не может и не имеет права отказать им в этом. Если этот закон нарушается и некоторый опыт или человек отвергается, то позднее появится кто-либо, кто снова включит данный опыт в систему. Таково действие системной совести и так создается переплетение.
Второй порядок, или закон иерархии. Закон приоритета раннего реализуется следующим образом: тот, кто появляется в системе раньше, имеет преимущество перед тем, кто приходит позже. Старшие братья и сестры обладают приоритетом перед младшими, первые супруги – перед последующими, родители – перед детьми. Если «поздний» вме- шивается в сферу «раннего», т. е. считает для себя возможным делать то, на что реального права не имеет, то за подобную самонадеянность человек нередко расплачивается проблемами.
В данном случае слово «приоритет» не несет оценки. Это просто спо-
соб называния места каждого члена семьи, обозначающий, что никто не исключен, вне зависимости от оценки их жизни. Родился первый брат, а второй пришел в семью, где уже был один сын. Сначала появилась первая жена, потом она ушла и освободила место второй. Родители были раньше, они дали жизнь детям, которые пришли позже. У всех есть место, никто не исключен.
Третий порядок, или закон баланса между «давать» и «брать».
Любые отношения между людьми возможны только в случае, если они друг другу что-либо дают и друг от друга что-либо берут. Постоянный взаимообмен, который удовлетворяет потребность в справедливости и счастье, зависит от оборота «брать» и «давать». Если один член си- стемы что-то дает другому, это должно быть уравновешено. При этом родители дают жизнь, а дети, соответственно, ее берут. Жизнь не может быть уравновешена обратным даром, она только передается дальше.
Как считает Б. Хеллингер, на страже условий, необходимых для хо- роших отношений, стоит личная совесть человека. Совесть – это некий балансирующий орган, внутренняя инстанция, которая пробуждает чувство вины и тем самым заставляет предпринимать усилия для ис- правления или поддержания соответствующих отношений.
На свет человек появляется в небольшой группе – семье. Отношения в семье необходимы для выживания. Они дают ребенку возможность рас- крыться, способствуют его личностному росту, но в то же время вынужда- ют следовать правилам, которые не всегда совпадают с его стремлениями и желаниями. Таким образом, в отношениях действуют силы, которые


158
одновременно поддерживают и требуют, подгоняют и направляют, дают счастье и ограничивают возможности.
В своих работах Б. Хеллингер подробно описывает дисфункциональ- ные отношения между членами семьи и анализирует их причины. Однако не меньшее значение он уделяет системным конфликтам, поскольку каждая семья принадлежит к роду, в котором оба родительских клана соединяются в большую систему людей (члены конкретной семьи могут не знать их всех, тем не менее родственники часто остаются значимыми фигурами). Если для удачного сохранения личных отношений необхо- димы три условия, описанные выше (принадлежность, баланс «давать» и «брать», а также порядок), то на уровне рода действуют уже другие законы: право на принадлежность, законы целого числа, приоритета раннего и признания того, что ничто не вечно.
По мнению Б. Хеллингера, на службе у рода стоит родовая совесть.
Именно она следит за тем, чтобы в семейной системе соблюдался по- рядок. Однако, в отличие от персональной, родовую совесть человек не чувствует. Ее действие обнаруживается в тех страданиях, которые навле- кает на индивида и членов его семьи, прежде всего детей, несоблюдение правил и норм. Чаще всего это проявляется в том, что старшие члены семьи перекладывают негативное на младших, которые неосознанно это принимают. Дети несут груз чужой вины, чужих мыслей, забот и целей.
Только в случае если рожденный позже копирует судьбу раннего члена семьи и вдруг осознает причину этого, он может отказаться от такой идентификации.
Б. Хеллингер исходит из положения, что многие люди, как здоровые, так и больные, живут в соответствии с каким-либо внутренним образом, который представляет собой определенную историю (тему) – некий ход жизненных событий. Образы имеют разное происхождение. В одном слу- чае в их основе лежит собственный детский психотравмирующий опыт, аналог которого человек неосознанно может найти в сюжете какой-либо сказки. Во второй ситуации человек находится под влиянием истории, никак не связанной с его детским опытом. Как правило, это член семьи, у которого была тяжелая судьба, по определенным причинам его исклю- чили из семейной системы или он освободил свое место внутри нее для другого. Семейная история, основанная на травматических событиях и переживаниях, произошедших в другом месте и в другое время, не- редко становится сценарием, который реально воплощается в жизни.
Проведение семейной расстановки
Для решения конфликтов, охватывающих несколько поколений се- мьи, Б. Хеллингер предложил метод семейной расстановки, который


159
позволяет выявить внутренние образы, ограничивающие возможности человека.
Семейная расстановка – групповой метод, однако он не предназна- чен для работы со всеми членами семьи. Б. Хеллингер проводит терапию только со взрослыми, считая, что, если на прием придет вся семья, дети могут потерять уважение к родителям, а это слишком высокая цена.
Психотерапевт работает с одним взрослым или с супружеской парой, кор- ректируя их взаимодействие с детьми. По мнению Б. Хеллингера, о раз- говорах родителей с психологом детям знать вообще не обязательно.
До начала работы психотерапевт выясняет, кто принадлежит к семей- ной системе, и расспрашивает о решающих событиях из жизни семьи, таких как смерть, самоубийство, расставание, развод, несчастные случаи и пр. При этом рекомендуется не давать никаких характеристик персо- нажам и обращать внимание только на самые необходимые сведения.
Уже во время процедуры расстановки выявляются люди, освободившие место в системе или исключенные из нее (в результате аборта, отказа от внебрачного ребенка, развода, самоубийства и пр.).
Расстановка проводится следующим образом. Протагонист в со- ответствии с заявленной проблемой создает внутренний образ своей реальной семьи. На роли членов семьи (в том числе и себя) он выбирает исполнителей из участников психотерапевтической группы и помещает их на то или иное место в соответствии со своим внутренним образом.
При этом для представления в расстановке каждого члена семьи из груп- пы выбирается заместитель. Один заместитель исполняет роль одного члена семьи – прототипа.
Протагонист получает следующую инструкцию: «Расставляй участни- ков своей системы, полностью ориентируясь на собственные ощущения: как ты, согласно своему внутреннему образу, видишь отдельных людей по отношению друг к другу. Внутренний образ проявляется только во вре- мя расстановки. Так что забудь все, что наметил себе заранее. Ты только указываешь место, задаешь их жесты или направление взгляда». После того как участники расставлены, следует еще раз повторить, кто кого должен изображать.
Обычно протагонист берет каждого из участников (заместителей) за руку или дотрагивается до него. Потом ведет его на определенное место.
Он постоянно взвешивает: это верно или нет? Для проверки соответствия расстановки внутреннему образу можно обойти группы по кругу.
Во время процедуры расстановки никто не должен ничего гово- рить – ни протагонист, ни остальные участники. Когда дается слишком много информации, это отвлекает. Б. Хеллингер просит заместителей сосредоточиться на их внутренних ощущениях, забыть собственные цели и намерения и регистрировать чувства, которые приходят при перемещении или когда в системе появляются новые люди.


160
Затем по просьбе психотерапевта все участники (заместители) по очереди сообщают, что они переживают, занимая соответствующие места в выстроенной протагонистом семейной системе.
Инструкция психотерапевта такова: «Предоставьте себя происхо- дящему и почувствуйте, как реагирует ваше тело, даже если ощущения ваши совсем не те, что вы ожидали. Просто, без критики, расскажите о том, каково вам на этом месте и что у вас на душе. Нередко человек испытывает пугающие или запретные чувства, к примеру облегчение, когда другой уходит или умирает, или тягу к запретным отношениям.
Если об этом не рассказать, можно упустить что-то важное, поэтому здесь нужно отказаться от какой-либо цензуры и быть откровенным».
В случае если консультант не уверен, что кто-то описывает реальные чувства, он может попросить другого члена группы занять его место и рассказать о том, каково ему здесь. В подавляющем большинстве слу- чаев чувства первого подтверждаются, а вместе с ними и гипотеза о том, что чувства определяются местом в выстроенной системе. Наблюдая за расстановкой со стороны, невозможно предсказать, какими будут ощущения каждого человека. Небольшие позиционные перемещения могут привести к их удивительным трансформациям.
При использовании метода расстановки в центре внимания пси- хотерапевтической группы одновременно находятся два сконцентри- рованных пространственно-временных образа. Первый из них – это образ семейного прошлого протагониста вплоть до момента проведения расстановки, т. е. то внутреннее представление, которое сковывает его личность. Второй образ является образом-решением, способствующим освобождению личности протагониста.
В заключение расстановки психотерапевт, учитывая обратную связь исполнителей, вносит в семейную систему ряд изменений, которые ча- сто представляют собой важные, с психотерапевтической точки зрения, промежуточные шаги. В результате формируется образ-решение, в ко- тором у всех членов семьи, включая тех, кто был в свое время исключен из системы, появляется свое место.
При расстановке образа-решения специалисты опираются на пред- ставления об определенной иерархии. Б. Хеллингер считает, что систе- ма приходит в порядок только при правильной иерархической струк- туре. Кто имеет приоритет в семейной системе, тот стоит на первом месте. Обычно это член семьи, отвечающий за ее безопасность и тем самым создающий пространство, в котором семья может развиваться.
Так, сначала идет муж, затем, слева от него, – жена, хотя в действитель- ности они могут быть равноправными.
Б. Хеллингер отмечает, что если женщина в обычных условиях стоит на первом месте, справа от мужа, то часто чувствует себя покинутой


161
и не имеющей поддержки. А если мужчина находится слева от женщи- ны, значит, он берет на себя мало ответственности или у него иллюзия свободы. Как только он занимает место справа, то начинает чувствовать себя в ответе за семью. Таково влияние позиций.
Слева от родителей по часовой стрелке в порядке старшинства сле- дуют дети. При правильной расстановке они занимают места напро- тив родителей. Мертворожденные помещаются возле братьев и сестер, а детей, не рожденных вследствие аборта (если работа с ними уместна), в расстановках-решениях лучше поставить между родителями.
Образ-решение возникает в результате взаимодействия всех участ- ников расстановки. Это взаимодействие включает множество пробных и промежуточных перемещений, которые осуществляются под руко- водством психотерапевта, и фиксацию соответствующих изменений самочувствия исполнителей.
Условия для эффективного проведения
семейной расстановки в группе.
Принципы расстановки
Протагонист обращает внимание на следующие моменты:
• совершать расстановку надо только в том случае, если есть адек- ватный повод и если он относится к этому серьезно (никакого любо- пытства!);
• после того как выбраны участники расстановки, необходимо ука- зать, кто кого должен изображать;
• не давать никаких характеристик персонажам, а предоставлять только необходимые сведения;
• сосредоточиться на запечатленном в душе образе системы, ко- торый обнаруживается только в процессе расстановки. Вопросы типа
«Какой период жизни должен воплощать ваш внутренний образ?» «за- темняют» его;
• выбирать и ставить на определенное место каждого участника по отдельности;
• только расставлять, а не делать скульптуру;
• после завершения расстановки еще раз проговорить, кто из участ- ников кого представляет.
Заместители в первую очередь считают нужным:
• сосредоточиться на непосредственном внутреннем чувстве, вы- разить его словами;
• освободиться от цензуры чувств;
• не преследовать никаких других целей, кроме одной: почувствовать свой внутренний процесс и рассказать о нем.

162
Руководитель группы:
• ищет решение;
• обращает внимание на то, был ли кто-нибудь, принадлежащий системе, исключен из нее, и привлекает его к участию;
• встает на сторону исключенного;
• избегает опрометчивых решений;
• больше полагается на собственное восприятие, чем на сообщения участников;
• прерывает процедуру:
– если протагонист не относится к этому серьезно;
– протагонист не дотрагивается до каждого и не ставит каждого по отдельности;
– отсутствуют важные данные;
– протагонист не видит решения;
• не дает включать в расстановку больше персонажей, чем это не- обходимо;
• следит за тем, чтобы группа оставалась серьезной и сосредото- ченной.
Принципы расстановки:
• Тот, кто появился раньше, обладает приоритетом перед тем, кто пришел позже. При расстановке следует обращать внимание на иерар- хический порядок: по часовой стрелке – второй стоит слева от первого и т. д. Родители по иерархии равны. Чтобы узнать, кто на самом деле идет первым, нужно попробовать разные позиции. Как правило, первым идет муж;
• что касается систем, то более поздняя имеет преимущество перед более ранней, поэтому семьи, созданные детьми, обладают приоритетом перед семьей родителей, а второй брак – перед первым. Если у одного из родителей, в то время как они состоят в браке, рождается ребенок от другого человека, то отношения с этим лицом обладают приоритетом перед предыдущими;
• если мужчина и женщина стоят напротив друг друга, это часто означает, что интимные отношения между ними отсутствуют;
• если женщина выбирает на роль сына женщину, значит, он гомо- сексуалист или рискует им стать;
• если один из участников хочет выйти или выходит за дверь, дела- ется вывод, что для него существует опасность самоубийства;
• если дети стоят между родителями, это говорит о том, что брак распался (часто это расстановка-решение);
• если у женщины раньше был возлюбленный, то в расстановке- решении муж должен стоять между ним и женой (то же самое касается и жены в отношении прежней возлюбленной мужа).