ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1122
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
163
• если в расстановке все участники смотрят в одном направлении, это значит, что перед ними стоит кто-то забытый или исключенный из системы.
Когда в работе психотерапевтической группы принимает участие супружеская пара и они хотят сделать расстановку своей системы, Б. Хел- лингер предлагает одному партнеру совершить расстановку актуального состояния системы и сразу вслед за этим велит другому выполнить то же самое с теми же людьми, передвинув их по-другому.
С системной точки зрения процедура объясняется следующим обра- зом. Когда женщина выходит замуж, муж воспринимает ее вместе с ее семейной системой, причем именно с тем образом системы, который она запечатлела в своей душе. Если запечатлен хаотичный образ роди- тельской семьи, то и жену муж воспринимает как хаотичную личность.
Когда оба партнера выполняют расстановку своих систем, то могут видеть, где они по-разному воспринимают друг друга, у них появляется возможность выстроить более адекватный образ партнера. Подобная коррекция оказывает позитивное и освобождающее воздействие на отношения.
Психотерапевтический эффект расстановки семьи обусловлен тем, что здесь используется невербальный символический язык, а старая и новая ориентация семьи в нем соединена в одном временном про- межутке. В отличие от метода семейной скульптуры, при расстановке участникам не задаются направления взглядов, определенные позы и жесты. Б. Хеллингер считает, что построение скульптуры «связывает» и не оставляет места субъективным чувствам исполнителей. Если че- ловека просто куда-то помещают и он стоит на своем месте, он тем не менее может повернуть голову, куда захочет, исходя из своей внутренней потребности. Если же заранее определить, на кого он должен смотреть, то опираться на свои переживания ему попросту незачем. Заданные жесты и позы только отвлекают. Когда человеку не дают никаких других указаний, кроме того, как и где встать, он даже может ощущать внезап- но появившиеся симптомы (например, подгибающиеся ноги, сильное беспокойство).
Б. Хеллингер рассматривает свой психотерапевтический подход как феноменологический, основанный на созерцании и интуиции, привя- занных к контексту жизни человека или события.
Вопросы для самоконтроля
1. На чем базируется метод системных расстановок?
2. Раскройте суть порядка принадлежности.
3. Кто принадлежит к семейной системе, по Б. Хеллингеру?
4. В чем заключается закон баланса между «брать» и «давать»?
164 5. Как проявляется закон приоритета раннего члена семьи над поздним?
6. Опишите особенности проведения семейной расстановки.
7. Какие условия важно соблюдать при проведении семейной рас- становки в группе?
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Задание
Изучите кейс. Какие порядки любви нарушены в данной семье?
Тридцатипятилетняя незамужняя девушка по имени Наталья за- хотела совершить расстановку своей семьи и понять, почему у нее уже несколько лет никак не складываются отношения с мужчинами. В пред- варительной беседе психотерапевт выяснил, что ее отец ушел из семьи, когда Наталья была подростком, и после этого она не видела его двадцать лет. Клиентка также рассказала, что ее дедушка со стороны отца выгнал из дома свою жену, ее бабушку, с двумя детьми, а сам остался жить со своим третьим ребенком, отцом Натальи.
14. ИНТЕГРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ
СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Интегративная модель – это группоцентрированная диагности- ка, при которой анализируются прежде всего проблемы организации и функционирования семейной системы. Психотерапевт смещает фокус внимания с индивидуальных характеристик членов семьи на параметры семейной группы. Проблемы личности в данной модели рассматривают- ся в связи с дисфункцией семейной системы. По мнению А. В. Черникова, данная модель включает в себя системный подход Д. Н. Оудсхоорна, циркулярную модель Д. Олсона и некоторые другие подходы.
Циркулярная модель семейных систем Д. Олсона
Данная модель используется для установления связи между тео- рией, эмпирическими исследованиями и клинической практикой. Она рассматривает две основные составляющие семейного взаимодействия: сплоченность и гибкость, т. е. способность семейной системы адаптиро- ваться к изменениям ситуации и стрессам.
Сплоченность – это степень эмоциональной привязанности членов семьи друг к другу, которая может выражаться по-разному. Данное измерение отражает соотношение между обособленностью членов се- мьи и их общностью. Д. Олсон выделяет четыре уровня сплоченности: очень низкий – разобщенность, умеренно низкий – обособленность,
165
умеренно высокий – взаимосвязанность и очень высокий – эмоцио- нальное смешение. Отсюда разобщенность и смешение – это полюса континуума. Члены разобщенной семьи мало общаются друг с другом и стремятся удовлетворять свои потребности за ее пределами. Они предпочитают общение с друзьями, нежели с членами семьи. В семьях с эмоциональным смешением на первом месте стоят семейные об- стоятельства, которые составляют основу всей личной жизни. Таким образом, оптимальное семейное функционирование зависит от способ- ности установить равновесие между универсальными человеческими потребностями членов семьи в автономии и принадлежности к группе.
Примерами проявления дисфункции семьи на уровне сплоченности яв- ляются поведенческие реакции подростков: при разобщенности в семье подросток чувствует отвержение и испытывает гнев из-за безразличия семьи к его жизни; при смешении – связан «по рукам и ногам», борется за независимость и пытается занять достойное место в группе равных.
Гибкость – это способность семьи по необходимости менять в ней лидерство, роли, правила; находиться в равновесии между стабильно- стью и изменениями. В модели диапазон параметра гибкости описы- вается так: ригидность (очень низкий уровень), структурированность
(от низкого до умеренного) и хаотичность (очень высокий). Ригидность и хаотичность соответствуют полюсам диапазона данного параметра.
В семье с ригидным уровнем один из членов занимает лидирующую позицию и контролирует других. Семейные правила не меняются. Дети остаются детьми независимо от возраста. В семьях с хаотичным уровнем гибкости, напротив, отсутствует подсистема власти и не установлены последовательные правила. Решения принимаются импульсивно и не- обдуманно, семья – как на вулкане хронического кризиса. Оптимальное семейное функционирование – это способность установить равновесие между стабильностью и изменчивостью. Для этого властная структура в семье должна быть гибкой и способной к изменениям. Примерами проявления дисфункции семьи на уровне гибкости являются отношения с детьми: в ригидных семьях родители не учитывают возраст детей, их стремление к свободе и проявлению своего мнения, продолжают тоталь- но контролировать, тем самым способствуя проявлению бунтарского поведения у ребенка.
Коммуникация – это умение выслушать, владение разговорными навыками на высоком уровне, ясность и недвусмысленность в подаче информации друг другу. Отмечено, что в семьях, не сбалансированных по уровню сплоченности и гибкости, чаще всего отсутствует открытая коммуникация, различия во взглядах принижаются или игнорируются, проблемы решаются неэффективно. У членов семьи нет навыков от- крытого совместного обсуждения проблем, и чаще всего они делают это с посторонними людьми.
166
Циркулярная модель описывает четыре типа семей, которые имеют характеристики патологичности: хаотично-запутанные, ригидно-запу- танные, ригидно-разобщенные и хаотично-разобщенные (см. рисунок).
Циркулярная модель Д. Олсона
Хаотично-запутанные семьи проявляют стремление к переменам и имеют недостаточно четкие межличностные границы. Родители не спо- собны эффективно справляться с кризисными ситуациями. Члены семьи стремятся к независимости, но эмоционально связаны друг с другом чувством вины. В семье отсутствуют четкие правила, поэтому поведе- ние контролируется посредством чувства вины и взаимных обвинений.
Ригидно-запутанные семьи особенны тем, что потребности их чле- нов не находят удовлетворения, методы воспитания отличаются ригид- ностью, а поведение контролируется при помощи чувства вины. Любые проявления независимого поведения воспринимаются как угроза для семейной структуры. Дети остаются детьми независимо от возраста.
Мнение родителей самое правильное. Члены семьи связаны эмоцио- нально – с помощью чувства страха и вины перед авторитетом. Дети
167
чаще всего не умеют адаптироваться в социальной среде, расцениваются другими как незрелые (инфантильные).
Для
ригидно-разобщенных семей характерны жесткие методы вос- питания, при этом их члены относятся друг к другу холодно. Поведение контролируется посредством страха наказания. У детей может прояв- ляться чувство личной отверженности, которое в сочетании с гневом вызывает депрессию. Они оспаривают авторитет родителей пассивно- агрессивным поведением.
Хаотично-разобщенные семьи – это семьи, где нет сильной роди- тельской субсистемы, способной подавить гнев, который испытывают члены семьи по поводу отсутствия эмоциональных привязанностей.
Гнев, связанный с окружением, может приводить к постоянным семей- ным конфликтам. Неосуществляющаяся попытка установить контроль в семье может выливаться в проективную агрессию на окружающий мир в виде вандализма, асоциального поведения, хулиганства и др.
Основываясь на циркулярной модели, Д. Олсон выдвигает три ги-
потезы:
1) сбалансированные типы семей, проходя через стадии жизненного цикла, будут в целом функционировать более адекватно, чем несбалан- сированные;
2) имея дело с ситуационным стрессом или изменениями задач жиз- ненного цикла, семьи будут модифицировать близость и адаптивность, приспосабливаясь к обстоятельствам. Сбалансированность семей не озна- чает, что они всегда будут функционировать в среднем диапазоне. Семья может приближаться к крайним показателям, когда это необходимо, но при фиксации в таком положении у ее членов возникают психологиче- ские проблемы;
3) коммуникативные навыки (эмпатия, умение слушать, навыки самораскрытия, ведения переговоров и т. д.) помогают поддерживать равновесие по двум выделенным измерениям, дают возможность сбалан- сированным типам семей изменять уровни близости и гибкости легче, чем несбалансированным. Напротив, крайние типы систем страдают от несовершенства коммуникации, что препятствует движению к сба- лансированным типам и увеличивает вероятность фиксации в крайних позициях.
Оценивая семьи по данной модели, следует также учитывать, что нормы близости и гибкости семейных систем у разных этнических групп могут отличаться.
Д. Олсон считает, что, вступая в брак, супруги часто воспроизводят структурный тип родительской семейной системы, а иногда пытают- ся создать противоположный тип. Если супруги происходят из двух совершенно различных семейных систем или предпочитают разные
168
типы семейных динамик, им будет труднее выработать общий стиль взаимоотношений.
Диагностическим инструментом, дополняющим модель Д. Олсона, является системный семейный тест Геринга.
Для понимания процессов в системе также очень важной являет- ся идея осцилляции. В интегративной модели семейной психотера- пии предлагается использовать понятие маневрирующей системы: эта концепция развивает структурную теорию. Маневрирующая система семьи переходит из одного состояния в другое и обратно. В результа- те система колеблется между разными, нередко противоположными, состояниями (мир и вой на в семье, обострение симптомов у ребенка и период затишья, запой и период трезвости мужа и т. п.). Очевидно, что параметры иерархии и сплоченности (близости) могут меняться от состояния к состоянию, оставаясь в целом неизменными за период времени, сравнимый со стадией жизненного цикла.
Системная модель Д. Н. Оудсхоорна
Системная модель Д. Н. Оудсхоорна позволяет преодолеть проти- воречие «индивид – система» и интегрировать разные теоретические подходы, относящиеся к различным уровням глобальной системы. Общая теория систем предполагает, что человек со своей средой представляет собой кибернетическую, саморегулирующуюся систему, включающую в себя разнообразные взаимосвязанные уровни. Основным допущением является то, что проблемы и симптомы отражают системную адаптацию в ее всеобщем контексте в данный момент времени. Усилия по адаптации членов семьи отражаются на многих уровнях глобальной системы – от биологического до интрапсихического и интерперсонального уровней.
Точно так же поведение семьи, включая проблемы и симптомы, проис- ходит из социокультурного и исторического контекстов семьи. Таким образом, системная перспектива включает в себя понимание проблемы на разных уровнях.
Пытаясь приложить общую теорию систем к психиатрической прак- тике, Д. Н. Оудсхоорн разработал диагностическую модель, состоящую из шести уровней. Автор использует понятие «мультимодальная диа- гностика» и, чтобы объяснить существующее нарушение, обосновывает необходимость выдвижения частных гипотез с позиции каждого из шести уровней. Такой подход обеспечивает стереоскопическое видение ситуации, помогает сформулировать необходимую психотерапевти- ческую программу и разграничивает области компетентности разных специалистов.
Уровень 1. Проблемы с внешним социальным окружением. Рас- сматриваются проблемы членов семьи в контексте социальных связей.