ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1119
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
40
• высказывания партнеров по спору должны отражать чувства в си- туации «здесь и сейчас»;
• участники должны воздерживаться от обобщений типа: «Ты ни- когда не слушаешь» и др.
Техника содействует росту культуры выражения агрессии у супругов, что в последующем может стать моделью поведения для всех остальных членов семьи. Особенно эффективным оказывается ее применение при наличии у одного из них иррационального страха перед выражением агрессии со стороны других: такие члены семьи склонны уступать выра- жению агрессии, даже когда чувствуют, что полностью правы. Обучение технике «Конструктивный спор» в таком случае обеспечивает устойчи- вость в ситуациях, связанных с выражением агрессии, формируя умение находить в подобных условиях приемлемую линию поведения.
3.
Реконструкция семейных отношений, или фиксация в есте-
ственных семейных условиях. Закрепляются навыки эмпатического общения, приобретенные на предыдущих этапах, и возросший диапазон ролевого поведения; заслушиваются ответы о динамике внутрисемейных отношений; проводятся консультирование и коррекция приобретенных навыков общения применительно к реальной жизни.
Выделение этапов позволяет структурировать процесс семейного консультирования, обосновывает последовательность применения тех или иных психотерапевтических методов в зависимости от целей и объ- ема диагностических сведений.
Консультирование в ситуации супружеской измены
Супружеская измена может быть разрешена через восстановление супружеских отношений или распад брачного союза.
Задачи психологической помощи клиенту в случае
распада супру-
жеских отношенийсостоят в построении нового образа жизни, преодо- лении реакции горя, формировании новых межличностных отношений, которые могут компенсировать утрату.
Помощь на индивидуальном уровне предполагает работу с одним из супругов. Здесь главное внимание уделяется проработке внутриличност- ных проблем клиента, связанных с его патохарактерологическими осо- бенностями. Это может быть деятельность, направленная на интеграцию образа «Я»; осознание своей полоролевой идентичности; повышение самооценки; выявление деструктивных паттернов поведения, обуслов- ленных структурой личности; проработку ранних детских конфликтов.
Как правило, психологическая помощь в подобных случаях предполагает длительную психотерапевтическую работу.
Кроме того, в рамках данного направления возможно оказание кра- ткосрочной помощи в целях поддержки обманутого супруга и предо-
41
ставления ему возможности отреагировать собственные страхи, тревогу и другие сильные эмоции. Работа с чувствами обратившегося за помо- щью предполагает решение следующих задач:
1) предоставление клиенту возможности отреагировать чувства, вы- званные фактом измены, и рассказать все, что он посчитает важным и нужным. Психологу при этом следует избегать оценочных суждений и поддерживать клиента путем ослабления чувства уникальности соб- ственной проблемы («Да, такое случается», «Так бывает»);
2) сопровождение клиента в процессе выявления и проработки тех чувств, которые он испытывает в связи с ситуацией измены (вина, обида, ревность, злость, ненависть и др.);
3) оказание помощи в осознании и принятии своей ответственности за нарушение супружеских отношений, проявившееся в форме измены, своего вклада в сложившуюся ситуацию. Особую осторожность и так- тичность необходимо проявлять при работе с обманутым партнером, учитывая его боль и остроту переживаний. Ему можно рекомендовать посещение групп самоподдержки для супругов, переживших измену;
4) сопровождение в принятии решения о разрыве либо восстанов- лении отношений с партнером.
При работе с обманутым либо изменившим супругом (супругой) важ- но соблюдать вежливость, тактичность и нейтральность, поскольку тема измены является эмоционально насыщенной и может вызывать у психо- лога (в связи с его личным опытом или отношением к данной проблеме) реакции, осложняющие процесс оказания психологической помощи.
В случае
восстановления супружеских отношений при работе на ин- дивидуальном уровне задачи консультирования включают: изживание и преодоление реакций ревности; формирование «морали прощения»
(А. Н. Волкова), умения контролировать свое поведение и аффективные переживания; анализ причин измены и собственных ошибок; построение новых отношений с партнером.
Неконструктивным способом психологической работы является стратегия обесценивания как факта супружеской измены, так и самого партнера.
Приведем схему психологического консультирования супружеской из-
мены
1
:
1) формирование картины измены:
• выделение и составление психологической характеристики сопер- ника, руководствуясь которой можно составить представление о возмож- ных причинах супружеской измены;
• определение нормативности реакций ревности;
1
Волкова А. Н. Опыт исследования супружеской неверности // Вопр. психо- логии. 1989. № 2. С. 102.
42
• выявление уровня активности поведения ревнующего и преобла- дающих реакций ревности, их трансформация в более конструктивные формы;
• определение интенсивности реакций, их влияния на жизнедея- тельность и исход измены;
2) исследование личностных особенностей участников супружеской измены, в первую очередь пострадавшего;
3) выбор методов психологического воздействия в целях оптимизации работы клиента над проблемой преодоления ревности и восстановления супружеских отношений, безусловно, в тех случаях, когда это возможно.
Работа с супружеской парой предполагает определение характера нарушений супружеских отношений, приведших к измене, и коррекцию дисфункциональных паттернов взаимодействия брачных партнеров.
Задачи психолога:
1) выявление представлений о сложившейся ситуации у обоих супру- гов. Важно, чтобы каждый высказался и был услышан;
2) прояснение того, каким образом каждый из супругов переживает данное событие и какие чувства, эмоции оно вызывает у каждого из них.
На этом этапе целесообразно дать возможность супругам сказать друг другу о своих претензиях и обидах, избегая при этом взаимных оскор- блений и обвинений;
3) оказание помощи супругам в осознании собственного вклада в сло- жившуюся ситуацию и разделении ответственности;
4) сопровождение брачных партнеров в принятии решения о воз- можности сохранения отношений и – в случае их желания не разрушать семью – в заключении нового супружеского договора.
В случаях когда при работе с супружеской парой выясняется, что в ситуацию супружеского конфликта включены другие члены семьи, рекомендуется проводить семейную терапию.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 21
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные психологические проблемы в супружеских отношениях.
2. Какие существуют скрытые и явные причины обращения супругов за консультацией?
3. Что лежит в основе ролевых конфликтов между супругами?
4. Перечислите причины сексуальных дисфункций.
5. С какими трудностями может столкнуться психолог при консуль- тировании клиентов с сексуальными проблемами? Как их преодолеть?
6. Что способствует разрешению семейных конфликтов?
7. Опишите техники работы с семейной парой, находящейся в кон- фликте.
8. Перечислите задачи психологической помощи клиенту в ситуации супружеской измены.
43
Задания
1. Составьте перечень наиболее типичных, по вашему мнению, жалоб, с которыми обращаются к семейному консультанту.
2. Заполните таблицу.
Причина семейного конфликта
Способ предупреждения
Способ решения
3. Разработайте алгоритм консультации с семьей по проблеме рас- пределения семейных ролей и обязанностей.
5. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЕЙ
С ПРОБЛЕМАМИ
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Причины возникновения проблем,
связанных с воспитанием детей в семье
Часто родители обращаются за консультацией с жалобами на сложно- сти отношений с детьми различного возраста – от дошкольников до сту- дентов и старше. Пики обращения родителей за консультацией: 3 года,
5–6 лет, начало обучения в начальной школе, подростковый возраст.
Наиболее типичные жалобы родителей по отношению к детям:
• непослушание и упрямство (особенно в кризисные периоды);
• невнимательность;
• неорганизованность поведения;
• лживость;
• необщительность, нарушение отношений со сверстниками;
• неуважение к родителям, неподчинение, грубость и т. д.
1
Основные
проблемы детско-родительских отношений, по кото- рым родители обращаются за психологической консультацией:
• воспитание детей;
• трудности в развитии и обучении детей;
• интерес родителей к имеющимся у детей способностям;
• личностные проблемы детей и подростков, межличностное взаи- модействие в семье и ближайшем окружении.
1
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования : учеб. пособие / Е. И. Артамонова [и др.] ; под ред. Е. Г. Силяевой. М. : Академия,
2002. С. 149.
44
В. В. Гагай описывает нижеприведенные
причины возникновения проблем, связанных с воспитанием детей в семье
1 1. Те или иные особенности личности родителей, сложившиеся в дет- стве или более позднем возрасте, мешающие им быть эффективными в воспитании, например привычка кричать, повышенная тревожность, раздражительность и др. В этом случае работа с родителями должна включать личностно-ориентированное психологическое консульти- рование, целью которого является изменение личности родителей, эмоциональное переучивание, выработка и закрепление новых спосо- бов эмоционального реагирования. Например, следует вырабатывать у родителей умение переходить к удивлению в ситуации негативного поведения ребенка. Работа со всей семьей преду сматривает обучение ее членов новым способам внутрисемейного общения, более адекватным задачам эффективного воспитания.
2. Деструктивные способы общения в супружеской диаде, особенности структуры семьи, препятствующие эффективному родительству, напри- мер недоверие, борьба за власть, треугольники, вертикальные коалиции и т. д. В данном случае сначала необходимо выстроить адекватные от- ношения между супругами, затем переходить к коррекции детско-роди- тельских отношений.
3. Особенности личности ребенка, затрудняющие эффективное роди- тельство, например органические нарушения нервной системы – гипер- активность. Родителям следует разъяснить сущность личностных особен- ностей ребенка, помочь им понять его поведение, дать рекомендации по выстраиванию корректного общения с ребенком.
4. Несоответствие стиля воспитания характеру ребенка. В этом случае следует разъяснить родителям особенности характера ребенка и помочь разработать эффективную тактику его воспитания с их учетом.
5. Особенности социальной среды, в которой существует семья, затруд- няющие эффективное родительство, например переезд, социально-эко- номические, политические кризисы в стране.
6. Воспитательная неграмотность родителей. Работа с родителями здесь представляет собой форму психологического просвещения.
В целом в психологическом консультировании по поводу сложностей отношений с детьми можно выделить три
направления:
1) повышение социально-психологической компетентности родителей, выработка у них навыков общения и разрешения конфликтных ситуаций;
2) психологическая помощь взрослым членам семьи, которая включает как диагностику внутрисемейной ситуации, так и работу по ее изменению;
3) психотерапевтическая работа непосредственно с ребенком и ро- дителями.
1
Гагай В. В. Семейное консультирование. СПб. : Речь, 2010. 317 с.