Файл: Референдум в Российской Федерации законодательное регулирование и политическая практика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 419

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное образовательное учреждение высшего образования

Центросоюза Российской Федерации

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Кафедра конституционного и международного права

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Конституционное право»

на тему: Референдум в Российской Федерации: законодательное регулирование и политическая практика

Студента(ки) 2 курса

ФИО Камиссаров Никита Александрович

Шифр uboz1318015

Руководитель

Должность, ученое звание, степень

______________________________

ФИО _________________________

Оценка после защиты ___________

Подпись ФИО __________________

Дата защиты ___________________

Новосибирск 2019
Содержание

Введение 3

1.Теоретические основы института референдума… 4

1.2 Референдум в современном праве 4

1.2 Референдум как институт непосредственной демократии 7

2.1. Организация и проведение референдума. Формула референдума 12

2.2. Референдумы в современном российском государстве 17

Заключение 27

Список использованной литературы 29



Введение


В современном мире преобладающим политическим режимом является демократический режим, что значит «власть народа». Эта власть проявляется в выборах политических лидеров и делегирования им полномочий управления государством, а также в возможности принятия участия в решении наиважнейших вопросов жизни общества и государства — в референдуме.

Референдумы происходят во всем мире не очень часто и только по важнейшим вопросам, таким как выход Англии из Евросоюза который состоялся в Великобритании и Гибралтаре 23 июня 2016 года или вхождение Крыма в состав России 16 марта 2014 года.

Каждый гражданин любого государства демократического строя должен представлять себе важность и значимость референдума, а также осознавать актуальность знания механизма референдума.

Целью данной работы является всестороннее изучение референдума в Российской Федерации: законодательного регулирования и политической практики.

Цель раскрывается комплексом взаимосвязанных задач:

- раскрыть понятие референдума в современном праве
;

- изучить референдум как институт непосредственной демократии;

- рассмотреть организацию и проведение референдума;

- определить формулу референдума;

- проанализировать референдумы в современном российском государстве.

При написании данной работы были проанализированы различные источники информации такие как публикации в периодических изданиях, монографии современных ученых, информация в сети интернет. Также в работе применялись методы анализа и синтеза информации, анализа нормативно — правовой информации.

В современной юридической литературе исследования различных аспектов народовластия, институт референдума рассматриваются в трудах С. А. Авакьяна, М. В. Баглая1, И. С. Бондаря, А. А. Вешнякова, К. Д. Коркмасовой, О. Е. Кутафина, В. Е. Чиркина2 и ряда других авторов.

Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы и источников.

1.Теоретические основы института референдума…

1.2 Референдум в современном праве


Рассмотрение места референдума в современном праве невозможно без определения понятия референдума.

В науке конституционного права существуют различные определения референдума. Так, А.А. Мишин определяет референдум как «обращение к избирательному корпусу для окончательного решения какого-либо законодательного или конституционного вопроса»3. Разновидностью референдума он считает плебисцит, понимаемый как опрос населения о политической судьбе территории его проживания. М.В. Баглай считает, что референдум - это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства. В.Е. Чиркин утверждает, что референдум - это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение

Однако, если обобщить мнения юристов то референдум это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.4

Необходимо отметить, что референдум - важнейший институт прямой демократии и представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум - это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.



В мировой политической и государственно-правовой теории и практике референдум трактуется не всегда одинаково. Его сущность нередко отождествляется со всенародным опросом и плебисцитом и рассматривается как утверждение того или иного государственного решения путем народного голосования, придающего ему окончательный и обязательный характер.

Уточним, что в ходе референдума избирательный корпус высказывается по поводу какого-либо законопроекта, поправок к Конституции, решающих шагов во внутренней и внешней политике.

В ходе плебисцита (от лат. «plebs» -простой народ, «scitum» -решение, постановление.) избирательный корпус голосует за доверие личности.

Законодательство по референдумам развитых демократических стран выделяют референдумы:

  • конституционный (голосование по новой Конституции или поправкам к ней).

  • обычный законодательный (по любому законопроекту, предложенному к ратификации в установленном порядке).

  • дозаконодательный или консультативный. «...Мнение, высказанное на консультативном референдуме, т. е. до утверждения законопроекта не является обязательным ни для парламента, ни для правительства и используется лишь как орудие политического воздействия на них.

  • послезаконодательный (ратифицирующий).

«...После ратифицирующего референдума законопроект приобретает силу закона, даже если нет согласия представительных органов».

  • обязательный (при наступлении точно установленных законом условий).

  • факультативный (по усмотрению правомочного на это действие субъекта права).

Также оговорен и территориальный принцип. В современном государстве референдум проводится и на общенациональном и на региональном и на местном уровнях.

Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.

В отечественной правовой литературе при большом внимании к такой проблематике, как права и свободы личности, формы государства, статус главы государства, судебная власть не находят надлежащего освещения многие вопросы, связанные с проведением референдума. Между тем референдум (народное волеизъявление) — центральный институт непосредственной демократии.

Его значение проявляет тенденцию к росту в глобальном масштабе. Данный институт находится на стыке права и политики, что делает целесообразным его исследование на базе системно-комплексного метода, который находит все более широкое распространение в юриспруденции и политологии


В последнее время ярким примером нестыковок в определении содержания референдума и разногласий в международном юридическом сообществе стала дискуссия относительно правовой оценки референдума в Республике Крым и его последствий. Анализ продолжающейся дискуссии, в которую вовлечены многие специалисты в области международного права, подтверждает, что зачастую происходит достаточно вольное толкование существующих международных нормативно-правовых актов, обусловленное стремлением доказать нелегитимный характер воссоединения Крыма с Российской Федерацией.5

Важно подчеркнуть, что институт референдума - это государственно-правовой институт, представляющий собой совокупность норм, регламентирующих основания, порядок и формы этого свободного волеизъявления граждан в пределах, установленных конституцией. Именно она должна определять основные принципиальные вопросы референдума:

  • круг граждан, имеющих право участвовать в нем; органы государства и иные субъекты, имеющие право инициировать референдум;

  • органы государства, наделенные компетенцией назначать референдум;

  • основы порядка проведения и определения результатов референдума;

  • гарантии соблюдения конституционных и иных норм в ходе осуществления референдума.

В Основных законах ряда европейских государств выделены специальные главы или разделы, посвященные референдуму. Это - конституции Беларуси, Албании, Армении, Польши, Словакии, Украины, Швейцарии.

Другие конституции содержат отдельные статьи, регулирующие основные, принципиальные вопросы референдума и отсылающие к закону, детально регламентирующему этот институт

Необходимо сказать, что применение института референдума в современных условиях имеет тенденцию смещения на региональный и местный уровень. Положительно оценивая эту тенденцию, хотелось бы подчеркнуть настоятельную необходимость соответствия регионального и местного законодательства, регулирующего референдум, с общими принципами подготовки и проведения референдума, закрепленными в Федеральном законодательстве. При этом, особо следует подчеркнуть, что региональное и местное законодательство должно учитывать специфические особенности региональных и местных условий.