Файл: Референдум в Российской Федерации законодательное регулирование и политическая практика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 429

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Референдум как институт непосредственной демократии


Демократия, выступая как сложное и многогранное явление, материализующееся в самых различных сферах жизни и имеющее поистине бесчисленные пути и способы своего проявления, представляет систему. Подсистемами, или, как принято говорить в юридической литературе, формами демократии, являются непосредственная и представительная демократии.6

Вряд ли можно согласиться с тем, что главный признак непосредственной демократии - это определенный результат, определенное влияние на государственно-правовую сферу, происшедшие в результате деятельности граждан, не являющихся профессиональными государственными служащими или же не избранных для выполнения государственных функций, т. е. не являющихся депутатами.7

Референдум, как форма непосредственной демократии является далеко не новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов.

Современная практика предопределила новый признак непосредственной демократии, чрезвычайно актуальный ныне, сопоставление воли народа и формируемого им органа власти, а также регулятивную функцию в системе социального управления, сконструированную на принципах представительного правления и народного суверенитета.

Непосредственная демократия представляет собой общественные отношения, возникающие в процессе принятия решений по определенным вопросам государственной и общественной жизни субъектами государственной власти, правомочными и выражающими их суверенитет, путем непосредственного властного волеизъявления, результат которого не нуждается в каком-либо утверждении для его всеобщего исполнения.

К формам прямого правления следует отнести: референдум, плебисцит, выборы, отзыв, общее собрание населения. Все они институциализируют непосредственное властное волеизъявление обладателя государственной власти, выражают его суверенитет. Выделение этих форм прямого правления имеет объективный характер, они применимы в различных правовых системах.


Среди институтов непосредственной демократии референдум занимает особое место. Это связано, прежде всего с тем, что решение, принятое на референдуме, как правило, обладает высшей юридической силой. С другой стороны, именно это обстоятельство, а также практика проведения референдумов показывает, что решения, принятые на референдумах не всегда корреспондируются с коренными интересами самого общества, а подчас и противоречат им.

В политических и научных кругах референдум воспринимается как обоюдоострый политико-правовой инструмент: созидающий и разрушающий.

Именно этим объясняется сложность создания эффективного законодательства, регулирующего реализацию конституционного права граждан на участие в референдуме. За относительно небольшой по историческим меркам период в Российской Федерации было принято уже две редакции Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации». Последняя вызвала бурные дискуссии и неоднозначные оценки как в экспертном сообществе, так и среди населения в целом. Отдельные нормы этого закона стали предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации.

Следует заметить, что правовое содержание понятия референдума не вполне совпадает с его этимологическим значением (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено).

В части 3 ст. 3 Конституции РФ референдум и свободные выборы определяются как высшее непосредственное выражение власти народа.8 Тем самым устанавливается наивысший авторитет решений, принятых на референдуме, и результатов свободных выборов.

В настоящее время понятие «референдум» прочно вошло в нашу жизнь, и в первую очередь это связано с расширением демократических прав и свобод граждан.

В Федеральном Конституционном законе «О референдуме»9 референдум- всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме.

В процессе демократизации государства, в процессе развития конституционализма занимает институт непосредственного участия народа в управлении государством в форме выборов и референдумов.

Во многих странах установлен порядок проверки соблюдения всех необходимых процедур при инициативе референдума, включая иногда проверку со стороны верховных или конституционных судов. Не является исключением и Россия. Рассмотрим это на примере Российской судебной практики. 11 июня 2003 г.



Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности Федерального конституционного закона от 27 сентября 2002 г. «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации».

Поводом к рассмотрению дела явился запрос группы депутатов Государственной Думы. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации положения оспариваемого Федерального конституционного закона и имевший место порядок его принятия.

Исходя из рассмотренных материалов дела и руководствуясь частью первой статьи 43, статьей 68, частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 79 и 87 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Признать Федеральный конституционный закон от 27 сентября 2002 г. «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» в части, устанавливающей период, в течение которого граждане Российской Федерации не могут выступать с инициативой о проведении референдума Российской Федерации и проведение такого референдума не допускается, не противоречащим Конституции Российской Федерации постольку, поскольку по конституционно-правовому смыслу положений данного Федерального конституционного закона период, в течение которого граждане могут выступать с инициативой о проведении референдума Российской Федерации и непосредственно участвовать в нем, должен во всяком случае составлять не менее двух лет, с тем чтобы в пределах четырехлетнего избирательного цикла обеспечивалась возможность проведения не менее двух референдумов.

Итак, политическое значение института референдума состоит в том, что с его помощью граждане приобретают возможность эффективного воздействия на формирование политики государственных и иных органов власти, а последние, в свою очередь, - возможность сверять свои решения с мнением народа или отдельной его части.

Таким образом, референдум является неотъемлемым институтом современного демократического государства, атрибутивным элементом развитого гражданского общества.

2. Правовое регулирование референдума в Российской Федерации

2.1. Организация и проведение референдума. Формула референдума


Процедура проведения референдума схожа с избирательной компанией, но имеет и свои особенности.

Процедура проведения референдума включает ряд стадий:

1. Инициатива о проведении референдума и его назначение. Референдум назначается:

  • главой государства (монархом или президентом);

  • главой государства с согласия парламента;

  • парламентом государства.

Инициатива о проведении референдума может исходить непосредственно от названных органов государственной власти либо других управомоченных субъектов: народная инициатива, от группы депутатов парламента, от правительства, региональных органов власти, субъектов федерации.

Референдум назначает Президент РФ. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии КонституцииРФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. 10Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту РФ. Решение Конституционного Суда РФ подлежит незамедлительному опубликованию.

Если Конституционный Суд РФ признал инициативу проведения референдума соответствующей КонституцииРФ, Президент РФ не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда РФ назначает референдум.

При назначении референдума Президент РФ определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если в период реализации инициативы проведения референдума, выдвинутой одной инициативной группой по проведению референдума, другая инициативная группа по проведению референдума выдвинула инициативу проведения референдума по иному вопросу (иным вопросам), голосование по вопросам референдума, инициированного указанными группами, может быть назначено на один день.