Файл: Референдум в Российской Федерации законодательное регулирование и политическая практика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 425

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Третья группа повторяет временные ограничения на проведение референдума, внесенные в сентябре 2002 года в Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» 1995 года, противниками проведения коммунистического референдума.

Суть этих поправок состоит в том, что в период федеральной избирательной кампании и в последний год полномочий Государственной Думы и (или) Президента Российской Федерации запрещено проведение референдума Российской Федерации (кроме референдума, проводимого по инициативе Конституционного Собрания или инициированного в соответствии с международным договором).

Референдум СССР был проведен 17 марта 1991 г. лишь в 9 из 15 союзных республик. Во всех республиках, где он проводился, большинство высказалось за «сохранение обновленного союза» (в РСФСР «за» проголосовало 71,3%). Однако отказ шести республик (Армения, Грузия, Молдова, Латвия, Литва, Эстония) проводить союзный референдум по сути уже означал распад федерации. А в декабре 1991 г. Украина провела новый референдум, на котором ее население высказалось за независимость. После этого руководителям республик осталось лишь констатировать, что СССР больше не существует.

Одновременно с союзным референдумом в РСФСР 17 марта 1991 г. был проведен и республиканский референдум. Инициатива его проведения принадлежала Президиуму Верховного Совета РСФСР, который организовал сбор подписей депутатов. Подписи более трети народных депутатов РСФСР были собраны под двумя вопросами:

«Считаете ли вы необходимым сохранение РСФСР как единого федеративного многонационального государства в составе обновленного Союза?»

«Считаете ли вы необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием?»

Однако уже после того, как подписи были собраны, руководство Верховного Совета осознало опасность вынесения на референдум первого вопроса. Как выразился один из депутатов, «вынесение этого вопроса на референдум как раз и есть распад Российского государства». Поэтому Президиум Верховного Совета РСФСР 21 февраля 1991 г. отменил регистрацию этого вопроса — в связи с тем, в телеграммах депутатов приводились формулировки вопроса, несколько отличающиеся друг от друга: в одних не было слова «федеративного», в других — «многонационального».

Таким образом, 17 марта 1991 г. в РСФСР был проведен только референдум о введении поста Президента РСФСР. На вопрос референдума положительно ответили 69,85% от принявших участие в голосовании или 52,45% от числа граждан, внесенных в списки. В результате референдума в России был введен пост Президента, избираемого всенародным голосованием.


20 марта Ельцин выступил с обращением к народу. В нем он сообщил о том, что подписал Указ об особом порядке управления до преодоления кризиса власти. В соответствии с этим указом, на 25 апреля назначалось голосование о доверии президенту и вице-президенту Российской Федерации и одновременно — по проекту новой Конституции и проекту закона о выборах федерального парламента.17

26 марта собрался Девятый (внеочередной) съезд народных депутатов Российской Федерации. После того, как предложение об отрешении Ельцина от должности президента не набрало двух третей голосов, Съезд принял решение о проведении 25 апреля всероссийского референдума. Но вместо одного вопроса было предложено вынести на референдум четыре:


1. Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину?

2. Одобряете ли Вы социально-экономическую политику осуществляемую Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации с 1992 года?


3. Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов Президента Российской Федерации?


4. Считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?

При этом во втором пункте постановления было записано: «Решения по выносимым на референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, имеющих право быть включенными в списки для голосования».

8 апреля группа народных депутатов Российской Федерации, не согласная со вторым пунктом постановления, направила ходатайство в Конституционный суд. По мнению ходатайствующих, решение по всем четырем вопросам должно было быть принято, если за него проголосует более половины граждан, принявших участие в референдуме. 21 апреля Конституционный суд принял постановление, в котором было признано, что решение Съезда в отношении способа определения результата голосования по первому и второму вопросам не соответствует Конституции Российской Федерации.

Таким образом, по первому и второму вопросам требовалось получить большинство голосов от числа граждан, принявших участие в референдуме, а по третьему и четвертому — от числа граждан, включенных в списки для голосования.

18

В результате голосования 25 апреля 1993 г. положительно на первый вопрос ответили 58,7% от числа принявших участие в голосовании, на второй — 53,0%, на третий — 49,5% (31,7% от числа граждан, включенных в списки), на четвертый — 67,2% (43,1% от числа граждан, включенных в списки)19. Таким образом, с юридической точки зрения результатом референдума стала «боевая ничья». Однако в политическом плане результат волеизъявления граждан России можно было интерпретировать как выражение доверия президенту и недоверия депутатскому корпусу. Такая интерпретация позволила в дальнейшем Б.Н. Ельцину в условиях продолжения конфликта двух ветвей власти принять решение о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета.

Распустив депутатский корпус, Президент Российской Федерации назначил на 12 декабря 1993 г. выборы депутатов Федерального Собрания и референдум по проекту новой Конституции Российской Федерации.

Правда, официально голосование по проекту Конституции называлось не референдумом, а просто «всенародным голосованием». Это было, вероятно, обусловлено тем, что проводилось оно не по Закону РСФСР «О референдуме РСФСР», а по Положению «О всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года», утвержденному Указом Президента Российской Федерации № 1633 от 15 октября 1993 г.

Данное Положение, в частности, предусматривало, что Конституция будет считаться принятой, если за нее проголосует более половины от принявших участие в голосовании. Результатом всенародного волеизъявления стала поддержка проекта Конституции большинством в 57,1% голосов. Таким образом, конституционный кризис был преодолен.

После принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. референдум Российской Федерации не проводился ни разу. Однако несколько раз попытки инициировать всероссийский референдум предпринимались.

3. Практика проведения всероссийского референдума

3.1 Анализ практики проведения всероссийского референдума

Для современной России возможности референдума как инструмента демократизации правотворчества остаются не раскрытыми. Не реализованным остается как правотворческий потенциал данного института, так и его возможности по стимулированию демократизации процессов управления в государстве
19.

На территории нашей страны проводилось два общефедеральных референдума. Первый состоялся 25 апреля 1993 года, на него были вынесены четыре вопроса: о доверии Президенту РФ, политике Правительства РФ, досрочных выборах Президента РФ и народных депутатов.

Постановление «О всероссийском референдуме 25 апреля 1993 года, порядке подведения его итогов и механизме реализации результатов референдума» от 29 марта 1993 г. (далее «Постановление»), закрепляло, что всенародное голосование — референдум проводится в соответствии с Законом РСФСР «О референдуме РСФСР».

Часть 2 пункта 2 «Постановления» установила, что решения по всем вынесенным на референдум вопросам считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, имеющих право быть включенными в списки для голосования. Группа народных депутатов ходатайствовала в Конституционный Суд Российской Федерации. В ходатайстве содержалось требование о признании части 2 пункта 2 «Постановления» не соответствующей Конституции Российской Федерации по содержанию норм и по форме. В ходатайстве народных депутатов Российской Федерации отмечается, что принятие на референдуме решений большинством голосов граждан, включенных в списки для участия в референдуме, согласно части четвертой статьи 35 Закона РСФСР «О референдуме РСФСР», требуется лишь по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции Российской Федерации, тогда как по иным вопросам, согласно части третьей этой статьи, решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан Российской Федерации, принявших участие в референдуме. По мнению ходатайствующих, голосование ни по одному из вопросов, перечисленных в пункте 1 постановления Съезда, не означает принятия, изменения и дополнения Конституции, следовательно, часть вторая пункта 2 постановления Съезда противоречит Закону РСФСР «О референдуме РСФСР» и статье 5 Конституции Российской Федерации20.

Вторым референдумом в Российской Федерации стал референдум, состоявшийся 12 декабря 1993 года. Стоит отметить, что этот референдум проводился на основании «Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года» (далее – «Положение»), а не в соответствии с нормами Закона РСФСР от 16.10.1990 N 241-1 «О референдуме РСФСР», при этом Закон РСФСРС от 1990 г. продолжал официально действовать. На мой взгляд, это было сделано для того, чтобы обойти требование Закона РСФСР «О референдуме РСФСР» о принятии решений об изменении Конституции большинством от общего числа избирателей.


Указом от 15 октября 1993 г. «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», назначался референдум, и утверждалось «Положение», бюллетень для голосования содержала в себе положения по вопросу принятия новой Конституции Российской Федерации. Принципиальное отличие «Положения» от Закона 1990 г. состоит в том, что Конституция РФ признается принятой на референдуме, если за ее принятие проголосовало более 50% избирателей, принявших участие в голосовании (по Закону требуется большинство от числа включенных в списки)21.

Но после принятия Конституции 1993 года общегосударственный референдум больше не проводился. Хотя инициативы проведения общероссийского референдума выдвигались и не раз.

Многие попытки инициативы проведения референдума заканчивались неудачей по различным причинам: подписи содержали только год рождения вместо даты рождения; из-за нехватки необходимого количества голосов и по иным причинам.

Анализ практики проведения института референдума в Российской Федерации позволяет сделать вывод, что практическое использование данного института затруднено, несмотря на довольно полное нормативное регулирование данного института и связано это с наличием недостатков и коллизий в правовом регулировании самого рассматриваемого института.
3.2 Роль решений Конституционного Суда Российской Федерации по запросам связанным с проверкой конституционности норм российского законодательства о референдуме

Систематическое обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами по важным вопросам избирательного права со стороны высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации и ее субъектов свидетельствует о том, что Конституционный Суд играет активную роль в обеспечении конституционности в столь важной сфере.

С учетом решений Конституционного Суда Российской Федерации принимаются федеральные и региональные законы о выборах и референдумах, вносятся соответствующие изменения и дополнения в конституции, уставы и законы субъектов Федерации. Некоторыми решениями Конституционного Суда Российской Федерации руководствуются в своей работе Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Федерации.