Файл: Референдум в Российской Федерации законодательное регулирование и политическая практика.doc
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 427
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Так, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 1996 года №2-П22 по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края Конституционный Суд определил содержание принципа разделения властей, которое в последствии нашло отражение в принятом 6 октября 1999 года Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Постановления и определения Конституционного Суда, которые касаются вопросов организации и проведения референдумов являются важным элементом единообразного применения и контроля за соблюдением норм избирательного законодательства в деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комиссий субъектов Федерации.
Постановление Конституционного Суда РФ от 22.01.2002г.23, устанавливает взаимосвязь основ конституционного строя РФ, прав и свобод человека и гражданина с принципами избирательного права. Конституционное регулирование, лежащее в основе избирательного законодательства, содержит относящиеся к основам конституционного строя нормы, предопределяющие правовую базу выборов в органы народного представительства. Принципы избирательного права универсальны и обязательны при формировании представительного и законодательного органов РФ и субъектов РФ – таков вывод Конституционного Суда.
Конституционный Суд Российской Федерации оказывает существенное влияние на изменения в избирательном законодательстве. Так, в Постановление от 11.06.2003г24. Конституционный Суд признал установление периода, в течение которого граждане РФ не могут выступать с инициативой о проведении референдума РФ, не противоречащим Конституции РФ, т.к. период, когда граждане могут выступать с подобной инициативой, должен составлять не менее двух лет, с тем, чтобы в пределах четырехлетнего избирательного цикла обеспечивалась возможность проведения не менее двух референдумов.
Практика Конституционного Суда Российской Федерации в области избирательного права охватывает все ключевые аспекты развития избирательной системы Российской Федерации.
Таким образом, можно прийти к выводу, что в настоящий момент законодательство о референдуме в РФ активно развивается и представлено значительным числом законодательных актов, как на федеральном уровне, так на региональном и местном уровнях. Однако прослеживается некая нестабильность законодательства, которая отрицательно сказывается и на качестве правоприменительной практики.
Заключение
Подводя итоги всему вышесказанному хочется отметить, что референдум, как форма непосредственной демократии является далеко не новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутренних и межгосударственных проблем.
Часто решения, принимаемые на референдумах, по мнению европейских экспертов, противоречат интересам самих граждан.
В качестве недемократических, по своему характеру, референдумов относят чаще всего референдум по вопросу о лишении гражданских прав неграждан Эстонии. Его часто отождествляют с уникальным референдумом в той же Эстонии, но в предвоенный период, о лишении евреев гражданских прав.
Однако, главным результатом референдума с политической точки зрения, является вопрос о достижении компромисса между противостоящими, по отношению к референдуму, сторонами.
Свобода выбора является важнейшим фактором интеллектуального совершенствования человека, нормального духовного и нравственного развития каждой личности.
В современных условиях стержнем для формирования и эффективного действия института референдума, должно стать обеспечение политической свободы каждого гражданина, его права выбирать.
Конституция Российской Федерации провозглашает и закрепляет единственным источником власти многонациональный народ России и признает за ним полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимает непосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а высшим его проявлением являются референдум и выборы.
Вышесказанное позволяет судить об изменении в приоритете форм осуществления народом принадлежащей ему государственной власти в пользу непосредственной демократии. Следует понимать роль и значение референдума как самой яркой формой непосредственного волеизъявления народа.
Список использованной литературы
Нормативные акты
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Справочно — правовая система «Консультант+» -
Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года // Сборник законов Российской Федерации 2007. №5.
Публикации в периодических изданиях
-
Аванесян А. А. Референдум как конституционно - правовой институт в современной России // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Волгоград, 2014 — 120с. -
Кривачев А.А. Роль и место выборов и референдумов в процессе развития правового демократического государства в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2001. С 38-45. -
Референдум, как институт непосредственной демократии // Аналитический вестник. Издание подготовлено отделом государственного строительства Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - № 3 (320) -
Толкачев К. Б. «Крымский вопрос» и современное право: к дискуссии о легитимности референдума // Теория и история государства и права № 12 (91) 2015 -
Толстик В. А., Трусов Н. А. Референдум в России: основы, опыт, критика // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. Выпуск № 24 / 2013 -
Щендригин Е. Н. К вопросу о развитии референдума как института непосредственной демократии // Правовое поле современной экономики 2015, № 10
Литература
-
Баглай М.В. Конституционное право РФ. — М., 2011 — 355с. -
Данилов С.Ю. Референдумы в современном мире: сравнительный анализ. — М., 2015 — 290с. -
Платковский В.В. Референдум в России: итоги демократических преобразований. - М.: Социс. 2015 - 286с. -
Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. — М., 2013 — 490с. -
Устинов Д.Ю. Народовластие как важнейшая основа конституционного строя России / Конституционные чтения. Межвузовый сборник научных трудов — Саратов: ПАГС, 2015 с 26-29. -
Чиркин В. Е. Законодательная власть. М., «НормаИнфра-М» 2016 — 400с.
1 Баглай М.В. Конституционное право РФ. — М., 2011 — 355с.
2 Чиркин В. Е. Законодательная власть. М., «НормаИнфра-М» 2016 — 400с.
3 Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. — М., 2013 — С.122
4 Аванесян А. А. Референдум как конституционно - правовой институт в современной России // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Волгоград, 2014 — С.66
5 Толкачев К. Б. «Крымский вопрос» и современное право: к дискуссии о легитимности референдума // Теория и история государства и права № 12 (91) 2015
6 Референдум, как институт непосредственной демократии // Аналитический вестник. Издание подготовлено отделом государственного строительства Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - № 3 (320)
7 Кривачев А.А. Роль и место выборов и референдумов в процессе развития правового демократического государства в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2001. С 38-45.
8 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Справочно — правовая система «Консультант+»
9 Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года // Сборник законов Российской Федерации 2007. №5.
10 Платковский В.В. Референдум в России: итоги демократических преобразований. - М.: Социс. 2015 - С.88
11 Данилов С.Ю. Референдумы в современном мире: сравнительный анализ. — М., 2015 — С.199
12 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Справочно — правовая система «Консультант+»
13 Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года // Сборник законов Российской Федерации 2007. №5.
14 Данилов С.Ю. Референдумы в современном мире: сравнительный анализ. — М., 2015 — С.108
15 Щендригин Е. Н. К вопросу о развитии референдума как института непосредственной демократии // Правовое поле современной экономики 2015, № 10
16 Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года // Сборник законов Российской Федерации 2007. №5.
17 Платковский В.В. Референдум в России: итоги демократических преобразований. - М.: Социс. 2015 - С.112
18 Толстик В. А., Трусов Н. А. Референдум в России: основы, опыт, критика // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. Выпуск № 24 / 2013
19 Толстик В.А., Трусов Н.А. Референдум в России: основы, опыт, критика // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2013. - № 24. – С.9