Файл: Дипломный проект государственная поддержка малого предпринимательства и меры по совершенствованию управленческой компетенции руководителей Оглавление.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) политический блок (органы законодательной и исполнительной власти);

2) административно - распорядительный блок (специализированные органы исполнительной власти);

3) обслуживающий блок, или инфраструктура (органы, обеспечивающие деятельность малых предприятий);

4) общественный блок (общественные органы).

Выделяют следующие формы поддержки субъектов малого предпринимательства:

1) финансовая;

2) имущественная;

3) информационная;

4) консультационная;

5) поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников;

6) поддержка в области инноваций и промышленного производства;

7) поддержка в области ремесленничества;

8) поддержка субъектов малого предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;

9) поддержка субъектов малого предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Стоит отметить, что формы с первой по пятую носят общий характер, то есть могут предоставляться всем субъектам малого предпринимательства, независимо от отрасли, в которой осуществляет деятельность субъект малого предпринимательства.


Помимо форм, описанных выше, субъекты федерации наделены правом вводить и осуществлять иные формы поддержки. Анализ законодательства регионов страны показывает, что многие субъекты федерации этой нормой пользуются и вводят своими региональными законами о развитии малого предпринимательства дополнительные формы поддержки. Установление таких форм законом субъекта федерации обеспечивает их постоянный и долговременный характер, а потому они не зависят от сроков принятия и окончания той или иной целевой программы. К их числу относятся:

1) производственно-технологическая поддержка;

2) правовая поддержка;

3) поддержка в продвижении на рынок производимых субъектами малого предпринимательства товаров и услуг;

4) поддержка в части лицензирования отдельных видов деятельности;

5) поддержку субъектов малого предпринимательства, реализующих товары, оказывающих услуги на территориях иных субъектов РФ;

6) поддержка при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд субъекта федерации.

Законами субъектов федерации расширяется список приоритетных отраслей для поддержки развития предпринимательства. В частности вводится:


1) поддержка субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в области жилищно-коммунального хозяйства;

2) поддержка субъектов малого предпринимательства в сфере строительства;

3) поддержка субъектов малого предпринимательства в социальной сфере.

Также законами субъектов федерации определяются не только приоритетные отрасли, но и отдельные социальные группы. В частности, поддержка водится для субъектов малого предпринимательства, принадлежащих к категории молодежного предпринимательства.


1.3. Нормативно-правовая база государственной поддержки малого предпринимательства

Малый и средний бизнес в последние годы становится все более важным элементом в экономике, обеспечивающим активный рост объемов производства, занятости и доходов населения. Поэтому создание правовых, экономических и организационных условий для развития бизнеса является на сегодняшний день одной из важнейших задач всех уровней власти.

На сегодняшний день в Российской Федерации приняты и действуют ряд законодательных и нормативных актов, призванных повысить роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии общества, в том числе активизировать их инновационную деятельность, среди которых наиболее важными являются следующие:

1) Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;

2) Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

3) Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» ;

4) Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

5) Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

6) Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";

7) Федеральный закон от 7 марта 2011 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки";



8) Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 178 «О правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства»;

9) Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами»;

10) Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»;

11) Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 753 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства»;

12) Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1102 «О реализации дополнительных мер по государственной поддержке субъектов малого предпринимательства»;

13) Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»;

14) Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2010 г. № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества»;

Одним из основных документов, регулирующих порядок осуществления деятельности малых и средних предприятий (далее – МСП), является Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятый 24 июля 2007 г., и ставший нормативно-правовой основой дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства.

Закон определяет основные понятия, используемые в сфере регулирования отношений по развитию малого предпринимательства, понятие субъектов малого предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

В соответствии с этим законом к субъектам малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации отнесены хозяйствующие субъекты – юридические лица и индивидуальные предприниматели, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год не должна превышать следующих предельных значений:


1) микропредприятия – до 15 человек;

2) малые предприятия – до 100 человек включительно;

3) средние предприятия – от 101 до 250 человек включительно.

В результате Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» обеспечил сопоставимость законодательства по развитию малого и среднего предпринимательства со странами Европейского союза - основным внешнеэкономическим партнером России, выравнив критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к малым и средним предприятиям. Основываясь на мировом опыте, показывающем, что не менее важным для эффективного развития экономики является среднее предпринимательство, новый закон как видно регламентирует и эту сферу.

Закон регулирует широкую сферу общественных отношений.

Во-первых, его действие распространяется на субъекты не только малого, но и среднего предпринимательства.

Во-вторых, новый закон регулирует основы взаимодействия субъектов малого предпринимательства не только с органами государственной власти (федеральными и региональными), но и с органами местного самоуправления, а также с коммерческими и некоммерческими организациями, составляющими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В Федеральном законе № 209-ФЗ определена цель по формированию нормативных правовых механизмов и институтов, обеспечивающих создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечению конкурентоспособности малого предпринимательства, развитию субъектов среднего предпринимательства как основы конкурентной среды, увеличению общего числа действующих субъектов малого предпринимательства, доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте, налоговых доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Помимо вышеперечисленных документов, создание системы прямой государственной поддержки малых инновационных предприятий отражено также в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, в которой отмечается необходимость оказания финансовой поддержки инновационных фирм, находящихся на ранних этапах развития; масштабирование программы, в частности, «СТАРТ» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, названного в Стратегии одним из основных элементов системы государственной поддержки малых инновационных предприятий.


Кроме этого, указывается на формирование и развитие фондов поддержки малого инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации, ресурсное обеспечение их деятельности.

Анализ действующих законодательных и нормативных актов за период с 2005 г. по настоящее время позволяет сделать вывод о том, что в России заложены законодательные основы для расширения деятельности малого предпринимательства и предпосылки для их инновационной направленности. Однако оценивать их эффективность и результативность за данный период не представляется возможным, учитывая, что большинство документов были приняты в последние два года. Имея в виду практику развитых стран по переходу на инновационную модель экономического роста, с трудностями которого, вопреки громадным финансовым средствам используемых на эти цели, сталкивается Западная Европа, указывают на то, что переход на инновационный путь развития по своей сложности и комплексности вполне сравним с переходом от административно-командной системы к рыночной экономике. Инновационный путь развития пронизывает все аспекты социально-экономического развития общества и предполагает необратимые изменения экономической и социальной политики государства, поэтому является всеобъемлющим и достаточно длительным процессом.


1.4. Формирование и развитие государственно поддержки малого предпринимательства в Калининградской области

В Калининградской области принята и действует целевая программа Калининградской области «Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2009 - 2013 годы», утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 13 февраля 2007 года № 57.

В Программе обеспечение развития малого и среднего предпринимательства определено по следующим приоритетным направлениям, что нашло отражение в формулировании задач и мероприятий данной программы:

1) инновационная деятельность;

2) услуги жилищно-коммунального хозяйства;

3) социальные услуги;

4) перерабатывающая промышленность;

5) янтарная отрасль;

6) туризм;

7) концессия.

Кроме этого, режим наибольшего благоприятствования устанавливается для субъектов малого предпринимательства Калининградской области, ориентированных на экспорт произведенной ими продукции и оказанных услуг.