Файл: Дипломный проект государственная поддержка малого предпринимательства и меры по совершенствованию управленческой компетенции руководителей Оглавление.doc
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) политический блок (органы законодательной и исполнительной власти);
2) административно - распорядительный блок (специализированные органы исполнительной власти);
3) обслуживающий блок, или инфраструктура (органы, обеспечивающие деятельность малых предприятий);
4) общественный блок (общественные органы).
Выделяют следующие формы поддержки субъектов малого предпринимательства:
1) финансовая;
2) имущественная;
3) информационная;
4) консультационная;
5) поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников;
6) поддержка в области инноваций и промышленного производства;
7) поддержка в области ремесленничества;
8) поддержка субъектов малого предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;
9) поддержка субъектов малого предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Стоит отметить, что формы с первой по пятую носят общий характер, то есть могут предоставляться всем субъектам малого предпринимательства, независимо от отрасли, в которой осуществляет деятельность субъект малого предпринимательства.
Помимо форм, описанных выше, субъекты федерации наделены правом вводить и осуществлять иные формы поддержки. Анализ законодательства регионов страны показывает, что многие субъекты федерации этой нормой пользуются и вводят своими региональными законами о развитии малого предпринимательства дополнительные формы поддержки. Установление таких форм законом субъекта федерации обеспечивает их постоянный и долговременный характер, а потому они не зависят от сроков принятия и окончания той или иной целевой программы. К их числу относятся:
1) производственно-технологическая поддержка;
2) правовая поддержка;
3) поддержка в продвижении на рынок производимых субъектами малого предпринимательства товаров и услуг;
4) поддержка в части лицензирования отдельных видов деятельности;
5) поддержку субъектов малого предпринимательства, реализующих товары, оказывающих услуги на территориях иных субъектов РФ;
6) поддержка при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд субъекта федерации.
Законами субъектов федерации расширяется список приоритетных отраслей для поддержки развития предпринимательства. В частности вводится:
1) поддержка субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в области жилищно-коммунального хозяйства;
2) поддержка субъектов малого предпринимательства в сфере строительства;
3) поддержка субъектов малого предпринимательства в социальной сфере.
Также законами субъектов федерации определяются не только приоритетные отрасли, но и отдельные социальные группы. В частности, поддержка водится для субъектов малого предпринимательства, принадлежащих к категории молодежного предпринимательства.
1.3. Нормативно-правовая база государственной поддержки малого предпринимательства
Малый и средний бизнес в последние годы становится все более важным элементом в экономике, обеспечивающим активный рост объемов производства, занятости и доходов населения. Поэтому создание правовых, экономических и организационных условий для развития бизнеса является на сегодняшний день одной из важнейших задач всех уровней власти.
На сегодняшний день в Российской Федерации приняты и действуют ряд законодательных и нормативных актов, призванных повысить роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии общества, в том числе активизировать их инновационную деятельность, среди которых наиболее важными являются следующие:
1) Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
2) Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
3) Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» ;
4) Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
5) Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
6) Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
7) Федеральный закон от 7 марта 2011 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки";
8) Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 178 «О правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства»;
9) Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами»;
10) Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»;
11) Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 753 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства»;
12) Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1102 «О реализации дополнительных мер по государственной поддержке субъектов малого предпринимательства»;
13) Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»;
14) Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2010 г. № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества»;
Одним из основных документов, регулирующих порядок осуществления деятельности малых и средних предприятий (далее – МСП), является Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятый 24 июля 2007 г., и ставший нормативно-правовой основой дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства.
Закон определяет основные понятия, используемые в сфере регулирования отношений по развитию малого предпринимательства, понятие субъектов малого предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
В соответствии с этим законом к субъектам малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации отнесены хозяйствующие субъекты – юридические лица и индивидуальные предприниматели, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год не должна превышать следующих предельных значений:
1) микропредприятия – до 15 человек;
2) малые предприятия – до 100 человек включительно;
3) средние предприятия – от 101 до 250 человек включительно.
В результате Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» обеспечил сопоставимость законодательства по развитию малого и среднего предпринимательства со странами Европейского союза - основным внешнеэкономическим партнером России, выравнив критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к малым и средним предприятиям. Основываясь на мировом опыте, показывающем, что не менее важным для эффективного развития экономики является среднее предпринимательство, новый закон как видно регламентирует и эту сферу.
Закон регулирует широкую сферу общественных отношений.
Во-первых, его действие распространяется на субъекты не только малого, но и среднего предпринимательства.
Во-вторых, новый закон регулирует основы взаимодействия субъектов малого предпринимательства не только с органами государственной власти (федеральными и региональными), но и с органами местного самоуправления, а также с коммерческими и некоммерческими организациями, составляющими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В Федеральном законе № 209-ФЗ определена цель по формированию нормативных правовых механизмов и институтов, обеспечивающих создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечению конкурентоспособности малого предпринимательства, развитию субъектов среднего предпринимательства как основы конкурентной среды, увеличению общего числа действующих субъектов малого предпринимательства, доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте, налоговых доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Помимо вышеперечисленных документов, создание системы прямой государственной поддержки малых инновационных предприятий отражено также в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, в которой отмечается необходимость оказания финансовой поддержки инновационных фирм, находящихся на ранних этапах развития; масштабирование программы, в частности, «СТАРТ» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, названного в Стратегии одним из основных элементов системы государственной поддержки малых инновационных предприятий.
Кроме этого, указывается на формирование и развитие фондов поддержки малого инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации, ресурсное обеспечение их деятельности.
Анализ действующих законодательных и нормативных актов за период с 2005 г. по настоящее время позволяет сделать вывод о том, что в России заложены законодательные основы для расширения деятельности малого предпринимательства и предпосылки для их инновационной направленности. Однако оценивать их эффективность и результативность за данный период не представляется возможным, учитывая, что большинство документов были приняты в последние два года. Имея в виду практику развитых стран по переходу на инновационную модель экономического роста, с трудностями которого, вопреки громадным финансовым средствам используемых на эти цели, сталкивается Западная Европа, указывают на то, что переход на инновационный путь развития по своей сложности и комплексности вполне сравним с переходом от административно-командной системы к рыночной экономике. Инновационный путь развития пронизывает все аспекты социально-экономического развития общества и предполагает необратимые изменения экономической и социальной политики государства, поэтому является всеобъемлющим и достаточно длительным процессом.
1.4. Формирование и развитие государственно поддержки малого предпринимательства в Калининградской области
В Калининградской области принята и действует целевая программа Калининградской области «Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2009 - 2013 годы», утвержденная постановлением Правительства Калининградской области от 13 февраля 2007 года № 57.
В Программе обеспечение развития малого и среднего предпринимательства определено по следующим приоритетным направлениям, что нашло отражение в формулировании задач и мероприятий данной программы:
1) инновационная деятельность;
2) услуги жилищно-коммунального хозяйства;
3) социальные услуги;
4) перерабатывающая промышленность;
5) янтарная отрасль;
6) туризм;
7) концессия.
Кроме этого, режим наибольшего благоприятствования устанавливается для субъектов малого предпринимательства Калининградской области, ориентированных на экспорт произведенной ими продукции и оказанных услуг.