Файл: Анализ посещенного урока.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Системный анализ урока
Н.В. Немова, кандидат педагогических наук, профессор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования и науки Российской Федерации
Анализ урока - это одна из основных форм работы руководителей образовательного учреждения с учителями. Он может проводиться в целях:

• выявления затруднений в работе педагога;

• оказания практической помощи учителю;

• исследования хода введения новой образовательной технологии;

• выявления ценного опыта;

• установления причин неудовлетворительных результатов обучения школьников и др.

Наиболее эффективной технологией осуществления этих целей является системный анализ урока. Он дает возможность проанализировать учебное занятие как целостную систему и оценить его достоинства и недостатки с точки зрения их влияния на результаты урока. Например, системный анализ позволяет сделать вывод о достаточности или недостаточности объема выполняемой школьниками самостоятельной работы на уроке при установлении ее связей с целями и спецификой содержания занятия, индивидуальными особенностями обучающихся и другими факторами. Благодаря такому подходу удается установить истинные причины, объясняющие получение тех или иных результатов учебной деятельности.

Для проведения системного анализа следует рассмотреть урок как социальную процессную систему и выделить ее основные элементы, к которым относятся «вход», «процесс» и «выход» (результаты урока). «Вход» - это обучающиеся с определенным уровнем подготовки, сам учитель, план занятия, средства обучения. Под «процессом» будет подразумеваться собственно процесс обучения, т.е. реализация целей урока. Наконец, результаты урока, или «выход», - это степень реализации его целей. Таким образом, урок можно считать системой, которая создается учителем для решения проблемы преодоления рассогласования между знаниями, которыми школьники обладают на «входе» (в начале урока), и знаниями, необходимыми им для усвоения последующего учебного материала. Таким образом, каждый урок занимает в учебном процессе определенное место, и его анализ должен проводиться в контексте изучения всей учебной темы или раздела курса.
Анализ результатов урока


Системный анализ урока следует начинать «с конца», то есть с анализа результатов учебной деятельности. Необходимо сопоставить реально полученные результаты с идеальными. Под идеальными в данном случае понимаются такие результаты, которые объективно можно было бы получить на этом уроке в данном классе. Не следует путать идеальные результаты с запланированными, так как нередко учителя допускают ошибки именно при планировании результатов обучения. К примеру, часто они ставят перед собой нереальные цели, что приводит к завышению ожидаемых результатов. В таком случае анализ может выявить тот факт, что учитель не реализовал запланированную цель, но при этом выполнил объективно возможную, то есть реальную. Таким образом, чтобы проанализировать степень достижения целей урока, вам потребуется оценить обоснованность их постановки.

Цель - это желаемый результат урока, заданный конкретно и определенный во времени в соответствии с необходимостью и возможностью его получения. Оценку правильности постановки целей можно провести, определяя ее соответствие представленным ниже требованиям.
Требования к постановке целей урока

1. Реалистичность целей урока с точки зрения:

• достаточности времени для их достижения;

• их соответствия способностям и подготовленности учащихся;

• их соответствия возможностям учителя.

2. Обоснованность целей урока с точки зрения:

• необходимости подготовки обучающихся к усвоению материала на ближайших занятиях;

• достижения последующих (конечных) результатов обучения.

3. Конкретность постановки целей.

Если цели урока были поставлены учителем верно, то следует определить степень их достижения. Для этого реальные результаты урока сопоставляются с идеальными, которые в данном случае совпадают с запланированными.

Если цели урока были поставлены учителем неверно, то сначала их нужно переформулировать, и только потом оценить выполнение. Степень рассогласования реальных результатов с объективно необходимыми и возможными укажет на результативность урока.

Целесообразно использовать следующий алгоритм постановки целей урока:

1. Определение исходного уровня подготовки обучающихся (того, что они знают).

2. Выявление содержания знаний, недостающих для усвоения последующего учебного материала (того, что не знают обучающиеся).

3. Оценка возможностей школьников и собственных возможностей учителя.



4. Определение того содержания знаний, которое может быть усвоено обучающимися за урок.

5. Формулирование целей урока и учебных задач, то есть того, чему обучающиеся могут научиться в ходе занятия.
Анализ хода урока

После проведения анализа результатов урока необходимо проанализировать ход учебного процесса. Его следует начинать с рассмотрения завершающих этапов урока.

Анализ учебного процесса проводится путем сопоставления реального состояния дел в практике с идеальным. Безусловно, это потребует от вас анализа достоинств и недостатков деятельности педагога. К наиболее распространенным ошибкам, которые допускают учителя, можно отнести следующие:

1. Учитель задерживает обучающихся на определенном этапе формирования их умственных действий дольше, чем это объективно требуется. Например, слишком долго разрешает им пользоваться таблицами, схемами и текстом учебника; требует от школьников проговаривания вслух своих действий даже на завершающих уроках по изучаемой теме; недостаточно активно включает учеников в самостоятельную деятельность, требующую от них внутренней мыслительной работы.

2. Педагог неверно планирует время на первые этапы урока, особенно на актуализацию необходимых для усвоения нового материала знаний. С одной стороны, он не предусматривает, что школьники могут забыть или полностью утратить прежние знания и умения. С другой стороны, затягивание первых этапов приводит к тому, что учителю и обучающимся не хватает времени на отработку нового материала. Это, в свою очередь, ведет к увеличению объема домашних заданий и к перегрузке школьников.

3. Учитель не формирует у школьников оценочные умения, т.е. не разрабатывает критериев правильности выполнения учебных и практических задач и не учит школьников оценивать по ним свою деятельность. В результате у обучающихся не формируется умение учиться.

4. Педагог использует самостоятельную работу преимущественно как средство контроля и оценки знаний и умений обучающихся. Между тем знания только тогда являются освоенными, когда они становятся предметом самостоятельной активной познавательной деятельности самих школьников.

Анализ практики показывает, что одной из причин неудач на уроке является недостаточно качественное планирование учебного занятия. Поэтому эксперту, оценивающему урок, обязательно следует обратиться к анализу того плана, по которому работал учитель.


Рассмотрим требования к планированию самого учебного процесса. План урока представляет собой совокупность действий учителя (преподавание) и обучающихся (учение), необходимых и достаточных для достижения поставленной цели или решения учебной задачи. Поэтому очень важно, чтобы план включал в себя все необходимые для достижения поставленной цели действия, был реалистичен по времени, которое отводится учителем на различные виды работ. Кроме того, необходимо, чтобы педагог обосновал избранную им структуру плана урока с точки зрения закономерностей процесса усвоения знаний обучающимися.
Требования к планированию
содержания урока


1. Полнота (необходимость и достаточность) состава запланированных организационных, мотивационных, контролирующих, информационных и др. действий учителя для организации полноценной самостоятельной деятельности учащихся по достижению целей урока.

2. Полнота (необходимость и достаточность) состава действий обучающихся по достижению поставленных на уроке целей. Их полный состав должен включать действия по следующим позициям:

• постановка учебной задачи;

• решение учебной задачи;

• оценка результатов решения учебной задачи.

3. Обоснованность логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения ее соответствия поэтапному формированию умственных действий.

4. Контролируемость - возможность оценить промежуточные и конечные результаты реализации плана урока (учебного процесса), благодаря конкретности запланированных в нем действий.

5. Чувствительность плана урока к сбоям и наличие возможности для коррекции урока в случае их возникновения. Это требование обеспечивается определенностью всех действий во времени, а также возможностью контролировать в процессе урока успешность решения той или иной учебной задачи и устранять за счет резервного времени или заранее продуманных сценариев (вариантов ведения урока) возникающие сбои.
Материалы для разработки и анализа урока

Чтобы проанализировать урок с точки зрения соблюдения этих требований, необходимо знать, какой состав действий учителя и обучающихся и какую их последовательность следует считать идеальной. Ниже приводятся материалы для разработки и анализа урока, на котором используются активные методы обучения. На нем учитель выступает, прежде всего, как организатор самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. В предложенных материалах представлена идеальная модель деятельности учителя и обучающихся, а также ожидаемые результаты ее внедрения. В них раскрыто содержание деятельности учителя и обучающихся на всех этапах урока, в ходе которого используются активные методы обучения. Сравнивая реальный процесс с предлагаемой моделью, можно провести экспертную оценку урока.

Деятельность учителя и обучающихся на уроке




Деятельность учителя

(содержание, формы и методы)

Деятельность обучающихся (содержание, формы и методы)

Ожидаемые результаты

1

2

3

4

1

Включает обучающихся в предметно-практическую деятельность, вызывающую затруднения, с целью самостоятельной постановки детьми учебной задачи

Осуществляют предметно-практическую деятельность, вызывающую затруднения

Осознание неспособности решить поставленную задачу, чувство дискомфорта, познавательный интерес, мотивация на приобретение недостающих знаний

2

Просит обучающихся перечислить возникающие затруднения и назвать содержание недостающих для решения новой задачи знаний. Побуждает школьников к самостоятельному формулированию учебной задачи

Формулируют собственные затруднения и устанавливают их причины через описание недостающих знаний. Перечисляют, каких знаний им не хватает для решения задачи, и формулируют, чему они желали бы научиться

Поставленная и принятая школьниками как личностно значимая задача учебной деятельности. Возникновение мотивации на ее решение через формирование мотивов достижения успеха, самореализации в учебной деятельности и сотрудничества с теми учениками, которые обладают частью недостающих знаний. Желание включиться в процесс решения учебной задачи, осознание необходимости получения новых знаний для последующего продвижения в освоении предмета

1

2

3

4

3

Организует деятельность обучающихся по выявлению способов решения учебной задачи: определению способа получения недостающих знаний и перечня тех источников, в которых они могут быть найдены. Побуждение к принятию наиболее рационального способа действий

Ищут способы решения учебной задачи: выявляют источники получения недостающих знаний, способы разработки новых знаний; определяют план дальнейших действий

Составленный школьниками вместе с учителем план действий. Формирование мотивации на его выполнение (на достижение успеха, на сотрудничество в достижении учебной задачи)

4

Организует самостоятельную деятельность школьников по приобретению ими необходимых знаний с помощью:

- извлечения готовых знаний из объяснения (лекции, беседы) учителя;

- самостоятельного поиска знаний путем экспериментальной деятельности (квазиисследования);

- поиска и систематизации знаний из литературных источников;

- общения друг с другом с целью обмена учебной информацией

Включаются в самостоятельную деятельность по приобретению необходимых знаний с помощью:

- получения их в готовом виде путем слушания объяснения учителя;

- их самостоятельного создания путем поисковой деятельности в паре, группе или индивидуально;

- извлечения знаний из различных литературных источников или из общения друг с другом

Освоение школьниками различных способов получения новых знаний. Освоение самих новых знаний: понятий, законов, способов деятельности и др.

5

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по нахождению, определению, выработке критериев и показателей, свидетельствующих о правильном решении учебной задачи

С помощью новых знаний самостоятельно разрабатывают критерии и показатели правильного решения практической задачи, свидетельствующие о том, что они научились действовать (освоили новые знания)

Выработанные критерии и показатели для оценки знаний и умений учеников. Принятие и осознание обучающимися выработанных показателей в качестве объективных. Понимание учителем того, каким образом их можно использовать при оценке качества знаний

6

Организует самостоятельную деятельность школьников по воспроизведению ими новых знаний в следующей последовательности:

1) с использованием в качестве опоры материальных объектов окружающего мира;

2) во внешней речи;

3) во внутренней речи;

4) в деятельности по применению полученных знаний

Воспроизводят полученные или найденные самостоятельно знания в следующей последовательности:

1) с использованием в качестве опоры материальных объектов окружающего мира;

2) во внешней речи;

3) во внутренней речи;

4) в деятельности по применению полученных знаний

Освоение знаний; умение оперировать ими

7

Организует самостоятельную деятельность школьников по самооценке и взаимооценке новых и отрабатываемых знаний на каждом из этапов их освоения. Побуждает учеников к выявлению и исправлению ошибок, поиску и устранению их причин, оказанию взаимопомощи, доброжелательной и вместе с тем принципиальной оценке деятельности друг друга

Осуществляют оценочную деятельность по самооценке и взаимооценке достигнутых результатов (предметных знаний), способов их получения (способов учебной деятельности) и показателей эффективности взаимодействия с одноклассниками

Умение проверять и оценивать свою деятельность и деятельность друг друга. Понимание осваиваемых знаний. Способность выбирать наиболее рациональные способы получения и отработки знаний

1

2

3

4

8

Просит школьников найти и обосновать наиболее рациональные подходы к закреплению полученных знаний и применению их в новых условиях

Определяют ход своих дальнейших действий по получению не-

достающих знаний, если практическая задача не выполнена, а также по их закреплению

Формирование ориентации на улучшение качества выполнения

учебных заданий, расширение сотрудничества, оказание взаимопомощи. Усиление мотивов стремления к удовлетворению своих познавательных интересов и устранению персональных ошибок

9

Создает условия для самостоятельной деятельности школьников по закреплению и развитию полученных ими знаний, оказывает востребованную ими помощь, побуждает к полному и качественному освоению знаний, к творчеству

Осуществляют самостоятельную деятельность по закреплению знаний, самоконтролю, выявлению и исправлению ошибок, отработке знаний

Развитие способности действовать в разнообразных ситуациях, включая новые. Ощущение чувства успеха

10

Организует деятельность обучающихся по проверке качества усвоения ими знаний. При необходимости проверяет и оценивает знания учеников

Проверяют освоение новых знаний

Приобретение обучающимися знаний об уровне собственных учебных достижений

11

Объявляет тему следующего урока (этапа обучения) или просит обучающихся определить ее самостоятельно. Организует деятельность школьников по самостоятельному определению содержания и объема той работы, которую каждому из них нужно выполнить дома

Определяют содержание своей домашней работы, в том числе относящейся к следующему этапу обучения

Развитие у обучающихся мотивации на дальнейшую учебную деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов