ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?
IV. Оценка целостности урока
1. Насколько содержание коллективно-распределенной деятельности соответствовало требованиям развивающего обучения? На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа? Не подменялась ли коллективно-распределенная деятельность автономно-индивидуальной?
2. Каким образом характер коллективно-распределенной деятельности (совершенство или несовершенство) повлиял на качество осуществления учебной деятельности?
3. Как характер осуществления коллективно-распределенной деятельности, а также учебной деятельности учащихся повлиял на освоение понятий, на качество формирования теоретического мышления учащихся?
4. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы ( с точки зрения качества их осуществления) и их влияние на конечный результат урока.
5. Можно ли сказать, что в результате решения учебной задачи ученики почувствовали орудийный, инструментальный характер изучаемого понятия, ощутили и использовали общий способ действия.
V. Анализ самооценки воспитательной стороны урока
1. Поведение учителя на уроке. Способствовало ли оно достижению цели урока?
2. Сумел ли учитель в процессе организации учебной деятельности уделить внимание формированию ценностной ориентации учащихся, их отношению к пяти нравственным аспектам, которые всегда присутствуют на уроке: люди, он сам, коллектив, труд, Родина.
3. Как вели себя ученики? Негативные и позитивные стороны поведения класса и отдельных учащихся. Причины. Сформированы ли сдерживающие начала во внешнем поведении детей?
4. Что дал урок для дальнейшего позитивного развития отношений между учителем и классом, между учителем и отдельными учениками?
VI. Аспект оценки конечного результата урока
1. Какой вклад внес урок в дальнейшее развитие личности учеников.
2. Оценить усвоение понятия и общего способа действия учащимися в ходе осуществления ими учебной деятельности.
3. Анализ конкретных недостатков урока: недостатки, «проколы», удачи.
Таков один из возможных вариантов методики самоанализа учителем урока развивающего обучения.
Можно задать вопрос: «А чем же самоанализ урока учителем отличается от его анализа руководителем, экспертом, методистом?»
Прежде всего тем, что самоанализ представляет собой своеобразную рефлексивную деятельность учителя, его размышления о своем профессионализме. Это как бы отчет перед самим собой.
Далее. Особенность самоанализа урока заключается в том, что он должен проводиться через ракурс класса и конкретных учеников.
Настоящий самоанализ — это раздумье о том, что необходимо сделать в плане своего профессионального совершенствования. Никто не может убедить учителя, что ему нужно делать в этом направлении больше, чем он сам себя.
В.А. Сухомлинский писал: «Если учитель вдумчиво анализирует свою работу, у него не может не возникнуть интерес к теоретическому осмыслению опыта, стремления объяснить причинно-следственные связи между знаниями учеников и своей педагогической культурой».
Методика анализа урока от триединой цели урока, от конечного результата, методом «рыбья кость».
Триединая цель урока, как и любая цель вообще, есть связь настоящего с будущим. Целенаправленность деятельности учителя на уроке не противоречит творчеству учителя ни в традицион¬ной, ни в развивающей системах обучения. Наоборот, именно в ней это творчество проявляется.
Триединая цель урока определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности. Она обусловливает весь ход, характер и тип урока. Он реализуется не только в действиях учителя, но и в соответствующих им действиях учащихся.
Одним из вариантов алгоритмов системного анализа урока может быть анализ от триединой цели.
1. Проанализировать саму триединую цель урока: краткость и простоту формулировки; ее связь с общей целью темы; полноту и комплексность цели; реальность достижения цели на данном уроке; соотношение и взаимодействие трех ее аспектов: познавательного, воспитывающего и развивающего.
2. Установить качество и результативность связи триединой цели урока с учебно-воспитательными задачами учебно-воспитательных моментов урока. Проанализировать моменты рассогласования (если такие имеются) между триединой целью урока и некоторыми учебно-воспитательными задачами моментов урока и показать учителю, как оно повлияло на формирование конечного результата урока.
3. Вскрыть случаи несоответствия содержания учебного материала и учебно-воспитательных задач отдельных моментов, если таковые имеются, а через это, естественно, и несоответствие содержания материала триединой цели урока, определив, как это повлияло на конечный результат урока.
4. Рассмотреть уровень соответствия методов обучения триединой цели урока, показав последствия несоответствия, если такое наблюдалось, на конечный результат урока. Особое внимание необходимо обратить на соответствие методов обучения воспитывающему и развивающему аспектам цели урока.
5. Определить, насколько формы организации познавательной деятельности соответствовали всем трем аспектам цели урока.
6. Выяснить, каким образом осуществлялся процесс достижения познавательного аспекта цели урока и к какому результату он привел, памятуя о том, что важен не только конечный результат, но и пути достижения этого результата. Выяснить, в чем причина разрыва между этим аспектом цели и конечным результатом.
7. Установить пути и результаты осуществления воспитывающего аспекта триединой цели урока.
8. Проанализировать результативность достижения развивающего аспекта цели.
9. Определить, каким образом процессы достижения развивающего и воспитывающего аспектов цели урока способствовали реализации ее познавательного аспекта и наоборот.
10. Выяснить и проанализировать основные позитивные и негативные факторы, повлиявшие на достижение триединой цели урока.
11. Проанализировать, насколько методически правильно осуществлен учителем перевод триединой цели урока в целевую установку для учащихся, и как это повлияло на формирование конечного результата урока.
12. Определить уровень несоответствия триединой цели конечному результату урока, сделать 4 вывод о причинах несоответствия. Наметить меры для предотвращения этих причин в будущем.
13. Определить, каким образом совершенство или, наоборот, несовершенство целеполагания отразилось на процессе целеосуществления и конечном результате урока.
14. Сделать вывод о целесообразности деятельности учителя на уроке и о ее влиянии на его конечный результат.
Методика анализа урока от его конечного результата
Конечный результат урока есть связь настоящего с прошлым. Но прежде, чем вести речь об алгоритме анализа через его результат, посмотрим, каким образом можно собрать информацию для этого анализа.
Практика внутришкольного управления накопила немало приемов такого сбора.
1. Проведение в конце урока, по договоренности с учителем, кратковременных контрольных работ, в том числе и программированных.
2. Осуществление краткого опроса ряда учеников в конце урока с тем, чтобы при минимальном числе опрошенных получить достаточно конкретную оценку их знаний, полученных на уроке.
3. Специальное контрольное посещение последующего урока. Организация на нем беглого опроса учеников с тем, чтобы проверить общий результат работы не только на уроке, но и по выполнению домашнего задания. Ведь конечный результат урока наиболее ярко выражается в качестве выполнения домашнего задания.
4. Проведение контрольных лабораторных работ, на которых проверяются умения школьников пользоваться основными умениями, навыками, приборами и т. д.
5. Ценную информацию о результативности урока может дать ознакомление с ученическими тетрадями, в которых оформляются домашние задания и классные упражнения.
6. В ряде случаев возможны индивидуальные собеседования с учениками после урока для того, чтобы глубже разобраться в уровне их знаний, умений и навыков, полученных ими на уроке.
7. При оценке развивающего влияния урока решающее значение принадлежит наблюдению за тем, как реагируют ученики на создание учителем ситуации эмоциональных переживаний, за уровнем внимания, за уровнем самостоятельности их мыслительной деятельности, за самостоятельным подходом к добыванию знаний, за уровнем их включенности в учебную деятельность и т. д.
8. Проведение специальных контрольных устных и письменных работ, индивидуальных собеседований с учениками, направленных на проверку уровня сформированности их общеучебных навыков и умений.
9. Наблюдение за характером учебной деятельности учащихся на уроке (товарищеская взаимопомощь, умение работать в индивидуальном режиме, коллективизм, реакция на замечания и поощрения учителя, умение работать в диалоге, отстаивать свою точку зрения).
10. Постановка в ходе урока учащихся в специальные ситуации, в которых им необходимо проявить уровень своего развития, самостоятельности, воспитанности и т. п.
11. Беседа с другими учителями, воспитателями групп продленного дня, активом учащихся, с родителями о воспитанности учащихся. Такие беседы помогают выявить причины недостатков в поведении отдельных учеников, класса в целом.
А теперь давайте попробуем рассмотреть алгоритм анализа урока через его конечный результат. Ориентация в педагогическом анализе урока на его конечный результат дает нам возможность увидеть, что привычное совсем не всегда означает разумное, учит нас извлекать уроки из уроков, видеть успехи и неудачи.
1. Анализ результатов.
1.1. Прочность, глубина, осознанность знаний учащихся, полученных на уроке, качество умений и навыков. Умение применять знания на практике.
1.2. Характер учебной деятельности школьников на уроке, формировала ли последняя мотивацию к сознательному учению.
Уровень учебной дисциплинированности.
Отношение учащихся к воспитательным влияниям педагога, характер выполнения требований учителя.
Характер отношения к товарищам, учебному труду, к учителю.
Состояние рабочих тетрадей, учебников и т. д.
Усвоение учащимися на уроке требований общечеловеческой морали, ценностей, норм поведения, понимания основных морально-нравственных понятий.
Характер высказываний учеников по обсуждаемым вопросам на уроке.
1.3. Умение учащихся анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное, осуществлять перенос знаний, пользоваться ими в нестандартной ситуации.
Развитие фантазии и воображения.
Развитие речи: обогащение словарного запаса, развитие коммуникативности и экспрессивности речи.
2. В ходе анализа конечного результата урока устанавливается, достигнута ли поставленная учителем триединая цель урока, определяется разрыв между ней и конечным результатом.
3. Затем осуществляется молярный (общий) анализ структуры урока, в ходе которого выясняется влияние каждого учебно-воспитательного момента на формирование конечного результата урока.
4. Если такой выявляется, то его подвергают наиболее глубокому (молекулярному) анализу. Выясняется уровень соответствия в этом учебно-воспитательном моменте содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учебно-воспитательной задаче момента, а также соответствия их друг другу. Это дает возможность вскрыть причины низкого качества конечного результата данного учебно-воспитательного момента и увидеть, каким образом он оказал негативное влияние на конечный результат урока.
5. Молярный и молекулярный анализ дает возможность выяснить причины разрыва между триединой целью урока и его конечным результатом. Меры по ликвидации этих причин закладываются в предложения, даваемые руководителем учителю.
Анализ урока методом «Рыбья кость»
Метод «Рыбья кость» широко используется в западном менеджменте, являясь одним из наиболее распространенных и популярных методов анализа. Думается, что его основу можно использовать при проведении экспресс-анализа урока. Суть его сводится к следующему.
1. Проводится молярный анализ процесса урока с ориентацией на его конечный результат, в ходе которого выявляются факторы, положительно и отрицательно повлиявшие на ход и развитие урока, на его конечный результат.
2. Затем выявленные факторы классифицируются на сформированные ранее, но повлиявшие именно на этот урок, и на факторы, появившиеся в ходе осуществления урока.
3. Определяются причины появления факторов путем молекулярного анализа учебно-воспитательных моментов, внутри которых возникли факторы второй группы. Анализ осуществления этих учебно-воспитательных моментов (анализ взаимодействия их составляющих) дает возможность субъекту анализа выйти на причину появления факторов.