Файл: Лекция 19 Основы финансового права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.08.2021

Просмотров: 361

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Между тем в работах по финансовому праву освещаются (причем в полном объеме) такие институты, как страхование, 6анковское кредитование, расчетные отношения, которые вовсе не выражают ни государствен­ных финансов, ни категории «отношений, возникающих в процессу осуществления финансовой деятельности государства».

Правда, некоторые авторы, хорошо понимая, что отношения, посред­ством которых осуществляется, например, страхование или банковское кредитования, с юридической точки зрения представляют собой граждан­ско-правовые отношения, к сфере финансового права относят лишь госу­дарственное регулирование порядка формирования и использования денежных фондов страховых и банковских организаций.

В связи с этим возникает вопрос: является ли правовое регулирование частных финансов элементом финансовой деятельности государства, и выступают ли возникающие при этом отношения предметом финансового права?

С позиций тезиса, согласно которому объектом финансового права выступают лишь государственные финансы и финансовая деятельность представляет собой процесс формирования, распределения и организа­ции использования государственных денежных фондов, на данный воп­рос следует ответить отрицательно.

Но тогда естественно возникает другой вопрос: к какой отрасли права относится это регулирование?

Вообще-то говоря, регулирование частных финансов в целом осу­ществляется по линии гражданского права. При этом следует исходить из того, что гражданское право вовсе не сводится только к регулирова­нию договорных отношений, где гражданско-правовые нормы опреде­ляют исключительно права и обязанности сторон этого договора. Гражданское право содержит и такие нормы, которые порождают оп­ределенные обязанности участников гражданских правоотношений пе­ред государством и, соответственно, права государства в отношении этих участников. Так, к сфере гражданско-правового регулирования относится и установление размеров уставных капиталов юридических лиц (смотри, например, статьи 64, 74, 78, 88 - 90 ГК). К числу гражданс­ко-правовых норм относятся и нормы, порядок размещения резервных фондов негосударственных коммерческих организаций, включая страхо­вые организации и банки.

Что касается таких видов правового регулирования, как государствен­ная регистрация негосударственных юридических лиц, лицензирование де­ятельности частных предпринимателей, осуществление государственного контроля или надзора за их деятельностью, установление правил ведения бухгалтерского учета и предоставления финансовой отчетности и т. п., то это типичное административно-правовое регулирование, даже если оно в некоторых случаях касается денежных фондов (т. е. частных финансов) негосударственных юридических лиц.

Говоря о том, что в процессе финансовой деятельности возникают финан­совые отношения, которые не регулируются финансовым правом, следует иметь в виду, что ряд таких отношений лишь ошибочно квалифицируются в качестве финансовых и возникающих в ходе осуществления финансовой дея­тельности государства. Это происходит вследствие необоснованного расши­рения границ данной деятельности. К числу таких отношений относятся отношения, связанные с использованием государственных денежных фондов, которые, будучи товарно-денежными, не являются ни финансовыми отноше­ниями, ни отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельнос­ти государства. Поэтому исключение их из предмета финансового права обусловлено вовсе не тем, что некоторые отношения, возникающие в процес­се финансовой деятельности, финансовым правом не регулируется, а тем, что эти отношения к данной деятельности не имеют никакого отношения, а явля­ются продуктом обычной хозяйственной (как правило, предпринимательс­кой) деятельности.


В равной мере не всякое движение государственных денежных средств выражает собой финансовую деятельность государства и осуществляется в рамках именно финансовых отношений, например, расходование госу­дарственным предприятием своих денежных средств на приобретение сы­рья, оборудования, выплату заработной платы рабочим и служащим, выплата государственных пенсий и пособий, производство страховых выплат при го­сударственном страховании, предоставление банковских ссуд государственный банками гражданам и юридическим лицам.

Для разграничения отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства, на регулируемые и не регулируемые финансо­вым правом, иногда вводят юридический критерий в виде метода правового регулирования. К числу таких отношений относят отношения, опосредован­ные договором. То есть применяется принцип: «Договорное - значит не фи­нансово-правовое». Однако при ближайшем рассмотрении это в основном как раз и будут отношения, связанные с использованием денежных фон­дов, которые, как уже неоднократно отмечалось, не являются ни финан­совыми, ни отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства. И именно по этой причине они предметом фи­нансового права выступать не могут, какими бы они ни были с точки зрения метода правового регулирования (односторонне-властными или договорными).

В то же время следует признать, что в процессе финансовой деятельно­сти в ряде случаев действительно возникают отношения, являющиеся по своей экономической природе, финансовыми, но регулируются они дого­ворным методом. Такими будут отношения государственного займа, бюд­жетного кредитования, налогового кредита и ряд других.

Не отрицая договорного характера этих отношений, вместе с тем мы счи­таем ошибочной посылку, согласно которой используемый в данных случа­ях договор является гражданско-правовым, и полагаем, что здесь имеет место особая разновидность договора, а именно - финансово-правового. Иначе говоря, финансовое право применяет не только односторонне-властный метод правового регулирования, но и договорный, но договорный не в граж­данско-правовом смысле, а в собственном, финансово-правовом смысле. На этом вопросе мы еще остановимся при рассмотрении методов правового регулирования, применяемых финансовым правом.

Давая оценку тем или иным экономическим отношениям в качестве возникающих в процессе финансовой деятельности государства или, на­против, не имеющих к этой деятельности никакого отношения, следует иметь в виду, что границы данной деятельности довольно подвижны. Так, в условиях социалистической экономики, когда все денежные фон­ды находились в так называемой «социалистической» собственности, частных финансов вообще не существовало, так как не было и частной собственности, а такие институты финансовой системы, как финансы страхования и банковского дела были полностью огосударствлены. В результате страховая и банковская деятельность представляли собой разновидность финансовой деятельности государства. Однако в ходе проведенных экономических реформ эти виды деятельности стали ос­новываться на частных финансах и в силу этого перестали выступать в качестве объекта финансовой деятельности государства. Однако авто­ры многочисленных учебников по финансовому праву, словно не заме­чая произошедших изменений, носящих, подчеркнем, коренной характер, продолжают включать финансы таких организаций в каче­стве объекта финансового права.


В целях определения предмета финансового права подведем некоторые итоги сказанному.

Во-первых, предметом финансового права выступают отношения, воз­никающие в процессе финансовой деятельности государства, которая в свою очередь ограничена государственными финансами. Исключение со­ставляет такой элемент финансовой деятельности государства, как фор­мирование государством денежной системы страны и обеспечение ее нормального функционирования. Осуществляя эту деятельность государ­ство не только заботится о нормальном существовании своих собствен­ных финансов (выступая в качестве собственника, озабоченного своими деньгами), но и выступает в интересах всего общества (выступая в каче­стве политического субъекта).

Во-вторых, отношения, возникающие процессе финансовой деятель­ности государства, по своей экономической природе являются финансо­выми и представляют такую их разновидность, которую мы называем в целях выделения из общей массы финансовых отношений «государствен­ные финансовые отношения».

В-третьих, частные финансы (а равно и частные финансовые отноше­ния, они же - отношения, возникающие в процессе финансовой деятельно­сти, осуществляемой субъектами частнопредпринимательской деятельности) предметом финансового права выступать не должны. Если государство и уста­навливает порядок формирования, распределения и использования частных денежных фондов, то это осуществляется в рамках, как правило, гражданско­го, административного и иных отраслей права.

В-четвертых, отношений, возникающих в процессе финансовой деятельно­сти государства, носящих нефинансовый характер и поэтому регулируемых нормами не финансового, а иных отраслей права, существовать не может.

В равной мере, в-пятых, не существует государственных финансовых от­ношений, которые регулируются не финансовым, а иными отраслями пра­ва. Даже если эти отношения имеют договорный характер, то это свидетельствует не о том, что данные отношения являются гражданско-пра­вовыми, а о том, что финансовое право в ряде случаев использует диспозитивный метод правового регулирования и существует такая разновидность договора, как финансово-правовой договор. Иначе говоря, все государственные финансовые отношения выступают предметом финансового права не­зависимо от метода правового регулирования этих отношений.

Таким образом, сфера финансового права ладностью совпадает со сфе­рой финансовой деятельности государства, и наоборот.


2. Финансовая деятельность государства осуществляется только на пра­вовой основе, в качестве которой выступает финансовое право.

Финансовое право представляет собой совокупность правовых норм. Финансово-правовая норма является тем «кирпичиком», из множества которых состоит само финансовое право.


Норма права (правовая норма) - это общеобязательное правило пове­дения, сформулированное в нормативном правовом акте, обеспеченное мерами государственного принуждения, рассчитанное на многократное применение и распространяющееся на всех лиц, попавших в нормативно регламентированную ситуацию.

Финансово-правовые нормы - это правовые нормы, устанавливающие правила поведения участников отношений, возникающих в процессе финан­совой деятельности государства.

Финансово-правовые нормы, подобно другим правовым нормам, ха­рактеризуются следующими признаками:

  • выражает государственно-властное веление;

  • принята уполномоченным органом государства. Скажем, издание акта, устанавливающего налог, может быть осуществлено только Парламентом;

  • содержит общеобязательное правило поведения, рассчитана на неоднократное применение и адресована неопределенному количеству субъектов;

  • финансово-правовые нормы устанавливаются актом определенной юридической формы. Например, налог может быть введен только таким юридическим актом, который имеет форму закона;

  • исполнение финансово-правовых норм обеспечивается принудитель­ной силой государства, включая принудительное исполнение финансового обязательства перед государством и привлечение лиц, нарушивших финансовое законодательство, к установленной финансово-правовой, административной и уголовной ответственности.

Специфика финансово-правовых норм заключается в том, что принима­ющий их субъект - государство в то же время является субъектом финансо­вого отношения (выступая в целом или в лице своего органа). В результате получается, что,' издавая финансово-правовые нормы, государство регули­рует поведение не только своего контрагента, но и свое собственное, наде­ляя самого себя как правами, так и обязанностями. Для правовых конструкций это нетипичная ситуация - обычно государство, издавая пра­вовые нормы, располагается над общественным отношением, поведение субъектов которого оно регулирует. Здесь же оно находится внутри обще­ственного отношения, выступая одновременно в двух качествах: и как сто­рона этого отношения и как субъект, регулирующий поведение его участников посредством издания правовых норм. Кстати, это является объективной предпосылкой возможности злоупотребления государством своим положением, когда в процессе осуществления финансовой деятель­ности оно ставит свои материальные интересы выше интересов общества, экономики и населения. Это, в частности, проявляется в установлении за­вышенного налогообложения, в отказе от выполнения своих собственных финансовых обязательств и т. п. Такое положение вполне понятно: тот, кто принял правовую норму, установившую свою собственную обязан­ность, в любой момент может ее пересмотреть или отменить вовсе.


В числе особенностей финансово-правовых норм можно отметить следующие:

  • по содержанию - они регулируют поведение участников финансового отношения, т. е. отношения, связанного с формированием, распределением и организацией использования государственных денежных фондов;

  • по характеру предписания - в основном носят императивный характер;

  • по мерам ответственности - государство заинтересовано в неукоснительном исполнении предписаний финансово-правовых норм, что неуди­вительно, поскольку речь идет о его собственных материальных интересах. Поэтому за нарушение этих предписаний устанавливается довольно серьезная юридическая ответственность;

  • по способу зашиты прав государства - нормы, как правило, наделя­ют одного из субъектов финансового отношения, а именно государство или представляющий его орган, правом на одностороннею защиту своих интересов во внесудебном порядке (в частности, установление возможно­сти принудительного взимания недоимки по налогам, а то и привлечения к финансово-правовой или административной ответственности);

  • по способу оформления - для финансово-правовых норм характерна
    тщательность описания ситуации, подробность в конструировании диспозиции, охват многочисленных вариантов финансово-хозяйственных операций.

Еще одной особенностью финансово-правовых норм является то, что через них государство реализует свой собственный материальный интерес. Хотя и считается, что государство во всех ситуациях должно занимать па­терналистские позиции, т. е. действовать исключительно на благо всего об­щества в целом, бескорыстно покровительствуя всем его членам в равной мере, в действительности у него всегда существует свой собственный инте­рес, не всегда совпадающий с интересами общества. Особенно четко это про­слеживается при осуществлении налоговой политики государства. При этом государство имеет в своем арсенале мощное средство решения своих денеж­ных проблем - возможность издания правового акта, порождающего финан­совые обязательства организаций или граждан перед ним. И исполнение предписаний этого акта будет обеспечено всей мощью государственного ап­парата и механизмом государственного принуждения. Такой возможностью не обладает ни один субъект политической системы общества.

Это обстоятельство накладывает отпечаток на содержание финансово-правовых норм и отличает их от норм гражданского права, за которыми, во-первых, не стоит материальный интерес государства, и которые, во-вто­рых, наделяют субъектов правоотношения равными правами.

Финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охра­нительные.

К регулятивным нормам относятся нормы, возлагающие на участни­ков финансового правоотношения определенные обязанности либо пре­доставляющие им определенные права.