ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.08.2021
Просмотров: 361
Скачиваний: 2
Между тем в работах по финансовому праву освещаются (причем в полном объеме) такие институты, как страхование, 6анковское кредитование, расчетные отношения, которые вовсе не выражают ни государственных финансов, ни категории «отношений, возникающих в процессу осуществления финансовой деятельности государства».
Правда, некоторые авторы, хорошо понимая, что отношения, посредством которых осуществляется, например, страхование или банковское кредитования, с юридической точки зрения представляют собой гражданско-правовые отношения, к сфере финансового права относят лишь государственное регулирование порядка формирования и использования денежных фондов страховых и банковских организаций.
В связи с этим возникает вопрос: является ли правовое регулирование частных финансов элементом финансовой деятельности государства, и выступают ли возникающие при этом отношения предметом финансового права?
С позиций тезиса, согласно которому объектом финансового права выступают лишь государственные финансы и финансовая деятельность представляет собой процесс формирования, распределения и организации использования государственных денежных фондов, на данный вопрос следует ответить отрицательно.
Но тогда естественно возникает другой вопрос: к какой отрасли права относится это регулирование?
Вообще-то говоря, регулирование частных финансов в целом осуществляется по линии гражданского права. При этом следует исходить из того, что гражданское право вовсе не сводится только к регулированию договорных отношений, где гражданско-правовые нормы определяют исключительно права и обязанности сторон этого договора. Гражданское право содержит и такие нормы, которые порождают определенные обязанности участников гражданских правоотношений перед государством и, соответственно, права государства в отношении этих участников. Так, к сфере гражданско-правового регулирования относится и установление размеров уставных капиталов юридических лиц (смотри, например, статьи 64, 74, 78, 88 - 90 ГК). К числу гражданско-правовых норм относятся и нормы, порядок размещения резервных фондов негосударственных коммерческих организаций, включая страховые организации и банки.
Что касается таких видов правового регулирования, как государственная регистрация негосударственных юридических лиц, лицензирование деятельности частных предпринимателей, осуществление государственного контроля или надзора за их деятельностью, установление правил ведения бухгалтерского учета и предоставления финансовой отчетности и т. п., то это типичное административно-правовое регулирование, даже если оно в некоторых случаях касается денежных фондов (т. е. частных финансов) негосударственных юридических лиц.
Говоря о том, что в процессе финансовой деятельности возникают финансовые отношения, которые не регулируются финансовым правом, следует иметь в виду, что ряд таких отношений лишь ошибочно квалифицируются в качестве финансовых и возникающих в ходе осуществления финансовой деятельности государства. Это происходит вследствие необоснованного расширения границ данной деятельности. К числу таких отношений относятся отношения, связанные с использованием государственных денежных фондов, которые, будучи товарно-денежными, не являются ни финансовыми отношениями, ни отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства. Поэтому исключение их из предмета финансового права обусловлено вовсе не тем, что некоторые отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности, финансовым правом не регулируется, а тем, что эти отношения к данной деятельности не имеют никакого отношения, а являются продуктом обычной хозяйственной (как правило, предпринимательской) деятельности.
В равной мере не всякое движение государственных денежных средств выражает собой финансовую деятельность государства и осуществляется в рамках именно финансовых отношений, например, расходование государственным предприятием своих денежных средств на приобретение сырья, оборудования, выплату заработной платы рабочим и служащим, выплата государственных пенсий и пособий, производство страховых выплат при государственном страховании, предоставление банковских ссуд государственный банками гражданам и юридическим лицам.
Для разграничения отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства, на регулируемые и не регулируемые финансовым правом, иногда вводят юридический критерий в виде метода правового регулирования. К числу таких отношений относят отношения, опосредованные договором. То есть применяется принцип: «Договорное - значит не финансово-правовое». Однако при ближайшем рассмотрении это в основном как раз и будут отношения, связанные с использованием денежных фондов, которые, как уже неоднократно отмечалось, не являются ни финансовыми, ни отношениями, возникающими в процессе финансовой деятельности государства. И именно по этой причине они предметом финансового права выступать не могут, какими бы они ни были с точки зрения метода правового регулирования (односторонне-властными или договорными).
В то же время следует признать, что в процессе финансовой деятельности в ряде случаев действительно возникают отношения, являющиеся по своей экономической природе, финансовыми, но регулируются они договорным методом. Такими будут отношения государственного займа, бюджетного кредитования, налогового кредита и ряд других.
Не отрицая договорного характера этих отношений, вместе с тем мы считаем ошибочной посылку, согласно которой используемый в данных случаях договор является гражданско-правовым, и полагаем, что здесь имеет место особая разновидность договора, а именно - финансово-правового. Иначе говоря, финансовое право применяет не только односторонне-властный метод правового регулирования, но и договорный, но договорный не в гражданско-правовом смысле, а в собственном, финансово-правовом смысле. На этом вопросе мы еще остановимся при рассмотрении методов правового регулирования, применяемых финансовым правом.
Давая оценку тем или иным экономическим отношениям в качестве возникающих в процессе финансовой деятельности государства или, напротив, не имеющих к этой деятельности никакого отношения, следует иметь в виду, что границы данной деятельности довольно подвижны. Так, в условиях социалистической экономики, когда все денежные фонды находились в так называемой «социалистической» собственности, частных финансов вообще не существовало, так как не было и частной собственности, а такие институты финансовой системы, как финансы страхования и банковского дела были полностью огосударствлены. В результате страховая и банковская деятельность представляли собой разновидность финансовой деятельности государства. Однако в ходе проведенных экономических реформ эти виды деятельности стали основываться на частных финансах и в силу этого перестали выступать в качестве объекта финансовой деятельности государства. Однако авторы многочисленных учебников по финансовому праву, словно не замечая произошедших изменений, носящих, подчеркнем, коренной характер, продолжают включать финансы таких организаций в качестве объекта финансового права.
В целях определения предмета финансового права подведем некоторые итоги сказанному.
Во-первых, предметом финансового права выступают отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, которая в свою очередь ограничена государственными финансами. Исключение составляет такой элемент финансовой деятельности государства, как формирование государством денежной системы страны и обеспечение ее нормального функционирования. Осуществляя эту деятельность государство не только заботится о нормальном существовании своих собственных финансов (выступая в качестве собственника, озабоченного своими деньгами), но и выступает в интересах всего общества (выступая в качестве политического субъекта).
Во-вторых, отношения, возникающие процессе финансовой деятельности государства, по своей экономической природе являются финансовыми и представляют такую их разновидность, которую мы называем в целях выделения из общей массы финансовых отношений «государственные финансовые отношения».
В-третьих, частные финансы (а равно и частные финансовые отношения, они же - отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности, осуществляемой субъектами частнопредпринимательской деятельности) предметом финансового права выступать не должны. Если государство и устанавливает порядок формирования, распределения и использования частных денежных фондов, то это осуществляется в рамках, как правило, гражданского, административного и иных отраслей права.
В-четвертых, отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства, носящих нефинансовый характер и поэтому регулируемых нормами не финансового, а иных отраслей права, существовать не может.
В равной мере, в-пятых, не существует государственных финансовых отношений, которые регулируются не финансовым, а иными отраслями права. Даже если эти отношения имеют договорный характер, то это свидетельствует не о том, что данные отношения являются гражданско-правовыми, а о том, что финансовое право в ряде случаев использует диспозитивный метод правового регулирования и существует такая разновидность договора, как финансово-правовой договор. Иначе говоря, все государственные финансовые отношения выступают предметом финансового права независимо от метода правового регулирования этих отношений.
Таким образом, сфера финансового права ладностью совпадает со сферой финансовой деятельности государства, и наоборот.
2. Финансовая деятельность государства осуществляется только на правовой основе, в качестве которой выступает финансовое право.
Финансовое право представляет собой совокупность правовых норм. Финансово-правовая норма является тем «кирпичиком», из множества которых состоит само финансовое право.
Норма права (правовая норма) - это общеобязательное правило поведения, сформулированное в нормативном правовом акте, обеспеченное мерами государственного принуждения, рассчитанное на многократное применение и распространяющееся на всех лиц, попавших в нормативно регламентированную ситуацию.
Финансово-правовые нормы - это правовые нормы, устанавливающие правила поведения участников отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства.
Финансово-правовые нормы, подобно другим правовым нормам, характеризуются следующими признаками:
-
выражает государственно-властное веление;
-
принята уполномоченным органом государства. Скажем, издание акта, устанавливающего налог, может быть осуществлено только Парламентом;
-
содержит общеобязательное правило поведения, рассчитана на неоднократное применение и адресована неопределенному количеству субъектов;
-
финансово-правовые нормы устанавливаются актом определенной юридической формы. Например, налог может быть введен только таким юридическим актом, который имеет форму закона;
-
исполнение финансово-правовых норм обеспечивается принудительной силой государства, включая принудительное исполнение финансового обязательства перед государством и привлечение лиц, нарушивших финансовое законодательство, к установленной финансово-правовой, административной и уголовной ответственности.
Специфика финансово-правовых норм заключается в том, что принимающий их субъект - государство в то же время является субъектом финансового отношения (выступая в целом или в лице своего органа). В результате получается, что,' издавая финансово-правовые нормы, государство регулирует поведение не только своего контрагента, но и свое собственное, наделяя самого себя как правами, так и обязанностями. Для правовых конструкций это нетипичная ситуация - обычно государство, издавая правовые нормы, располагается над общественным отношением, поведение субъектов которого оно регулирует. Здесь же оно находится внутри общественного отношения, выступая одновременно в двух качествах: и как сторона этого отношения и как субъект, регулирующий поведение его участников посредством издания правовых норм. Кстати, это является объективной предпосылкой возможности злоупотребления государством своим положением, когда в процессе осуществления финансовой деятельности оно ставит свои материальные интересы выше интересов общества, экономики и населения. Это, в частности, проявляется в установлении завышенного налогообложения, в отказе от выполнения своих собственных финансовых обязательств и т. п. Такое положение вполне понятно: тот, кто принял правовую норму, установившую свою собственную обязанность, в любой момент может ее пересмотреть или отменить вовсе.
В числе особенностей финансово-правовых норм можно отметить следующие:
-
по содержанию - они регулируют поведение участников финансового отношения, т. е. отношения, связанного с формированием, распределением и организацией использования государственных денежных фондов;
-
по характеру предписания - в основном носят императивный характер;
-
по мерам ответственности - государство заинтересовано в неукоснительном исполнении предписаний финансово-правовых норм, что неудивительно, поскольку речь идет о его собственных материальных интересах. Поэтому за нарушение этих предписаний устанавливается довольно серьезная юридическая ответственность;
-
по способу зашиты прав государства - нормы, как правило, наделяют одного из субъектов финансового отношения, а именно государство или представляющий его орган, правом на одностороннею защиту своих интересов во внесудебном порядке (в частности, установление возможности принудительного взимания недоимки по налогам, а то и привлечения к финансово-правовой или административной ответственности);
-
по способу оформления - для финансово-правовых норм характерна
тщательность описания ситуации, подробность в конструировании диспозиции, охват многочисленных вариантов финансово-хозяйственных операций.
Еще одной особенностью финансово-правовых норм является то, что через них государство реализует свой собственный материальный интерес. Хотя и считается, что государство во всех ситуациях должно занимать патерналистские позиции, т. е. действовать исключительно на благо всего общества в целом, бескорыстно покровительствуя всем его членам в равной мере, в действительности у него всегда существует свой собственный интерес, не всегда совпадающий с интересами общества. Особенно четко это прослеживается при осуществлении налоговой политики государства. При этом государство имеет в своем арсенале мощное средство решения своих денежных проблем - возможность издания правового акта, порождающего финансовые обязательства организаций или граждан перед ним. И исполнение предписаний этого акта будет обеспечено всей мощью государственного аппарата и механизмом государственного принуждения. Такой возможностью не обладает ни один субъект политической системы общества.
Это обстоятельство накладывает отпечаток на содержание финансово-правовых норм и отличает их от норм гражданского права, за которыми, во-первых, не стоит материальный интерес государства, и которые, во-вторых, наделяют субъектов правоотношения равными правами.
Финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные.
К регулятивным нормам относятся нормы, возлагающие на участников финансового правоотношения определенные обязанности либо предоставляющие им определенные права.