Файл: И.Н.Пятницкая Общая и частная наркология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.09.2021

Просмотров: 4125

Скачиваний: 55

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подростки предпочитают наркотизироваться днем, прогу­ливая учебу, чтобы к вечеру их облик не вызывал подозрения у старших. Если пропустить занятия нельзя, то собираются вечером, но это возможно только при безнадзорности, когда ни времяпрепровождением, ни состоянием ребенка, ни его друзьями родители не интересуются. Лишь когда появляется постоянное и безопасное убежище, куда можно прийти в удобное время, остаться ночевать, тогда наркотизация стано­вится систематической. Это могут быть подвалы, чердаки, ко­торые подростки оборудуют по своему вкусу; взрослые склон­ны видеть в этих убежищах не большее, чем музыкальный клуб. Однако и начавшееся в подходящих условиях система­тическое употребление выражает часто только стремление к объединяющей процедуре, желание быть одобренными, по­ощренными группой — и здесь мы снова видим значимым не столько индивидуальный, сколько групповой мотив.

Таким образом, систематичность злоупотребления опреде­ляется не развитием процесса наркоманическои зависимости, а внешними, случайными факторами, поэтому такую система­тичность нельзя считать симптомом болезни. Систематич­ность употребления как симптом появляется позже, чем у взрослых, после того, как сформируется влечение. Защитные реакции на передозировку длятся дольше, чем у взрослых, и, исчезнув, могут возобновиться спустя некоторое время.

1 Но и это весьма условно — сходный синдром у взрослых квали­фицируется как «мория», «лобный», «дурашливость».

Объясняется это и неумением подростков соизмерять дозу одур­манивающего препарата со своей выносливостью, и колеба­ниями этих доз, зависящими не от самого подростка, а от группы, и хаотичностью приема различных наркотически дей­ствующих веществ.

Характерна повторная, через 2—3 ч рвота, впервые отме­ченная Н. Г. Найденовой в случаях алкоголизации подрост­ков. Это может быть показателем каких-то неспецифических расширенных возможностей защиты растущего организма; кроме того, рвотные реакции в детском и подростковом воз­расте вообще гиперергичны.

Форма опьянения, если препарат не вызывает обездвиженности, как, например, в начале опьянения летучими наркоти­чески действующими веществами, всегда двигательно избы­точна. Опьяневшие шумят, поют, танцуют, у них выражено речевое возбуждение. Легко возникают агрессивные реак­ции — драка в группе, насилие, избиение случайных прохо­жих. Взаимоиндукция в группе вообще высокая, при опьяне­нии практически абсолютна; исключение составляет только опьянение с глубоким помрачением сознания. Той законо­мерности изменения опьянения, которая свойственна особен­но злоупотреблению седативными веществами (смена состоя­ния седации в течение болезни состоянием стимуляции), при наркоманиях у подростков не наблюдается. И седативные, и психодислептические препараты с самого начала злоупотреб­ления дают состояние возбуждения во второй фазе опьяне­ния; первая фаза опьянения соответствует известному эффек­ту конкретного вещества.


Синдром психической зависимости. Появление влечения у подростков датируется с трудом. Наркотизация под давлением сверстников, ее частота и дозы, также определяемые ситуаци­ей, затрудненность выбора предпочитаемого наркотика из-за скудных материальных возможностей — все это маскирует на­чало влечения. Казалось бы, наглядно влечение при постоян­ной систематической наркотизации с преодолением препятст­вий, конфликтами в семье, пренебрежением к учебе. Однако если компания в силу каких-то обстоятельств распадается, ес­ли подросток сменит место жительства, то наркотизация мо­жет прекратиться. Другими словами, массивная наркотизация имела своей причиной компанию, но не влечение. Затрудняет оценку влечения и долго отсутствующий выбор предпочитае­мого наркотика из-за изначальной полинаркотизации. Под­росток ищет любое одурманивание, а не определенное веще­ство. Бесспорным стремление к опьянению становится, когда подросток начинает сам активно искать определенное вещест­во и наркотизироваться один. Прием наркотика в одиночестве свидетельствует о возникшей значимости эйфории, пережи­вать, ощущать которую внешние раздражители мешают. Доказывают влечение и дисфорические состояния, возникающие в период вынужденного воздержания, поэтому его нельзя ква­лифицировать как обсессивное. Однако, как мы уже отмечали в связи с подростковым алкоголизмом, незрелой личности, испытывающей интоксикационную нагрузку, сомнения, борь­ба мотивов не свойственны.

Подростки некритичны не только к собственному влече­нию, но и к более наглядной наркологической симптоматике у других. Неуправляемость влечения объясняется и тем, что подростки вообще плохо не только оценивают, но и контро­лируют свои чувства и побуждения. В связи с этим впечатле­ние, что у подростков быстро возникает влечение к наркотику и сразу в компульсивной форме, следует считать ошибочным. Способность к психическому комфорту в интоксикации так же, как и влечение, сомнительно относить к какому-либо эта­пу злоупотребления. Психический комфорт присутствует с первых групповых приемов опьяняющих препаратов — он соз­дается единением группы, чувством близости, музыкой, кото­рую подростки любят слушать в одурманенном состоянии. Качество общения с друзьями кажется необычайно глубоким, удовлетворяющим. Если психический комфорт взрослого — сугубо субъективное состояние, самодостаточное, то комфорт подростка включает внешнюю составляющую. Опьянение долго не приобретает исключительную ценность. Сложно оп­ределить, чем в большей мере дорожит подросток — пребыва­нием в группе или тем, что в этой группе он достает опьяняю­щее вещество.

Синдром физической зависимости. Компульсивное влечение в длиннике заболевания появляется практически одновремен­но с абстинентным синдромом. Его истинность доказывается вегетативной стигматизацией: бледность, расширение зрачков, тремор. У подростков компульсивное влечение выражается психопатической симптоматикой: аффективными несоразмер­ными по силе и длительности реакциями злобы и раздраже­ния, психомоторным возбуждением. Соматические жалобы, парестезии, обычные для взрослых наркоманов, испытываю­щих компульсивное влечение, не характерны. Эти черты: из­быточность психопатологической симптоматики и незначи­тельность соматоневрологических жалоб и расстройств — при­сущи и абстинентному синдрому у подростков-наркоманов. При госпитализации абстинентный синдром развивается отставленно, к исходу 1-х суток воздержания, и производит впе­чатление внезапно начавшейся протестной реакции. Больные начинают требовать немедленной выписки, кричат, бранятся, злобно швыряют вещи, стучат в двери, отказываются от разго­вора и назначенного лечения, стереотипно утверждая, что здоровы. Иногда началом абстинентного состояния случается драка в палате. Психомоторное возбуждение может выражаться вольерными движениями; выкрики олигофазичны, повто­ряющиеся, сознание аффективно сужено. Это состояние сни­мается приемом малой дозы привычного наркотического ве­щества легче и быстрее, чем нейролептическими средствами.


Абстинентный синдром у подростков отличается преобла­дающим не симпатотоническим, как у взрослых, а ваготони-ческим возбуждением, чем напоминает постинтоксикацион­ное состояние. Больные бледны, с темными кругами под за­павшими глазами; гипергидроз, тремор незначительны; тахи­кардия, сосудистая и мышечная гипертензия появляются лишь на высоте психомоторного возбуждения. Единственная постоянная жалоба при всех формах наркомании — на голов­ную боль. Отсутствие аппетита, плохой сон, мышечные боли, неприятные ощущения в желудке, кишечнике признаются при прямых вопросах не всегда. Расстройства настроения, ду­шевного самочувствия отрицаются или связываются с каки­ми-либо сторонними моментами, с фактом госпитализации, конфликтом. Анозогнозия у подростков выражена в большей степени, чем у взрослых. Однако следует принять во внима­ние не только некритичность к злоупотреблению, но и воз­растную недостаточность самооценки, самоанализа.

Длительность абстинентного синдрома короче, чем при той же форме наркомании у взрослых, но последующее состояние неустойчивого равновесия затягивается до 1—2 мес. Преобла­дающие синдромы — астенический и астенодепрессивный. Если у взрослых наиболее затяжными остаются обсессивное влечение, расстройства сна и настроения в форме депрессии или временами появляющейся тревоги, то у подростков — расстройство настроения в форме дисфорических приступов и реже — обострения влечения компульсивного характера. Сон у подростков восстанавливается быстро.

Наркологическая симптоматика, позволяющая предпола­гать III стадию наркоманической зависимости (падение толе­рантности, нормализующее действие наркотика, трансформа­ция абстинентного синдрома), у подростков нами не наблю­далась — к этому времени подростки переходили в другую возрастную группу.

Синдром последствий хронической интоксикации в отли­чие от того, что мы видим при наркотизме взрослых, появля­ется быстро, опережая развитие собственно наркологической симптоматики. Уже на этапе систематического потребления, причину которого определить еще трудно (давление группы? влечение?), мы видим остановку в психическом развитии. Это проявляется в изменении сферы интересов, сосредоточении их на наркоманическом образе жизни, исчезновении побуж­дений к прежним занятиям, безразличии к новым впечатле­ниям. Пропуск даже небольшого периода, нескольких меся­цев, в непрерывном развитии подростка в последующем проявляется наглядно. Однако даже короткий катамнез заставляет обратить внимание на другую сторону этой проблемы.

Плохой прогноз раннего злоупотребления для жизни опре­деляется тем, что утраченные за время интоксикации возмож­ности развития впоследствии не компенсируются — пропуска­ются этапы импринтинга важных качеств и способностей. Дефицитарные симптомы онтогенеза не восполняются. Дети, выросшие в изоляции от человеческого общества, с животны­ми (Амала и Камала), впоследствии не научаются речи, навы­кам еды, уходу за собой, предпочитают квадрипетальное хож­дение и пр.


В исследованиях подросткового алкоголизма обычно отме­чаются лишь два психопатологических следствия — психопатизация и слабоумие. Отмечена десоциализация пьянствую­щих подростков. Но такая картина далеко не полная.

Методология исследования психических нарушений у под­ростков, как это следует из изложенного в настоящей главе материала, не может повторять методологию исследования и оценок наркомании взрослых. Иной подход и иные методы диктуются тем, что результат действия токсического фактора определяется не только качеством этого фактора, но и особым объектом воздействия. Результат зависит от того, на каком этапе развития ребенка произошло действие вредного факто­ра. Остановка развития, его искажение каждый раз оказыва­ются различными.

При исключительно редкой алкоголизации 4—5-летних де­тей спустя 1—2 года мы видим картину имбецильности: не­развитая речь, моторная неловкость, неспособность самооб­служивания, отсутствие гигиенических навыков1.

Действие токсического фактора в возрасте 6—7 лет, на эта­пе игровой деятельности, приводит к тому, что спустя не­сколько лет ребенок продолжает находиться на этом уровне развития, не достигая следующего. Он представляется на пер­вый взгляд активным, но эта деятельность непродуктивна, не имеет цели, несет сиюминутный смысл. В дальнейшем моло­дой человек, предоставленный сам себе, не обнаруживает спо­собности к целеполаганию, его деятельность хаотична и по существу остается игровой, для которой важен процесс, а не результат. Активность проявляется в поисках развлечений, поскольку жива потребность в смене впечатлений, дела не за­вершаются. Как всякая игра, эта активность не связана с кон­кретной реальностью, зачастую противоречит требованиям со­циального статуса, уровню микросреды.

1В этих тяжких случаях обязательно пьянство в семье, поэтому генез состояния сложен: здесь и отягощенная наследственность, и внутриутробная, перинатальная вредность, нарушение вскармлива­ния, социальная депривация.

Задержка созревания личности может выглядеть внешне и как вполне благополучное состояние. Так, свободное, посто­янное, повторяющееся выполнение какой-либо ручной функ­ции создает впечатление виртуозности. Это умение из тех, ко­торые сохраняются и поддерживаются всю жизнь без желания следующего шага в мастерстве.

Застывание на этапе собирательства выглядит как хозяйст­венность подростка, который постоянно приносит в дом «нужные» вещи, разыскивая их на свалке или воруя. Подрос­ток может иметь репутацию одержимого коллекционера, что производит хорошее впечатление как выражение устойчивых интересов и последовательной целевой деятельности. Однако и здесь обращают на себя внимание стереотипии, отсутствие развития увлечения, что позволяет оценить эти случаи как ре­зультат остановки развития, как задержку перехода от собира­тельской деятельности на более высокий уровень функцио­нальной интеграции. Будучи взрослым, такой человек не об­наруживает потребности в новых представлениях, занятиях; в течение жизни сохраняется «оригинальное» коллекционирова­ние (о котором нередко сообщается в прессе), по существу нелепое, не связанное ни с познавательными, ни с эстетиче­скими, ни с меркантильными целями.


С возраста 8—10 лет ребенок приобретает способность ста­вить перед собой задачи, не имеющие отношения к имеющей­ся ситуации. Постепенно эти задачи отдаляются от сенсорно­го опыта, приобретают идейный смысл — возникают цели идеального, социального, внечувственного смысла, значимо­сти. Токсическое воздействие на протяжении этого периода, очень важного для формирования человека как социального существа, способствует появлению личности социально неста­бильной. Такой человек не может выбрать специальность, по­зиция его в жизни случайна, он ею не удовлетворен, меняет места работы, не зная, чего бы он хотел. Эта неопределен­ность усугубляется и неспособностью овладеть высокой ква­лификацией в каком-либо деле. В ряде случаев затруднена да­же несложная профессиональная подготовка таких лиц, по­скольку они малоспособны к сосредоточению и кооперации для продуктивных целей.

Возраст 7—11 лет —период аффективного развития (по Г. К. Ушакову). Нарушения этого развития проявляются в по­следующем быстротой эмоциональных срывов, неустойчиво­стью, легкостью возникновения грубых аффектов, неспособ­ностью к эмоциональному резонансу — сердечности, сочувст­вию. В сочетании с пропущенным периодом импринтинга формирования системы отношений это создает достаточно значимую социальную проблему. Проблема просматривается даже в семейных отношениях, которые строятся, особенно в семье кровной, инстинктивно, не требуя умения, научения.

Индивидуальные взаимоотношения — постоянство и полнота в дружбе, любви — обычно не складываются. Предпочтение отдается необязательным связям, брачные отношения непроч­ны, что сказывается на количестве и качестве следующего по­коления. Но в полном объеме затруднения межперсональных отношений видны при остановке развития на этапе группово­го взаимодействия. Ситуацией момента могут оказаться груп­па асоциальных подростков, неблагополучная микросреда, ко­торую, казалось бы, следует разрушить, изменить, в том числе методом индивидуальной психотерапии. В дальнейшем, одна­ко, обнаруживается, что групповое существование — теперь единственная возможность для индивидуума, прошедшего пе­риод наркотизации. Ватага сменяется столь же случайной компанией с особыми представлениями о жизненных ценно­стях, но любое групповое существование ориентировано на более низкий, нежели общественный, идеал, отражая более низкий индивидуальный уровень развития его членов.

Ранний подростковый период — время формирования ду­ховных интересов. Токсическая нагрузка в этом возрасте, упу­щение соответствующего периода импринтинга в дальнейшем обусловливают развитие духовно обедненной личности, не способной к высоким запросам. Искажается период идеаторного, интеллектуального развития (12—14 лет, по Г. К. Ушако­ву), что в последующем проявляется непродуктивностью мыш­ления, невозможностью решения интеллектуальных задач даже при усвоенных профессиональных знаниях, пустым рассуждательством. Так, если нарушается эта фаза пубертата, когда осо­бо часто начинается злоупотребление, искажается социализа­ция — постановка целей в образовании, выборе профессии.