Файл: И.Н.Пятницкая Общая и частная наркология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.09.2021

Просмотров: 4129

Скачиваний: 55

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Искажение развития в 16—17 лет или пропуск этого перио­да, когда формируются индивидуальное самосознание (по Г. К. Ушакову) и способность соотносить себя с индивидуаль­ным миром другого человека, когда формируются ролевые возможности, оставляет на последующую жизнь неадекватную самооценку, несообразный уровень притязаний, прямолиней­ность, категоричность, застывший стереотип поведения, что также нарушает межперсональную адаптацию.

Общей чертой психики для описанных здесь случаев явля­ются слабость спонтанного развития, замедление и скорая ос­тановка. В какой-то степени это отражает общее правило: чем выше уровень психического развития, тем дольше, иногда до старости, сохраняется способность дальнейшего духовного роста, обогащения новыми представлениями, знаниями, инте­ресами. Но в рассматриваемых случаях, даже при учете невы­сокого преморбидного уровня, роль перенесенной хрониче­ской интоксикации исключить невозможно.

Таким образом, злоупотребление подростков нарушает за­кономерность психического и социального созревания, перехода в последующие возрастные категории. Расстройство ме­ханизмов развития психики, механизма усвоения социальной действительности по существу означает обрыв в усвоении опыта предыдущих поколений.

Известная демографическая ситуация, с одной стороны, и поставленные перед нашим обществом высокие политические и экономические цели — с другой, заставляют с особой серь­езностью отнестись к тому, что часть молодежи может ока­заться неспособной осознать социальные обязанности, жиз­ненные задачи, неспособной к достаточной рабочей произво­дительности и полноценному воспроизводству.

Миновав пубертатный возраст, молодые люди, перенес­шие хроническую интоксикацию, оказываются вне поля зре­ния специалистов. Исключение составляют случаи возобнов­ления наркотизации, пьянства или криминального поведе­ния. Здесь и обнаруживаются описанные выше дефекты он­тогенеза. Оценка этих расстройств онтогенеза — остановки, выпадения, искаженного последующего развития — нуждает­ся в специальных психологических исследованиях, в частно­сти исследованиях социальных психологов. Их целью долж­на стать выработка государственной системы социальной профилактики отклоняющегося поведения, которая будет распространяться не только на указанных выше лиц, но и на другие социально неблагополучные контингента, которые нередко склонны к политической активности, опасной своей чрезмерностью.

Продолжение злоупотребления вызывает явственные, а иногда и очень грубые психические расстройства. У взрослых наркоманов этапом ослабоумливающего процесса служит психопатизация четырех типов: астенического, истерического, эксплозивного и апатического. Исключения — формы нарко­мании, при которых используются особо злокачественные ве­щества (например, барбитураты, ЛНДВ) и психопатизация не успевает полностью развиться из-за быстрого наступления деменции. У подростков, даже употребляющих менее злокачест­венные наркотики (опиаты), этап психопатизации короток и слабоумие возникает скоро. Определенную роль в этом, хотя и не исключительную, играет то обстоятельство, что подрост­ки злоупотребляют одновременно многими наркотическими веществами, часть из которых очень злокачественна (см. Часть III). У подростков-наркоманов, как и у подростков-ал­коголиков, удалось выявить два типа изменения личности: аффективно-неустойчивый и апатоабулический. Аффективно-неустойчивый предшествует деменции, апатоабулический раз­вивается на фоне слабоумия. Можно полагать, что эти состоя­ния — аффективно-неустойчивая психопатизация и апатоабулическая деменция — выражение быстро развивающегося пси­хоорганического синдрома.


Как и при подростковом алкоголизме, психопатология под­ростковой наркотизации обеднена. Это прежде всего относит­ся к закономерности развития хронических «ослабоумливающих» процессов, видимых при алкоголизме взрослых (где этап снижения личности сменяется этапом психопатизации, после чего наступает деменция). Нам не удалось в процессе злоупот­ребления алкоголем выявить этап снижения личности, что ес­тественно, учитывая изначальный уровень личности пьянст­вующего подростка. При апатоабулическом типе развития уже выражено заметное интеллектуальное снижение, степень кото­рого позволяет ставить диагноз деменции (на практике чаще олигофрении). Патологическое развитие не только ограничено числом типов, но и скудно симптоматически, что также следу­ет связать с преморбидными особенностями личности.

Аффективные реакции лишены разнообразия и оттенков, стереотипны. У взрослого больного широкая система отноше­ний, включающая лиц, разных по субъективной ценности, приятности, опасности и т. д. Его аффективные реакции, да­же при общем высоком уровне эксплозивности, нюансирова­ны, различны по амплитуде, он долгое время сохраняет спо­собность переноса. Эксплозивная психопатизация подростка проявляется клишированными аффективными реакциями на неодинаковой силы раздражители разного источника (родите­ли, приятели, учителя, работники милиции, медицинский персонал).

Обеднена также картина апатоабулического синдрома. Взрослый больной при этом способен поддерживать беседу, выполнять некие поручения, ходить на работу, если этому не помешает острое состояние (опьянение, абстиненция). Ли­шенный желаний и инициативы, он может сохранять внеш­ний рисунок поведения. Подросток с апатоабулическими из­менениями личности проводит дни в изоляции и неподвиж­ности, слушает музыку, часами лежит в постели. В беседе не заинтересован, отвечает односложно, ни на одну тему не уда­ется вызвать спонтанных высказываний. Молчалив и пасси­вен в компании сверстников, опьянев, после некоторого оживления, остается на месте, когда «друзья» уходят. Такие подростки часто оказываются в медицинских вытрезвителях (чаще, чем начинающие пьянство, которые в коматозном со­стоянии попадают в токсикологические пункты).

Деменция при наркотизации детей и подростков произво­дит впечатление олигофренической ввиду бедности психиче­ского содержания (словарный запас, фразеология, запас зна­ний). Только установление в анамнезе периода более успеш­ного психического функционирования (удовлетворительное обучение в каких-то классах школы), что не соответствует картине настоящего, позволяет убедиться в снижении интел­лекта. Подросток утрачивает способность осмысления несложных тестов, простых ситуаций, если они непривычны. Он пассивен, не заинтересован и испытывает отвращение к ин­теллектуальным задачам.


Можно отметить два типа деменции — торпидный и эретический, что соответствует вариантам деменции взрослых. Тор­пидный тип наблюдается при апатоабулической психопатизации, эретический — при эксплозивной. Если при наркотиза­ции взрослых, несмотря на растянутость сроков слежения, связи типов психопатизации (их взаимотрансформация) с ти­пом деменции до сих пор неясны, то здесь динамика психопа­тологии наглядна.

Даже такой дефицитарный синдром, как синдром демен­ции, у подростков обеднен. Так, например, эретическая деменция: мы не встречали псевдо паралитической ее формы; эретическая деменция подростков лишена таких симптомов, как истощаемость, приподнятость настроения; подростки ос­таются активными, особенно моторно, и не обнаруживают скорого утомления. Для эретической деменции характерна дисфория. Чаще подростки злобны, агрессивны, проявляя са­дистские склонности. Настроение поднимается при удовле­творении этих чувствований. Таким образом, соотношение фона настроения и колебания на этом фоне у взрослых с псевдопаралитическим синдромом и у подростков с эретиче­ской деменцией полярно различно (преобладающее благоду­шие со вспышками гневливости и преобладающая злобность с приливами хорошего настроения).

Состояние деменции у подростка и в торпидном, и в эретическом варианте при поверхностной оценке производит впечатление шизофрении (простая и гебефренная формы).

Соматическая патология также соответствует наблюдаемой и у подростков-алкоголиков. Самое яркое впечатление остав­ляет внешний вид больных. Он не соответствует возрасту: или подростки выглядят на 3—4 года моложе, или в их облике об­ращает на себя внимание нечто старческое. Всегда снижена масса тела, наблюдаются поблекший цвет глаз и волос, блед­ная, серая кожа, плохой тургор, причем не только из-за поте­ри аппетита, скудной еды (нерегулярно, от случая к слу­чаю) — внешность их свидетельствует и о гормональных нару­шениях. Недостаточности соматотропного гормона соответст­вуют недостаточность и половых гормонов, поскольку вторич­ные половые признаки обычно не развиты, а также возникает и недостаточность гормонов надпочечников. Acnae vulgaris, характерные для возраста, не выражены. Зато нередко обнару­живаются пиодермия, вялые застарелые гнойные подкожные уплотнения. Вне интоксикации (в стационаре) у них отмеча­ются затяжные астенические состояния, слабость, утомляе­мость при физической работе. Эта энергетическая недостаточ­ность столь же глубока, как наблюдаемая у взрослых больных.

Исследования эндокринной системы при ранних наркомани­ях не проводились, а между тем оценка полигландулярной не­достаточности, возможно, окажется полезной для последую­щего лечения таких больных.

Органная патология при наркологическом обследовании не выявляется. Симптомы раздражения (возбудимость сердечно­сосудистой системы, печеночные знаки и функциональные пробы) проходят в течение 4—5 нед. За этот период мы на­блюдаем колебания сердечного ритма, минутного объема, уровней артериального давления, акроцианоз, мраморность кожи, временами — гипергидроз, легко возникающий тремор, высокие сухожильные рефлексы — все то, что может считать­ся и функциональным состоянием пубертата, несколько утя­желенным. Наркоманической специфичности установить не удается. Хроническая интоксикация, недостаточность нутри-ционных факторов из-за недоедания, частые охлаждения вследствие образа жизни оказываются недостаточными для невропатий у подростков. Невритические симптомы не опре­деляются и при глубокой пальпации.


Нельзя не обратить внимание, что последствия хрониче­ской наркотической интоксикации проявляются в функцио­нальных системах наиболее активного роста — психической и эндокринной.

Только одна форма наркомании — злоупотребление стиму­ляторами — вызывает столь быструю социальную декомпенса­цию у взрослых, аналогичную социальной декомпенсации у детей и подростков, наркотизирующихся любыми препара­тами.

Как и при раннем алкоголизме, столь же тяжки социаль­ные последствия раннего злоупотребления. Злоупотребление начинается в подавляющем числе случаев на фоне недоста­точной социализации — усвоения норм и ценностей общест­венной жизни. Это проявляется и в отсутствии самоконтроля за поведением, незнании этических норм, отсутствии общест­венных идеалов, жизненных целей, стремления к образова­нию, профессиональным знаниям, семейной жизни и пр. Но на этом уровне дети достаточно упорядочены и в узком диа­пазоне соблюдают необходимые требования: посещают заня­тия, хотя прогулы были часты, готовят уроки, хотя и непри­лежно, помогают в домашних делах, опекают младших брать­ев и сестер.

С началом систематического употребления очень быстро наступает утрата и такой непрочной социальной позиции: по­стоянные прогулы, незнание уроков, длительные отлучки из дома, неизвестные старшим времяпрепровождение и занятия. Когда они все же приходят в учебное заведение (нередко в со­стоянии опьянения), то отнимают деньги у младших, воруют в гардеробе вещи, неприязненны к соученикам и преподавателям. Отношения со взрослыми становятся остро конфликт­ными, особенно в семье. Вскоре обе стороны проявляют ожесточенность: родители при возможности сопровождают детей в школу и встречают после уроков, запирают в доме, прячут одежду, избивают. Дети проявляют изворотливость, лживость, дерзость, вступают с родителями в драку. Посколь­ку учение продолжать невозможно, их пытаются устроить на работу в надежде на более серьезные дисциплинарные требо­вания и «влияние трудового коллектива». Однако спустя не­сколько дней они перестают являться и на работу. На этом этапе родители нередко обращаются к психиатру (обычно по совету со стороны). Вследствие правопреступных действий (кражи, в том числе спиртного, из магазинов, вещей из своей и чужих квартир, хулиганство) подростки привлекаются к ад­министративной или уголовной ответственности, берутся под строгий контроль правоохранительных органов. Этот кон­троль, особенно если он сочетается с изоляцией, оказывается более эффективным, нежели медицинская помощь.

Особо значимо криминальное поведение как показатель психического снижения для девочек.

В последние годы растет не только общая смертность, но и число самоубийств подростков. Ранее аутоагрессия ограничи­валась поверхностными самоповреждениями, нередко демон­стративными. Смерть наступала вследствие случайных пере­дозировок, неумелого пользования наркотическими средства­ми (например, от удушья в пластиковом пакете при вдыхании летучих наркотически действующих средств), вследствие не­счастных случаев в психозе, при сведении счетов со сверстни­ками. Теперь при возрастающей смертности подростков само­убийства оказываются впечатляющей составляющей. Можно объяснить это не только быстро наступающей депрессией. Субъективное отношение к депрессии у подростка иное, чем у взрослого. Еще раньше, в самом начале наркотизации, под­росток не осознает ни своего злоупотребления, ни социаль­ных утрат. В какой-то мере это отсутствие критики — преморбидная черта тех подростков, которые склонны к наркотиза­ции (см. главу 10). Следует принять во внимание эмоциональ­ное уплощение, защищающее от реакции на стрессовые жиз­ненные обстоятельства. Депрессия у подростка нередко вы­глядит как дисфория.


В генезе самоубийств подростков, помимо аффективных расстройств, обращает на себя внимание еще одно обстоя­тельство. Нередки совместные самоубийства и самоубийства, распространяющиеся в каком-то микросоциуме (в одной школе, одном жилом массиве и т. п.). Это указывает на нераз­витость самосознания, своей индивидуальности, своего «Я», на недостаточность воли и осмысления ситуации — те харак­теристики, которые были преморбидно или (применительно к нашей теме) приобретены как дефект в процессе наркотиза­ции (см. главу 10).

Обычно недиагностируемыми, точнее, ошибочно диагно­стируемыми как следствие нейроинфекций оказываются ост­рые токсические энцефалопатии подростков как причины смертности. Они возникают при передозировке наркотически действующих веществ или от «обычной» для подростков дозы при индивидуальной непереносимости.

По существу и у взрослых любое тяжелое отравление нар­котическими веществами в степени сопора и тем более комы есть острый мозговой синдром. Выход всегда сопровождается расстройствами памяти не только в форме ретроградной и антероградной амнезий. Мы видим слабость запечатления и удержания — слабовыраженный корсаковский синдром. Рас­стройства сознания (исключая функциональные, например истерические) — показатель глубины поражения мозга. У взрослых это отмечали внимательные клиницисты неодно­кратно: даже после делирия, состояния с меньшей степенью помрачения сознания, остается интеллектуальное снижение. Этому давались различные объяснения вплоть до того, что де­лирий — «пожар витаминов в нервной ткани».

Однако мы должны видеть токсический фактор, прямое отравление и метаболический вторичный токсикоз, падение активного обмена, в частности редокса. Тем более все эти ме­ханизмы действенны при внезапной разовой перегрузке у де­тей и подростков.

Традиционный психиатрический взгляд мешает оценить эти случаи как невропатологическое состояние. Подросток малоподвижен, не меняет позы, мышцы расслаблены, выра­жение лица растерянное, окружающее им не воспринимается. Вопросы нужно повторять неоднократно, в простой форме, с дополнительным раздражением, дотрагиваясь, легко потряхи­вая больного. Отвечает он не на каждый вопрос, с задержкой, односложно. Крайне бедны ответные, в частности эмоцио­нальные, реакции. Длительность острого состояния — от не­скольких часов до нескольких дней при условии правильного лечения, дезинтоксикационного, а не нейролептического. На выходе, если подросток выживает, наблюдаются транзиторные синдромы, описанные Н. Wieck (1965), М. В. Семеновой-Тянь-Шанской (1970), Б. С. Фроловым (1971) при других эк­зогенных поражениях мозга: корсаковский, галлюцинаторно-параноидный и др. В дальнейшем мы видим затяжные астено-депрессивные, апатоабулические состояния с периодическими дисфориями. При стабилизации, спустя 3—6 мес, у подрост­ков формируются картина деменции (нередко принимаемая за олигофрению) и психопатоподобное поведение.