Файл: И.Н.Пятницкая Общая и частная наркология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.09.2021

Просмотров: 4490

Скачиваний: 57

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К сожалению, спустя столетие патогенная весомость этих факторов стала неоспоримой.

Оценка Морелем внешних вредностей, «непосильного тру­да в антисанитарных условиях» как другой распространен­ной причины дегенерации, указания на необходимость «из­менить физические, интеллектуальные и моральные условия человеческого существования» послужили постулатом поли­тической теории социализма, не потеряв своего значения и сейчас.

Раньше вредностью внешней среды считался недостаток чего-то в сравнении с нормой (йода при кретинизме, фтора при кариесе и т. п.), сейчас — избыток. Производства не толь­ко собственно химические и металлургические делают злока­чественной среду даже для простейших организмов. Опасно­сти пищевых технологий, лекарств в большинстве своем оста­ются неизвестными. По существу неизвестны и последствия комбинаций этих патогенных факторов.

Многие характеристики, выглядящие как социально обу­словленные, — рождаемость, смертность, миграция, бед­ность — включают в себя причинный биологический фактор.

То же можно сказать и о социальной патологии, казалось бы, нравственного содержания: уклонение от службы в армии, безделье, низкое качество труда, преступность и т. п. имеют основу и биологическую.

Наблюдения последнего времени требуют переоценки не­которых явлений. Так, например, бедность считалась следст­вием если не физической, то психической недостаточности (особенно в сочетании с многодетностью). Сейчас мы видим, как миграция и даже бродяжничество могут предопределяться не индивидуальными качествами человека, а социальной ка­тастрофой; бедность зачастую свидетельствует о высоких нравственных, психических свойствах индивида.

Но бедность, которая подразумевает трудовое перенапря­жение матери, состояние беспокойства, недостаточное пита­ние ее и плода, частоту осложнений в родах, недоношенность, малую массу ребенка, недостаток грудного молока, создает некую биологическую предиспозицию нездоровья детей. В последующем бедные семьи не обеспечивают необходимого питания и уровня санитарии, возникающие болезни не лечат­ся, хронизируются. Впрочем, невежество встречается и в не­бедных семьях, где детей перекармливают сладким, «быстрой пищей», напитками из бутылок, не обращаются за помощью к специалистам при появившихся отклонениях в развитии, а соматическая заболеваемость неизбежно приводит к нару­шениям психики.

Незначительная мозговая недостаточность ребенка не все­гда вызывается патологией в нескольких предшествующих по­колениях. Эти нарушения часто возникают в семьях, страдающих от бедности, от хронических заболеваний родителей (ин­фекционных, системных), от алкоголизма. Что касается алко­голизма, то вредоносное влияние интоксикации, даже вне связи с алкоголизмом как болезнью, известно давно («дети воскресенья» во Франции) и связано не с бедностью или бо­гатством, а с гигиенической неграмотностью родителей.


Нарушение развития мозга плода или вследствие начально­го поражения яйцеклеток, сперматозоидов, или патологии в процессе беременности и родов матери обнаруживается после рождения ребенка очень быстро. Наблюдаются замедленное и обедненное становление движений, речи, контакта с окру­жающими, особенно с посторонними, вялость, слабый инте­рес к происходящему вокруг либо избыточная двигательная или речедвигательная возбужденность. Такие дети ни минуты не сидят спокойно, бегают, скачут, топочут, машут руками, качают головой, кричат. От обычной нормальной для ребенка активности эта возбужденность отличается не только избы­точностью, но и однообразием, стереотипным повторением движений и звуков. Возбуждение часто сочетается с агрессив­ностью: дети бьют и близких, и сверстников, ломают, отнима­ют игрушки, кусаются, плюются. Избыточная возбужденность обращает на себя внимание посторонних людей, но редко — родителей, которые привыкают к такому поведению, а любовь мешает критически сравнить поведение своего ребенка с по­ведением других детей.

Обычно нарушения активности (и вялость, и возбужден­ность) обращают на себя внимание и заставляют искать педа­гогической и медицинской помощи с началом обучения в школе. Тут обнаруживаются и сопутствующие расстройства, такие как плохая память, недостаточность осмысления, сооб­разительности, плохой почерк (нарушение тонких мышечных движений), скудный запас знаний, бедность речи и др.

Известно, что в детские, дошкольные годы происходит ус­воение большого количества знаний и навыков. Считается да­же, что до 5 лет усваивается основная (за исключением, ко­нечно, профессиональной) часть нужной человеку информа­ции, в том числе речь. Но для ребенка, пребывающего в вя­лом безразличии или в патологическом возбуждении, позна­ние окружающего мира существенно затруднено.

Мешают обучению не только недостаточные способности понимания и плохая память, трудности в удержании материа­ла, но и слабая концентрация внимания, а вялым детям — еще и медлительность. В беседе с такими подростками выяв­ляется крайне скудный объем знаний общего плана; у них нет представлений не только о мире в целом (планеты, Земля, география, страны, народы, города и реки собственной стра­ны), они не знают своего города, за исключением части рай­она, в котором живут, и мест «тусовок», истории даже в объеме школьного курса, им неизвестны яркие личности прошло­го и настоящего, которые могут быть примером для подража­ния (за редким исключением — деятели шоу-бизнеса). Созда­ется впечатление, что они не посещали школу. Пример не­способности усвоения знаний нагляден там, где, казалось бы, есть эмоциональное подкрепление. Однако, увлекаясь моло­дежной музыкой, играя на гитарах, они не знают нот, исполь­зуя мотоцикл, не знают принципов его конструкции. Чинит мотоцикл кто-то, а они ограничиваются развешиванием по­брякушек.


Такая картина не только следствие пренебрежения учебой, она отражает неспособность мозга удерживать объем инфор­мации.

Мозговая недостаточность проявляется в их неграмотно­сти. Такие дети не просто делают грамматические ошибки, они даже пишут не так, как слышат, что отражает функцио­нальную слабость определенных анатомических полей мозга.

При этом критика к себе отсутствует. Они не считают себя ущербными, так как при их уровне психического развития у них другие ценности и стремления. Важно быть сытым, иметь деньги, чтобы хорошо одеваться, тратить их на развлечения.

Таких детей нельзя считать слабоумными в привычном смысле этого слова: они очень практичны, сообразительны в повседневной жизни касательно того, что входит в круг их интересов. Б. И. Ширгалин (1999), констатируя задержку ин­теллектуального и общепсихического развития таких детей, тем не менее также отмечает во многих случаях их высокую адаптацию в соответствующей среде, неплохую ориентацию в возникающих ситуациях и способность быстро находить вы­ход из них.

Невозможно не согласиться с этим, наблюдая беспризор­ников, попавших в детскую комнату милиции, приюты, в сферу деятельности благотворителей. Однако непонимание социально важных целей, перспективы делает их беспечными, безответственными, а их будущее — крайне сомнительным.

Такие дети оказываются отверженными сверстниками еще и в силу своих эмоционально-волевых особенностей. Будучи отвергаемыми, они отвечают любыми, чаще недостойными, коварными или агрессивными способами, что усугубляет кон­фликт.

Даже в случаях, когда ребенок не вял, а возбудим и под­вижен, его эмоциональная неустойчивость не отражает каче­ства эмоциональной сферы. Специальные исследования об­наруживают поверхностность, холодность чувств. Надо отме­тить, казалось бы, сильную привязанность к членам своей семьи, обычно к матери. Однако это особая связь, симбиоти-ческая, которая определяется не столько любовью, сколько неспособностью к самостоятельности. Такие симбиотиче-

424

ские отношения эмоционально холодных людей могут длить­ся всю жизнь.

Эмоциональная недостаточность, как и трудности понима­ния ситуаций и их последствий, определяют неспособность эмпатии, восприятия чувств других, сопереживания, в связи с чем нравственные нормы и нравственные чувства (симпатии, благодарности, долга, совести и др.) усваиваются не в полном объеме; различение добра и зла неудовлетворительно; жесто­кость таких детей поражает.

Волевая недостаточность проявляется в отсутствии цели, неспособности к последовательным плановым действиям, что должно быть сформировано к 10—12 годам жизни, в недисци­плинированности, неспособности подавлять желания.

При малой мозговой недостаточности, как правило, стра­дает и сфера влечений. Возникают такие патологические по­буждения, как упорное воровство, страсть к поджогам, раннее курение, потребление опьяняющих средств, ранняя половая жизнь, в том числе извращенная с целью заработка, бродяж­ничество, попрошайничество.


В подростковом возрасте попытки педагогического воздей­ствия без необходимой (пусть и запоздалой) медицинской по­мощи результатов не дают. Постепенно эти дети психопатизи-руются, уходят от контроля, оказываясь в среде, где требова­ния друг к другу низкие и необязательные, и поведение их приобретает антисоциальные формы.

Отсутствие адекватного внимания и помощи детям и под­росткам расширяет круг несовершеннолетних, сворачиваю­щих с пути нормального психического развития и социализа­ции, не только за счет страдающих малой мозговой недоста­точностью.

Те вредности, о которых говорилось выше, вызывают дру­гие, более легкие формы расстройств, делающие детей уязви­мыми.

Распространена такая форма, как дизонтогенез — задержка, неравномерность развития. При этом функция, развивающая­ся замедленно, может в конце концов стать вполне полноцен­ной, особенно с медико-педагогической помощью. Например, в настоящее время участились случаи задержки речи, станов­ления психомоторной координации, способности чтения или письма (эти функции находятся в разных участках мозга). При отсутствии необходимой помощи дети с такими отклоне­ниями отсеиваются из обычной школы как слабоумные; во вспомогательных школах их развитие искусственно замедляет­ся все больше.

Есть еще одна группа детей, подвергшихся и подвергаемых внешним вредностям. Это гармонично развитые, но слабые Дети. Даже внешний вид их характерен: среди них нет так на­зываемых акселератов, они бледны, худосочны, с плохими во-

425 лосами и зубами. Психофизическая слабость делает для них непереносимыми обычные житейские и учебные нагрузки. За­щищаясь, они дают реакции отказа, становятся (по мораль­ным оценкам) грубыми, дерзкими, ленивыми, получают оцен­ку «трудные». Многие из них медлительны, безынициативны. Побуждения и самоконтроль легко истощаемы. Они не спо­собны к длительной напряженной физической и психической работе. Интересы очень ограничены, особо быстро исчезает интерес к учебе, так как учеба требует постоянных усилий и напряжений.

Сниженная жизнеспособность рано делает их больными. У них обнаруживаются различные вялотекущие хронические заболевания, в том числе и психические. Наиболее часто пси­хические расстройства приобретают форму неврозов, в карти­не которых встречаются страхи, заикания, нарушения сна, длительный энурез. Обязательными оказываются эмоциональ­ные расстройства — плаксивость, угрюмость, уклонение от эмоциональных контактов (необщительность), переживания подавленности, тоски и тревоги, а поскольку ослабленная функция всегда неустойчива, подавленность может сменяться оживлением и беспричинной веселостью.

Здесь нужно подчеркнуть, что даже здоровые подростки без какой-либо патологии уязвимы. Им угрожает опасность искажения поведения в силу внешних обстоятельств, приоб­ретения и закрепления порочных навыков, риск (в условиях наркоманической эпидемии) приобщения к наркотикам.


Уязвимость подростка предопределена особенностью пере­ходного возрастного состояния, функциональной неустойчи­востью. Подростковый возраст — возраст усиленного роста. Этот рост неравномерен даже вне границ дизонтогенеза. По­добно тому как «вытягивается» ребенок, а грудная клетка ос­тается узкой, увеличивается размер стопы, но не кисти, ме­няется лицо за счет увеличения носа или лба, также нерав­номерно созревают психические функции. Крайне редко подросток остается гармоничным в этот интенсивный пери­од созревания. Психические проявления, поведение часто столь же нелепы и нескладны, как движения рук и ног, что обычно вызывает раздражение взрослых. Начавшаяся эмо­циональная жизнь подростка, поиски своих жизненных цен­ностей и отрицание ценностей родителей усугубляют кон­фликтность. То, что производит впечатление патологии, яв­ляется всего лишь нормой дисгармоничного периода роста, «болезнями роста».

Дети, отошедшие в силу своих характерологических осо­бенностей или жизненных обстоятельств от семейного и со­циального контроля, не оказываются «предоставленными са­ми себе». Они, следуя социальным побуждениям своего воз­раста, образуют группы, иногда девиантные.

426

Биологический фактор предиспозиции к наркотизации, а в широком смысле к девиантному поведению, более ярко выра­жен у девочек, образующих девиантные группы, так как де­вочка, женщина, преступающая нормы своего полового пове­дения (консерватизм, следование традициям, более строгим нравственным ограничениям), должна иметь большую психи­ческую патологию, нежели мальчик, мужчина.

Действительно, даже внешние искаженные антропометри­ческие признаки встречаются у девочек чаще, чем у мальчи­ков, и свидетельствуют о морфологических (а не только функ­циональных) дефектах. Во всех случаях наблюдаются значи­тельная асимметрия лица, плечевого, тазового пояса, непро­порциональность конечностей по отношению к телу (очень длинные ноги, узкий, уменьшенный в сагиттальном размере таз и др.). Неправильное развитие грудной клетки и позво­ночника нарушает рельефы женского тела. Лицо не только асимметрично, но часто бывает или плоским, или, напротив, с выступающей костной основой, в частности с прогнатиз­мом. Обращают на себя внимание форма и размер ушей и ногтей. Не во всех случаях представлен полный набор этих симптомов, но отягощенность морелевскими стигматами у де­вочек с девиантным поведением выше, чем у мальчиков.

Другую особенность, наблюдаемую у девочек с девиантным поведением, также следует соотносить с биологической пре-диспозицией. Вероятнее всего — с гормональной, хотя это требует специального исследования. С большей частотой у них встречают искажения женских вкусов и мужские наклон­ности. Не отмечаются обычные для девочек робость и стесни­тельность. Мало и без увлеченности они играют в куклы, доч­ки-матери, не склонны к женскому рукоделию; предпочитают компании мальчиков, где они «свои», с соответствующей си­лой и сноровкой. Они агрессивны, храбры, настойчивы. Мно­гие склонны к спортивным или чисто мужским, или «погра­ничным» занятиям (байдарки, туризм, альпинизм и т. д.). Движения, даже с поправкой на дисгармоничность пубертата, размашистые, резкие. В соответствующей компании они де­рутся друг с другом, могут нападать на одноклассниц, что-то отнимать и т. д. У таких девочек в анамнезе нередки побеги из дома, что также более свойственно мальчикам, раннее на­чало курения и алкоголизации. В социологической литературе США мужской тип поведения отмечается у дочерей алкоголи­ков. Эти девочки — поклонницы поп-идолов, агрессивные преследователи своих кумиров, испытывающие противоречи­вые чувства любви-ненависти, типичные подруги байкеров.