Файл: И.Н.Пятницкая Общая и частная наркология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.09.2021

Просмотров: 4134

Скачиваний: 55

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В среде современных детей и подростков следует отметить еще одно явление, патологичность которого требует дальней­ших доказательств, но биологическая природа его не вызывает сомнений.

427 Это высокий порог нейрофизиологического раздражения.

К нему относятся любовь к ярким «ядовитым», «химиче­ским» краскам, их сочетаниям в одежде, комнате, украшен­ной по своему вкусу. Такие дети обнаруживают высокую пе­реносимость мелькающих на дискотеках и концертах огней на протяжении длительного периода времени, хотя указанное раздражение — классический (и изученный) фактор, вызы­вающий эпилептические припадки.

Чрезвычайную выносливость у этих подростков показывает и слуховой анализатор: громкая музыка, однообразная мело­дически и ритмически, переносится безболезненно. Известно, что громкие слуховые раздражители крайне опасны, к сниже­нию шума стремятся на производствах, современные бытовые приборы снабжены (по требованию покупателей) указателем предельного шума. У многих взрослых людей громкие раздра­жители, даже не однообразные, вызывают головную боль, бес­сонницу, подъем артериального давления, учащение пульса. В экспериментах на животных (крысах) показан отрицатель­ный эффект сверхсильных акустических раздражителей: воз­будимость, судорожные припадки, язвы слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта, нарушение репродуктивной функции.

Столь же патогенна высокая скорость. До последнего сто­летия наибольшей скоростью, которую знал человек, была скорость бегущей лошади (всадника). Человек как вид сфор­мировался достаточно медлительным, другие млекопитающие легко его обгоняли, и пищу он тысячелетиями добывал в заса­дах и ловушках, а не в погоне. Современные скорости вызы­вают определенные гидродинамические сдвиги, в том числе в характеристиках цереброспинальной жидкости. Профессиона­лы, вынужденные работать на высоких скоростях, проходят регулярный медицинский контроль. Дети же и подростки, о которых идет речь, стремятся к чрезмерно быстрому, нефи­зиологическому движению: езда на мотоциклах, автомобилях, скоростные спуски на велосипедах и мотоциклах с гор и т. д. При этом они испытывают особые эйфорические пережива­ния, восторг. Утомления, как и при перегрузке зрительного и слухового анализаторов, не возникает.

О повышении порога восприятия внешних раздражителей свидетельствует и стремление к «экстремалу» — занятиям, со­пряженным с опасностью, «на грани». Даже невежественные дети выучили слово «адреналин», им нужно, как они говорят, «хлебнуть адреналинчику», нужен «глоток адреналина». В по­пуляции такие люди находились всегда, но это были единицы, сейчас же экстремизм становится явлением. Когда он появил­ся на Западе, это можно было объяснить благополучной, «скучной» жизнью. Теперь же экстремизм распространен и в тех странах, где насыщенность событиями вполне достаточна.


428

Высокий порог возбудимости объясняет и характер ранней половой жизни. Подростки, о которых идет речь, как прави­ло, не знают состояния влюбленности — волнений, пережива­ний, возникающих при мыслях, взглядах, прикосновениях, виде объекта издали, т. е. они лишены того достаточно дли­тельного периода, который предшествует физическому сбли­жению. Эти раздражители оказываются слишком слабыми. Впечатления не воспринимаются и вследствие низкого уровня эмоционального развития. Цинизм, безответственность, час­тая смена партнеров, допустимость промискуитета также ос­нованы на слабости эмоционального включения в сексуаль­ную жизнь и высоком пороге раздражения.

Высокий порог раздражения эмоциональных переживаний в какой-то степени может объяснить обращение к наркоти­кам. Объяснение их употребления желанием «повеселиться», «побалдеть» странно для людей юного возраста, которым в норме должны быть присущи высокий жизненный тонус, жизнерадостность, «смех без причины», смешливость. Поиск дополнительного источника веселья кажется излишним. Но если принять во внимание, что для хорошего уровня функ­ций, в том числе эмоциональной, требуется сверхсильный раздражитель, то тогда стремление к опьянению получает свое объяснение.

Как понимать это видимое изменение нейрофизиологиче­ских характеристик в части молодежной популяции?

Возможны объяснения с позиций нескольких дисциплин, в том числе антропологии.

Нам представляется вероятным допущение видовой измен­чивости Homo sapiens. Общепризнано, что видовая изменчи­вость простейших видов (микробиологических), насекомых, птиц и некоторых млекопитающих (лисы в экспериментах академика В. Казначеева) существует, но, может быть, в силу усвоенного постулата о «венце природы», достигшем верха со­вершенства, мы напрасно отказываем в этой возможности че­ловеку.

Некоторые факты свидетельствуют о том, что человек спо­собен менять свои морфологические признаки. Так, славяне, поселившиеся в Восточной Сибири, на ее севере, во втором-третьем поколении приобретают некоторое (пусть слабое) внешнее сходство с местными племенами. У них меняется форма лица и места жировых отложений на теле. Мы знаем, что европейские евреи не похожи на среднеазиатских; и те и Другие обнаруживают большее сходство с местным населени­ем. Это происходит и без межнациональных браков.

Остается допустить, что изменение нейрофизиологической реактивности человека также видовое явление, которое возни­кает под воздействием внешних факторов. Важные из них — это избыток, перегрузка средовыми раздражителями. Вынуж-

429 денное блокирование от чрезмерного воздействия цивилиза­ции, приспособление к внешним условиям легче происходят в детстве; взрослый человек скорее заболеет, чем приспособит­ся. Не все раздражители определяемы, но семьи, где к детской коляске подвешивают радиоприемник, где не выключается те­левизор, наблюдаются часто. Трудно выявить, является ли снижение слуха у подростков результатом их увлечения гром­кой музыкой или шумом дискотек или приобретенной в мла­денчестве глухоты?


Биологические предпосылки в настоящем разделе условно отделены нами от предпосылок психологических. Но психика имеет свою физиологическую, соматоневрологическую осно­ву, о чем мы будем говорить в следующем разделе о психоло­гических предпосылках наркотизации.

Более того, сугубо биологические факторы, которые были патогенными на ранних этапах онтогенеза, постепенно стано­вятся по мере развития психики и факторами психологиче­ской травматизации.

Общим для наследственных и других биологических теорий является прежде всего их недоказанность по методологиче­ским соображениям. Если личностные особенности наркома­на в преморбиде, хотя и косвенно, могут быть определены в общих чертах, а социальные ситуации также доступны, пусть не в полной мере, сравнительному анализу, то в отношении физиологических данных это невозможно. Какими бы рази­тельными ни были биохимические и прочие находки в клини­ческой картине наркотизма, при невозможности сопоставле­ния этих изменений с преморбидными данными, сведения о которых по понятным причинам отсутствуют, нет оснований придавать им этиологическое значение. Разумнее в найденной патологии видеть выражение патогенеза болезни. И чем одно­типнее эти находки, тем больше, как ни парадоксально, они свидетельствуют в пользу патогенетического их значения, а не этиологического. Однотипность присуща болезни, а не разно­образию здорового. Попытка моделирования наркотизма на животных с предварительным изучением исходного биохими­ческого фона и последующими сравнениями этого фона с ре­зультативным имеет относительную значимость. Биохимизм видов млекопитающих различен, и смысл находок в экспери­ментах на животных может переноситься на человека с боль­шими оговорками. Лишь в многолетних лонгитудиальных ис­следованиях, заключающихся в широком биохимическом и физиологическом исследовании подростков, с последующим выяснением, кто из них стал наркоманом (аналогичные иссле­дования алкоголизма, но только в психологическом аспекте^ известны), позволительно будет вынести заключение: какой физиологический тип можно считать наркоманически рани­мым, какой — наркоманически устойчивым.

430

Преодоление изначальной непереносимости наркотическо­го вещества, принимаемого группой сверстников (в отсутст­вие свободного выбора), обнаруживает весомость для начала злоупотребления не только биологических, но и личностных факторов. Следовательно, и тогда, когда станет известным па­тогенез зависимости, биологические характеристики разрешат прогнозировать развитие состоявшейся болезни, но не позво­лят категорически предсказывать вероятность ее начала, по­этому построение профилактической работы в популяции на базе биохимических, физиологических и прочих исследова­ний — а такие попытки делаются уже сейчас — было бы опро­метчивым.


Эпидемический характер распространения наркотизации не позволяет, как раньше, утверждать жесткую биологическую предуготованность индивидуума к злоупотреблению. Как при алкоголизме, где количество заболевших превышает вероят­ное число случаев предопределенности, так и при наркомани­ях мы не можем надеяться выделить «обреченных» на зло­употребление. Для суждения о том, почему люди, а как свиде­тельствует эпидемиология, в основном молодежь, обращаются к наркотизации, необходимы психологические исследования побудительных индивидуальных и групповых поводов. Оценка эпидемий злоупотребления психоделическими веществами показывает, что существуют некие более широкие, чем груп­повые, популяционные мотивы, наркоманическое поведение возрастных и социальных когорт. Ответ на вопрос, почему для некоторой части молодой популяции значим поиск эйфории, почему желание опьянения перевешивает стремление к реаль­ным жизненным ценностям, не может быть найден в сугубо наркологических работах, для этого требуются психологиче­ские и социальные исследования.

12.3. Психологические объяснения наркоманий

Изучая личность наркомана, мы обращаем внимание на отдельные черты, делающие его уязвимым, неустойчивым к действию опьяняющих средств, черты, толкающие к активно­му поиску опьянения. Кроме того, исследуются временные состояния, когда появляется склонность к одурманиванию, ситуационные. К этим временным состояниям в узком смыс­ле относят прежде всего аффективные расстройства, потреб­ность выровнять фон настроения, используя эмоциотропное положительное действие наркотиков.

Предуготованность к психической нестабильности возни­кает в раннем детстве. Сторонники крайних взглядов полага­ют даже, что это происходит в момент рождения: смена ком-Форта, укачивающего ритма сердечных сокращений матери на холодный чуждый мир. Другими словами, все человечество из

431 поколения в поколение психотравмировано. Бесспорно, одна­ко, что резкий отрыв от материнского тепла травматичен для младенца. И многие гигиенические рекомендации — уклады­вание новорожденного на клеенку в постель, прикладывание к груди спустя некоторое время, кормление по часам, ранний прикорм и т. д. — отвлеченно-разумные, но по существу хо­лодно-формальные. В некоторых случаях они продиктованы не заботой о ребенке, а об ускоренном возвращении матери к работе, т. е. эти рекомендации не медицинские, а социальные.

Социальными же условиями диктуется и раннее расстава­ние с матерью — ясли, детские сады. Не прошедший эту трав­матическую выучку ребенок и в 1—2-м классе школы с тру­дом адаптируется к окружающим его сверстникам. Однако у такого так называемого домашнего ребенка не нарушено ран­нее эмоциональное развитие.

Наиболее естественным путем является развитие в полной семье, с братьями и сестрами, дедушками и бабушками, где ребенок овладевает чувствами к широкому кругу объектов любви, нюансировкой любви, самоутверждением, сострадани­ем, заботой о ближних, когда эмоциональность и нравствен­ные представления неразделимы на первых этапах жизни. Как установлено этнографами, на протяжении тысячелетий у на­ших предков (а у первобытных племен и сейчас) дети обоего пола до 6—8 лет находились с матерью, потом с матерью оста­вались девочки, а мальчики переходили для воспитания к от­цам и мужскому сообществу племени.


Вид эмоционально-патогенной семьи — семья, где присут­ствует неприязнь и даже ненависть между старшими — же­на — муж, свекровь — невестка, теща — зять, родители — их братья и сестры. Даже скрываемые, эти чувства без слов и взглядов создают тяжелую атмосферу. Дети понимают мень­ше, чем взрослые, но более точно улавливают тон; их способ­ность к индукции очень высока. У маленьких детей следстви­ем оказываются плаксивость, капризность, плохой сон, эну­рез; в дальнейшем возможны психосоматические заболевания (часто — астма), негативизм, злобность, амбивалентная поляр­ность чувствований (любовь — ненависть), дублирование эмо­циональных отношений, обычно материнских. Нормальное эмоциональное развитие нарушается, и результаты прогнози­ровать трудно. Спасением психического здоровья всех членов такой внутренне разрушающей семьи иногда является даже развод.

Сходные характеристики взаимоотношений мы видим в семьях алкоголиков: обстановка напряженности, тревоги, на­силия и скандалов, горя, отсутствия необходимых ребенку любви, заботы и разумного воспитания. Приступы любви, как и приступы раскаяния в трезвые промежутки, чаще не успо­каивают, а пугают ребенка своей несообразностью, неожидан -

432

ностью и грубостью, характерными для эмоциональности больных алкоголизмом. Нужно сказать, что здесь не исключен и собственно токсический фактор. В семьях деградированных пьяниц принято угощать спиртным маленьких детей, а иногда и принуждать их к этому.

Другая патологическая эмоциональность семьи проявляет­ся в особом виде защиты ребенка от внешнего мира, по суще­ству в виде изоляции — гиперопеки. Этот характер внутрисе­мейных отношений достаточно полно описан в литературе. Гиперопека проистекает также из крайностей эмоций стар­ших — чрезмерности, утраты связи между чувством и разумом. Причиной гиперопеки может служить также и высокий уро­вень тревожности родителей. И это последнее, и гиперопеку следует оценивать как наследственность, отягощенную эмо­циональным неблагополучием, и как показатель эмоциональ­ной неустойчивости самого пациента, его невыносливости к житейским эмоциональным нагрузкам. Вместе с тем мы не стали бы переоценивать названные выше психотравмирующие факторы, придавать им роковое значение, как это модно в среде некоторых психоаналитиков («Он убил потому, что его детство было несчастным»).

Способность детей и подростков радоваться даже при не­благоприятных условиях жизни общеизвестна. Как оценить частоту и силу положительных эмоций подростков, например, на концерте поп-исполнителей? При жевании жвачки, чупа-чупса? Большинство взрослых (даже не интеллектуалов) эту радость не разделяют. Дети способны переживать удовольст­вия, соответствующие детским вкусам и уровню духовного развития. То, что несчастные, на наш взгляд, дети не всегда несчастны субъективно, что вернуть таких детей в здоровую жизнь иногда невозможно даже насильно, отмечает и Б. И. Ширгалин (1999). Однако все это, разумеется, не снима­ет проблемы эмоциональной искаженности этих детей в ре­зультате постоянного отрицательного действия семейной об­становки.