Файл: И.Н.Пятницкая Общая и частная наркология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.09.2021

Просмотров: 4498

Скачиваний: 57

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важно еще раз подчеркнуть, что неблагополучная семья может порождать потомство с неспецифическим предрасполо­жением к девиантности, которое (по обстоятельствам и по со­стоянию) может проявиться наркотизацией, алкоголизмом, агрессийностью, самоубийствами и пр., а может и не про­явиться.

Следует также оценить семьи, которые можно назвать бес­порядочными. Беспорядочная семья — это не только семья, где царят хаос и грязь, где пьянствуют, где конфликт постоя­нен и взрослые бесконечно выясняют отношения.

Многие вполне психически благополучные семьи, но заня­тые своими интересами, загруженные работой, не в состоянии обеспечить последовательность воспитания, контроль и по-

28 - И. Н. Пятницкая

433 мощь ребенку в становлении необходимых качеств. Общим для беспорядочных (и благополучных, и неблагополучных) се­мей является разрыв традиций. Эти семьи или не передают жизненного, нравственного, понятийного опыта потомству, или способны передать только отрицательный опыт. Но, кро­ме того, беспорядочные и конфликтные семьи оказываются постоянным психотравмирующим фоном для растущих детей.

Особенности детского возраста — отвлекаемость, неспособ­ность к длительному сосредоточению на занятиях, последова­тельности, активному освоению интересного (а в этом возрас­те так много интересного!) — требуют участия старших. Ино­гда положительным моментом является пребывание ребенка в яслях и садах, где воспитатели прививают начала упорядочен­ности в занятиях и интересах, если примеров этому ребенок не видит в собственной семье.

Нужно признать, что обрисованные выше в общих чертах семьи соотносятся лишь с частью случаев наркотизации под­ростков. Это те подростки, которых госпитализируют в нарко­логические стационары. Часть принимающих наркотики гос­питализируют в частные наркологические клиники, в психи­атрические больницы. При общности личностных характери­стик тех и других поведение расценивается по-разному. Так называемые благополучные родители, более высокого образо­вательного и культурного уровня, быстрее замечают откло­няющееся поведение подростка. Неорганизованность, пустое времяпрепровождение, отсутствие интереса к учебе, следова­ние крайностям молодежной моды, уклонение от контроля, нарушение межличностных отношений в семье — все это слу­жит поводом для обращения за психиатрической помощью. Употребление наркотических средств здесь справедливо рас­сматривается в ряду прочих отклонений, а иногда и скрывает­ся как более позорное в сравнении с душевным расстрой­ством. Сокрытие облегчается тем, что дети из благополучных семей реже выявляются работниками милиции (их жизнь не столь открыта, они меньше времени проводят на улице).

Таким образом, некоторая (какая?) часть подростков, упот­ребляющих наркотики, оказываются недоступными для стати­стического учета.


Поиск доказательств этиологической роли эмоциональных расстройств ведется настойчиво ввиду сходства нейромедиа-торной патологии при депрессиях и наркоманиях. Клиниче­ские наблюдения — способность седативных и психоделиче­ских наркотиков снимать тревогу, подавленность, дисфорию, казалось, подтверждают обоснованность такого предположе­ния. В продолжение этих рассуждений указывается даже, что стимуляторы — средства апробированного лечения депрессии, гипомании и гиперактивности — применяются наркоманами, хотя даже начальные дозы чересчур велики для антидепрес-

434

сивного эффекта. Как доказательства приводят распростра­ненность наркотизма в пенитенциарных учреждениях (реак­тивная депрессия, стеснение), употребление наркоманами не наркотических, но смертельно опасных средств (грязной во­ды, скипидара, масляных растворов) как выражение стремле­ния к смерти. Стремление к самоуничтожению — тяжелейшая депрессия, мазохизм — в самом факте наркомании, «растяну­том самоубийстве».

Вместе с тем отводить исключительное этиологическое значение аффективным расстройствам не следует. Выделяют­ся и другие состояния, ведущие к злоупотреблению.

Большое значение мы придаем такой форме психопатоло­гии, как низкий уровень психического развития, хотя, строго говоря, низкий уровень психического развития болезнью не является. Это, как учили классики психиатрии, — форма пси­хического бытия и лишь условие вероятных расстройств пове­дения, неспособности противостоять внешним вредоносным факторам, порочным моделям поведения. Уровни психиче­ского развития в популяции, как и другие характеристики, распределяются по гауссовой кривой. На одном конце этой кривой мы видим людей, украшающих наше общество, со­ставляющих его славу, на другой — тех, которые являются предметом обеспокоенности психиатров и социальной заботы.

Мы уже говорили выше о стресс-реакциях на социальные факторы. Разумеется, и эти реакции сопровождаются рас­стройствами настроения, не всегда, впрочем, негативными; возможны и подъем настроения, гипоманиакальное состояние в ситуации стресса. Но сущностными являются состояние на­пряжения, изменение схемы психических переживаний, их кататимность, иная направленность, а иногда и психическая дезорганизация. В расширенное понятие стресса вкладывают и накопление вредностей, протрагированные отрицательные воздействия, в частности семейные, школьные. Дети с грузом неблагоприятных жизненных событий отличаются колебания­ми настроения, сниженной самооценкой, затруднением в контактах, недоверчивостью, готовностью к агрессии, склон­ностью к злоупотреблению, другим девиациям.

Так, переживания мести, ненависти, чувств одиночества, стыда и вины в попытке объяснить дурное к себе отношение можно установить у подростков, злоупотребляющих алкого­лем, наркотиками, и у подростков, совершивших суицидаль­ную попытку.


Эти состояния, обусловленные социальным влиянием, в равной степени неспецифичны, их связь с той или иной де­виацией случайна. Кроме того, не всегда эти состояния, точ­нее — их генез, столь субъективно значимы, как это представ­ляется исследователю, о чем мы уже говорили. Люди могут ужасаться и сострадать объективной реальности, но прости-

28*

435 тутки жизнерадостны, а беспризорники предпочитают вокзал и теплотрассу приюту; те и другие обычно довольны своей жизнью и не стремятся ее менять. Наша оценка многих пато­логических характерологических черт и патогенных ситуаций субъективна. Та личность, которую мы определяем, иначе воспринимает и себя, и свое окружение, ибо он «человек есть мера всех вещей». Измерение возможно лишь со стороны в сравнении. Так, педагог, наблюдающий многих детей, судит, если ему ничто не мешает, точнее, чем родители. Субъект, не имеющий возможности сравнивать (окружающая среда — час­то, а скудный жизненный опыт — всегда этой возможности подростку не дают), оценивает свою ситуацию иначе, чем ис­следователь. Это касается и не столь глубинных явлений, как психические. Наши пациенты считают себя любителями чте­ния и знатоками музыки, хотя круг их чтения ограничен при­ключенческой литературой, а музыкой они считают произве­дения ВИА. И наконец, существует феномен адаптации к не­благоприятным чувствованиям (как соматические больные могут не замечать своих симптомов, например кашля) и к травмирующим раздражителям внешней среды.

Более надежны не реактивно возникающие состояния, а стабильные характеристики личности — они менее субъектив­ны, основаны не на суждениях наблюдателя о чужих внутрен­них переживаниях, а на результатах стандартных психологиче­ских тестов. Литература по этому вопросу обширна. По лите­ратурным данным, суммарно личностные особенности нарко­манов выглядят следующим образом. Наркоманы преморбид-но представляют собой лиц, далеких от больших социальных интересов, а также лишенных устойчивых и сформированных индивидуальных интересов, какой-либо увлеченности. Они непоследовательны и лабильны во всех своих психических проявлениях, гиперсенситивны, неспособны переносить на­пряжения, с низкой эмоциональной толерантностью (эмотив-ная конституция, по Кляйсту). Часто они не справляются с требованиями жизни, стремятся к немедленному удовлетворе­нию своих желаний. Отмечаются отсутствие интереса к дру­гим людям, иногда агрессивность, склонность к непризнанию авторитетов. В некоторых же случаях выражены застенчивость и сознание своей недостаточности, неспособность бороться с трудностями, склонность к уединению и разрешению своих проблем химическим путем. Эти личностные черты соответст­вуют всем известным формам психопатий, поэтому наркомана в преморбиде многие считают психопатом.


Личность наркомана преморбидно отличают черты незре­лости (неустойчивость и невыраженность высоких, в частно­сти интеллектуальных, интересов, целей, внушаемость, чувст­во стадности) и несовершенная адаптация или адаптация к банальной повседневности адекватная, но недостаточная для

436

сложных условий. Следствием этих качеств является наряду с отклонениями в поведении и социальной неустойчивостью подверженность наркотизму. Отмечаются и другие черты не­зрелости: неадекватная самооценка, несоразмерность притяза­ний, слабый самоконтроль, неспособность преодолевать труд­ности, противостоять стрессам, недостаточные прогноз и реф­лексия, незрелые механизмы защиты, непрочность, несфор-мированность нравственных понятий, что проявляется в том числе «в недоразвитии совести и в завистливости».

Считается, что преморбидная личностная недостаточность создает необходимость в коррекции самоощущения и само­оценки подсобными средствами, наиболее простым и быстро­действующим из которых является наркотик. Часть перечис­ленных особенностей совпадает с тем, что диагностируется как пограничные состояния: аффективная неустойчивость, импульсивность, нестабильность отношений, преобладающие чувства одиночества, непонятости, пустоты, неспособность себя контролировать и пр. Однако частота пограничных рас­стройств в популяции превышает распространенность нарко­мании, и в отличие от распределения наркомании по полу по­граничные расстройства более часты у женщин. Возможно также выделение в обширном перечне особенностей премор-бидной личности структур менее патологического, более при­ближенного к норме смысла (стеничные, астеничные, истеро-возбудимые и т. д.).

Подобные работы многочисленны. Некоторые авторы по­лагают далее, что преморбидный тип личности в развитии уже состоявшегося заболевания определяет и тип течения нарко­мании, и характер ремиссии, и причины, мотив рецидива (тем самым недооценивая разрушительную, нивелирующую силу интоксикации). Однако, не говоря о том, что систематики та­кого рода всегда условны, использование их в группе как нар­команов, так и алкоголиков не показывает преобладания ка­кого-либо типа. Не случайно в результате многолетних иссле­дований Г. В. Морозов (1986) пришел к выводу о невозмож­ности выделить «алкогольную», «наркоманическую» личность, личность, обреченную на злоупотребление. Это утверждение сообразуется не только с клинической практикой, его можно представить и как решение математической задачи о числе возможных сочетаний нескольких величин. Число возможных сочетаний К(К-1) велико: только 3 личностные черты могут дать 6 типов личности.

Попытка установить тип личности, некую постоянную со­вокупность черт, который вовлекается в злоупотребление с большей частотой, чем другие, трудно осуществима и потому, что потребление начинается в возрасте, когда личность оказы­вается в неравновесном, достаточно аморфном состоянии пу­бертата.


437 Исследователи, исходя из распространенности юношеской наркотизации, предполагают особую уязвимость подростково­го возраста по отношению к наркоманиям и ищут специфиче­ские предрасполагающие факторы именно в этом жизненном периоде. В наркологических работах обособление от взрос­лых, агрессивность к обществу, воспринимаемому как враж­дебное, солидарность с возрастной группой, поиск чувствен­ных впечатлений, сексуального опыта, даже познавательные интеллектуальные побуждения подростков считаются доста­точными объяснениями наркотизации. Разлные авторы при­дают некоторым особенностям большее значение, нежели другим. Л. Е. Личко (1970) выделяет реакцию имитации, А. А. Коломеец (1989) считает, что высокий риск создается незавершенным формированием мотиваций и нравственных ценностей, повышенной чувствительностью к средовым воз­действиям, опасность угрожает тем подросткам, которым свойственны зависимость от ситуации, пассивное в ней пове­дение. Не во всех исследованиях подтверждается использова­ние опьяняющих средств с целью избегания трудностей и преодоления проблем.

Полисистемная, а не только психическая, эмоциональная перестройка, «пограничность» функций, необходимость орга­низации новых отношений и с миром взрослых, и со сверст­никами, освоение новых ролей, в том числе социальных, оп­ределяют неустойчивость, легкость дизадаптации. Как посту­лировал Н. В. Тимофеев-Ресовский, в неравновесной биоло­гической системе малая подвижка может вызвать непропор­ционально большое изменение, явление с низкой энергией вызывает колоссальные силы — мутация создает измененный организм. Этот «принцип усилителя», один из составляющих синергетики — принцип общенаучный, подтверждается и при оценке как нормы, так и патологии подростков. Именно в этом возрасте возникают многие нежелательные качества, расстройства, социальные отклонения, в том числе и алкого­лизация. Наркомании лишь скорее, чем иная патология, об­наруживают себя, демаскируют, поэтому искать в личности подростка некую специфическую предрасположенность к нар­команиям — ошибочно. Более того, в ряде случаев пробова-ние наркотиков — проявление не отклоняющегося, а нор­мального поведения. В своей работе [Пятницкая И. Н., 1988] мы показали это у алкоголизирующихся подростков как при­мер исследовательской реакции, свойственной возрасту и главным образом — полу. Проблема заключается не в особен­ностях возраста, но в том, почему наркотизация не ограничи­вается первыми пробами, а продолжается.

Меньше ошибок мы совершим, если будем судить о веду­щих мотивах, проявляющихся в действиях. Мотивы могут быть временными, ситуационными, не связанными тесно с

438

личностью, и постоянными, проистекающими из личностной структуры.

Временным мотивом является мотив прагматический, ко­гда наркотик принимается для облегчения психического со­стояния. Временный мотив обнажается исследовательским поисковым поведением мальчиков; после реализации он утра­чивает силу. Временным ситуационным можно считать «про-бование» в группе сверстников. Последние мотивы поглоща­ются обозначением «познавательный». Выделяется интеллек­туальный, когнитивный смысл действий: от поисков изменен­ного супрематического сознания до познания иного чувствен­ного опыта. На весомость такого мотива наводят частые объ­яснения самих больных: причиной наркотизации было «любо­пытство». Но, как мы постарались показать в части II, подав­ляющее большинство пациентов не отличаются любознатель­ностью и познавательными устремлениями, «любопытство» в рассматриваемых случаях обозначает нечто иное. Это скорее инстинкт, рефлекс «что такое?» на неизвестное, проявляю­щийся, как показал И. П. Павлов, и у других млекопитающих. С большей уверенностью познавательный мотив устанавлива­ется в среде художников, естествоиспытателей и др.