ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.09.2021
Просмотров: 4499
Скачиваний: 57
В этом случае уже наглядны и чувственные устремления — мотив постоянный для конкретной личности. Желание испытать особые ощущения невозможно отделить при любом использовании наркотических средств даже там, где первоначален иной мотив. Именно стремление к удовольствию создает проблему наркомании. Поскольку стремление к удовольствию — свойство всего живого, его следует считать постоянным. Активен поиск опьянения животными в свободных природных условиях. Описан случай [Гернет Н. Н., 1926] привыкания к курению мальчика 2,5 лет, который тянулся на руки любому человеку с папиросой. Присущая всем, а не только патологической личности, эта черта у некоторых людей (стремление к удовольствию) доминирует и проявляется не только в склонности к опьянению.
Гедонистические устремления прибегающих к наркотикам с начала века отмечаются в европейской психиатрической литературе. Находит гедонизм подтверждение и на современном отечественном материале. Есть данные, что гедония, как и возбудимость, — унаследованные черты, передающиеся по мужской линии [Радченко А. В., 1989]. Последним обстоятельством желательно оценить так называемую наркологическую (алкогольную) семейную отягощенность, неустойчивость семейной жизни и ряд других особенностей поведения больного и его кровных родственников.
Начало злоупотребления, клиническая картина заболевания предоставляют многочисленные доказательства значения мотива поиска удовольствия. К ним относятся, как мы уже
439 писали (1965—1975), использование эйфоризирующих веществ, возрастание доз с целью усиления гаснущей эйфории, предпочтение неэкономного способа введения (интравенозно-го), но дающего более интенсивную эйфорию, «ударное» введение, применение дополнительных средств не столько для удлинения, сколько для усиления эйфории, прием наркотика не в тех дозах, которые препятствуют абстинентному синдрому, а в тех, которые дают максимально возможный эйфориче-ский эффект. Все это свидетельствует, что и в течение болезни, а не только в ее начале, даже при угрозе абстинентного синдрома, нехватке наркотика ведущим мотивом остается стремление к эйфории.
Однако лишь одного свойства, стремления к удовольствию, именно из-за его всеобщности недостаточно для объяснения наркотизма. Социологическое объяснение [Рыбакова Л. Н., 1988], подразумевая стремление к удовольствию, дополняется следующим: «Образ жизни наркомана — заостренное, утрированное воплощение потребительства, целенаправленное выключение себя из традиционной деятельности человека, эгоцентрическое потребление результатов заботы и труда окружающих; социальные связи разрываются из-за эгоистических устремлений». Психопатологи и психологи это суждение дополняют. А. И. Дурандина и соавт. (1985) пишут о многоуровневых факторах, и социальных, и психологических, подводящих личность к наркотизации.
Конкретизируя эти данные, можно сделать определенные выводы. В отличие от животных и детей взрослеющий и взрослый человек владеет в той или иной степени своими желаниями. Самоконтроль — не только волевая функция, но и навык, приобретаемый усвоением нравственных и социальных норм, воспитанием. Способствуют самоконтролю знание последствий злоупотребления, ценностные ориентиры, личные, социальные цели, перспектива достижения которых весомее (и соизмерение для индивидуума доступно), чем сиюминутное удовольствие. Соотношение стремления к удовольствию и самоконтроля у подростков таково, что подросток оказывается уязвимым. В этом опасность наркотизма, и тем большая, чем моложе подросток.
Наглядно эта закономерность проступает в случаях так называемой девиантной личности.
С обращающей внимание частотой среди поступающих по поводу наркотизации в стационар мы видим молодых людей определенного типа поведения, облика и личностных характеристик.
Поведение в целом отклоняющееся: пренебрежение работой и учебой, эпизоды воровства, вандализма, мелкого хулиганства; употребление одурманивающих средств —лишь составляющая этого ряда. Обязательно следование молодежной
440
моде, увлечение поп-музыкой, нередко групповая езда на мотоциклах. Групповое времяпрепровождение обязательно. Существование в «системе» — наиболее яркая черта. Следует иметь в виду, что групповое существование — нормальный этап в развитии ребенка, приходящийся на возраст 8—12 лет. В дальнейшем усложнение психической деятельности, формирование собственных интересов приводят к индивидуализированным отношениям со сверстниками, появляются личные друзья, приятели. Групповую жизнь в возрасте старше 14— 15 лет можно рассматривать как показатель задержки психического развития, низкого уровня развития. Действительно, в группах, состоящих из юношей 16—20 лет, обнаруживаются черты детских групп: направленность на игровую развлекательную деятельность, нецелевая активность, легкость аффективной индукции. Отношения по существу обезличены, состав группы случаен (проживание в одном доме, например). На низкий уровень психического развития указывают также примитивный характер аффектов и склонность к разрушительным действиям. В группе выражено отчужденное, нередко враждебное отношение к взрослым. Сохранение этого отношения в индивидуальных контактах, быть может, объясняется не только групповой установкой, но и собственным опытом каждого.
На первый взгляд, молодые люди очень похожи. Такое впечатление, конечно, производят однотипные прически, одежда и манера держаться Однако главное — недостаточность индивидуального выражения лица и стереотипная усвоенная форма общения со взрослыми. Последнее в свою очередь — отражение группового рисунка поведения.
В беседе выясняется недостаточность личной мотивации поведения — оно диктуется группой. В рассказе употребляют практически только местоимения множественного числа. Они часто лживы, даже если речь идет о ситуациях нейтральных, не связанных с проступками (вне попытки уйти от ответственности).
Исследования личности открывают, что подражательность, внушаемость и подчиняемость в поведении основанием имеют низкий интеллектуальный уровень, неразвитость волевой сферы, нравственных, этических представлений. Это сочетание лишает возможности критически оценивать поведение других, определить линию, принципы поведения собственного.
Низкий уровень интеллекта проявляется не только в неспособности решать предъявленные задачи на осмысление. Наглядны незаинтересованность в умственных упражнениях, отсутствие любопытства, познавательных интересов. Некоторые испытывают к учебе отвращение, даже когда материал им доступен. Сведения об окружающем ограничены. Речь скудная, с преобладанием жаргона. Интересы подчинены моде,
441 нестойки. Нет занятий, которые отличались бы от занятий приятелей, занятия и дела общие.
Слабость волевой сферы проявляется и нестойкостью интересов, и неспособностью к целеполаганию, организованной, последовательной деятельности. Праздность не тяготит, с трудом переносится одиночество. Они не могут себя занять, им «скучно».
Нравственные представления формируются группой, основаны на противопоставлении «мы — они», нестойки. Иногда безнравственные поступки объяснимы слабостью осмысления ситуации, тем, что поступок оказался вне круга, где действия подлежат нравственной оценке. Нередко ложь затруднительно оценивать этически, когда она — привычный способ ухода от сложной ситуации, способ отношения с «чужим» миром. Такие нравственные чувствования, как сострадание, благодарность, связаны с ограниченным числом лиц — ближайшими кровными родственниками, не охватывают даже членов своей группы. Следует отметить, что состав группы нестоек, взаимная симпатия слаба. Нравственные чувства в отношении широкого круга лиц абстрактные; чувство долга, достоинство, соподчинение общим интересам не развиты.
Эмоции обедненной гаммы, легко возникают архаические аффекты (гнев, злоба) с двигательным выражением, агрессией или (при невозможности последней) аутоагрессией. Очень часты следы самопорезов на руках и груди — множественные, поверхностные. Иногда аффекты выражаются истерическими защитными реакциями. Такие глубинные архаические аффекты, как страх, тревога, возникают не как проявление расстройства эмоциональной сферы, а реактивно, ситуационно и, разумеется, не сопряжены с депрессией. Примечательна незначительность поводов для провокации этих аффектов. Привязанности, как и нравственные чувствования, распространяются на ближайших кровных родственников, эмоционального сосредоточения на сверстниках не происходит. Об этом же свидетельствуют непостоянные, без выбора сексуальные связи. Раннее начало половой жизни говорит о слабом чувственном контроле. Неразвитости эмоциональной сферы соответствует недостаточная дифференциация сексуальных влечений (гомосексуализм нередок). Нельзя исключить, как мы уже говорили, биологически определяемый высокий порог чувственного восприятия, объясняющий склонность и способность переносить в больших количествах шумовые, световые раздражители, любовь к ярким расцветкам, высоким скоростям. В связи с этим может быть не случайной потребность в искусственной стимуляции одурманивающими средствами.
В целом такую личность характеризуют слабая, пользуясь выражением А. Н. Леонтьева, «чувственная ткань сознания», а также недостаточное чувство реальности, сознания «я».
442
Слабость контроля за поведением и своими влечениями, подражательность действий объясняют употребление одурманивающих средств — способ без усилий получить удовольствие опьянения, полнее слиться с группой. Эти же качества в сочетании с особенностями аффективной сферы и с уровнем развития нравственности объясняют другие (наряду с наркотизацией) формы девиантного поведения.
Низкому уровню психического развития может быть дано несколько объяснений. Существует точка зрения, согласно которой некая часть любой популяции представлена умственно отсталыми, тогда как другая — выдающимися умами. Слишком большое, по мнению некоторых специалистов, количество девиантных лиц может быть ошибкой наблюдения и результатом возросшей регистрации. Нельзя исключить, что еще недавно девиантное поведение не проявлялось под прессом нужды и заботы о первоочередных жизненных потребностях. Но оценки требуют предположения и о том, что рост числа девиантных лиц — результат биологического ухудшения вследствие ухудшения экологической обстановки. Аналогию, хотя и не строгую, можно увидеть в снижении физических, психических, в том числе нравственно-этических, характеристик мигрантов из деревни в города. Эта миграция, кроме того, сопровождается ростом пьянства и преступности. Некоторые наследственные, а не только средовые факторы обращают на себя внимание, например, пьянство не в одном, а двух-трех поколениях, хотя на первый взгляд наследственно обусловленные черты заслонены тем, что традиционно считается нажитым, воспитанным, ситуационным (социальным).
Достаточно часто эти дети происходят из семей дезорганизованных, низкого уровня культуры. Для таких семей характерны трудовая нестабильность, трудовая миграция, малый образовательный ценз, случайные и незаконные источники материального обеспечения, материальная недостаточность, многодетность, непостоянство брачных отношений, правопре-ступное поведение, алкоголизм, венерические заболевания, частое обращение за медицинской помощью. Последнее в форме госпитализации может служить показателем социальной неустроенности. Поскольку дети здесь безнадзорны, а воздействие семьи отрицательно, нельзя исключить, что указанный тип личности злоупотребляющего подростка формируется средовыми влияниями, социальными (см. раздел 1.2.1).
Сейчас выделяется так называемая элитарная группа1 золотой молодежи, начинающая употреблять наркотики в своих компаниях, в «элитарных» ночных клубах. По своим личност-
1 Понятие «элита» в нашем обществе неадекватно. Здесь имеется в виду лишь избыток материальных средств.
443 ным характеристикам они не отличаются от тех молодых людей, о которых шла речь выше. Даже поверхностное отличие — пристойная манера поведения — легко отбрасывается, обнажая эмоциональную недостаточность, например холодность, в том числе к родителям, высокий порог чувственного восприятия, отсутствие эмпатии, сверхценное и некритичное отношение в своему поведению, недостаточные осмысление ситуации и способность к прогнозу. И здесь мы видим узкий круг интересов, ограниченные знания и понимание окружающего мира. Мотив приобщения к наркотикам — также групповой и нескрываемо гедонистический. Развитие привыкания не отклоняется от обычных закономерностей. Такие больные крайне трудны для лечения, ибо у них извращено понимание взаимоотношений «врач — больной». То же можно сказать еще об одной самозванной «элите» — представителях богемы, шоу-бизнеса и тех, чьи материальные возможности превышают вложение труда и ответственность. Этот новый слой в нашем обществе требует специального психологического, психопатологического и социологического изучения.
Вместе с тем во многих случаях нельзя не обратить внимание на определенную психическую недостаточность родителей. В доказательство можно привести характер эмоциональных отношений. Родители (мать) ничего не могут рассказать о своем ребенке (склонности, привязанности, вкусы, времяпрепровождение); обычные ответы на вопросы врача — «как все», «хороший». Эмоциональная глухота взаимна; дети не знают зачастую характера работы родителей и даже их возраста. Выражено архаическое по своей сути чувство защиты младших, агрессивное, без попытки понять вину, без рассуждения, что бывает наглядным при расследовании многих уголовных дел подростков. Эта родительская защита в свою очередь формирует у детей агрессивное отношение к внешнему миру. Обращает на себя внимание быстрое угасание привязанностей. Как известно, у разных видов млекопитающих длительность связи «мать — дитя» имеет большой разброс; наиболее длительна она у человека. В таких же семьях детей легко отдают на пятидневное содержание в детских садах, оставляют на продленный день в школе, даже если в доме есть старшие. В последующем — интернаты, общежития, ПТУ. Охлаждение родителей обычно опережает привязанность ребенка. Этот временной разрыв содержит психотравмирующий ребенка фактор. В позднем подростковом периоде отчуждение взаимно, часто отношения неприязненные, скандальные, агрессивные, с быстрым уходом из дома.
Наиболее значимыми в структуре описанной выше деви-антной личности нам кажутся не интеллектуальные, а эмоционально-волевые особенности. Эти качества встречаются также у индивидуумов достаточного интеллекта, без види-
444
мых криминальных тенденций, с хорошей социальной адаптацией.