Файл: И.Н.Пятницкая Общая и частная наркология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.09.2021

Просмотров: 4506

Скачиваний: 57

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сочетание эмоциональной уплощенности (холодность, сла­бость и узость круга привязанностей, поверхностность, недли­тельность чувств), измененных инстинктивных побуждений, сопряженных с эмоциональностью (гомосексуализм, недоста­точное чадолюбие), высокого порога психофизической реак­тивности (комфортное восприятие сильных, длительных раз­дражителей) представляет некий особый, не столько психиче­ский, сколько биологический тип.

Не менее убедительными должны быть и измененные пси­хофизиологические параметры. Разумеется, высказанное предположение нуждается в более весомых доводах: изменен­ные биохимические, иммунологические характеристики, про­чие биологические, антропологические критерии.

В заключение нельзя не сказать о некоторых социальных факторах, которые формируют или способствуют формирова­нию психологических и психопатологических черт личности. Мы привыкли рассматривать те социальные факторы, кото­рые способствуют развитию, воспитанию положительных ка­честв. Наблюдения последних лет, к сожалению, вызывают тревогу, поскольку особенности нашей социальной жизни мо­гут оказывать пагубное действие на молодежь. Для начала здесь необходимо остановиться не на тех факторах, которые способствуют интеллектуальному развитию, а на тех, которые ему препятствуют.

Простейшим примером являются счетные машинки, пред­назначенные для обработки массива цифрового материала, которые сейчас используются с первых классов школы. Ре­зультатом оказывается неспособность детей к устному счету, удерживанию цифр и оперированию «в уме». Ослаблению, не­развитости памяти служит и практическое исключение из учебных материалов заучивания стихов, правил и т. п., что сейчас принято презрительно называть «зазубриванием». Ме­ханическое расширение школьных программ с последующим вынужденным сокращением ввело в педагогический обиход критерий «нужное» (для жизни и профессии) и «ненужное». Педагогика отходит от принципа «учить учиться», от учения как тренировки ума, выработки интеллектуальных навыков, аналогичных мышечным тренировкам и моторным навыкам у спортсменов. Интеллектуальные возможности при нетрениро­ванности ослабевают так же, как мышцы у лежачих больных. Разумеется, есть школы учителей-энтузиастов, но здесь мы имеем в виду школы массовые, где ребенок должен обладать высокими интеллектуальными качествами от природы, чтобы преодолеть оглупляющее влияние школьного обучения.

Внешкольные впечатления также снижают интеллектуаль­ные качества детей.

445 Европейский ум воспитан на законах аристотелевой логи­ки: каждое явление имеет причину, начало, развитие и исход. Без специальных усилий, автоматически, опытом поколений человек отмечает этот порядок в окружающем мире. Но сей­час ребенок, подросток погружается в интеллектуальный хаос, глядя на так называемые клипы1 — нечто, не имеющее нача­ла, конца и связей между составляющими его мелькающими картинками. Такое насильственное вмешательство в образова­ние интеллекта приводит к неспособности упорядочивать, систематизировать осмысление. Надо добавить, что в будущем эта неспособность проявится даже и в механическом труде, если принять справедливость утверждения, что «грамотный выроет канаву лучше, чем неграмотный».


Психическое обеднение усиливается олигофазией. Чтение, общение, расширяющие не только запас слов, но и представ­лений, обозначаемых словами, заменяются зрительными впе­чатлениями. Любые современные зрелища, адресованные мо­лодежи, удивляют лексической бедностью, вульгаризмами и даже заменой слов междометиями и не свойственными родно­му языку выкриками. Сопутствующие жизни детей ритмы, как большинство ритмов поп-музыки, создают монотонность электроактивности мозга, не способствующую индивидуаль­ной интеллектуальной деятельности.

Подростковый возраст — годы повышенного интереса к людям, межличностным отношениям. Но стремление понять другого человека, понять, как устанавливаются отношения, выражается симпатия или антипатия, развить в себе способ­ность эмпатии путем собственных проб и ошибок — все это заменяется таким клишированием, как гороскопы, астрологи­ческие упражнения, гадания и привороты со 100 % (чтобы не возникло сомнений и размышлений) гарантией.

Дабы не углубляться в критику современных социальных способов воспитания детей и подростков, упомянем еще лишь один уродующий психику фактор. «Бери от жизни все», «усту­пи соблазну разнообразия», «лови момент», «сейчас и больше никогда», «вся наша жизнь — прикол, давайте веселиться» многократно повторяется в повелительном наклонении на эк­ранах, по радио, на уличных стендах.

Психолингвистическое программирование аморальности противоречит общечеловеческим нравственным ценностям любого общества, любой религиозной конфессии. В России поговорка «однова живем» всегда несла ироничный смысл, а «жить одним днем» — смысл осуждения. Но, учитывая недос­таточное нравственное воспитание в семье, отсутствие обще-

1 Clip (англ.) — стрижка, настриг шерсти (овец), глагол — отсекать, нарезать, обрывать, глотать слова.

446

ственно-политического и религиозного воспитания, внушае­мость в детстве и пубертате, не следует удивляться уровню психического развития и поведению подростков.

В том возрасте, когда начинается самовоспитание, когда ищут примеры-модели для себя самого, когда выбирают доро­гу, ребенок может преодолевать в некоторой степени отрица­тельное воздействие семьи, полученного неправильного вос­питания, но и тут он оказывается подавленным отрицатель­ным социальным воздействием. Какой образец для подража­ния предлагает ему современное общество? Какие поступки? Современному подростку навязывается выбор «героев» массо­вой культуры.

Формируется личность интеллектуально неразвитая, эгои­стичная, с упрощенными устремлениями и поведением, не­способная противостоять настойчиво предлагаемым соблаз­нам и непрерывным развлечениям.

Стремление к подражательным действиям (и суждениям), конформизм свойственны 70—80 % взрослых. Такая распро­страненная черта личности не может быть ни хорошей, ни плохой. Она просто есть, заложена в природу человека. Важ­но, в чем она проявляется и для какой цели. Благодаря кон­формизму нас охватывают не только мода на одежду, виды искусства, спорт, профессии, но становится возможным также общественное, социальное бытие человека. Конформизм, подражательность, внушаемость особенно выражены у психи­чески незрелых подростков. При этом авторитетными, как мы уже говорили, для них являются сверстники и существующий сейчас наркотический климат в молодежной субкультуре.


Таким образом, и стремление к удовольствию, и конфор­мизм в молодежной среде — нормальные человеческие свой­ства — в подростковом периоде с учетом внешнесредовых влияний оказываются патогенными. Они обрекают подрост­ков на приобщение к наркотизации, а общество не исполь­зует эти две важные характеристики личности в целях разум­ного воспитания, формирования здоровых жизненных целей и идеалов. Молодой человек сейчас воспитывается общест­вом без героя, а при самовоспитании юноши видят перед со­бой в качестве героя нечто... Здесь мы останавливаем себя, боясь, что необходимая психопатологическая оценка этих фигур — «героев» может перейти в публицистику и морализи­рование.

12.4. Психопатологические предпосылки

В наркологической литературе очень много публикаций о психической заболеваемости лиц, злоупотребляющих психо­активными веществами. Так, наиболее распространенные по­казатели психических заболеваний среди наркоманов состав-

447 ляют, по данным одних авторов, 53,1 % (в 4,5 раза выше, чем у незлоупотребляющих), других —61 % [Hall W., Darke S., 1993; Fogel В. S. et al, 1996 — цит. по Караджановой А. С., 2003]. На наш взгляд, эти цифры высоки, если имеются в ви­ду психические расстройства, предшествующие наркотизации, и слишком низки, на взгляд психопатолога, если оценивать психический результативный статус наркомана.

Относительная частота злоупотребления наркотиками и алкоголем среди психически больных сейчас может быть ус­тановлена не в наркологической, а в психиатрической кли­нике, однако таких работ практически очень мало. По дан­ным Л. К. Хохлова (1984), 13,6 % случаев всех психических заболеваний отягощены симптоматической алкоголизацией, т. е. доля более высокая, чем процент злоупотребляющих среди здорового населения. М. Raghed (1985) при анализе сыворотки больных, поступивших на психиатрическое лече­ние, установил злоупотребление алкоголем в 31,5 % случаев, наркотическими веществами — в 39,5 % случаев. Истинную же встречаемость этих явлений, вероятно, невозможно уста­новить.

Для того чтобы с уверенностью утверждать, какие психиче­ские расстройства способствуют злоупотреблению, а какие предотвращают его, какие же — синдромальное следствие са­мого злоупотребления, необходимо учитывать все случаи зло­употребления среди населения, распределение среди злоупот­ребляющих случаев психопатологии и соответствие этого рас­пределения психиатрической заболеваемости в целом в насе­лении.

Необходимость сугубо психиатрической оценки госпитали­зированных больных наркоманией возникает достаточно час­то. В наших наблюдениях она составляла 30—35 % случаев. По данным P. Magiera (1986), только 60,6 % мужчин и 33,3 % женщин страдают «чистой» токсикоманией (наркоманией); у оставшихся пациентов психопатия и социопатия составили соответственно 15,2 и 4,2 %, эндогенная сопутствующая пси­хопатология — 24,2 и 62,5 % случаев. Но все эти данные, учи­тывая эпидемическое распространение наркоманий, все боль­ший охват населения, устарели. Теперь среди наркотизирую­щихся все больше и больше здоровых. Тем не менее возмож­ную сопутствующую психопатологию иметь в виду необхо­димо.


У психически больных отличен мотив наркотизации. Веду­щими оказываются два. Во-первых, это потребность изме­нить, улучшить тягостное психическое состояние — выравни­вание, подъем до нормы, а не повышение сверх удовлетво­ряющей нормы, не поиск эйфории, характерный для обычных случаев наркомании. Этот мотив — частый у аффективно не­устойчивых психопатов и больных эпилепсией, циркулярным

448

психозом. Во-вторых, это потребность решить некие пробле­мы не эмоционального, а интеллектуального свойства. Позна­вательный мотив, особо частый у психопатов истероидного и шизоидного круга, у больных шизофренией совершенно не схож с тем простодушным любопытством, которое характерно для подростка. Подросток испытывает чувствования и наблю­дает занимательное зрелище. Психически больной использует опьянение как некий инструмент, метод понимания себя, своих возможностей, окружающего — не среды, а мира и сво­его места в нем.

Меньшая значимость мотива поиска эйфории для психиче­ски больных, чем для здоровых, доказывается распространен­ностью злоупотребления седативными или психоделическими препаратами со слабым эйфорическим действием. Разумеется, отрицать подкрепляющее действие эйфории нет оснований (хотя это обобщение, полученное на большом числе наблюде­ний, в отдельном конкретном случае может быть неубедитель­ным — психически больные злоупотребляют и опиатами, и стимуляторами). Помимо мотива наркотизации, выбора пред­почитаемого препарата, наркомании у психически больных отличаются также искаженным формированием наркоманиче-ской зависимости и ее течением.

Мы уже писали [Пятницкая И. Н., 1988], что подвержен­ность психопатов злоупотреблению опьяняющими средствами казалась общепризнанной. Основанием для этого утвержде­ния являются якобы высокая частота преморбидно-психопа­тических личностей в массе больных наркоманией, с одной стороны, а также известная аффективная реактивность и аф­фективная несоразмерность больных психопатией, их малая способность управлять своими побуждениями, влечениями, желаниями — с другой.

У нас нет достаточных данных для отрицания этого тради­ционного, идущего от первых работ, посвященных психопати­ям, взгляда. Однако наш опыт заставляет высказать некото­рые сомнения.

Представление о том, что психопаты с их аффективной ре­активностью, несоразмерностью, неспособностью управлять своими побуждениями и желаниями должны легко вовлекать­ся в наркотизацию, выглядит логично. Но нельзя забывать, что психопату в отличие от здорового человека свойственна непосредственная и скорая реализация аффекта — проявление его болезненного состояния исчерпывает его патологию мо­мента. Тем самым у него нет необходимости поиска дополни­тельных способов снятия напряжения. Само по себе психиче­ское напряжение и у больного, и у здорового — фактор, пре­пятствующий опьянению при приеме наркотических средств (как и алкоголя). То же мы видим при болевом синдроме — анальгетики, седативные средства вызывают не эйфорию, а


29 - И. Н. Пятницкая

449 успокоение. Поиск наркотика лишь для успокоения чересчур дорогостоящий и опасный путь, скорее психопат начнет упот­реблять алкоголь.

Более того, расширение наших знаний о психопатиях по­зволяет считать, что некоторые их формы, напротив, препят­ствуют наркотизации.

Так, психопатии астенического круга характеризуются не только слабостью, истощаемостью психических процессов, но и определенной соматоневрологической стигматизацией. Ве-гетососудистая дистония, нарушения сна, пищеварения, час­тота заболеваемости, в том числе аллергий, сопровождаются озабоченностью своим здоровьем вплоть до ипохондрических фиксаций и неприятием того, что здоровью может повредить. Астенические психопатии, с одной стороны, удерживают от интенсивного группового общения, а с другой — заинтересо­ванность группы в таком сочлене невысока. Для астенических психопатов характерен узкий круг общения, с одним-двумя друзьями, что снижает шансы «знакомства» с наркотиком.

Бесспорно, подвержены наркотизации гипертимные неста­бильные личности и эпилептоидные психопаты, что отмечали В. С. Битенский и соавт. (1998). В последнем случае жела­тельны дополнительное неврологическое обследование и объ­ективный медицинский документальный анализ: многие слу­чаи малой мозговой недостаточности, проявившейся с мла­денчества, в дальнейшем клинически выглядят как генуинные конституциональные психопатии.

Подвержены наркотизации истерические психопаты, но встречаются они среди подростков-наркоманов редко. Чаще наблюдаются истерические реакции (а не истерическая лич­ность, характер), что может считаться свойством возраста, естественным для подростка, попавшего в трудную ситуа­цию.

Нельзя переоценивать роль психопатии в развитии нарко­мании и потому, что этот диагноз часто ошибочен. Следова­тельно, суждения о корреляции того, что названо «психопа­тией», с чем бы то ни было также может быть неправомер­ным.

Диагноз психопатии еще чаще ошибочен при наркоманиях. Основанием диагноза психопатии у наркомана не может быть состояние в момент поступления: мы знаем, что этим боль­ным присущи психопатоподобные реакции. Обычно диагноз ставится на основании анамнеза. Но, как и в случаях алкого­лизма, форма поведения, реагирования, межличностных отно­шений у многих пациентов позволяет оценить преморбидное состояние как более тяжелое. Не всегда это верно. Мы редко используем там, где следует, чисто бытовые понятия невоспи­танности, несдержанности, приобретенные навыки жестоко­сти, грубости и неуважительности, жажду признания и по-

450

хвал, неспособность преодоления препятствий. Если принять психиатрическую оценку этих черт как проявления экспло-зивности, истеричности и психастении, то иногда это подво­дит к гипердиагностике психопатии.