Файл: И.Н.Пятницкая Общая и частная наркология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.09.2021

Просмотров: 4488

Скачиваний: 57

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Хороший психотерапевтический контакт с больным не га­рантирует успешности последующих бесед. Иногда внезапно он замыкается и пассивно ли, активно ли отказывается под­держивать разговор. Если вины врача в том нет (возможность, которая не исключена), то вероятны несколько причин. Узна­вать их у больного не стоит, как не стоит упорствовать с про­должением беседы вопреки желанию пациента. Причина ско­рее выясняется оценкой ситуации в отделении и объективным наблюдением психического и соматоневрологического состоя­ния самого больного.

Возможно появление нежелательного лидера или поступле­ние в отделение больного, с которым у замкнувшегося паци­ента были неприязненные отношения. Это те трудные ситуа­ции, о тактике при которых пойдет речь ниже и в разрешении которых бесполезно полагаться на самих больных.

Врач сразу же должен установить причину нарушения кон­такта — изменение состояния, пробуждение влечения к наркотикам, которое не всегда осознается больным. Дисфория, ухудшение самочувствия после периода благополучия создают негативную установку на общение, озлобленность, контраст­ные психотерапевтическому контакту, возникшему в период неблагополучия, продолжительной установке на общение. Ха­рактерные психические, поведенческие и вегетативные изме­нения, присущие I фазе компульсивного влечения, позволяют своевременно начать лечение.

Семейные неприятности, о которых узнал больной, кон­фликт с персоналом «не закрывают» пациента от врача, не прерывают контакта с ним, напротив, способствуют этому контакту.

По мере выхода из состояния неустойчивого равновесия способность больного к широкому кругу общения возрастает. Параллельно этому вводятся групповые беседы. Они возможны как с узкой психотерапевтической целью, так и с целью такти­ческой (это общие собрания больных с врачом в отделении).

Общеотделенческие собрания преследуют цель повышения ответственности больных наркоманией за свое поведение. На­чинается беседа с просьбы ведущего ее врача к больным поде­литься своими впечатлениями о порядках в отделении, рас­сказать, что им нравится, чего они не одобряют, после чего врач скажет, что нравится ему и чего не одобряет он. Общеот­деленческие собрания больных, пожалуй, единственная бесе­да, в которой врач высказывает дисциплинарные требования в категорической форме. Эта категоричность не направлена (за редким исключением) на определенного больного (в этом случае собрание проводит не его лечащий врач), она относит­ся ко всем присутствующим, поэтому межличностные контак­ты врача и отдельного пациента ущерба не терпят. Общеотде­ленческие беседы могут быть регулярными, а также и внеоче­редными в связи с одной из трудных ситуаций, иногда возни­кающих в отделении.

Эмоциональность, особенно врача, — один из самых дейст­венных психотерапевтических факторов.


Психотерапия, даже рациональная, подразумевает пробуж­дение эмоций, связанных с тем или иным расстройством, на­рушением, или их перестройку. Можно добиться этого рацио­налистическим путем, рассуждением, логическими обоснова­ниями, однако без передачи эмоционального заряда, без фак­тора индукции работа с больными малоэффективна. Кроме того, холодный, малоэмоциональный человек не вызывает привязанности, а привязанность к врачу и персоналу, проис­текающее из нее желание нравиться, заслужить поощрение, быть оцененным — действенный стимул к выздоровлению.

Какие чувства из двух полярных гамм эмоций может и дол­жен видеть больной у своего врача? Наиболее труден этот во­прос в отношении эмоций негативного полюса.

Можно ли гневаться на больного и позволять себе резкие выражения и соответствующий этим выражениям тон? Как ни покажется странным вообще и в свете изложенного выше в частности, но в ряде случаев это допустимо хотя бы потому, что оказывается единственным способом, дающим результат. Однако круг больных, в отношении которых это допустимо и результативно, узок. Это ни в коем случае не первичные, не­давно поступившие и малознакомые больные и не те, с кото­рыми, несмотря на долгое знакомство, личный контакт не ус­тановлен. Негативный аффект по отношению к ним вызывает в ответ равнозначный аффект. Негативное эмоциональное от­ношение к таким пациентам должно безоговорочно исклю­чаться, так как вызывает нежелательный резонанс не только у них, но и у больных всего отделения.

Негативный аффект допустим и педагогически желателен в отношении тех больных наркоманией, с которыми установ­лены хороший личный контакт, понимание и доверитель­ность. Негативные чувства здесь возникают не на индиффе­рентном фоне, а на фоне приязни. Больной должен быть уве­рен в том, что его здоровье, благополучие важны для врача и персонала. Только тогда, когда негативный аффект угрожает лишением существующих отношений симпатии, он действен и вызывает стремление удержать приязнь, сделать нечто, что восстановит ее.

Негативные чувства при отсутствии личных отношений вызывают индукционно и защитно чувства агрессивные. Воз­никшее у больного одним из первых отрицательное впечатле­ние о враче определяет отчужденность в последующих отно­шениях и делает психотерапевтическую работу бесполезной.

Для таких первичных, малознакомых больных разрешается только одна форма выражения осуждения — формальность и сухость отношений. Эта реакция тем действенней, чем на­гляднее доверительные отношения с другими больными. В этом случае отношения формальные несут в себе смысл осуждения и неприятия. Если же контрастности отношений нет, то формальность и сухость приобретают иную значи­мость: больной их оценивает не как отношение к себе, а как независимое качество врача, его личности, поэтому использо­вание формального тона также должно быть обдуманным. Ес­ли этот метод врач начинает применять до использования ме­тода воздействия положительными эмоциями, то в отделении надолго устанавливается климат отчуждения, недоверия, про­тивопоставления больных персоналу, а в этом климате лжи­вость и режимные нарушения неизбежны.


В группе пациентов, с которыми существует хороший и длительный личный контакт, формальное отношение врача — чрезвычайно сильное средство воздействия, гораздо более сильное,    чем    открытое    проявление негативного чувства.

И прибегать к нему, как и к любому сильнодействующему средству, следует осторожно, тем более что эффективна такая реакция, как правило, только один раз. Повторенная реакция формального отношения, отчуждения заставляет больного пе­ресмотреть свои отношения с врачом и сделать вывод, что врач или равнодушный, или лицемерный человек, лишь при­творявшийся расположенным и заинтересованным. В даль­нейшем контакт обычно не восстанавливается. Объясняется это свойством больных наркоманией искать причины своих неприятностей скорее в других, нежели в себе, и нестойко­стью у них положительных эмоций, быстрым охлаждением.

Таким образом, негативную эмоцию, а также в качестве ее формальное отношение можно использовать для группы боль­ных, с которыми психотерапевтический и личностный кон­такт установлен. Для всех прочих больных из средств негатив­ного эмоционального воздействия применима только реакция формального отношения.

Сказанное относится в полной мере к так называемой стрессовой психотерапии, при которой формируется негатив­ное чувство к наркотизации, но источником его является врач.

Что может быть поводом к негативным реакциям врача и персонала и что поводом к ним быть не должно? Этот вопрос очень важный. Кажется естественным, что поводом к отрица­тельной реакции должны быть, допустим, грубость, дерзость, лживость, пронос наркотика и т. п. Другими словами — слова и действия, которые мы осудили бы, если бы наблюдали у здоровых. Однако в таком случае наша эмоциональная реак­ция, если мы ее себе позволили по этим поводам, противоре­чила бы основной оценке лица, принимающего наркотики, как больного. Тем самым мы создали бы климат двойственно­сти и неопределенности. Неопределенность же в свою очередь открывает этим лицам возможность поисковых реакций типа «проб и ошибок» и не способствует выработке четких устано­вок, поэтому случаи, подобные перечисленным выше, мы ос­тавляем без заметной эмоциональной реакции с нашей сторо­ны, но без заметной реакции — не значит без внимания. Так, при попытке пронести наркотик его отбирают в спокойно-иронической манере с добавлением, к примеру, фразы, что «мог бы спрятать поискуснее».

Случаи дерзости, грубости должны наблюдаться молча и внимательно, без острой необходимости вмешиваться, про­слеживая реакцию до конца. Затем у больного выясняют, ко­гда, вследствие чего изменилось его состояние. Эффективно действует обсуждение «изменения состояния» тут же, в при­сутствии больного, но не с ним, а с врачом, сестрой, санитар­кой. Реакции больного как бы повисают в пустоте, и вскоре он начинает прислушиваться к обсуждению.


При вызывающе демонстративном поведении лучше сразу прекратить контакт с больным (внимание здесь только во вред), сказав: «Поговорим, когда Вы будете в лучшем состоя­нии» или «Так разговора у нас не получится» и оставить паци­ента неудовлетворенным от незавершенной реакции.

В случае сиюминутной, наглядной лживости желательно спросить, с какой целью лжет больной, какой смысл он сам видит в этой лжи, в каких ситуациях он прибегает ко лжи, есть ли кто-нибудь, с кем он правдив и т. д., сделав пациента участником обсуждения этого вопроса как предмета, интерес­ного и для него, и для врача. Как правило, эти больные укло­няются от участия в подобном «академическом» исследова­нии, и обсуждение непосредственного результата не дает. Од­нако в последующем больные становятся правдивее, иногда даже сообщают правду с оттенком вызова. Тогда же, когда лживость выясняется с опозданием, целесообразнее «забыть» о первоначальных сообщениях больного и разговаривать с ним, имея в виду истинное положение вещей. Больной, ко­нечно, помнит, что «забыл» врач, и отсутствие реакции врача на ложь, пренебрежение ею также делают его в последующем правдивее.

Снисходительное отношение к лицам, злоупотребляющим наркотиками, отношение как к больным, от которых нельзя много ждать, у некоторых из них вызывает чувство унижения. Они видят не снисходительность, а пренебрежение, неуваже­ние, несерьезное к себе отношение. И в большинстве случаев у них возникает желание доказать, что они не так уж больны, что они многое могут, что им можно доверять, — желание, чтобы их считали «полноценными».

Наркомания, как большинство психических расстройств, не сопровождается осознанием болезни. У пациента нет ощу­щения чуждости, привнесенности своего состояния, зависи­мости своего «я» от болезни, как, допустим, это наблюдается при любом соматическом страдании. Наркотизация — это его реальность, его бытие, его жизнь. Косвенное, ненавязчивое, непрямолинейное внушение этому пациенту того, что он бо­лен, болен психически и степени своей болезни не понимает, разрушает отождествление им своего «я» с состоянием инток­сикации, себя с болезнью. Подчеркиванием болезненности его состояния мы способствуем появлению у него отстранен­ного взгляда на наркоманию, на злоупотребление. Без этого невозможна психотерапия. По существу такое отношение и является началом психотерапии.

18.2.2. Варианты и этапы психотерапии

Наиболее применима в лечении токсикомании рациональ­ная психотерапия, как индивидуальная, так и коллективная.

Многими исследователями (Т. Б. Дмитриева, Т. В. Кли­менко, А. В. Игонин) подчеркивается предпочтительность коллективной психотерапии, поскольку весома роль взаимо­индукции (если врач владеет ситуацией). Авторитетный спе­циалист, разработавший собственные эффективные методики, Ю. В. Валентик, рекомендует определенное сочетание инди­видуальной и коллективной психотерапии в поле психотера­певтического взаимодействия.


Другие виды психотерапии — аутотренинг и гипноз — мо­гут применяться для купирования частной симптоматики: психосоматическое напряжение, расстройства сна, обсессивное влечение и пр. Оба этих вида психотерапии не действуют необходимым в случае токсикомании образом: не изменяют системы ценностей личности, не развивают способность кри­тического отношения к себе.

Гипнабельность свойственна не всем пациентам, рацио­нальная психотерапия также успешна не у всех больных. Лич­ность, доминирующие мотивы действия которой определяют­ся аффектами, влечениями (психопатия, низкий интеллекту­альный уровень), недоступна рациональной психотерапии. Такая личность не дает результатов и при эмоциональной те­рапии; здесь эффективно лечение медикаментозное. В тех же случаях, когда характеристики личности тому не препятству­ют, результаты психотерапевтического лечения удовлетвори­тельны.

В остром состоянии с любым пациентом не удается устано­вить необходимые для собеседования отношения. Психотера­певтические целевые беседы начинаются после выхода боль­ного из острого периода, но психотерапевтический контакт должен устанавливаться со дня поступления, как мы это отме­чали выше.

Рациональная психотерапия в той своей части, которая на­правлена на осознание пациентом его болезни, побуждение и повышение способности к самоанализу, встречает трудности, неизвестные психотерапевтам еще несколько десятилетий то­му назад. Век информации показал, как много в потоках ин­формации не только шумов, но и смысловых искажений. Что лучше: не знать ничего или знать неправильно? Большинство популярных научных публикаций не выдерживает профессио­нальной критики. Однако, усваиваясь нашими пациентами избирательно, кататимно, используются как защита своей «со­кровищницы». Еще М. Монтень писал, что полуграмотность опаснее полного невежества.

Во многих случаях за публикациями для массового читате­ля «торчат уши» наркобизнеса. Так, внедрено в массовое соз­нание представление о легких и тяжелых наркотиках. Нарко­логи-профессионалы легких наркотиков не знают. Если отка­заться от термина «марихуана» (по существу диалекта, регионального, южно-американского), а говорить о каннабисе, то ясными становятся не только роль марихуаны как «открыва­теля ворот» к любым другим видам злоупотребления, но и тя­желейшие органические поражения мозга, вызванные канна-бисом (см. главу 9). И «легкая», «безобидная» марихуана тер­минологически (а следовательно, и семантически, по смыслу) вытесняет термин «гашиш» — термин, употребляемый тысяче­летие на пространстве Евразийского материка и означающий тяжелые последствия злоупотребления'. Не затухает дискуссия о возможной отмене контроля за распространением наркоти­ков. Пусть пробуют все, а кто не сможет остановиться, будет ходить к врачу за рецептом (пейте грязную воду, кто заболе­ет — пойдет лечиться). Тезис «запретный плод сладок» в свое оправдание наиболее часто отстаивается подростками с горяч­ностью возрастного максимализма. Не потому он сладок, что запретен, а плод этот запретен именно потому, что чересчур сладок. На такую антитезу подростки возражают обычно ут­верждением, что «все надо испытать самому». Обсуждение этого «всего», что надо и не надо испытывать и почему, пре­вращает беседу по существу в мировоззренческую полемику. Такой разговор — борьба с полуграмотностью — необходим, хотя и отдаляет необходимую психотерапевтическую работу.