ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье
действий бежит, лежит. Для детей второго года жизни эти названия могут быть даны в упрощенной форме — лепет- ные или усеченные слова Мяу (киса) бай-бай.
Речевой материал, вводимый в быту, играх дома и на прогулках, нуждается в систематизации и уточнении. Все слова, вводимые в словарь малыша, нуждаются в многократном повторении, закреплении на новом материале. Систематическое проведение занятий по развитию речи и другим направлениям воспитания и обучения ребенка способствует более регламентированному усвоению речевого материала, отработке в разных видах речевой деятельности. Малыша учат воспринимать знакомые слова на слухо-
зрительной основе, только на слух, произносить в доступной для него форме. Взрослым необходимо тщательно продумывать содержание занятий по развитию речи какие слова и фразы будут предъявляться ребенку, каковы предположительные речевые реакции ребенка, какие методические приемы будут использоваться. На специальных занятиях уточняются названия знакомых игрушек и предметов, вводятся новые. Вначале детей второго-третьего года жизни учат запоминать и воспроизводить названия игрушек в виде звукоподражаний, сочетая их с обыгрыванием предмета, его обследованием и многократным повторением слова.
Очень важным направлением работы является формирование обобщающей функции слова, умения обозначать одними тем же словом предметы, различные по величине, цвету, ситуации использования. Дома нужно иметь запас игрушек, например, собачек разного цвета, разных пород, в разных позах (лежащих, бегущих и др) и стремиться менять игрушки, соотнося их стем же словом. По мере обыгрывания игрушки и запоминания ее названия она включается в простые фразы Где ав-ав? Дай ав-ав). Усвоению этих конструкций способствует игровой характер проведения занятий, где собачка убегает, прячется от малыша.
По мере запоминания и усвоения названия предмета на занятиях по развитию речи детей учат различать их названия из двух находящихся перед ребенком игрушек его учат указывать на ту, которую называет взрослый. Ребенок учится находить игрушку, с названием которой он знакомится
Раздел в комнате, на улице, в гостях. По мере накопления запаса лепетных слов постепенно в словарь ребенка начинают включаться усеченные и полные слова.
С детьми второго года жизни проводятся три-четыре занятия длительностью от 10 домин, третьего года — 15-
20 мин. На эти занятия выносится речевой материал по различной тематике Животные, Семья, Одежда и др, с которым ребенок уже знакомился в практических и бытовых ситуациях. Взрослый обыгрывает предметы, включает их в игры с куклами, животными, используя простые фразы с названиями предметов и действий сними, их свойств красивый, вкусный. Понимание речи развивается и за счет слов, оценивающих действия ребенка (ноне речь хорошо, плохо, верно, молодец, ура. Занятия с детьми раннего возраста в основном проводятся с использованием игрушек, однако постепенно ребенка учат соотносить игрушки сих изображениями, узнавать знакомые предметы на картинках. Этому необходимо уделить специальное время, так как дети часто не узнают знакомые предметы на картинке, данные в новом ракурсе или в другой ситуации.
На занятиях по развитию речи с раннего возраста проводится работа по развитию связной речи. На первом месте должна оказаться разговорная речь, обслуживающая потребности общения. Поэтому в процессе игр и игровых упражнений ребенку предлагаются простые по форме и содержанию поручения со знакомыми игрушками дай или возьми зайку, лялю, кошку и др, вопросы где ляля? кто там и др, сообщения кукла плачет. Этому способствует рассматривание картинок со знакомыми сюжетами, описание действий людей и животных простыми короткими предложениями, знакомыми ребенку. Дети этого возраста проявляют большой интерес к рассматриванию выразительных картинок в детских книжках, охотно повторяют за взрослым эмоционально произнесенные ими слова и фразы.
На этом этапе средством развития связной речи может явиться рассказывание. Методика проведения рассказывания связана с инсценированием простых, доступных ребенку ситуаций и событий. Как подчеркивается специалиста Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье ми, использование в процессе рассказывания игрушек, выразительных движений, мимики облегчает понимание содержания рассказа, делает малыша соучастником происходящего, побуждает эмоционально следить за сюжетом и реагировать на него. При повторных воспроизведениях рассказа взрослый привлекает малыша к участию в рассказывании сначала в виде проговаривания отдельных слов, подкрепляемых естественными жестами и мимикой, а затем и коротких фраз.
Увеличивающийся словарь ребенка с нарушенным слухом, с которым рано начата коррекционная работа, необходимость восприятия большего количества речевого материала на слухо-зрительной основе приводят к необходимости подкрепления неточно воспринимаемой устной речи более точной письменной.
Однако для родителей важно понять, когда ребенок готов к восприятию письменной речи. Этот вопрос необходимо тщательно обсудить с сурдопедагогом, получить его конкретные рекомендации по подготовке к введению письменной речи. Специалисты рекомендуют вводить письменную речь в работу с детьми не младше 1,5 года, с которыми до этого момента проводились занятия в течение 3-4 месяцев
(Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, Родителям необходимо понимать, что восприятие слови фраз на табличках, которые малыш учится воспринимать глобально, — это сложная аналитико-синтетическая деятельность, обусловленная уровнем развития восприятия, внимания, памяти, мышления. В процессе всей педагогической работы с ребёнком нужно проводить разнообразные игры, направленные на развитие зрительного восприятия прослеживание пути движущихся игрушек, сравнение фигурок, выкладывание вместе с ребенком простых узоров и др, зрительной памяти (запоминание места спрятанных игрушек) и др.
Первоначально детей начинают учить целостно воспринимать слова, написанные на табличках печатными буквами черного цвета высотой 2-3 см и соотнесить их с предметами, действиями. В методической литературе достаточно подробно описаны последовательность и приемы обучения
Раздел II глобальному чтению (Л.П. Носкова, 1993; Э.И. Леонгард и
Е.Г. Самсонова, 1991; Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, Укажем лишь на наиболее важные моменты введения письменной речи в обучение языку детей раннего возраста в письменной форме вводятся слова и фразы, наиболее актуальные сточки зрения общения с малышом и обслуживающие ежедневные ситуации привет, пока, иди, беги, ешьи др
— табличка с написанным словом предъявляется параллельно с устным произнесением так, чтобы ребенок видели губы говорящего, и написанное слово
— после введения написанное слово должно многократно использоваться в соответствующих ситуациях
— нельзя вводить одновременно много табличек с написанными словами, это затрудняет их восприятие и различение. В занятия по развитию речи включается работа по обучению различать написанные слова и соотносить их с названиями игрушек, действиями ребенка. Для детей раннего возраста это первоначально действия с парными табличками, те. ребенок вместе со взрослым подбирает табличку к предмету и называет его, а затем малышу дается дубликат одной из них, которую он подкладывает к парной табличке.
Необходимо помнить, что темпы усвоения написанных слови фразу все детей разные они зависят от уровня умственного развития, состояния слуха, сроков начала педагогической работы, педагогического мастерства взрослых и ряда других факторов.
Детей третьего года жизни, успешно овладевающих глобальным чтением письменных слов, начинают учить складывать слова из букв разрезной азбуки. Как правило, последовательность работы следующая сначала ребенок учится составлять слово по табличке-образцу, подложенной к картинке или предмету, из ограниченного количества букв, затем — из все увеличивающегося количества букв, и, наконец, его учат составлять слово без таблички-образца, по
126
Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье памяти. По мере формирования умения работать с буквами их количество увеличивается. Необходимо помнить, что с ребенком не разучиваются отдельные буквы, он узнает их названия постепенно, по мере овладения звуко-буквенным составом слова.
Таким образом, ребенок, с которым педагогическая работа в семье начата на первом-втором годах жизни, к трем годам может пользоваться в общении с другими людьми короткими предложениями, имеет запас слов, с помощью которых обозначает окружающие предметы, действия, свойства, использует усвоенный словарь для обозначения событий в семье, на прогулке, при рассматривании картинок. У неслышащего ребенка этого возраста можно" сформировать навыки целостного, глобального восприятия знакомых слови фраз, представленных в письменной форме на табличках. На этом же этапе с помощью разрезной азбуки начинают практически формироваться навыки анализа слова, лежащие в основе дальнейшего обучения чтению.
Переход к дошкольному возрасту знаменует значительные изменения в познавательном развитии ребенка с нарушенным слухом, его социальных представлениях и взаимоотношениях с окружающими, формировании личностных качеств. Это период развития основных видов деятельности ребенка игры, рисования, конструирования, труда и др.
Для родителей, воспитывающих ребенка дошкольного возраста в семье, важно определить степень их участия в обучении и воспитании ребенка. Наиболее распространенный вариант — воспитание и обучение ребенка в детском саду или группе компенсирующего вида для глухих или сла- бослышащих детей. В этом случае родители являются активными помощниками сурдопедагога группы и осуществляют в семье работу под его руководством, направленную на закрепление, расширение речевых умений и навыков, сформированных в детском саду. Другой вариант — продолжение родителями педагогической работы с ребенком в семье, начатой в предыдущие годы. В этом случае народите- лей возлагается ответственность за уровень развития ребенка, его обучение и подготовку к школе. Воспитание ребенка в семье может сочетаться сего интеграцией в массовый
Раздел II детский сад. Такой вариант обучения потребует от всей семьи значительной и по объему, и по содержанию работы, педагогического творчества, реальной критической оценки своих педагогических возможностей и способностей и возможностей ребенка. Прежде чем решиться на такой шаг, родителям необходимо тщательно проконсультироваться с сурдопедагогом, который следит за развитием ребенка и может оценить возможности его обучения и воспитания все- мье. В некоторых случаях это обусловлено сложившимися обстоятельствами наличием у ребенка сложных нарушений в развитии, противопоказаниями к посещению детского сада, отдаленностью специального дошкольного учреж- дения.
Если ребенок не посещает специальное дошкольное учреждение или группу, особое значение приобретает систематическое консультирование родителей сурдопедагогом сурдологического центра или посещение ребенком группы кратковременного пребывания, которая может функционировать при дошкольном учреждении компенсирующего или комбинированного вида. Сурдопедагог не только ориентирует родителей в задачах работы с ребенком на определенный период, но демонстрирует адекватные возрасту и виду деятельности ребенка методы и приемы, характеризует и по возможности показывает необходимый дидактический материал, объясняет требования к нему.
В системе коррекционно-педагогической работы с ребенком с нарушенным слухом работа по развитию речи занимает одно из центральных мест. Однако родители должны понимать, что речь не существует изолированно от других психических процессов, и успех в речевом развитии ребенка с нарушенным слухом может быть обеспечен только в результате комплексной работы.
Родителям необходимо учесть то обстоятельство, что в условиях детского сада ребенок находится в детском коллективе, организация коллективной деятельности способствует формированию у него определенных мотивов и потребностей. Это касается как формирования мотивацион- ной стороны деятельности — игры, рисования, лепки, труда, таки развития коммуникации. Эти мотивы лежат в основе
Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье усвоения слови выражений, необходимых для обеспечения общения.
Родители прежде всего должны обеспечить полноценную речевую среду, те. максимально расширить круг людей (бабушек, дедушек, родственников, знакомых, общающихся с ребенком, вовлекаемых в совместные игры, рисование, занятия. Ценным условием воспитания в семье является то, что ребенок имеет возможность участвовать в реальных делах семьи, видеть ежедневно мир заграницами квартиры. Родителям целесообразно обеспечить общение ребенка с другими детьми даже в том случае, если ребенок мало или совсем не пользуется устной речью. Важны развитие речевой активности ребенка, поддержание всех попыток говорения и общения с окружающими, сколь несовершенными бы они ни были.
В данной главе будут лишь обозначены основные направления работы по развитию речи детей дошкольного возраста в семье, содержание и методические приемы будут описаны в разделе, посвященном методике развития речи на разных возрастных этапах.
Наблюдая за различными явлениями, предметами, взрослые сообщают ребенку их названия, накапливают словарный запас, необходимый ему для обозначения предметов окружающего мира. Важно следить, чтобы накопление словаря не превращалось в набор этикеток различных предметов, не было только средством обозначения окружающих предметов. В этом случае ребенок с нарушенным слухом знает многословно не может ими пользоваться. Безусловно, знакомство с новыми и хорошо известными в быту предметами должно являться основой для знакомства со словами. Взрослые должны стремиться показывать сферу использования данных слов, включать их в доступные для ребенка фразы, многократно повторять в общении с ребенком. В процессе свободного общения и занятий взрослым необходимо не только расширять сферу использования словно и постоянно уточнять понимание их значений ребенком через действия, рисование, движения тела, мимику и др. В отличие от дошкольника, воспитывающегося в детском саду, ребенок, не посещающий дошкольное учреждение, может постоянно участвовать в разных бытовых и житейских ситуа-
128
5—2461
19Q

Раздел
циях, где возникает потребность в использовании усвоенных слови выражений, уточнении нового контекста. Эти же ситуации могут и должны стать основой для формирования познавательной активности ребенка, интереса к общению с детьми и взрослыми.
Одной из основных задач речевого развития ребенка является овладение разговорной речью, необходимой для общения. В быту и на занятиях взрослые учат его пониманию и выполнению поручений, умению формулировать просьбы и поручения, понимать вопросы, а позднее и самому задавать их. Развитие разговорной речи происходит в бытовых ситуациях, когда взрослые показывают ребенку, как воспользоваться уже знакомыми словами, например, попросить что- то, выразить желание или нежелание участвовать в чем-то. Для обучения обиходно-разговорной речи также полезно использовать преднамеренно созданные взрослым ситуации он убирает или случайно забывает дать какие-либо необходимые предметы, например, карандаши, и ребенок поставлен перед необходимостью попросить, узнать, достать, что возможно только после обращения к взрослому.
Для закрепления и автоматизации усвоенных речевых умений используются разнообразные сюжетные и дидактические игры.
С ребенком с нарушенным слухом, как бы ни варьировались формы его воспитания и обучения, специально прово-
дитсяработа по развитию устной и письменной форм речи. В существующих методических рекомендациях описаны методы развития устной речи детей с нарушениями слуха в семье (Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова; Н.Д. Шматко,
Т.В. Пелымская и др. В организации обучения произношению особенно важны рекомендации сурдопедагога, так как это наиболее специфическая и сложная для родителей часть работы над речью.
Плохослышащие дети, с которыми рано начата работа в семье, как правило, к 3,5-4 годам овладевают техникой чтения. Овладение чтением знаменует важный этап в речевом развитии ребенка он получает новый способ познания окружающего мира, формирования представлений и знаний. В семье проводится систематическая работа по обучению Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье чтению, прежде всего направленная на овладение пониманием читаемого. Чтение и письмо формируются у детей с нарушенным слухом прежде всего как способ усвоения нового речевого материала. Они способствуют развитию познавательных интересов, стремлению посредством чтения расширить кругозор, овладеть новой информацией.
В результате систематической педагогической работы в семье должна быть сформирована психологическая готовность глухого или слабослышащего ребенка к школе, в структуре которой наряду с мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой важное место занимает речевая готовность. Понятие речевой готовности включает в себя разные аспекты это желание пользоваться речью в общении, это и большой словарный запаси овладение навыками диалогической, разговорной речи, а также элементами монологической (описанием, повествованием, сформиро- ванность навыков чтения и письма.
Организация в семье работы по развитию речи детей с нарушенным слухом, посещающих специальные дошкольные учреждения
Как отмечалось выше, в настоящее время большинство детей с нарушениями слуха посещают дошкольные учреждения, и работа в семье проводится под руководством сурдопедагогов. Сочетание работы по развитию речи в детском саду и семье позволяет сделать ее более эффективной. Сурдопедагоги постоянно информируют родителей об успехах и проблемах в воспитании и обучении ребенка, придавая важное значение характеристике его речевого развития. Родители получают рекомендации по проведению работы дома, содержание которых в значительной степени зависит от режима работы дошкольного учреждения (ежедневное, недельное, интернатное). Чаще всего это касается пребывания ребенка дома в выходные и праздничные дни, вовремя каникул и отпуска родителей
Раздел II Работа по развитию речи в семье проводится в разных направлениях. Это, во-первых, создание в семье слухо-рече-
вой среды, привлечение всех членов семьи к речевому общению с ребенком. Постоянное речевое общение с ним всех членов семьи создает мотивацию для овладения словами и выражениями. Важным условием развития речи ребенка является предъявление одинаковых требований к речи ребенка со стороны всех взрослых, идентичных тем, которые есть в детском саду. Взрослые не должны забывать о важности использования ребенком слуховых аппаратов в процессе речевого общения и занятий дома, следить за режимом усиления. Другое направление работы по развитию речи в семье — закрепление и расширение речевых умений и навыков, сформированных в детском саду. Эта работа связана с выполнением заданий сурдопедагога и воспитателей и сводится чаще всего к повторению и закреплению речевого материала, усвоенного на занятиях. Как правило, родители ведут специальные тетради и альбомы, в которые по заданию сурдопедагога подбирают или рисуют картинки по темами делают подписи к ним в виде слов, предложений, небольших текстов. Этот материал рассматривается с детьми, они прочитывают подписи или подбирают таблички, повторяют слова устно, а старшие дети записывают слова в тетради или словарики. Однако нередко, желая добиться повторения материала, родители сводят эту работу к дублированию занятий в детском саду, многократному повторению и заучиванию слови предложений, что не вызывает интереса у детей, а часто, наоборот, приводит к нежеланию заниматься дома.
Значительно больший интерес для ребенка представляет участие в бытовых делах дома, в которых принимают участие другие члены семьи. Необходимо стремиться к расширению сферы использования речевого материала в связи с привлечением разных видов деятельности, созданием ситуаций общения ребенка с детьми и взрослыми.
Например, вовремя приготовления обеда мама просит ребенка принести овощи, названия которых он усвоил вдет- ском саду принеси морковь, лук дать или поставить на Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье стол посуду положи ложки, поставь тарелки. Ситуации купания, стирки, приема пищи, сборов на прогулку — наиболее подходящие моменты для повторения и закрепления слови предложений, активизации их в разговорной речи. Каждый разв этих бытовых моментах создаются условия не только для повторения знакомых слови фраз, но и для введения новых оторвал, уронил, обрадовался, соскучился, разлил, рассыпал, испачкал. Реальная, наглядная ситуация позволяет лучше осознать значение слова, а чтобы оно не потерялось, его необходимо записать, предложить ребенку прочитать, использовать в необходимых ситуациях, а иногда и специально создавать их.
Наряду с рекомендациями по закреплению материала, предъявляемого детям на занятиях, целесообразно просить родителей знакомить ребенка с теми явлениями, наблюдения за которыми сложно организовать в условиях дошкольного учреждения. Посещение с мамой рынка, магазина, наблюдения за деятельностью людей, участие в некоторых действиях, например покупке продуктов, создает основу для обогащения словаря, включения слов в разговорную и повествовательную речь ребенка. Расширению представлений об окружающем способствуют посещения парикмахерской, аптеки, химчистки и других бытовых учреждений, находящихся недалеко от дома. Однако ситуативного введения слова или фразы недостаточно для их запоминания ребенком, поэтому вечером можно побеседовать с ребенком об увиденном, включив в беседу других членов семьи. Такую беседу можно дополнить рассматриванием картинок. Хорошим средством уточнения представлений ребенка об увиденном является рисование с обсуждением содержания рисунка, подготовкой подписей. Сначала подписи к рисункам из 1-2 предложений делают родители, старшие дошкольники способны сами подписывать свои рисунки после уточнения содержания подписей со взрослыми.
Важным средством эмоционального, познавательного и речевого развития ребенка с нарушенным слухом являются посещения зоопарка, театра, цирка и других культурных и развлекательных учреждений. Родителям необходимо за
Раздел II ранее планировать такие мероприятия, продумывая, что должно стать объектом внимания ребенка, какой речевой материал можно ему сообщить. Предварительно нужно рассказать ребенку, куда они пойдут, что будут делать. Вечером можно обсудить увиденное, уточнить значения слови выражений, записать и прочитать их, подобрать картинки. Результатом посещения и последующей беседы может стать подготовка книжки-самоделки, рисунки для которой готовит ребенок, а подписи к ним обсуждаются вместе со взрослым. Как правило, в старших группах в понедельник педагоги выделяют время для рассказов детей о событиях выходных дней. Они помогают рассказать о том, что было в выходные дни, задают уточняющие вопросы, вместе с детьми рассматривают рисунки ребенка, другие атрибуты ( билеты, программки, рекламные буклеты и др. В зависимости от уровня речевого развития одни дети могут показать рисунки и рассказать об их содержании, другие — прочитать подписи.
Педагоги должны поддерживать проведенную в семье работу по развитию речи, демонстрировать интерес к тому, что дети узнали и сделали дома. Поддержка и одобрение педагогами стремления детей рассказать о событиях выходных дней, даже если их высказывания и рассказы не всегда соответствуют программным требованиям, формируют у детей дополнительную мотивацию и желание познать новое.
Сурдопедагог и воспитатели, руководствуясь стремлением помочь родителям в организации работы в семье, организуют консультации, родительские конференции, дни открытых дверей, где демонстрируют виды работы по развитию речи, объясняют и уточняют требования к использованию разных форм речи в разных возрастных группах. Важной частью этой работы является популяризация опыта родителей по развитию речи детей в семье в процессе организации родительских конференций, на которых родители делятся своим опытом работы по речевому развитию детей, демонстрируют изготовленные ими пособия, дидактические игры, книжки-самоделки и др Глава 2. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье Вопросы и задания для самостоятельной работы ______________
1. Назовите образовательные учреждения, в которых организуется коррекционно-педагогическая помощь дошкольникам с нарушениями слуха.
2. Каковы условия проведения работы по развитию речи в детских садах компенсирующего вида, образовательных учреждениях Школа — детский сад
3. Определите контингент дошкольников с нарушениями слуха, воспитание и обучение которых может осуществляться совместно со слышащими детьми в массовых детских садах.
4. Как организуется работа по речевому развитию детей в условиях сурдологических кабинетов, центров, групп кратковременного пребывания
5. Определите варианты семейного воспитания ребенка с нарушенным слухом.
6. Определите основные направления работы по развитию речи детей младенческого возраста с нарушениями слуха в семье.
7. Каково содержание и методические приемы развития речи плохослышащих детей раннего возраста в семье
8. Как организуется работа по речевому развитию детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, не посещающими дошкольные учреждения
9. Назовите формы и приемы работы по развитию речи в семье детей с нарушениями слуха, посещающими дошкольные учреждения. Литература
1. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни Методическое пособие / Сост. ГА. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. — М, 2001.
2. Дошкольное воспитание аномальных детей. Книга для учителя и воспитателя / Под ред. Л.П. Носковой. — М, 1993.
135
Раздел II ____________________________________________
3. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. — Иваново, 1996.
4. Корсунская БД. Воспитание глухого дошкольника в семье. М, 1970.
5. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. — М, 1991.
6. Педагогическая помощь детям с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах Инструктивно-методическое письмо М, 1990.
7. Черкасова ЕЛ. Минимальные нарушения слуха у детей с речевой патологией // Дефектология. — 2000. — М 3.
8. Шматко НД. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение // Дефектология. — 1999. — № 1, 2.
9. Шматко НД., Пелымская Т.В. Если малышне слышит. М, 1995, 2003.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ
Деятелъностный принцип отражает основную направленность коммуникативной системы обучения языку и предполагает развитие речи в тесной связи со всеми видами детской деятельности (С.А. Зыков. Деятельность в собственном смысле — это предметная деятельность, это практика (С.Л. Рубинштейн). Из психологии известно, что деятельность и сознание образуют органическое целое — не тождество, но единство. Разум человека является не только предпосылкой практической предметной деятельности, которой человек преобразовывает мир он также ее продукт.
Психическое развитие ребенка дошкольного возраста тесно связано с разными видами деятельности игрой, рисованием, конструированием, различными видами труда, ознакомлением с окружающими др. Познавательная деятельность, как и обслуживающая ее речь, зарождается и развивается сначала как сторона, аспект практической деятельности. Она первоначально вплетена в практическую деятельность, а затем из нее выделяется. Речью, родным языком человек первоначально овладевает, не учась ему специально, а пользуясь им в общении, в деятельности. Входе этой деятельности достигается овладение речью, научение, но оно выступает в ней не как цель, а как результат деятельности, непосредственно направленной на иные цели. Таким образом, сама речь выступает как входящая в теоретическую деятельность — особая, речевая деятельность
Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. — М, 1989. — Т. 1. — С. 206.
2 Там же. С. Глава 1. Развитие речи в разных видах деятельности детей
Необходимо помнить о том, что в дошкольном возрасте речевая деятельность обслуживает разные виды детской деятельности, и с учетом этого положения организовывать педагогическую работу по развитию речи детей с нарушениями слуха. В детском саду вовремя различных режимных моментов, на занятиях ив свободной деятельности детей учат действовать с предметами, игрушками. Практическая деятельность помогает осознать реальные неязыковые отношения между предметами, понять их функции и свойства. Условия деятельности делают мотивированными усвоение сообщений взрослых, комментирующих ее, подражание речи взрослых также становится осмысленным. Коллективный характер большинства видов детской деятельности способствует возникновению желания обменяться впечатлениями, спросить, узнать, попросить что-либо. Таким образом, развитие разных видов детской деятельности является одним из важнейших условий речевого развития дошкольников с нарушенным слухом.
Развитие речи в быту
Большая часть времени в дошкольных учреждениях отводится на проведение режимных моментов. Примерно 7 часов в течение дня занимают такие бытовые процессы, как подъем детей после сна, утренняя гимнастика, завтрак, обед, полдник, ужин, прогулки, подготовка ко сну и др. Условия непосредственного общения детей с воспитателями, которые создаются при этом, наиболее полно способствуют усвоению норм поведения, формированию простейших трудовых умений и навыков самообслуживания, расширению представлений детей об окружающем. Бытовые ситуации, в которых систематически оказывается ребенок, становятся основой для создания чувственной базы речи. Здесь знакомство со словом, включение его в разные коммуникативные конструкции происходит одновременно с выполнением действий, исследованием реальных предметов, которыми он многократно пользуется, таким образом познавая их свойства, сферу употребления. Обучая ребенка умываться, есть
Раздел III одеваться, взрослые одновременно сообщают ему слова и выражения, которые необходимы для общения в данных ситуациях.
При правильно организованной работе воспитателя все ситуации, связанные с выполнением режима дня, могут быть основой для знакомства со словом, обогащения икон- кретизации его значения, включения в активную речь детей еще до проведения различных занятий, в том числе и по развитию речи, где данный речевой материал предъявляется в другой логике и последовательности.
Организовывая детский коллектив в различных бытовых ситуациях, воспитатели пользуются устной речью, сообщая детям слова, обозначающие названия необходимых предметов, их свойств и качеств, комментируя выполняемые действия, оценивая поступки и действия детей. Из общего речевого потока выделяются отдельные слова, поручения, вопросы, которые отражают содержание данного режимного момента, и детям необходимо их запомнить. Этот речевой материал предъявляется ив письменной форме в более ограниченном объеме. Количество слови фраз в письменном виде не должно быть велико, чтобы искусственно не удлинялось время, отведенное на режимные мо- менты.
Отбор речевого материала, предъявляемого в быту, воспитатель осуществляет заранее вместе с сурдопедагогом на основе общего словаря к программе. Этот материал фиксируется на табличках. В помещениях группы, где дети раздеваются, умываются, спят, обедают, располагаются наборные полотна, в которых хранятся таблички с необходимыми походу данного процесса словами, поручениями, сообщениями, вопросами. По мере усвоения слови выражений они заменяются на новые. Речевой материал, представленный в письменном виде, должен быть прочитан.
Для старших глухих дошкольников, владеющих устно- дактильной формой речи, речевой материал, необходимый для усвоения в быту, может сообщаться и уточняться уст-
но-дактилъно. По мере его усвоения он может предлагаться воспитателем устно и воспроизводиться детьми также в устой форме.
140
Глава 1. Развитие речи в разных видах деятельности детей
При отборе речевого материала, планировании способов его предъявления воспитатель руководствуется рекомендациями сурдопедагога, в основу которых положены требования программы по развитию речи.
Отбор речевого материала тесно связан с ситуацией его использования, т. кв различных бытовых моментах он предъявляется ситуативно. Воспитатель не стремится добиться полного усвоения слови выражений сразу. Регулярность использования одних и тех же фраз и слов в тех же ситуациях будет способствовать лучшему запоминанию их детьми, пониманию в структуре различных высказываний. В дальнейшем уровень усвоения этого материала будет повышаться за счет его использования на занятиях по разным видам деятельности, в процессе ознакомления с окружающим, на специальных занятиях по развитию речи. Иногда наблюдаемое в практике искусственное деление словаря на воспитательский и педагогический неправомерно, так как заранее ограничивается сфера использования речевого материала. При правильном подходе одни и те же слова и выражения необходимо использовать ив быту, и на разных
занятиях.
Учитывая содержание деятельности детей, воспитатели намечают и методические приемы раскрытия значений слов, стремясь обеспечить формирование точных наглядных представлений, стоящих за словом. Вводя новое слово, педагог предлагает детям рассмотреть предмет, по возможности потрогать, демонстрирует способ его использования. Так, знакомя младших дошкольников с полотенцем в процессе умывания, воспитатель покажет его, назовет это полотенце, развернет вовсю длину, предложит детям потрогать и почувствовать его мягкость, затем покажет, как правильно пользоваться полотенцем. После этого детям будет предложено взять и рассмотреть свои полотенца, вытереть руки. Табличка со словом полотенце прочитывается воспитателем вместе с детьми и располагается рядом с соответствующим предметом. В соответствии с необходимостью использования данного предмета гигиены и общением с детьми в связи сданным режимным моментом воспитатель вдаль- нейшем использует разные по характеру коммуникативные
Раздел I I I высказывания со словом полотенце (возьми полотенце, где полотенце, полотенце упало. Введение этих фраз тесно связывается с ситуацией, где их использование уместно и необходимо. Последовательность введения фраз, их лексическая наполняемость зависят от этапа обучения, возраста и уровня речевого развития дошкольников.
Характеризуя речевой материал, который может быть введен при проведении режимных моментов, следует отметить, что он должен быть актуальным для общения детей со взрослыми и между собой, соответствовать задачам проведения соответствующего режимного процесса
— включать разные коммуникативные конструкции (поручения, сообщения, вопросы, отрицания, в состав которых входят разные грамматические категории (существительные, глаголы, прилагательные, наречия и др) в зависимости от ситуации общения
— быть обеспечен повторяемостью в различных ситуациях общения. Как правило, воспитатели работают с одной группой детей в течение всего периода обучения или нескольких лет. Осуществляя вместе с сурдопедагогом речевое развитие воспитанников группы, воспитатель на каждом последующем этапе работы с детьми расширяет объем материала, используемого в быту, обогащает лексический состав играм- матическую сложность высказываний. Речевое оформление одной и той же ситуации с детьми разных лет обучения выглядит по-разному. Например, вовремя сборов на прогулку с детьми младшей группы воспитатель использует следующие слова и выражения Пойдем гулять. Будем одеваться. Сядьте. Наденьте кофту (штаны, сапоги, шапку, куртку. Возьмите варежки. Алеша, ты надел шапку неправильно. Сними. Я помогу. Молодцы, оделись быстро. Идите гу-

лять.
В старшей группе речевое оформление этой же ситуации выглядит по-другому: Сегодня пойдем на прогулку в парк. Нужно одеваться быстро. Наденьте сапоги. Алеша, непра-
142

Глава 1. Развитие речи в разных видах деятельности детей
вильно. Ты перепутал сапоги. Таня, где твоя шапка Марина — молодец, оделась первая. Дима, застегни киртки. У тебя оторвана пуговииа. Вечером пришьем пуговицу, я тебе помогу. Все оделись?
В бытовой деятельности используются слова, в значениях которых может быть отражена различная степень обобщения. В одних случаях это слова с конкретными значениями рубашка, туфли, ешь, не плачь, в других — с более высокой степенью обобщения работать, умываться, одеваться, одежда, вещи. Раскрывая значения слов с высоким уровнем обобщения, необходимо показывать те конкретные действия, которые обобщены в данном слове. Например, предъявляя детям инструкцию умывайтесь, воспитатель демонстрирует ряд действий открыть воду, взять мыло, намылить руки, сполоснуть руки, намылить лицо и т. д. Вначале все действия обобщаются одним словом умываться, затем, на последующих годах обучения, значение слова конкретизируется детям сообщаются названия конкретных действий. Также, например, постепенно раскрывается обобщающее значение глагола работает. В младшей группе сего помощью обозначаются многие профессии и действия варит, строит, убирает. С детьми старшего возраста, наблюдая за действиями няни, повара, дворника, воспитатель конкретизирует их Няня работает. Она моет пол».
Однако только часть слови фраз, с которыми знакомятся дети в течение выполнения режимных мероприятий, может быть запрограммирована заранее. В процессе нерегла-
ментированного общения при проведении различных режимных моментов постоянно создаются условия, когда походу деятельности можно и целесообразно ввести новые слова и выражения, обогащающие разговорную речь детей хочу пить, устал, потерял, забыл, обидел, ударили др. Чаще всего эти слова вводятся в непреднамеренных ситуациях, которые не могут быть учтены заранее. Используя сложившуюся конкретную ситуацию, воспитатель вводит новое слово. Например, придя с прогулки, дети увидели заплаканную няню. Они хотели выяснить у воспитательницы, что случилось. Она пояснила, что тетя Катя расстроена, у нее
Раздел III заболела дочка. Слово расстроена было записано, прочитано детьми, повторялось в соответствующих ситуациях. Так оно вошло в словарь детей сначала на уровне понимания в определенной ситуации, а затем ив активную речь. В другой ситуации в словарь детей средней группы было введено слово дерутся. Девочка за руку подвела воспитательницу кокну и жестами показала, что на улице дерутся двое мальчишек. Дети очень заинтересованно с помощью выразительной мимики и жестов обсуждали и имитировали их действия. В этой ситуации значение слова дерутся, сообщенное воспитательницей в устной и письменной форме, было адекватно понято детьми.
В другой раз предметом внимания детей на прогулке стала красивая птица. Воспитатель, наблюдая с детьми за действиями птицы, назвал ее Эта птица называется сорока. Сорока клюет хлеб. Следует заметить, что необычные ситуации и события, воздействующие на эмоциональную сферу детей, способствуют лучшему усвоению и быстрому запоминанию слови выражений, связанных сними. Предъявляя в таких непредусмотренных условиях новые слова и выражения, воспитатель следит, чтобы они не потерялись и не сгладились из памяти детей, предусматривает их повторение в других условиях рассматривая картинки и читая подписи и тексты к ним, делая и подписывая рисунки.
В быту воспитатель не только вводит новые слова, необходимые для обеспечения различных речевых ситуаций, но и формирует у детей представления о речевом этикете. Он в реальных бытовых ситуациях демонстрирует детям, как нужно поздороваться, попрощаться, извиниться, поблагодарить. Тетя пришла привет. Воспитатель произносит слово, демонстрирует табличку и использует соответствующий жест) Однако недостаточно только дать детям образец, необходимо постоянно учить их речевому общению с незнакомыми и знакомыми людьми. Вначале дети делают это по напоминанию взрослого скажи привет, поздоровайтесь, а затем дети начнут соблюдать эти нормы по собственной инициативе.
Организовывая бытовую деятельность детей, воспитатель в первую очередь направляет внимание на обеспечение
144
Глава 1. Развитие речи в разных видах деятельности детей режима дня, формирование навыков самообслуживания, норм поведения и взаимодействия детей. Речь же используется в связи с организацией деятельности и подчиняется ей. Поэтому в процессе организации режима не следует заниматься многократным повторением слови фраз например, вовремя обеда отвлекать детей просьбами назвать блюда, вовремя сборов на прогулку — повторением названий одежды. Речевой материал, используемый в различных бытовых ситуациях, не доводится здесь до уровня отработки, это первичный этап работы над ним, дальнейшее его усвоение будет обеспечиваться на занятиях по различным видам деятельности, развитию речи, в процессе ознакомления с окружающим.
Речевое развитие детей в разных видах деятельности игровой, изобразительной, конструктивной и др.)
Работа по развитию речи тесно взаимосвязана с играми, изобразительной деятельностью, трудом, физическими музыкальным воспитанием, формированием элементарных математических представлений. Каждый вид деятельности имеет присущие ему задачи, в соответствии сними решаются и вопросы речевого развития детей с нарушениями слуха.
Если в быту речевой материал может быть усвоен, хотя и непреднамеренно, за счет многократного повторения, на занятиях по видам деятельности он в большей степени регламентирован и усваивается в тематической логике. Речевой материал приобретает тематическую общность. На этих занятиях или в свободное время задачи, связанные сформированием тех или иных умений и навыков, играют ведущую роль, задачи речевого развития подчиняются ими находятся на втором плане.
Особое место в жизни дошкольника занимает игра. Входе сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр создаются благоприятные условия для развития и активизации
Раздел III речи детей, формирования их речевого общения. По мнению ГЛ. Выгодской, игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны. Она отмечает, что в игре происходит развитие значений и функций слова перенос действий, осуществляемый в игре, служит генетической основой переноса словесного значения. Расширение и обогащение смысловой стороны речи способствует повышению регулирующей роли слова в игре. В качестве определяющего фактора развития речи в игре рассматривается организация общения взрослых с детьми и детей между собой входе деятельности. Детям первых лет обучения, у которых навыки речевого общения еще только начинают формироваться, воспитатель помогает, подсказывая нужное слово, побуждая повторить егоза ним так, как может ребенок. Старшие дети, участвуя в коллективных играх, испытывают необходимость договориться о распределении ролей, выполняемых действиях, используемых игрушках и предметах-замести- телях.
Значительную роль в развитии детей играют различные виды изобразительной деятельности, которая служит средством сенсорного воспитания, формирования представлений об окружающем мире, эмоционально-эстетического воздействия. Значительными возможностями располагает этот вид деятельности в плане обогащения речевого развития детей с недостатками слуха в процессе обследования предметов дети знакомятся сих названиями, и определением таких свойств, как цвет, форма, величина, пространственное расположение частей узнают названия инструментов и материалов, приемов обследования предметов и техники рисования. Словесное общение, разворачивающееся в процессе выполнения коллективных работ или обсуждения рисунков и поделок, включает разнообразные по коммуникативной направленности высказывания вопросы, сообщения, просьбы, отчеты, оценку действий детей и их работ.
1
Выгодская ГЛ. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. — МС. Там же Глава 1. Развитие речи в разных видах деятельности детей
В процессе умственного развития ребенка особая роль принадлежит занятиям по формированию элементарных математических представлений. Усвоение количественных, временных, пространственных представлений, формирование измерительных навыков предполагает и овладение соответствующей терминологией.
Особое значение в процессе усвоения математического материала детьми с нарушениями слуха имеет сформиро- ванность значений слов больше, меньше насколько, столько же, сложи и др.
Занятия по музыкальному воспитанию имеют важное значение для формирования ритмико-интонационной стороны речи, развития голоса. В процессе музыкального воспитания происходит обогащение словаря детей специальными терминами и выражениями, что способствует словесному общению в процессе музыкально-ритмической деятельности.
Другие виды занятий воспитателей или организация свободной деятельности детей, в процессе которых осуществляется трудовое воспитание, физическое развитие, также весьма значимы для речевого развития дошкольников сна- рушенным слухом.
Речевой материал, используемый в процессе организации игр, труда, изобразительной деятельности и конструирования, физического и музыкального воспитания, формирования математических представлений можно условно разделить натри группы.
К первой группе относятся слова и фразы, специфические для данной деятельности, так называемый терминологический речевой материал.
Во вторую группу включается речевой материал, отражающий тематику сюжетно-ролевых, дидактических или подвижных игр, рисования, лепки, трудовой деятельности. Часть этого речевого материала может быть знакома детям по различным бытовым ситуациям, экскурсиям, в связи с рассматриванием картинок и др.
Речевой материал третьей группы представляет слова и фразы, связанные с организацией общения детей со взрослыми между собой походу деятельности
Раздел III При отборе речевого материала к занятиям по разным видам деятельности воспитатель должен учитывать наличие этих трех групп.
Рассмотрим отбор и содержание материала каждой из указанных групп. Любой вид деятельности связан с использованием специфических слови выражений, которые в других видах деятельности не встречаются. Это названия объектов, действий, признаков предметов. Например, в процессе изобразительной деятельности это названия материалов, орудий и инструментов, производимых действий бумага, карандаш, фломастер, кисточка, рисовать, лепить, наклеить, закрашивать, заштриховать, обведи, ощупай названия цветов, геометрических форм, величин, пространственного расположения предметов. На занятиях по физическому воспитанию это слова-названия действий, спортивных снарядов и атрибутов прыгать, бросать, ловить, шагать, обруч, лестница, колонна и др. Так как этот речевой материал используется в русле данного вида деятельности, необходимо обеспечить его усвоение на этих занятиях. Поэтому воспитатель заранее отбирает необходимый речевой материал из словаря, указанного к программе данного раздела. Для лучшего запоминания эти слова и фразы заранее пишутся на табличках или фиксируются на доске. Они предъявляются устно и прочитываются устно со слабослы- шащими детьми или устно-дактильно с глухими детьми, начиная со средней группы.
Педагоги заранее определяют способы раскрытия значения слов это может быть показ предмета кисточка, демонстрация действия заштриховать, примакивать; подпрыгнуть, кувыркаться, свойств пластилин мягкий, дидактические игры («катитсяне катится, выполнение совместных с ребенком действий купать куклу) и др. Важное значение имеет правильность показа предмета, демонстрации его свойств, выполняемых действий. Необходимо, чтобы дети хорошо видели предмета в процессе восприятия использовать и другие способы обследования, привлекая двигательное, тактиль- но-двигательное восприятие, вибрационную чувствитель- ность.
Глава 1. Развитие речи в разных видах деятельности детей
Слова, сообщаемые воспитателем в связи с определенным видом деятельности, включаются во фразы, необходимые для общения детей и педагога возьмите кисточки, закрасьте шар. Нельзя сводить работу по развитию речи только к предъявлению специальных слови выражений, чаще всего обозначающих названия предметов и игрушек. Важное значение должно придаваться накоплению глагольного словаря, т. кон важен для обеспечения общения с детьми и является основой диалога.
Воспитатель уточняет и активизирует в речи детей речевой материал, связанный с темой занятия. Например, при проведении игры Больница дети уточняют значения слови фраз заболела, лечит, врач дал лекарство, укол, шприц, вата, выздоровела, рада и др. Этот материал уже может быть знаком по другим занятиям (ознакомлению с окружающим, развитию речи, в процессе игры значения слов конкретизируются, уточняются, вводятся в речь детей в новом контексте.
Также заранее планируется материал, необходимый для организации общения с детьми походу деятельности. Сюда включаются слова и фразы, связанные с организацией детей Сядьте, смотрите на меня, кого нет Где Таня Что будем делать Посмотрите, что у меня, будем рисовать. Таня, раздай карандаши. Алеша, попроси карандаш. Скажи дай. Как нарисовала Оля. Помимо фраз, необходимых для общения детей со взрослым, планируются и фразы для общения детей между собой Спроси у Кати. Помоги Алеше. Их количество должно увеличиваться с каждым последующим годом обучения.
Например, к занятию по рисованию в младшей группе по теме Яблоко рисование с натуры) воспитатель может подобрать следующий речевой материал в соответствии с указанными группами:
Будем рисовать яблоко. Посмотри, обведи.
Это яблоко. Яблоко круглое. Яблоко желтое. Есть ямка. Есть хвостик.
Раздай карандаши. Попроси карандашу Тани. Возьмите желтые карандаши. Рисуйте 149
Раздел Смотри внимательно. Аккуратно. Что ты нарисовал Как нарисовала Катя Молодец.
На разных занятиях воспитателя речевой материал включает фразы одинаковой структуры, которые являются общими для различных видов деятельности и могут широко использоваться в свободной деятельности детей. Такие выражения, как Что ты хочешь делать Во что ты хочешь играть Что ты хочешь рисовать (лепить, строить Хочу не хочу, (не) нравится, устал, усваиваются детьми ив быту, и на разных занятиях.
Помимо заранее предусмотренных воспитателем к занятию слови фраз должна использоваться возникающая у детей потребность в новых словах. Так, например, вовремя рисования по теме Праздник ребенок хочет нарисовать салют, воспитатель вводит нужное для понимания сюжета рисунка слово. С целью активизации речи детей можно и преднамеренно создавать ситуации, ставя ребенка перед необходимостью назвать предмет, обратиться к взрослому. Например, воспитатель случайно не поставил на одну из парт вовремя рисования красками баночку с водой. В ответ на жесты и выразительную мимику ребенка взрослый сообщает Я забыла, помогает ребенку сказать У меня нет воды, дай воду.
Такие виды деятельности ребенка, как сюжетно-роле-
вые и подвижные игры, все виды изобразительной деятельности тесно связаны сформированием символизации и предполагают высокий уровень развития представлений, воображения, мышления. Символический характер этих видов деятельности связан сформированием умения переименовывать в игре предметы, называя их по-другому кубик называть утюгом, пустую коробку — телевизором, обозначать словом воображаемые, символические действия, передаваемые с помощью условных движений (перенос тяжелых вещей в игре Новоселье и др. Поэтому специалисты в области игровой и изобразительной деятельности
(А.А. Венгер, ГЛ. Выгодская) особое внимание обращают на формирование у детей конкретных, точных представлений о предметах и явлениях, которые будут замещаться в игре или изображаться в рисовании. Например, введение в
150
Глава 1. Развитие речи в разных видах деятельности детей
игру названий предметов-заместителей возможно лишь при наличии полных и точных представлений о замещаемом предмете, его назначении и свойствах. В противном случае не исключена опасность накопления слов с неполноценным, неточным значением. Это же условие относится и к переименованию воображаемых предметов если ребенок не представляет реально, что такое тяжелая сумка, нецелесообразно демонстрировать воображаемую тяжелую сумку и обозначать ее соответствующим словосочетанием.
Такие же требования относятся и к изобразительной деятельности необходимость формирования точных представлений лежит в основе изображения по словесной инструкции, а особенно они важны в процессе рисования, лепки, конструирования по представлению. Это двусторонний процесс с одной стороны, лучшее усвоение значения слова будет способствовать более точной передаче свойств предметов или явлений в рисунке, с другой — рисование с использованием инструкций, описаний, текстов является средством контроля затем, что стоит у ребенка за словом.
В процессе обучения играм, рисованию и другим видам изобразительной деятельности, труду, входе физического и музыкального воспитания нужно учить детей пользоваться разговорной речью, помогать им вести простые диалоги, договариваться друг с другом, выражать желания и просьбы.
Объем, содержание и структура используемого речевого материала в значительной степени зависят от этапа обучения, умений и навыков деятельности. Сложность и характер речевых конструкций определяются требованиями программы по развитию речи. Воспитатель вместе с сурдопедагогом, учитывая требования программы по развитию речи, определяют, когда дети могут только отвечать на вопросы воспитателя походу деятельности, а когда сами формулировать просьбы, задавать вопросы, отчитываться о выполненной работе, планировать дальнейшие действия. Однако введение более высоких требований к речи детей не должно происходить в ущерб деятельности ребенка, вводиться формально на фоне низкого уровня игры, рисования, труда. Нельзя постоянно прерывать игры, рисование или кон
Раздел струирование детей вопросами, требованиями назватьинст- рументы или игрушки, сообщить о выполненном. Так, длительное уточнение речевых инструкций, объяснений вовремя занятий по физическому воспитанию снижает моторную плотность занятий, негативно влияет на решение оздоровительных и коррекционных задач.
На каждом последующем этапе развиваются сюжеты игр, конструирования, рисования, что диктует необходимость обогащения словаря и навыков словесного общения. Если своевременно речевой материал не будет вводиться входе деятельности, то и уровень игры, рисования, конструирования будет оставаться низким, не соответствовать программным требованиям.
В ходе игр, изобразительной деятельности, выполнения трудовых действий дети должны уметь называть используемые предметы и игрушки, выполняемые и выполненные действия, уметь ответить на вопросы. В изобразительной деятельности это Что ты будешь рисовать (строить, лепить Какое яблоко (груша, матрешка, машина) по цвету (форме, величине Какого цвета карандаши нужны Что ты нарисовал Какой рисунок у Кати и др. В игре это речевые конструкции Во что ты хочешь играть С кем ты хочешь играть Кем ты хочешь быть Какая у тебя роль Что нужно для игры в. ? Что делает милиционер?
В зависимости от категории детей и этапа обучения речевой материал сообщается в устной, письменной и устно-дак- тильной форме. Отдельные хорошо знакомые слова и выражения могут предъявляться на слух. Важно обеспечить понимание предлагаемых слови фраз, использование их в процессе действий детей.
Предъявляемый речевой материал должен способствовать осмыслению и развитию детской деятельности. Однако необходимо помнить, что, несмотря на большую значимость работы по речевому развитию в разных видах деятельности, ей не должны подчиняться все стороны игры, рисования, физического воспитания. В таком случае игра или рисование теряет для детей свою привлекательность превращаясь в занятия по развитию речи, и гаснет эмоциональный настрой ребенка.
Глава 1. Развитие речи в разных видах деятельности детей
Речевой материал, относящийся к различным видам деятельности, не всегда относится только к сфере житейских понятий, отражающих бытовую сферу жизни. Часть формируемых понятий имеет научный характер, так как они связаны с определенной сферой научных знаний. Сформированные в детском саду понятия и представления и соответствующие слова и выражения являются пропедевтическими по отношению к содержанию школьных знаний. Например, математическая терминология, усвоенная детьми в дошкольный период, будет использоваться на уроках ма- тематики.
Таким образом, разные виды деятельности детей, будучи организованы в виде занятий или в свободном виде, формируются и развиваются в тесной связи с речью детей, что способствует формированию ее смысловой стороны, овладению навыками речевого общения. Значение деятельности воспитателя по введению нового речевого материала, активизации его в разнообразных условиях общения очень велико, так как в этих условиях может быть обеспечено первичное усвоение детьми речевого материала еще до того, как он станет предметом внимания сурдопедагога на занятиях по развитию речи.
Развитие речи
в процессе ознакомления
с окружающим миром
Задачами ознакомления с окружающим являются формирование представлений об окружающих предметах, их свойствах и сфере их использования, уточнение знаний детей о жизни взрослых и детей, их взаимоотношениях воспитание навыков социально-бытовой ориентировки, усвоение норм и правил поведения в быту и общественных местах развитие интереса и формирование представлений о явлениях природы. Познание предметного мира ребенком дошкольного возраста с нарушенным слухом происходит на основе чувственного познания. Путем наблюдений за действиями взрослых и собственных действий с предметами
153
Раздел III их рассматривания, в некоторых случаях и привлечения других анализаторов (осязания, обоняния) дети запоминают их свойства, качества, назначение, учатся адекватно использовать в необходимых ситуациях. Привлечение внимания ребенка к различным объектам, накопление опыта действий сними, формирование интереса к познанию окружающего мира являются важными условиями познавательного и социального развития плохослышащего ребенка. Предметная деятельность ребенка, которая является ведущей в раннем детстве, ау дошкольников с нарушениями слуха играет важную роль в плане формирования наглядной, чувственной основы речи.
Действия с предметами из различных тематических групп, связанных с условиями жизни детей и взрослых, интерес к растениями животным, особенностям существования людей — все это создает основу для усвоения речевого материала, формирует мотивацию словесного общения. Для слышащего ребенка познание окружающего, накопление представлений в виде чувственных образов тесно связаны с развитием речи. Однако формирующиеся спонтанно, без специального руководства представления об окружающем мире у глухих и слабослышащих дошкольников оказываются неполными, фрагментарными. Поэтому в программах воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха раздел Ознакомление с окружающим миром выделен как самостоятельный, направленный на формирование, обогащение и уточнение представлений о разных сферах жизни. Именно поэтому процесс ознакомления с окружающим не может полностью подчиняться задачам формирования речи, он опережает речевое развитие детей с нарушенным слухом, стимулирует его.
Последовательная и систематическая работа по ознакомлению с окружающим тесно взаимосвязана с фиксацией наблюдений в речи, организацией речевого общения в связи с изучаемыми явлениями. Действия с предметами, познание их свойств, строения, назначения, совершаемые в практическом плане в процессе знакомства с реальными или игрушечными предметами, их изображениями на картинках, использованием в играх, продуктивной деятельности детей
154
Глава 1. Развитие речи в разных видах деятельности детей
(рисовании, конструировании, труде) предусматривает использование необходимого речевого материала. В условиях знакомства с окружающим введение слови речевых конструкций базируется на широком привлечении разнообразного дидактического материала, результатах наблюдений и экскурсий, собственных предметных действиях детей.
Так как тематика занятий по ознакомлению с окружающими развитию речи совпадает, воспитателю необходимо подбирать речевой материал из общего словаря к программе. Объем речевого материала, форма его предъявления регулируются программными требованиями. Речевой материал используется в зависимости от необходимости воспитатель называет предметы и их свойства в процессе демонстрации, характеризуя их назначение и функции, вводит новые слова, обеспечивая понимание значения в тесной связи с познанием явлений. Однако в процессе знакомства с разнообразными явлениями слова или словосочетания выступают как средство закрепления вновь формирующихся представлений в речевом плане. Поэтому сначала важно обеспечить предметную отнесенность слова, те. установить связь между предметом и словом. По мере расширения опыта действий сданными объектами формируется обобщающая функция слова. Например, воспитатель на прогулке знакомит детей с жуком, они наблюдают за его перемещением. В процессе наблюдений вводится слово жука затем и фраза жук ползет. В процессе наблюдений за другими насекомыми значение слова ползет будет содержать более высокий уровень обобщения.
В качестве методических приемов введения новых слови их усвоения в процессе ознакомления с окружающим используются следующие наблюдения, демонстрация предметов, действий, свойств, качеств практические действия с предметами, дидактические игры и игровые приемы беседы, описания, рассказывание, использование естественных ситуаций создание преднамеренных ситуаций.
Проводя работу по речевому развитию детей в процессе ознакомления с окружающим, воспитатель обеспечивает введение слови выражений в связи с необходимостью фор-
155
Раздел III мирования представлений о предметах и явлениях окружающей жизни. Однако он не занимается длительной отработкой, заучиванием слов, проговариванием с каждым ребенком. Объектом его внимания являются объекты действительности, а неречевые средства. В процессе предметных, игровых действий, рисования, лепки, подготовки лото и альбомов воспитатели формируют интерес к действительности, стремление к действиям с разнообразными объектами. Слова и выражения, данные воспитателем в связи с ознакомлением с окружающим, будут предметом специальной отработки на занятиях по развитию речи, где этот материал будет систематизироваться и отрабатываться сточки зрения значения и формы, использоваться в разных видах речевой деятельности (слухо-зрительное восприятие, говорение, чтение, работа с разрезной азбукой, письмо, дактили- рование), употребляться в разных коммуникативных высказываниях.
ОСОБЕННОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ
ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Органическое нарушение слуховой функции, согласно взглядам Л.С. Выготского, реализуется как социальная ненормальность поведения. Данная оценка глухоты и тяжелой тугоухости подтверждена многочисленными исследованиями дефектологов. Увеличение и усложнение отклонений в системном качестве личности не слышащего ребенка без специального коррекционно-педагогического воздействия — факт вполне очевидный. Конечно, определенные сдвиги в психическом развитии детей с нарушениями слуха происходят и вне систематического специального обучения, просто в благополучных условиях воспитания. Однако педагогическая запущенность ив этом случае фактически неиз- бежна.
Тормозящее влияние на все стороны познавательной деятельности глухого и слабослышащего ребенка оказывает отсутствие речи или её глубокое недоразвитие, начиная с первых лет жизни. Из этого следует, что дети с недостатками слуха нуждаются с самого начала в интенсивной и долговременной коррекционно-педагогической помощи.

Установлено, что всему, чем овладевает слышащий ребенок в дошкольном возрасте, необходимо специально обучать и детей с нарушенным слухом, так как процесс спонтанного развития здесь оказывается абсолютно недостаточными своеобразным.
Стержневым образованием, позволяющим сблизить линии естественного и культурного развития, обеспечить слияние действий биологических и социальных факторов, что свойственно норме, является словесная речь. Её интегрирующая и стимулирующая роль в функционировании всех пси

Раздел
хических процессов убедительно доказана в исследованиях психологов и педагогов. Поэтому во главу угла многоплановой и разносторонней коррекционно-развивающей работы с глухими и слабослышащими дошкольниками поставлена система формирования вербального языка как универсального знакового кода в процессах освоения человеком окружающей действительности. Таким образом, выраженный логоцентризм, те. признание словесной речи как цели, средства, условия полноценного развития, выступает в качестве главной отличительной черты сложившейся сурдопедагоги- ческой системы.
Работа по речевому развитию детей — центральное звено всей коррекционно-воспитательной работы в дошкольных группах для глухих и слабослышащих. Речевыми средствами пронизаны все разделы специальной программы воспи- тательно-образовательной работы с этой категорией детей. Взаимосвязь всех разделов и направлений работы в дошкольном учреждении осуществляется через предусмотренный программой речевой материал.
Эффективность процесса речевого развития и качество овладения знаниями и умениями по разным видам деятельности в конечном счете напрямую зависят от адекватных содержанию способов введения словарного и фразового материала в каждую деятельностную структуру.
Распределение общего программного речевого материала по разным разделам программы и вариантность требований к применению слови фраз в изменяющихся условиях жизнедеятельности ребенка в течение целого периода бодрствования обеспечивают большую плотность процессов общения и частотность повторения речевых единиц. Это способствует складыванию механизмов непроизвольного запоминания речевых средств и приближает путь специального обучения к естественному ходу речевого развития, хотя по существу сам намеченный путь является запланированным, искусственным.
Такой подход к отработке речевого материала с детьми широким потоком — С.А. Зыков) нормализует весь процесс общего и речевого развития детей, избавляет их от насильственного заучивания словесных средств, поочередной

Глава 2. Особенности организации и содержания занятий
____________________________________________ по развитию речи
и изолированной работы то над звуковым составом, то над лексическими или грамматическими обобщениями.
Свободная деятельность детей, реальные ситуации общения и организованные тематические занятия по видам деятельности, а затем занятия по развитию речи должны по степени проработанности словесных средств находиться в иерархической соподчиненности. Это значит, что в одних условиях готовый речевой материал обслуживает, организует, координирует, планирует, означивает какие-то практические действия, помогает решить конкретные задачи игровой, изобразительной, элементарной трудовой деятельности, обеспечить коммуникативную связь между партнерами. Здесь языковые средства являются ситуативными, подходящими к данному случаю и очень приближенно воспроизведенными детьми. В других случаях именно речь является предметом разносторонней проработки, выступает как вид особой речевой деятельности, ив поле зрения попадает сама материя языка (звуковая, двигательная, графическая. Последний вариант касается занятий по развитию речи, где, как видим, происходит уже не первичное ознакомление со словами и фразами, ас теми, которые уже прошли предварительные ступени сих ознакомлением и применением.
Этим намечается путь постепенного развития обобщений, от простого знака к его уточняемому языковому значению, путь не бесконечного накопления словесного материала, а планомерного формирования понятийных категорий. Разработанный таким образом методический подход не следует понимать как попытку разгрузить занятия по развитию речи от избыточного речевого материала и перенести часть задач учителя-дефектолога на воспитателя или родителей. Такой взгляд еще не совсем изжит у некоторых практических работников. Он является глубоко ошибочным, поскольку не учитывает закономерностей речевого развития в онтогенезе.
Общие задачи по речевому развитию дошкольников сна- рушениями слуха решаются совместно всеми работниками коррекционного учреждения, но они конкретизируются за счет различных требований к работе над речью детей на разных видах занятий ив их бытовой деятельности
159
Раздел III В этой связи целесообразно подробнее остановиться на особенностях организации занятий по развитию речи. Это разграничение тем более необходимо, что некоторые дефектологи в свою очередь стремятся к тому, чтобы содержание занятий по развитию речи полностью дублировалось в работе по обучению разным видам детской деятельности. Или просто даже дают задания воспитателям, а те — родителям доучивать с детьми материал занятий по развитию речи, тем самым превращая дошкольников в учеников, получающих своеобразные домашние задания.
Учителю-дефектологу, координирующему всю работу по речевому развитию дошкольников с нарушениями слуха и фактически полностью отвечающему за конечный результат, особенно важно уяснить специфику постановки обучения словесной речи на специальных занятиях поданному разделу программы.
Занятие по развитию речи глухих и слабослышащих дошкольников — это не школьный урок. Но оно, в отличие от организованных занятий по разным видам деятельности, характеризуется более строгими требованиями к организации. Прежде всего, это проявляется в том, что такие занятия проводятся по строго установленному расписанию на всю рабочую неделю, ежедневно водно и тоже время ив одном и том же месте. Обычно для этого предназначается помещение в виде класса или оформляется часть групповой комнаты, где стационарно устанавливается мебель и фиксируется звукоусиливающая аппаратура. Детей усаживают за подобранные по росту индивидуальные рабочие столы или парты, а рабочим местом учителя является просторный письменный стол с необходимым количеством ящиков для различного дидактического материала. Перед глазами детей всегда должны быть классная доска и наборное полотно для табличек и картинок. Кроме того, нужны в классе шкафы с закрытыми и застекленными полками, рабочий уголок для проведения индивидуальных занятий с аппаратурой, зеркалом (настенным, различные емкости (коробочки) для пособий и игрушек.
В течение запланированного учителем-дефектологом времени (несколько занятий) детей приучают усаживаться на
160
Глава 2. Особенности организации и содержания занятий
____________________________________________ по развитию речи одни и те же постоянные места, на которых закрепляют таблички сих именами. Но эти места могут со временем специально меняться, для чего перемещаются и таблички. На более продвинутых этапах обучения такая пересадка проводится уже на основе различного рода словесных инструкций Дима, сядь рядом с Леной. Тома, сядь около шкафа. Среди постоянного оборудования для всех занятий должны присутствовать часы в разных вариантах (настенные, настольные, игрушечные с четко обозначенными цифрами и стрелками, календари также в разных вариантах, нос обозначением дней недели. Остальное оборудование подбирается с учетом содержания занятий. И оно готовится особенно тщательно.
Постоянство занятий повремени, месту проведения, оформлению основным оборудованием — одно из первых требований к их организации. Занятия по другим видам деятельности проводятся в разных местах (в зале, в игровой комнате, на улице и т. п.).
В режиме проведения каждого занятия предусматриваются непродолжительные паузы, когда все дети группы выполняют те или другие движения, игровые действия, надевают или снимают отдельные виды одежды. Начало, конец и промежуточные этапы занятия могут отличаться разного рода сигналами звуковыми, зрительными, речевыми. Для этого педагоги применяют барабан, бубен, картинки с изображением каких-то действий или места пребывания детей, таблички со словесными инструкциями встаньте, сядьте, идите к тете Вале и т. п. Начало, продолжительность, окончание занятий в течение дня ив течение рабочей недели фиксируются привлечением внимания детей к часам, к календарю.
Такая упорядоченность всей жизнедеятельности детей способствует регулированию их поведения, активизирует внимание, познавательную деятельность в целом, ликвидирует элементы неуправляемости, которые возникают вследствие неполноценности речевых контактов с окружа- ющими.
Спокойная требовательность со стороны взрослого, возможность подражания другим, более успешным детям, ко 161

Раздел III торых отмечает сурдопедагог, позволяют даже самым трудным по поведению детям следовать положительному примеру и проявлять интерес к тому, на что направляется их внимание. Но, разумеется, учитывая возрастные и индивидуальные возможности детей, педагог постоянно вынужден изобретать способы эмоционального воздействия на детей, варьировать как материальное, таки моральное поощрение. Это тем более важно, поскольку занятия по речевому развитию по сравнению с другими практическими видами деятельности являются плотными и сложными по содержанию, требуют большого сосредоточения внимания детей, активизации их интеллектуальной деятельности.
Сама организация этих занятий вызывает некоторую напряженность. Детям приходится смотреть налицо, губы, руки педагога, прослеживать все предметные и речевые действия, соотносить картинки или предметы с табличками, прислушиваться к сигналам, идущим через аппаратуру, сопряженно-отраженно проговаривать слова и фразы, следить за правильностью или ошибочностью выполнения заданий, не отвлекаясь на что-то постороннее, попадающее в поле зрения. Дети должны абстрагироваться от всех других потребностей, которые могут их в это время беспокоить. А сурдопедагог, не выпуская из поля зрения каждого из детей, вынужден принимать на себя роль настройщика, регулятора их состояния и поведения и, решая поставленные педагогические задачи, контролировать себя сточки зрения объема отрабатываемого содержания, адекватности методов и степени доступности материала для любого из детей.
Обычно занятия по развитию речи проводятся с группой детей (6—8 человек. Изначально рассчитано, что все будут выдерживать занятия целиком, от начала до конца.
Но иногда, особенно на первых этапах обучения, кто-либо из детей по каким-либо причинам вдруг не может включиться в работу. Педагог должен на время отвлечь его чем- то более интересным (перевести в игровой уголок, вывести из класса и передать воспитателю, дать ему в руки какой-то привлекательный предмет, взять его к себе на руки или посадить рядом с собой. В любом случае каждый из детей
162
Глава 2. Особенности организации и содержания занятий
____________________________________________ по развитию речи должен быть успокоен, настроен в эмоциональном плане на общее с другими дело.
Никаких порицаний, даже намеков на конфликт не может быть, какие бы проблемы ни возникали походу самого серьезного занятия.
В течение занятия каждый из детей должен заниматься не только сидя за партой, но и рядом с педагогом у учительского стола. Детей поочередно поднимают с места и вызывают к столу, наборному полотну или доске. Делается это не только для того, чтобы закрепить имена или отработать глаголы встань, сядь, сними, надень наушники, иди ко мне, беги, прыгай, включи, выключи аппарат, раздай, собери и т. п. Но главное — такая организация, когда один ребенок выполняет задание при помощи педагога или самостоятельно рядом с ним, выступая в качестве образца для подражания, повышает эффективность всего педагогического процесса. При этом каждый чувствует, что задание для него посильно, хотя и выполнено при помощи или с прямой подсказкой. Наравне с ребенком, который работает рядом с педагогом и обязательно действует успешно, подобную роль иногда выполняет и большая красивая кукла (мишка, зайка, собачка и др. От имени этого действующего лица педагог хвалит детей, дает какие-либо инструкции, раздает поощрительные призы и т. п.
Часто даже куклу сажают за отдельную парту, ей выдают те же, что и другим, пособия (картинки, таблички, надевают на нее наушники.
Все эти моменты очень важны для организации занятий и делают их для детей вполне привлекательными.
Характерной особенностью занятий по развитию речи является многоаспектность работы над речевым материалом, те. обучение разным формам словесной речи ведется в единстве. Содержание работы охватывает обиходно-разго- ворную речь, словарь и фразеологию, описательно-повество- вательную речь и чтение. Нов зависимости от этапа обучения и достигнутого уровня речевого развития детей работа по разным направлениям неравна по объему и учебному времени. На одних занятиях большее место занимает работа над диалогической речью, а для чтения и анализа пред

Раздел III латается коротенький текст. В других случаях значительное время уделяется составлению рассказа, а разговорная речь касается лишь организационных моментов занятия. Важно только иметь ввиду, что на каждом занятии должны сочетаться разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо и на соответствующих этапах дак- тилирование). Такой комплексный подход придает процессу овладения речью целостный характер, обеспечивает взаимообогащение разных видов и форм речи друг другом. Этим достигается ускорение в накоплении речевых средств и преодоление того отставания от нормы, которое является весьма значительным уже к началу дошкольного возраста. Комплексный подход распространяется и на использование методов обучения на занятиях по развитию речи. Какой-то материал отрабатывается в естественных ситуациях общения, другой требует создания искусственно организованных ситуаций, что-то дается через дидактические игры и упражнения, а на каком-то материале организуются тренировочные упражнения. Во всех случаях чередуются типичные для работы с дошкольниками способы ознакомления с материалом и его детальной проработки наблюдения, игра, предметная деятельность, действия по подражанию. В арсенале педагога должно быть множество вариативных способов введения в действие речевого материала, ион должен ориентироваться на конкретный состав своей группы, учитывать индивидуальные особенности детей, их настроение, физическое и моральное состояние в каждый момент взаимодействия. При этом всячески поддерживаются потребности общения.
Этапом обучения и содержанием занятий определяется выбор наглядных средств и различных дидактических пособий. Их комплексы соответствуют тематическому принципу формирования речевых средств для каждого занятия, доступностью для восприятия детей.
Программой
1
предусмотрен объем словаря на период всей дошкольной подготовки в пределах 2000 слов. Этот словар-
1
Программа для специальных дошкольных учреждений Воспитание и обучение глухих дошкольников. — М, Глава 2. Особенности организации и содержания занятий _ _ _ ^ _ ^ _ ______________________________ по развитию речи ный состав охватывает примерно 25 тематических групп овощи, фрукты, одежда, мебель, посуда и т. д.).
Тематический словарь является сквозным на все годы дошкольного воспитания в специальном дошкольном учреждении для глухих детей. Относящиеся к каждой теме слова отражают окружающую ребенка действительность. Они вводятся в общение в реальных условиях ознакомления с предметным миром ив разных видах практической деятельности. На занятиях по развитию речи большинство из слов тематической группы встречается уже не впервые, но их отработка продолжается с целью уточнения звуко-буквен- ного состава, смыслового содержания, языкового значения, контекстного употребления. Работа ведется в направлении междусловных связей синтагматических, парадигматических, иерархических. Этим обеспечивается формирование языковых обобщений, что и требуется для усвоения.
В связи с теми различиями, которые имеют место в работе над речевым материалом в реальных жизненных ситуациях, в условиях практической деятельности и на занятиях по развитию речи, соответственно несколько по-разному подбираются и используются наглядные пособия и дидактические материалы. Обозначаемые словом предметы, явления, действия, качества весь путь от реальной жизни до языка как знаковой системы проходят через ступени постепенной символизации, использования предметов-заместителей и, наконец, языка слов. Например, названия овощей и фруктов впервые связаны с ситуациями, когда эти натуральные предметы дети могут держать в руках, ощупывать, обнюхивать, пробовать на вкус, узнавать их в приготовленных блюдах, видеть их на грядках, на деревьях, в магазинах и на рынках. Постепенно дети узнают их на картинках, фотографиях, в муляжах, в игрушках, передают в собственных рисунках. И на всех этапах слова-названия этих объектов сопровождают показ, действия сними, их изображения. Каждый раз указанные слова вводятся взрослым, воспринимаются и повторяются ребенком на допустимом уровне воспроизведения, но тут не следует вводить упражнений для заучивания.
У отдельных детей повторенные в разных условиях конкретные слова-ярлыки входят в активный словарь, у дру-
165