Файл: Текущих, прогнозных или дефлированных ценах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
5. Учет инфляции при оценке эффективности инвестиционных проектов
5.1 Виды цен, используемых- при оценке эффективности
При подготовке исходных данных для расчетов и анализа принципиально важным является выбор расчетной денежной единицы. Все денежные потоки мо- гут выражаться в текущих, прогнозных или дефлированных ценах.
Текущими называются цены, заложенные в проект без учета инфляции.
Прогнозными называются цены, ожидаемые (с учетом инфляции) на будущих шагах расчета.
Дефлированными называются прогнозные цены, приведенные к уровню цен фиксированного момента времени путем деления на общий базисный индекс ин- фляции.
Если прогноз инфляции известен на весь расчетный период, то заданными яв- ляются общие индексы (или темпы) рублевой и валютной инфляции, индексы (или темпы) роста валютного курса (или индексы внутренней инфляции иностранной валюты) и коэффициенты неоднородности для всех продуктов.
Известными считаются также прогнозы «текущих» (без учета инфляции) цен на продукты.
Тогда учет инфляции осуществляется дефлированием.
Для практического расчета полезно следующим образом классифицировать
виды влияния инфляции:

влияние на ценовые показатели;

влияние на потребность в финансировании;

влияние на потребность в оборотном капитале.
Первый вид влияния инфляции практически зависит не от ее величины, а только от значений коэффициентов неоднородности и от внутренней инфляции иностранной валюты.
Второй вид влияния зависит от неравномерности инфляции (ее изменения во времени). Наименее выгодной для проекта является ситуация, при которой в нача- ле проекта существует высокая инфляция (и, следовательно, заемный капитал бе- рется под высокий кредитный процент), а затем она падает.
Для избежания неоправданно высоких процентных выплат можно рекомендо- вать при заключении кредитных соглашений предусматривать пересмотр про- центной ставки в зависимости от инфляции. Одной из возможностей такого рода является фиксация в кредитном соглашении не номинальной, а реальной процент- ной ставки, с тем, чтобы при начислении и выплате процентов увеличивать ее (по формуле Фишера):
1 + Е
инф
= (1 + Е)(1 + j)
Реальная процентная ставка – это процентная ставка, которая при отсут- ствии инфляции обеспечивает такую же доходность от займа, что и номинальная процентная ставка при наличии инфляции.
Третий вид влияния инфляции зависит как от ее неоднородности, так и от уровня. По отношению к этому виду влияния все проекты делятся на две катего- рии (в основном в зависимости от соотношения дебиторской и кредиторской за-


2 долженностей). Эффективность проектов первой категории с ростом инфляции падает, а второй – растет.
5.2 Учет инфляции при оценке эффективности инвестиционных проектов
Инфляция (inflation) – повышение общего (среднего) уровня цен с течением времени. Она характеризуется общим индексом инфляции – индексом изменения общего (среднего) уровня цен в стране и уровнями цен на отдельные виды това- ров, работ и услуг, отсчитываемыми от начального момента – момента разработки проектных материалов.
Инфляция оказывает заметное влияние на эффективность проектов, условия финансовой реализуемости, потребность в финансировании и эффективность уча- стия в проекте собственного капитала. Особенно заметно влияние инфляции на показатели эффективности проектов с растянутым во времени инвестиционным циклом, требующих значительных заемных средств и реализуемых с одновремен- ным использованием нескольких валют.
Для описания влияния инфляции на эффективность ИП используются следу- ющие показатели:

общий индекс инфляции за период от начальной точки до конца m-го шага расчета (GJ(t m
,0) или GJ
m
(базисный общий индекс инфляции). Он отражает отношение среднего уровня цен в конце m-го шага к среднему уровню цен в начальный момент времени. Если в качестве начальной точки принят конец нулевого шага, GJ
0
=1;

общий индекс инфляции за m-й шаг J
m
, отражающий отношение среднего уровня цен в конце m-го шага к среднему уровню цен в конце шага m-1
(цепной общий индекс инфляции). Если в качестве начальной точки приня- то начало нулевого шага, GJ
0
=J
0
;

темп (уровень, норма) общей инфляции за этот шаг i m
(j), выражаемый обычно в процентах в год (или в месяц), показывающий на сколько процен- тов цены изменились за шаг.
Аналогичными показателями характеризуется изменение цен на отдельные виды товаров и услуг.
Инфляция называется равномерной, если темп общей инфляции i m
не зависит от времени (при дискретном расчете – от номера m шага).
Инфляция называется однородной, если темпы (и, следовательно, индексы) изменения цен всех товаров и услуг зависят только от номера шага, но не от ха- рактера товара или услуги.
Если для какого-либо шага и/или продукта эти условия нарушаются, инфля- ция называется неоднородной.
Свойства индексов инфляции.
1.
GJ
m
= GJ
0
•J
1
•… •J
m
,
2.
J
m
=
в предположении, что j m
постоянен внутри m-го шага
GJ
m
GJ
m -1


3 3.
J
m
= (1 + i
m
/100)
∆m
где ∆
m
– длительность m-го шага в годах (если продолжительность шага меньше года, ∆
m
– дробная величина)
Неоднородная инфляция. Для учета неоднородности инфляции удобно вве- сти базисные коэффициенты неоднородности (GN
k m
) и коэффициенты неоднород- ности темпов роста цен (n k
m
) для каждого (k-го) продукта на каждом шаге (m). для рублевых цен
GN
k mp
= ; n
k mp
=
;
Величины индексов и темпов инфляции зависят от вида используемой валю- ты (рубли или какой-либо вид инвалюты). Для многовалютных проектов дополни- тельно необходимо знать базисные либо цепные индексы (или темпы) изменения валютного курса для всех шагов расчета m или, что эквивалентно, индексы внут- ренней инфляции иностранной валюты для этих шагов. Базисный индекс внутрен- ней инфляции иностранной валюты
m
GI
определяется по формуле
$
m
m
m
m
GJ
GJ
GJ
GI



(5.1) где
m
GI
— базисный общий индекс рублевой инфляции;
$
m
GJ
— базисный индекс роста валютного курса для валюты данного вида;

m
GJ
— базисный индекс ин- фляции инвалюты данного вида.
Цепной индекс внутренней инфляции иностранной валюты
m
I
определяется по формуле
(5.2) где
m
J
— цепной общий индекс рублевой инфляции;
$
m
J
— цепной индекс роста валютного курса для валюты данного вида;

m
J
— цепной индекс инфляции инва- люты данного вида.
Существуют следующие закономерности:

если для некоторого шага расчета m этот индекс равен единице, изменение валютного курса на этом шаге соответствует соотношению величин рублевой и валютной инфляции;

если он больше единицы, рост валютного курса отстает от этого отноше- ния (валютный курс растет медленнее, чем внутренние цены по отношению к внешним);

если он меньше единицы, рост валютного курса опережает рост внутрен- них цен (по отношению к внешним).
Для учета неоднородности инфляции удобно ввести базисные коэффициенты неоднородности (
k
m
GN
) и коэффициенты неоднородности темпов роста цен (
k
m
n ) для каждого (k-го) продукта на каждом шаге (m). Базисный коэффициент неодно-
GJ
k mp
GJ
m i
k mp i
m

4 родности
k
m
GN
для k-го продукта на шаге m определяется по формуле
(5.3) где
k
m
GJ
— базисный индекс цен на k-ый продукт на шаге m.
Цепной коэффициент неоднородности
k
m
n
для k-го продукта на шаге m опре- деляется по формуле
(5.4) где
k
m
i
— цепной индекс цен на k-ый продукт на шаге m.
Аналогично определяются базисный и цепной коэффициенты неоднородно- сти для k-го продукта на шаге m для валютных цен.
При однородной инфляции значения коэффициентов неоднородности для каждого продукта, а также цепных индексов внутренней инфляции инвалюты рав- ны единице для любого шага.


1
2. Инвестиционный проект и инвестиционный цикл
2.1 Инвестиционный проект
Поскольку капитальные вложения всегда ограничены финансовыми возмож- ностями предприятия, а достижение результата отдалено во времени, возникает необходимость планирования инвестиционных решений и оценки экономической эффективности путем разработки инвестиционного проекта.
Дословный перевод с латинского языка слова "projectus" означает "брошен- ный вперед". В зарубежной литературе встречаются различные трактовки понятия проекта: с точки зрения менеджера, аналитика, предпринимателя и т.д. Например, часто проект понимается как комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназна- ченных для достижения в течение ограниченного периода времени и при установ- ленном бюджете поставленных задач с четко определенными целями.
В самом общем смысле инвестиционным проектом (англ. investment project) называется план вложения капитала в целях получения прибыли. Понятие «инве- стиционный проект» в отечественной литературе употребляется в двух смыслах:

как деятельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей
(получение определенных результатов);

как система, включающая в себя определенный набор организационно- правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществ- ления каких-либо действий или описывающих такие действия (т.н. проект- ные материалы).
К важнейшим элементам проекта относят замысел (проблему), средства реа- лизации проекта (решения проблемы) и получаемые в процессе реализации ре- зультаты.
Предприятие может преследовать различные цели при принятии решения об инвестировании проекта. Как правило, главная цель это – прибыльность инвести- ций, соответствующая определенному заранее установленному минимуму (норме рентабельности, прибыльности) или превышающая его. Могут быть поставлены и другие цели более низкого порядка, иерархия которых в убывающем порядке представлена ниже:

увеличение торгового оборота и доли контролируемого рынка;

сохранение контролируемой доли рынка и репутации у потребителей;

достижение высокой производительности труда;

производство новой продукции.
В том случае, когда в качестве результатов реализации проекта выступают физические объекты (здания, сооружения, производственные комплексы), опреде- ление проекта может быть конкретизировано следующим образом:
проект - система сформулированных в его рамках целей, создаваемых или
модернизируемых для их реализации физических объектов, технологических про-
цессов, организационно-технической документации, материальных, финансовых,
трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их
выполнению.


2
Во всех определениях подчеркивается необходимость:

изначального установления цели проекта;

существования или образования предприятия для реализации проекта;

наличия временных, финансовых, людских и других ресурсных ограничений.
Чаще всего понятие проекта рассматривается в двух смыслах:

как комплект документов, содержащих формулирование цели предстоящей де- ятельности и определение комплекса действий, направленных на ее достижение;

как сам этот комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели.
Понятие инвестиционного проекта связывается с обоснованием экономиче- ской целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений.
Важную роль выполняют также необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в уста- новленном порядке стандартами (нормами и правилами), и описание практиче- ских действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
В целом, как указано в Федеральном Законе «Об инвестиционной деятельно- сти в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», инвестиционный проект – это обоснование экономической целесообразности, объ- ема и сроков осуществления капитальных вложений. При этом необходима про- ектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством
Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами
(нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществле- нию инвестиций (бизнес-план).
Свойства инвестиционных проектов:
1. Неделимы и нетиражируемы. Нельзя реализовать проект наполовину.
Это не значит, что в проект нельзя вложить меньше средств, просто в этом случае остальные средства должен вложить какой-то другой участник. Однако за полови- ну средств нельзя построить объект половинной мощности и получать половин- ный доход. С другой стороны, подобные проекты обычно нельзя и автоматически удваивать – за вдвое большие средства можно построить два однотипных объекта, но эти объекты будут в разных местах, они будут конкурировать между собой за рынок сбыта и в общем случае суммарные затраты и результаты по двум таким проектам не станут вдвое больше. Как правило, за вдвое большие средства нельзя построить и объект вдвое большей мощности – сказывается эффект концентрации производства. Другими словами, изменение масштабов инвестиций не приводит к пропорциональному увеличению затрат и результатов.
2. Уникальны. Это проявляется в том, что любой такой проект ориентирован на использование новых знаний о природе, техносфере и обществе, а также опре- деленного, отсутствующего на рынке сочетания имеющихся ресурсов в целях за- нятия определенной ниши на рынке и последующего извлечения выгод из этого.
Эти компоненты присутствуют в разных проектах, хотя и в разных пропорциях.
Эффективность инвестиционного проекта отражает его соответствие целям и интересам участников проекта. При этом для оценки эффективности инвестици- онного проекта необходимо рассмотреть проект за период от предпроектной про- работки (проведения предынвестиционных исследований) до завершения, то есть