Файл: Отчет по Производственной практике (педагогическая практика)1 ппоб Пипно ( Наименование практики ) обучающегося.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1426
Скачиваний: 70
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2) тест «Круги». Данное исследование позволяет определить оригинальность, гибкость, беглость (Приложение 6) (данная методика позволяет оценить критерии дивергентного мышления, которое было описано в работах психологоа Д. Гилфорда – оригинальность, беглость, гибкость).
Диагностические методики соответствуют цели и задачам исследования, имеют теоретическое обоснование, используются при работе с детьми младшего школьного возраста. Качественный и количественный анализ результатов исследования позволит сделать общий вывод о развитии творческих способностей обучающихся 3Б класса.
2. Результаты исследования
Результаты диагностической методики «Диагностика творческого мышления» представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты исследования творческого мышления у детей младшего школьного возраста по методике «Диагностика творческого мышления» (количество человек)
Уровень развития | Обучающися 3Б класса |
Высокий уровень развития | 1 |
Умеренно высокий уровень | 3 |
Средний уровень развития | 16 |
Умеренно низкий уровень развития | 2 |
Низкий уровень развития | 6 |
Согласно результатам, представленным в таблице 3, высоким уровнем развития речевого творческого мышления обладает 1 школьник. Ребенок составил наиболее подробный рассказ в задании №4, логически завершил его, соблюдая все правила составления текста. Умеренно высокий уровень выявлен у 3 детей. Школьники стремились составить правильно рассказ, в текстах присутствовал творческий замысел. Средний уровень развития выявлен у 16 детей. Дети справились с заданиями №1, №2, №3, составление текста вызвало затруднение. Сюжет рассказа не был развернутым. Умеренно низкий уровень развития диагностирован у 2 учеников. Школьники не справились с заданиями на составление слов из букв длинного слова, не выполнили составление рассказа. Низкий уровень развития выявлен у 6 детей. Выполнение задания на составление рассказа вызывало затруднение, при подборе однокоренных слов были допущены ошибки, также задание на составление коротких слов из длинного было выполнено не верно.
Наглядно результаты диагностики отражены на рисунке 2.
Рисунок 2. Результаты исследования творческого мышления у детей младшего школьного возраста по методике «Диагностика творческого мышления» (%)
Согласно рисунку 2, у учеников 3Б класса отмечается преимущественно средний уровень развития речевых творческих навыков (57%). Дети способны выполнять творческие задания, придумывать что-то новое, изменять слова и искать нестандартные решения поставленной задачи. Затруднения вызывают задания по созданию завершенного сюжета. Около трети обучающихся имеют умеренно низкий и низкий уровни (суммарно 29%), что говорит о недостаточно развитых творческих речевых навыках, умении создавать новое, видоизменять или преобразовывать что-либо. Высокий и умеренно высокий уровень выявлен у меньшего количества детей (суммарно 14%), что говорит о том, что дети могут создавать новое. Данное соотношение результатов говорит о необходимости разработки комплекса занятий по развитию творческих способностей.
Результаты теста «Круги» представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты обследования творческих способностей у детей младшего школьного возраста по тесту «Круги» (количество человек)
Критерии творческих способностей | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Оригинальность | 10 | 14 | 4 |
Гибкость | 9 | 15 | 4 |
Беглость | 10 | 13 | 5 |
Согласно данным, представленным в таблице 4, по критерию «Оригинальность» были получены следующие результаты: низкий уровень оригинальности выявлен у 10 школьников, средний уровень диагностирован у 14 детей, высокий уровень – у 4 учеников. Обучающиеся с низким уровнем оригинальности использовали однотипные изображения, например, мяч футбольный и мяч баскетбольный. Школьники со средний уровнем оригинальности изображали тор, планеты, ягоды и т.д. Ученики с высоким уровнем оригинальности получили дополнительные баллы за идею объединить круги в единый сюжет.
По критерию «Гибкость» низкий уровень выявлен у 9 учеников, средний уровень диагностирован у 15 обучающихся, высокий уровень выявлен у 4 школьников. У обучающихся с низким уровнем гибкости созданные изображения принадлежали 1-2 группам. Дети со средним уровнем гибкости
использовали изображения различных групп, например, фрукты, человек, планеты, природа. Дети с высоким уровнем гибкости стремились дорисовывать круги до изображений различных групп.
По критерию «Беглость» низкий уровень беглости диагностирован у 10 школьников, средний уровень выявлен у 13 учеников, высокий уровень – у 5 обучающихся. Школьники с низким уровнем беглости затратили на выполнение задания более 10 минут. Это говорит о том, что продуктивность данных детей соответствует низкому уровню и развита недостаточно. Ученики со средним уровнем беглости выполняли задание от 5 до 7 минут. Продуктивность детей соответствует норме. Обучающиеся с высоким уровнем затратили на выполнение задания около 5 минут, что говорит о высокой продуктивности, способности обрабатывать большой объем работы.
Наглядно результаты обследования творческих способностей отражены на рисунке 3.
Рисунок 3. Результаты исследования творческих способностей у детей младшего школьного возраста по тесту «Круги» (%)
Согласно рисунку 3, у обучающихся 3Б класса преобладает средний уровень развития творческих способностей. Школьники могут придумывать образы на заданной основе, однако проявляют недостаточно оригинальности при создании образов. Низкий уровень развития компонентов творческих способностей выявлено у трети учеников. Это говорит о недостаточном развитии творческих способностей у обучающихся младших классов. Существует необходимость проведения дополнительных занятий по развитию творческих способностей у обучающихся 3Б класса.
На основе полученных данных было выявлено, что у младших школьников преимущественно средний уровень развития творческих навыков. Это обуславливает необходимость разработки методических рекомендаций по развитию творческих способностей посредством конструирования.
3. Выводы и рекомендации
Рекомендации для педагогов младших классов по развитию творческих способностей
1. В начале занятий рекомендовано использовать единое приветствие, которое позволит настроить школьников на предстоящую работу, обозначить начало урока. Это может быть кричалка, особый вид приветствия, стихотворение и т.д. Например:
«Здравствуй, левая рука! (левая рука сгибается в локте и отводится в сторону)
Здравствуй, правая рука! (правая рука сгибается в локте и отводится в строну)
Поработаем вместе! (ладони обеих рук сводятся вместе)
Здравствуйте, садитесь!».
2. При ознакомлении школьников с условными обозначениями, принятыми в конструировании, рекомендовано использовать дидактические задачи. Например, ученику предлагает восполнить пропущенный этап в схеме выполнения конструкции.
3. В качестве отдыха на уроках должны быть использованы физкультминутки и пальчиковые гимнастики, гимнастика для глаз.
4. С целью развития познавательного интереса к занятиям рекомендовано использовать конкурсы, соревнования на самое аккуратное выполнение изделия.
5. Каждое занятие следует дополнять загадками, шарадами, стихотворениями, физкультминутками и пальчиковыми гимнастиками.
6. Для учеников, которые выполняют изготовление моделей на уроке быстрее других одноклассников, необходимо предлагать индивидуальные задания.
Подготовительными и дополнительными упражнениями в работе по развитию пространственных представлений могут быть следующими:
1) расстановка геометрических фигур по расположению в пространстве (за, перед, около, под, между, ближе, дальше). Например, упражнение «Расставь правильно». Целью данного упражнения является развитие пространственных представлений о расположении объектов по горизонтальной оси. Содержание упражнение заключается в том, что детям раздают наборы геометрических фигур из цветного картона, педагог дает словесную инструкцию и задает порядок выкладывания фигур;
2) лабиринты и графические диктанты. Для этого используют упражнение «Лабиринты» с целью развития умения понимать словесную инструкцию, понимать слова, обозначающих расположение в пространстве. Педагог дает словесную инструкцию по выполнению задания с указанием направления «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.;
3) запоминание расстановки объектов и предметов в помещении относительно себя. В этом случае используются упражнения по типу «Самый внимательный». Цель данного упражнения заключается в развитии умения использовать предлоги и слова, обозначающих расположение предметов в пространстве, а также развитие памяти, внимания. Смысл упражнения заключается в том, чтобы ученик внимательно осматривает предметы, находящиеся в комнате (классе). Затем закрывает глаза, другие участники задают ему вопросы о тех предметах, которые находятся рядом;
4) рисунок на себе. Данные упражнения позволяют не только развивать тактильное восприятие, но и внимание, образное мышление. Один ребенок проводит пальцем по спине другого, изображая буквы, геометрические фигуры и т.д. Задача ученика догадаться, что изобразил партнер.;
5) прокладывание маршрута и др. Данный тип упражнений объединяет все перечисленные выше упражнения. Упражнения проводятся в игровой форме, например, учитель просит создать карту сокровищ и дает словесную инструкцию, используя слова-направления.
Таким образом, в рамках опытно-экспериментальной работы было реализовано исследование уровня развития творческих способностей обучающихся 3Б класса. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что у обучающихся 3Б класса преимущественно низкий и средний уровень развития творческих способностей. Выявлено, что ученики затрудняются быстро придумывать новое изображение или текст на основе имеющихся, преобразовывать сюжет текста. На основе полученных данных был сформулирован вывод о том, что существует необходимость по созданию условий для развития творческих способностей учеников. Для педагогов, которые работают в обучающимися начальной школы, были разработаны рекомендации по развитию творческих способностей.
4. Список литературы:
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 608 с.
2. Венгер Л.А. Психология. – М.: Просвещение, 2017. – 319 с.
3. Мухина В.С. Возрастная психология. – М: Академия, 2015. – 269 с.
4. Максимова А.С. К вопросу о методиках исследования уровня развития творческих способностей детей // Бюллетень науки и практики. – 2016. – № 9. – С. 335-339.