Файл: Отчет по Производственной практике (педагогическая практика)1 ппоб Пипно ( Наименование практики ) обучающегося.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 1440
Скачиваний: 70
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3) драматизация.
На данном этапе завершается работа с текстом. Для обучающихся подготавливается домашнее задание согласно программным требованиям или творческого характера.
Для повышения уровня грамотности обучающихся 3Б класса были предложены следующие упражнения, которые использовались на уроках русского языка:
1. Вставь пропущенные буквы, запиши проверочные слова, обозначь орфограмму:
в…лнистый
с…довник
л…гчайший
пом…рил
т…желый
п…шком
м…сной
ст…ловая
в…сна
2. Вставь пропущенные буквы, запиши проверочные слова, обозначь орфограмму:
голу…ка
кро...ь
бро…ка
перча…ка
мармела…
незабу…ка
пря…кА
булла…ка
ша…ки
дро…ь
3. Прочитай текст. Исправь ошибки:
Асенним утром я вышыл на плащятку пирит домом слелат зарятку. Я сделал реские наклоны, ниские приседания, высокие прышки. На соседнем учястке сосетка капалась на грятках. Вруках у нее была лапатка.
4. Прочитай словосочетания. Измени строчную букву на заглавную, где это необходимо:
город масква
река урал
кошка мурка
цветок пион
ягода смородина
птица аист
страна россия
5. Запиши слова, разделяя их на слоги:
Воробей, майка, утюг, ссора, ягоды, осенний, парк, пейзаж, книга, утром.
6. Прочитай слова, выбери неподходящее слово:
1) лес, лесок, лестница, лесной;
2) солнышко, солнце, соль, солнечный;
3) малина, маленький, малинка, малиновый.
Таким образом, комплексная проверка знаний по «Русскому языку» и «Литературному чтению» выявила трудности обучающихся в умении определять основную мысль текста, называть тему текста, внимательно читать предложенный текст и выполнять на его основании задания. Для повышения уровня успеваемости были предложены специальные упражнения и задания по развитию осознанности чтения. Систематическое использование предложенного комплекса позволит повысить уровень развития умения работы с текстом. Предложенные упражнения по разделу «Русский язык» направлены на развития грамотности, орфографической зоркости, внимания, что позволяет повысить уровень усвоения правил русского языка.
Задание 6. Выполнение программы опытно-экспериментального исследования по теме курсовой работы по предмету «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»
Тема курсовой работы Развитие творческих способностей младших школьников посредством конструирования.
Ключевые слова: творчество, мышление, творческое мышление, творческие способности, креативность, конструирование.
Актуальность темы:
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), одной из задач образования является выявление и развитие творческих способностей обучающихся. Одним из условий формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста является развитие образного мышления. Сложившаяся система образования в России уделяет внимание развитию логического мышления, которое направлено на поиск рациональных способов решения задач, что снижает возможности формирования образного и творческого мышления.
Другая проблема недостаточного развития творческих способностей в рамках школьного обучения заключается в преобладании репродуктивной деятельности обучающихся. Учитель предлагает решение однотипных заданий, что не создает предпосылок проявления творчества. Следует отметить, что обучение в среднеобразовательной школе носит массовый коллективный характер, при котором осуществление самоконтроля сводится к минимуму. Проблема развития творческих способностей у детей школьного возраста является многокомпонентной и сложной. Данная тема привлекала внимание многих психологов и педагогов, таких как Г. Айзенк, Л.С. Выготский, В.И. Дружинин, В.А. Кан-Калик, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др. Анализ психологической литературы позволил сделать вывод о том, что наиболее сензитивным в отношении развития творческих способностей и нравственно-эстетических представлений является младший школьный возраст, так как формируются основы личности ребенка.
Уроки технологии в младших классах позволяют реализовать задачи по всестороннему развитию личности детей, способствуют развитию творческих навыков и образного мышления, так как связаны с выполнением практической деятельности. Вопросы использования конструирования на уроках в младших классах изучались С.Ю. Афонькиной, В.С. Мухиной, Г.А. Соколовой. На уроках технологии основной задачей является реализация образов и представлений. Для этого ученикам необходимо проанализировать, обобщить полученные знания о конструкции и установить последовательность действий по выполнению работы. Повысить уровень развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста позволит использование внеурочных занятий с использованием заданий по конструированию
Несмотря на многочисленные исследования особенностей развития творческих способностей у обучающихся младших классов, существует необходимость в поиске новых методик работы. Противоречие состоит в том, что, с одной стороны, существует необходимость развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, с другой стороны – отсутствуют методические разработки по целенаправленному развития творческих способностей посредством конструирования.
Цель курсовой работы заключается в создании условий, направленных на развитие творческих способностей в процессе обучения конструированию.
Задачи:
1) рассмотреть теоретические основы развития творческих способностей обучающихся младших классов;
2) обследовать уровень развития творческих способностей у обучающихся младших классов;
3) предложить методические рекомендации по организации и проведению серии уроков по обучению конструированию из бумаги младших школьников.
1. Организация исследования
Творческие способности представляют собой сочетание разных качеств. Представители гибкого мышления не концентрируются на одном решении поставленной задачи, они ищут различные направления и варианты решения вопроса. Такие люди способны использовать привычные предметы нестандартно, находя иное назначение, или создавать связь между элементами, которые никогда ранее не имели общего. Таких людей принято называть «правополушарные». Это связано с тем, что правое полушарие мозга человека отвечает за фантазию, творчество, креативность мышления. Психолог Д. Гилфорд изучал вопрос развития творческого мышления и выяснил, что люди, которые обладают творческими способностями, проявляют дивергентное мышление. Это означает, что при решении определенной задачи человек не концентрируется на поиске одного решения, а предпочитает рассматривать множество вариантов решений. Именно дивергентный способ мышления, по мнению психолога, лежит в основе творческой деятельности. Творческая деятельность – это результат (создание) нечто нового, будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Творческие способности представляют собой сочетание разных качеств. Представители гибкого мышления не концентрируются на одном решении поставленной задачи, они ищут различные направления и варианты решения вопроса. Такие люди способны использовать привычные предметы нестандартно, находя иное назначение, или создавать связь между элементами, которые никогда ранее не имели общего. Таких людей принято называть «правополушарные». Это связано с тем, что правое полушарие мозга человека отвечает за фантазию, творчество, креативность мышления. Психолог Д. Гилфорд изучал вопрос развития творческого мышления и выяснил, что люди, которые обладают творческими способностями, проявляют дивергентное мышление [3, с. 90]. Это означает, что при решении определенной задачи человек не концентрируется на поиске одного решения, а предпочитает рассматривать множество вариантов решений. Именно дивергентный способ мышления, по мнению психолога, лежит в основе творческой деятельности. Творческая деятельность – это результат (создание) нечто нового, будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Дивергентный способ мышления характеризуется следующими основными особенностями:
1) быстрота – качество, которое означает способность высказывать максимальное количество идей в неограниченном количестве;
2) гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей;
3) оригинальность предполагает способность порождать новые нестандартные идеи (может проявляться в ответах на вопросы, решениях, несовпадающих с общепринятыми);
4) законченность, которая направлена совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид [3 с. 166].
Вопрос о компонентах творческих способностей волновал многих ученых, и на данный момент нет единой классификации компонентов данного понятия. Психологи и ученые, которые занимаются разработкой программ творческого воспитания на базе теории решения изобретательских задач, пишут, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие компоненты:
– способность рисковать;
– дивергентное мышление;
– гибкость в мышлении и действиях;
– скорость мышления;
– способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые;
– богатое воображение
;
– восприятие неоднозначности вещей и явлений;
– высокие эстетические ценности;
– развитая интуиция [4, с. 335].
Психолог В.И. Андреев предложил структурную модель компонентов творческих способностей, которая включает следующие аспекты:
– направленность личности и ее мотивационно-творческая активность;
– интеллектуально-логические способности личности;
– интуитивные, интеллектуально-эвристические способности человека;
– мировоззрение индивида;
– способности к самоуправлению;
– коммуникативные способности;
– результативность творческой деятельности [1, с. 200].
Комплекс перечисленных компонентов позволяет достичь высокого уровня развития творческих способностей. В таком случае человек способен создать уникальный продукт, который направлен на изменение действительности.
Л.А. Венгер выявил, что развитие творческих способностей проявляется в следующих явлениях:
– умение самостоятельно анализировать ситуацию;
– умение менять точку зрения при решении конкретной задачи;
– умение создавать замысел и создавать план его реализации [2, с. 56].
Другая точка зрения на компоненты творческих способностей у психологов В. Синельникова и В.Т. Кудрявцева. Они исследовали историю развития человечества и выделили следующие компоненты:
– умение видеть готовый результат творчества;
– реализм воображения;
– экспериментирование;
– умение создавать альтернативу при решении поставленной задачи.
Резюмируя перечисленные точки зрения, можно сделать вывод о том, что творческие способности включают в себя творческое воображение и творческое мышление как обязательные компоненты. Следовательно, развитие данных психических функций способствует развитию творчества у человека.
На основе теоретического анализа была разработано экспериментальное исследование уровня развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста посредством конструирования. База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа № 79 имени П.М. Калинина» Самарской области. В исследовании приняли участие 28 обучающихся 3Б класса.
Для изучения уровня развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста были использованы следующие диагностические методики:
1) диагностическая методика «Диагностика творческого мышления». Цель данной методики направлено на изучение речевых творческих способностей (Приложение 5) (выбор данной методики обусловлен теорией Л.А. Венгера о том, что творческие способности проявляются в умении создавать замысел, описывать план его реализации, самостоятельно анализировать предложенную ситуацию);