Файл: Отчет по Производственной практике (педагогическая практика)1 ппоб Пипно ( Наименование практики ) обучающегося.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1437

Скачиваний: 70

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Задание 1. Знакомство с образовательной организацией, изучение содержания социально-педагогической деятельности учителя начальных классов

Практическое задание 2. Разработать и обосновать комплексную программу социально-педагогической помощи конкретному ребенку

Практическое задание 3. Организация педагогической деятельности по воспитанию, коррекции развития личности и социальной защите ребенка

Задание 4. Разработка содержания и проведение уроков в начальной школе

Практическое задание 5. Диагностика уровня освоения образовательной программы учащимися начальной школы

Задание 6. Выполнение программы опытно-экспериментального исследования по теме курсовой работы по предмету «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»

Задание 7. Осуществить анализ деятельности на педагогической практике и оформить отчет в соответствии с требованиями кафедры и «Положения об организации и проведении практики обучающихся ТГУ»

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

4) журнал учета проведенных рейдов;

5) анализ успеваемости обучающихся, находящихся в «группе риске»;

6) материалы выступлений на педагогических совещания, семинарах, родительских собраний, классных часах.

Социальный педагог использует следующие формы и методы работы:

1) групповая внеурочная работа с обучающимися;

2) проведение занятий (игровые уроки, социальные тренинги, занятия на оптимизацию процесса адаптации первоклассников и пятиклассников и т.д.);

3) консультативная и просветительская работа с родителями;

4) консультирование педагогов, школьников, решение конфликтных вопросов.

Профилактическая деятельность социального педагога осуществляется в рамках таких направлений, как «Профилактика наркомании», «Профилактика травматизма», «Пропаганда здорового образа жизни». Данные направления позволяют обеспечить информационную поддержку обучающимся и их родителям. Задача социального педагога заключается в своевременном информировании обучающихся по перечисленным направлениям, оказании консультационной помощи. В рамках профилактики наркомании проводятся беседы, где сообщается о пагубном влиянии наркотических веществ на человека, освещаются номера телефонов, куда можно обратиться по вопросу незаконного оборота наркотиков, а также социальными педагогом подготовлена памятка о том, как распознать, что близкий человек употребляет наркотики. По профилактике травматизма разработаны памятки и рекомендации о поведении на улице, в близи водоемов, а также буклеты с правилами дорожного движения. Пропаганда здорового образа жизни реализуется не только социальным педагогом, но и всем педагогическим составом. Обучающимся предлагается пройти нормативы физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Таким образом, при знакомстве с образовательной организацией МБОУ «Школа №79 имени П.М. Калинина» была изучена структура управления школой. Деятельность школы регулируется Уставом, результат деятельности образовательной организации представлен в отчете по самообследованию. Выявлено, что директор школы регулирует все подразделения, в том числе социально-педагогическую службу, которая представлена социальным педагогом и педагогом-психологом. В рамках школы реализуется служба примирения, которая направлена на урегулирование внутренних конфликтов. Социально-педагогическая поддержка оказывается детям из социально неблагополучных семей,
имеющих элементы девиантного поведения, трудности усвоения школьной программы, признаки дезадаптации в 1 и 5 классах. Профилактическая деятельность осуществляется в различных направлениях в рамках просвещения обучающихся и их родителей.

Практическое задание 2. Разработать и обосновать комплексную программу социально-педагогической помощи конкретному ребенку



В рамках проведения педагогической практики была проведена диагностика обучающегося 3 класса с целью выявления особенностей поведения и составления плана коррекции. На основе характеристики ребенка от классного руководителя и анализа результатов диагностических методик была дана характеристика обучающего. На основе полученных данных разработаны рекомендации для родителей, педагогов, программа социально-педагогической помощи.

Фамилия, имя: Степан Т.

Дата рождения: 26.12.2013.

Класс: 3 Б.

Причина обращения: ребенок с ослабленным здоровьем, нарушения дисциплинарных требований школы, проявления агрессии.

С ребенком была проведена комплексная диагностика уровня сформированности высших психических функций, уровня тревожности. Результаты диагностики отражены в протоколе (Приложение 2). Диагностические методики соответствуют возрасту обучающегося, направлены на изучение уровня развития высших психических функций, самооценки ребенка и актуального уровня тревожности.

Особенности развития: интеллектуальные знания, уровень общей осведомленности соответствует возрастным нормам. Уровень развития психических функций соответствует высоким показателям согласно критериям диагностических материалов. Мальчик проявляет активность на уроках, проявляет лидерские качества, может резко отстаивать собственную позицию.

Отношение к школе: позитивное.

Личностные особенности: самооценка адекватная, завышенная. Наблюдаются проявления агрессии, повышенной тревожности. Данные проявления ситуативные. В целом мальчик доброжелателен, общителен, проявляет навыки лидера.

Взаимоотношения со сверстниками и педагогами: положительные, открытых конфликтов не наблюдается. На уроках может нарушать дисциплину выкриками.

Тревожность: наблюдается.

Агрессия: проявляется в резких выражениях, выкриках, небольшие конфликты и ссоры с одноклассниками.

Наличие выраженных признаков психической дезадаптации: нет.

По результатам обследования были определены направления социально-педагогической деятельности при работе с учеником 3Б класса: реализация профилактической и коррекционной работы с учеником, разработка комплекса занятий с целью решения выявленных проблем. Вид деятельности – психосоциальная работа.


Для решения проблемы ребенка были определены методики и технологии. Для снижения уровня тревожности и агрессивности были выбраны упражнения с элементами телесной терапии, т.к. это позволит снять эмоциональное и телесное напряжение, упражнения с элементами арт-терапии, выбор данных упражнений связан с тем, что младшие школьники не всегда могут вербализировать собственные переживания, тревогу, страхи, выполнение рисуночных заданий позволит выразить ребенку собственное эмоциональное состояние, упражнения с элементами игротерапии, которые направлены на коррекцию поведения ребенка. Реализованные технологии социального воспитания – беседа, упражнения. Выбор обусловлен спецификой возраста обучающегося, выбранной формой взаимодействия, целью программы.

Критериями успешности освоения программы выступили следующие аспекты:

1) снижение количества дисциплинарных нарушений во время уроков и перемен;

2) проявление инициативы при выполнении общественных школьных поручений, наличие доброжелательных отношений с одноклассниками, выработка навыка совместной деятельности;

3) получение знаний о снятии телесного напряжения, чувства тревожности, и применение их на практике.

На основе полученных результатов был сделан вывод о том, что существует необходимость создания программы по снижению уровня тревожности и агрессивности у обучающегося 3 класса. В связи с тем, что ребенок неконфликтен, общителен, основным направлением программы является снижение эмоциональной и мышечной напряженности, поиска способа расслабления, коррекция поведения.

Цель программы − снижение уровня агрессивности и тревожности, оптимизация поведения в школьном коллективе.

Задачи:

– создать условия для снижения чувство страха, тревожности;

– обеспечить психоэмоциональную поддержку ребенку;

– снижение телесного напряжения.

– воспитывать уверенность в себе, уважение к учителю и одноклассникам.

Программа включает в себя 3 этапа: знакомство и установление контакта (1-2 занятия), коррекционно-развивающий этап (2-8 занятий), закрепление результата (1 занятие). Каждое занятие имеет определенную структуру: вводная часть, где происходит приветствие участников и обратная связь от обучающегося по итогам предыдущего занятия, основная часть, которая включает в себя два направления: упражнения на развитие самооценки и упражнения на снижение тревожности, заключительная часть по итогам занятия, которая предполагает проведение рефлексии, а также упражнений на релаксацию и снятия напряжения в теле. Продолжительность одного занятия 30 минут. Занятие проходили в индивидуальной форме во внеурочное время.


Содержание программы представлено в таблице 1.
Таблица 1

Перспективный план программы социально-педагогической помощи по снижению уровня тревожности и агрессивности у обучающегося младшего возраста

Дата

Тема, цель занятия

Краткое содержание

30.09.2022

Тема: Знакомство. Кто я такой?

Цель: установление эмоционального контакта между педагогом и обучающимся.

«Самопрезентация». Цель: знакомство сплочение группы.

«Интервью». Цель: опыт общения, опыт восприятия информации о другом и о себе со стороны.

«Хлопки». Цель: отдых, разрядка.

07.10.2022

Тема: Я в своих глазах. И я в глазах других людей.

Цель: создание условий для формирования адекватной самооценки ребенка младшего школьного возраста, выявление у него сильных сторон.

Упражнение «Рисунок моей мечты». Цель: самодиагностика желаний, целей.

Самоанализ «Кто я? Какой я?». Цель: самопрезентация участников группы.

Упражнение «Моя вселенная». Цель: познание себя через рисунок.

Упражнение «Подарок». Цель: повышение самооценки, развитие эмпатии, эмоционального интеллекта.

14.10.2022

Тема: Эмоции и чувства.

Цель: формирование представлений о спектре эмоций и чувств человека, развитие умения определять собственное эмоциональное состояние, снижать тревожность.

Беседа о чувствах, эмоциях. Как их можно выразить. Игра «Выражение чувств».

Упражнение «Цвет моей эмоции». Цель: развивать способность осознавать и называть собственное эмоциональное состояние.

Саморефлексия «Газета». Цель: повышение уверенности в себе, формирование положительной самооценки.

21.10.2022

Тема: Мне обидно.

Цель: развивать умение обозначать собственные чувства и эмоции окружающим, развивать уверенность в себе.

Упражнение «Моя граница».

Беседа о том, что такое обида, обсуждение ситуаций. Упражнение «Детские обиды». Умение выразить обиду, осознание своего отношения к ней.

Упражнение «Копилка обид». Цель: создание условий, в которых они могут освободиться от негативных эмоций.

Упражнение «Тряпичная кукла и солдат». Цель: снятие психического и физического напряжения.

Продолжение таблицы 1

28.10.2022

Тема: Как справится с плохим настроением?

Цель: обучение конструктивным методам общения.

«Мое тайное место». Цель: развитие фантазии, воображения, чувства безопасности.

Упражнение «Мусорное ведро». Цель: осознание и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения.

Упражнение «Чувствую себя хорошо»». Цель: формирование умения определять ресурсное состояние.

Упражнение «Какой я». Цель: изучение внутреннего образа «Я»

11.11.2022

Тема: Мотивы наших поступков.

Цель: учить понимать собственные мотивы поведения.

Осознание своего Я, своих мотивов, упражнение «Я - состояние», «Я - мотивация».

Рисование чувств, эмоций, своего эмоционального состояния. Обсуждение рисунков.

Упражнение «Ужасно-прекрасный рисунок». Цель: стимулирование группового процесса, выражение агрессии, разрядка.

18.11.2022

Тема: Как достичь поставленную цель?

Цель: формирование умения формулировать цель по технологии SMART, формировать мотивацию достижений.

Упражнение «Какого я цвета?». Цель: развитие умения осознавать собственное настроение, собственные чувства, учить понимать эмоции других людей.

Упражнение «Точки». Цель: сформировать картину желаемого (проработка одной цели).

Упражнение «Колесо баланса». Цель: выявление актуального состояния определенных сторон жизни, развитие умения ставить адекватную цель.

25.11.2022

Тема: Любить себя….Это как?

Цель: повышение самооценки ребенка.

Упражнение «День пожеланий». Цель: формирование позитивного настроя на занятие, уважения к одноклассникам.

Игра «Без маски».Цель: актуализация процесса самораскрытия.

Упражнение «Я в лучах солнца». Цель: повышение самооценки.

02.12.2022

Тема: Карта моей жизни.

Цель: развивать умение планировать, ставить цели, развивать уверенность в собственных силах.

Упражнение «В чем мне повезло в этой жизни». Цель: создание хорошего настроя на работу.

Упражнение «Доброе зеркало». Цель: Развитие толерантности, эмпатии, рефлексии.

Упражнение «Монстр». Цель: проработка ситуации, которая вызывает негативные эмоции.

Продолжение таблицы 1

09.12.2022

Тема: Точка опоры.

Цель: закрепление полученных навыков, уверенности в себе.

Упражнение «Скульптура». Цель: овладение своим телом, развитие фантазии, отработка уверенного, неуверенного, агрессивного поведения.

Упражнение «Как много я умею». Цель: формирование положительного отношения к себе.

Упражнение: «Картина на память». Цель: реагирование эмоций, формирование установки на партнерство.