Файл: Отчет по Производственной практике (педагогическая практика)1 ппоб Пипно ( Наименование практики ) обучающегося.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 1442

Скачиваний: 70

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Задание 1. Знакомство с образовательной организацией, изучение содержания социально-педагогической деятельности учителя начальных классов

Практическое задание 2. Разработать и обосновать комплексную программу социально-педагогической помощи конкретному ребенку

Практическое задание 3. Организация педагогической деятельности по воспитанию, коррекции развития личности и социальной защите ребенка

Задание 4. Разработка содержания и проведение уроков в начальной школе

Практическое задание 5. Диагностика уровня освоения образовательной программы учащимися начальной школы

Задание 6. Выполнение программы опытно-экспериментального исследования по теме курсовой работы по предмету «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»

Задание 7. Осуществить анализ деятельности на педагогической практике и оформить отчет в соответствии с требованиями кафедры и «Положения об организации и проведении практики обучающихся ТГУ»

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6



Самоанализ

1. Урок по литературному чтению содержал образовательную, развивающую и воспитательные цели, которые были достигнуты по результатам проведения урока. Практические цели, поставленные учениками, были достигнуты.

2. Структура урока соответствовала типу занятия, применяемые методы позволили достичь поставленной цели урока. Тип урока – урок повторения и обобщения.

3. Мотивация и интерес учеников поддерживался активным темпом, сменой заданий, наличием соревновательного момента.

4. Урок соответствовал требованиям ФГОС НОО, запланированные универсальные действия были сформированы в процессе выполнения заданий.

5. Викторина была направлена на закрепление изученного материала, развитие познавательного интереса у обучающихся к изучению литературных произведений И.А. Крылова. Задания викторины соответствовало объему изученного материала, программному содержанию, уровню развития обучающихся.

6. На уроке самостоятельная деятельность обучающихся преобладала в сравнении с деятельностью педагога. Ученики активно принимали участие в викторине на протяжении всего урока. При составлении викторины использовался дифференцированный подход.

7. Данный урок прошел успешно. Поставленная цели была достигнута, задачи решены. В процессе награждения была отмечена работа всех учеников, сказаны слова поддержки и ободрения наиболее активным участникам.


Практическое задание 5. Диагностика уровня освоения образовательной программы учащимися начальной школы



Для обучающихся 3Б класса (28 человек) была разработана комплексная диагностика по курсам «Русский язык» и «Литературное чтение». Задания соответствовали уровню усвоения знаний обучающихся, программному содержанию. Результаты проведения комплексной диагностики были качественно и количественно проанализированы.

Содержание проверочной работы представлено в Приложении 4. Ответы детей оценивались по следующим критериям:

– отметка «5» при выполнении заданий без ошибок;

– отметка «4» при выполнении заданий с 1-2 ошибками;

– отметка «3» при выполнении заданий с 3-4 ошибками.

Результаты диагностики знания по предметам «Русский язык» и «Литературное чтение» представлены в таблице 2.
Таблица 2

Результаты диагностического среза обучающихся 3 «А» класса

Категория обучающихся

Отметка

«5»

«4»

«3»

ученики 3Б класса

8

14

6


Согласно результатам таблицы 4, без ошибок, отметка «5», выполнили задания 8 учеников. Все ответы на вопросы соответствовали уровню усвоения учебного материала, отсутствовали орфографические ошибки. Допустили 1-2 ошибки, «отметка «4», 17 школьников. Анализ работ обучающихся показал, что ошибки были допущены в определении главной мысли текста и ее формулировании, определения грамматической основы в предложении, также обучающиеся допускали орфографические ошибки при написании ответов. Допустили 3-4 ошибки, отметка «3», 2 ученика. Обучающимися были допущены аналогические ошибки, особую трудность вызвало задание на определение основной идеи текста.

Наглядно результаты комплексного обследования отражены на рисунке 1.


Рисунок 1. Результаты комплексной проверки по «Русскому языку» и «Литературному чтению» (%)
Согласно результатам рисунка 1, в 3Б классе треть обучающихся (29%) обладают глубокими знаниями правил русского языка, имеют навык работы с текстом, способны выделять и формулировать основную мысль текста. Половина учеников (50%) обладают средним уровнем освоения школьных знаний по изучаемым предметам, допускают орфографические и стилистические ошибки, затрудняются определить главную мысль текста. Низким уровнем знаний обладает 21% учеников. Школьники имеют трудности работы с текстом, допускают орфографические ошибки.



Для повышения уровня развития умения работы с текстом были подобраны упражнения по развитию данного умения. Сознательность чтения зависит от наличия у школьников необходимого жизненного опыта, от понимания лексического значения слов, их сочетаемости в структуре предложения и от ряда методических условий.

Чтобы чтение было сознательным, учащиеся должны понимать:

1) значение каждого слова;

2) смысл каждого предложения;

3) каждого логически законченного абзаца;

4) определять в тексте основное содержание, выделять главную мысль, подтверждать ее частными мыслями, устанавливая между ними логические связи.

Работу над формированием сознательного чтения следует условно разделить на три этапа. Первый этап – предтекстовый – предполагает работу над содержанием произведения до процесса чтения. На этом этапе используются упражнения на:

1) антиципацию, что представляет собой предугадывание предстоящего чтения;

2) определение смысловой, тематической и эмоциональной направленности текста;

3) формулировку целей урока с учетом общей готовности обучающихся.

Антиципация – это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного. Для развития данного навыка используют упражнения следующего характера:

1) чтение с пропущенными окончаниями;

2) доскажи строчку, например: ло-ло-ло – как на улице … (светло);

3) занимательные модели. Данное упражнение предполагает подбор учениками слов на заданную схему. Например, -е- (дети подбирают слова из трех букв с буквой Е в середине: мел, лес и т.д.), е - - (дети могут назвать слова еда, ест и т.д.) ;

4) слова-невидимки. Учитель предлагает подобрать слова, которые отличаются одной буквой: Я толстый и большой. Я там, где боль. Я – ах, я – ой! (слон и стон);

5) «чтение наоборот». Задание заключается в чтении предложения или текста с конца так, чтобы последнее слово оказалось первым;

6) «поиск смысловых несуразностей». Детям предлагается специально подготовленный текст, в котором наряду с обычными, правильными предложениями встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки, делающие нелепым описание. Например: «Дети не промокли под ливнем, потому что спрятались под телеграфным столбом»;


7) чтение текста через слово. Ученики читают заранее подготовленный небольшой текст, пропуская слова;

8) чтение с помощью решетки. На текст накладывается решетка и постепенно сдвигается вниз, при этом части текста перекрываются. Задача учеников восполнить перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл текста.

Данные упражнения могут быть использованы в период подготовки к чтению литературных произведений, а также в качестве расслабления на последнем этапе урока или при смене деятельности. Задания могут выполняться в индивидуальном и групповом формате.

Предтекстовый этап также включает в себя работу с предстоящим текстом. Данные упражнения направлены на понимание смысла текста:

1) прогнозирование. Ученикам предлагает прочитать заголовок текста и предположить примерную тематику, жанр, героев, возможную идейную направленность. Варианты могут фиксироваться в тетрадях, на доске, со временем устно;

2) ассоциации. Учитель сообщает название текста и просит назвать детей ассоциации (слова или словосочетания, которые возникают при прослушивании заголовка);

3) глоссарий. Перед чтением текста педагог предлагает обучающимся ознакомиться со списком слов и выбрать, какие на их взгляд будут встречаться в тексте;

4) иллюстрации. Учитель предлагает рассмотреть иллюстрации к тексту и высказать предположения, о чем пойдет речь в произведении.

После ознакомления с текстом начинается текстовый этап, который предполагает работу непосредственно с текстом, творческие задания, упражнения на развитие памяти, внимания, воображения:

1) фантограммы. Учителя предлагает представить ученикам, как развивались бы события, если бы…Например, Что произошло, если бы Чебурашка познакомился не с Геной, а со Старухой Шапокляк, тогда…Ученики могут оформить свои предположения устно или письменно;

2) инсценирование. Учитель предлагает обучающимся проиграть ситуацию из произведения либо подготовить сценку по всему тексту;

3) творческие задания могут включать в себя:

– составление кроссвордов по тексту;

– викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким;


– мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя;

– подбор загадок к словам из текста;

– подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста;

– составление ребусов к словам из текста;

4) составление опорных или мнемотаблиц. После прочтения произведения детям предлагается заполнить таблицу и зафиксировать в ячейках: кто? что случилось? главные слова, рисунок. Опираясь на данную таблицу, дети составляют пересказ текста.

На этапе работы с текстом используются следующего типа задания:

1) найти определенный фрагмент;

2) найти слова, описывающие конкретного героя;

3) деление текста на смысловые части;

4) составление вопросов по тексту.

Использование данных упражнений позволило развить у детей поисковое чтение, внимание, концентрацию, память. Задания могут изменяться в зависимости от жанра произведения, целей и задач урока, задач педагога, потребности в развитии конкретного навыка.

В процессе чтения текстов могут встречаться слова, неизвестные по значению. Знакомство с новыми словами также может быть реализовано с помощью разнообразных упражнений:

– показ предмета или действия, обозначаемого словом;

– показ рисунка или иллюстрирование;

– подстановка синонимов;

– способ логического определения;

– введение новых слов в предложение;

– объяснение значения слова через словообразовательный анализ;

– выяснение значения слова по толковому словарю.

Таким образом, при выполнении предложенных заданий происходит знакомство с новыми лексическими единицами, расширение кругозора, развитие познавательного интереса обучающихся. Использование разнообразных упражнений позволит сохранить концентрацию внимания, при этом не снижать темп ведения урока.

Цель постекстового этапа заключается в понимании текста на уровне смысла. На данном этапе проводится знакомство с особенностями биографии автора, обсуждение стилистических особенностей писателя. Можно организовать дискуссию или круглый стол по обсуждению сюжета и характеристик героев. На данном этапе используются следующие упражнения:

1) графическое иллюстрирование;

2) творческий пересказ, где обучающимся разрешается добавлять детали, изменять сюжет;