Файл: 1 Теоретические аспекты налогообложение кредитных организаций в современных условиях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Данное послабление для коммерческих банков увеличит долю долгосрочного кредитования в общем кредитном портфеле, позволит банкам улучшить свое финансовое положение, что особенно актуально для средних и мелких банков. При этом государственный бюджет пополнится за счёт налогов от вновь созданных производств, то есть налогов, где не прибыль выступает в качестве налоговой базы, а фонд заработной платы, объём реализации [36].

В российской практике налогообложения необходимо учитывать то, что нет специального налога уплачиваемым только банками и специального режима их налогообложения.

На данном этапе, в условиях неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и необходимости диверсификации экономики, целесообразно сформировать систему налогообложения банков, способную решать вопросы эффективного импортозамещения, развития инноваций и нанотехнологий [20].

Введя специальную дифференцированную ставку для деятельности коммерческих банков, можно развивать приоритетные отрасли экономики и решать задачи государства [17].

Резюмируя, в целях повышения эффективности налогообложения коммерческих банков в современных условиях необходимо:

- проанализировать действующее налоговое законодательство и особенности учета доходов и расходов коммерческого банка, чтобы определить основные направления и способы совершенствования системы налогообложения;

- путем применения норм законодательства Российской Федерации повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам;

- стимулировать коммерческие банки на финансирование предприятий реального сектора экономики, при этом ограничить их в избежание от уплаты налогов;

- обеспечение эффективной системы раскрытия информации на финансовом рынке;

- стимулировать банковскую деятельность на увеличение кредитных ресурсов, что привело бы к росту доходов и прибыли после налогообложения и увеличению их собственного капитала;

- повысить эффективность работы служб мониторинга и контроля, которая позволит следить за действительностью целевого назначения долгосрочных кредитов и повысить надежность и активизацию участия в обеспечении экономического развития.

Большая собираемость налогов нуждается в серьёзных преобразованиях в налоговом законодательстве, это позволит повысить собираемость налогов и приведет к увеличению налоговой прибыли страны, что в свою очередь приведет к совершенствованию российской экономики.


Таким образом, особенностями современного налогообложения кредитных организаций в РФ является специфика системы налогообложения банковских организаций, которая является составной, специфической частью российской системы налогообложения, обусловленной особенностями банковской деятельности и их ролью в воспроизводственных процессах. Специфика финансово-хозяйственной деятельности банковских организаций обусловливает особенности методики налогообложения данной категории налогоплательщиков. В частности, в методических аспектах исчисления и взимания налогов с банковского сектора экономики специфика характерна таким налогам, как налог на прибыль и НДС. Остальные же налоги банковские организации уплачивают в общеустановленном порядке.
1.2 Кредитные организации как субъекты налогообложения
Специфичность налоговой правосубъектности кредитных организаций проявляется в том, что они способны выступать в налоговых отношениях не только в качестве налогоплательщиков либо налоговых агентов, но и в качестве субъектов, принимающих и зачисляющих налоговые платежи, то есть в качестве посредника между налогоплательщиком и бюджетом [22].

Такая многогранность правосубъектности банка позволяет говорить о «триединстве» правового статуса банка в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Фундаментальной особенностью такого статуса является то, что права, обязанности и ответственность банков предусмотрены не только налоговым, но и гражданским законодательством.

Банк может иметь три направленности в своей деятельности:

– выступать в качестве самостоятельного налогоплательщика;

– выступать в качестве налогового агента;

– выступать в качестве связующего звена между налогоплательщиком и государством [29].

Банки, не только выполняющие роль налогоплательщиков или налоговых агентов, но и играющие роль «третьих лиц, способствующих взиманию налогов и сборов» [36]. Основной обязанностью банков в этой роли в соответствии со ст. 60 НК РФ является исполнение поручений налогоплательщиков и налоговых органов по перечислению налогов в бюджет. Помимо этого, банки согласно ст. 86 НК РФ обязаны предоставлять информацию в налоговые органы об открытии (закрытии) счетов налогоплательщиков в течение трех дней, по запросу налоговых органов должны предоставлять информацию об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах) и выписки по операциям на счетах [1].



По мнению Л. В. Бурнышевой, банк действует как представитель публичных интересов государства, принимающий от плательщика исполнение публичной обязанности уплаты налога [12].

Ввиду вышеизложенного, банки могут быть отнесены к особым субъектам налоговых правоотношений. За невыполнение возложенных на них НК РФ обязанностей банки несут ответственность, определенную гл. 18 НК РФ.
Исходя из того, что банк является налогоплательщиком, следует то, что он в обязательном порядке ведет налоговый учет расходов и доходов, занося все виды операций и сделок в журнал аналитического учета, согласно правилам ведения налогового учета. Данный вид учета отражает каждую сделку и операцию, который осуществил банк. К ним относят: продажу и покупку драгоценных металлов и камней, сделки хозяйственной направленности, долговые обещания и другие банковские операции и сделки. Также следует отметить, что при аналитическом учете прописывается дата, количество, стоимость, качество и иные данные, которые необходимы при данном учете [10].

Для проведения параллели, то есть сравнительного анализа коммерческой деятельности банков России, стоит взять для примера коммерческую деятельность банков Соединенных Штатов Америки. Налогообложение и налоги в Америке сильно отличаются от налоговой системы в РФ. В качестве примера, можно привести ставку для банка и корпораций — она одинакова. В американской системе налогообложения добавленная стоимость, производственные налоги и потребительские налоги отходят на задний план, основным элементом учета является доход [6].

Для того, чтобы рассмотреть особенности, которые присущи системе налогообложения коммерческого и национального банка, нужно рассмотреть схему налогов, которыми уплачивают корпорации.

Схема системы уплаты налогов корпорацией:

- определение уровня доходов;

- нахождение разницы между суммой общего дохода корпорации и дохода, который не подвергается налогообложению;

- проведение налоговых расчетов с целью определения налога на чистый доход по определенной ставке налога.

Перечислим основные налоги, которые уплачивают коммерческие банки:

1) налог на доходы физических лиц;

2) налог на прибыль организации;

3) налог на имущество организации;

4) налог на добавленную стоимость;

5) другие виды налогов [16].

Важным является тот факт, что банк может уклониться от одной из своих обязанностей, а именно ведение раздельного учета НДС, которые уплачивается поставщиками, при приобретении товаров, услуг или работ, используя пункт 5 статьи 170 Налогового Кодекса РФ. В этом случае банк включает затраты, при исчислении налога на прибыль организации принимаемые к вычету НДС, которые уплачены поставщиками по приобретенным товарам, услугам или работам. Как итог, полученная ими сумма НДС по совершенным операциям, облагается налогом и поделит уплате в бюджет [1].


Порядок исчисления и сроков уплаты налогов:

– квартал — налоговый период;

– сумма налога, которая подлежит уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода (квартала);

– просчитывается как общая сумма налога, которая уменьшается на сумму налоговых вычетов [25].

Приобретая на территории России товары, услуги или работы у иностранных представителей, не являющихся налогоплательщиками и не состоящих на учете в налоговых органах, то коммерческий банк является налоговым агентом, который обязан удержать, исчислить НДС у иностранной организации.

Коммерческий банк, может выступать налоговым агентом, еще в одном случае - арендуя у органов государственной власти и органов местного самоуправления федеральные активы и городской актив. Как итог, сумма НДС просчитывается банком, как сумма арендной платы с учетом уплаты налога. Банк обязан вычесть, исчислить из прибыли, уплачиваемой арендодателю, и перевести необходимую сумму НДС в бюджет [29].

Налоги и сборы рассчитываются как сумма выплат и вознаграждений, которые начисляются налогоплательщиком за налоговый период в пользу физических лиц. Налогообложение исследуемого банка рассчитывается по сумме, ожидаемых возмещений к уплате в бюджет или из бюджета, в отношении налогооблагаемых прибыли и убытков, в текущий и предшествующий периоды [36].

Обязанности банков по правильному открытию счетов налогоплательщиков, исполнению поручений о перечислении налогов и сборов, а также по предоставлению налоговым органам сведений по счетам своих клиентов, основываясь на гражданско-правовых договорах, носят не только гражданско-правовой, но и публично-правовой характер [22].

Указанные отношения регулируются гражданским, банковским и налоговым законодательством. Следовательно, рассматриваемые отношения являются одновременно и налоговыми, и гражданско-правовыми. Тем не менее, в данном случае нет противоречия, так как отношения, складывающиеся в процессе реализации банками своих обязанностей при исполнении ими поручений клиентов о перечислении налогов и сборов, являются ярким примером комплексного характера банковских правоотношений.

Весь комплекс публично-правовых обязанностей банков в налоговых отношениях условно можно разделить на три относительно обособленные группы:

1. Обязанности по исполнению поручений на перечисление налогов.

2. Обязанности, связанные с учетом налогоплательщиков.


3. Обязанности по предоставлению налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.

Центральной обязанностью банков в налоговых правоотношениях является своевременное исполнение поручений налогоплательщиков, налоговых агентов или иного обязанного лица на перечисление налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды), а также решения налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или иного обязанного лица в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.

В рамках указанной обязанности банк должен:

- своевременно выполнять поручения налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов по перечислению сумм налога и (или) сбора;

- исполнять решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента;

- исполнять решения налогового органа о взыскании сумм налога, сбора, пеней.

Налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пени [31].

Кроме того, на банки возложен ряд обязанностей, связанных с учетом налогоплательщиков. В частности, открывать счета налогоплательщикам только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; в пятидневный срок сообщать налоговому органу об открытии или закрытии счета налогоплательщика.

Банки предстают в налоговых правоотношениях и в качестве источника получения информации о налогоплательщиках. Банки обязаны предоставлять в срок налоговому органу по его запросу справки по операциям и счетам организаций или граждан-предпринимателей.

О значении банка как особого субъекта налоговых правоотношений говорит и факт выделения в Налоговом кодексе Российской Федерации отдельной главы «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение» (глава 18) [1].

Несмотря на столь широкий спектр специальных функций в налоговой сфере, банки не названы Налоговым кодексом Российской Федерации в числе участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Законодательно закрепленный в Налоговом кодексе Российской Федерации перечень участников налоговых отношений далеко не полон, ибо не охватывает всех потенциальных и реальных участников налоговых правоотношений. Фактически налоговые отношения затрагивают большее количество субъектов, поскольку установление, введение и взимание налогов в доход государства, осуществление налогового контроля и привлечение к ответственности за налоговое правонарушение требует также привлечения иных физических и юридических лиц,