Файл: 1 Теоретические аспекты налогообложение кредитных организаций в современных условиях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
органов власти и местного самоуправления, которые прямо не обозначены в качестве участников налоговых отношений, но наделены налоговым законодательством соответствующими правами и обязанностями и в определенных случаях несут налоговую ответственность [37]. В первую очередь такое утверждение справедливо по отношению к банкам, которые, несмотря на выполнение значимой функции в налоговых правоотношениях, не названы Налоговым кодексом в качестве их участников.

В научной литературе рассматривается следующая классификация участников налоговых правоотношений [25, 31, 36]:

– субъекты, наделенные компетенцией по установлению и введению налогов (органы представительной власти);

– субъекты, на которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по уплате налогов (сборов) в бюджет или внебюджетный фонд (налогоплательщики и плательщики сборов);

– субъекты, содействующие уплате налогов и сборов (налоговые агенты, банки и сборщики налогов);

– субъекты, содействующие налоговому администрированию (органы регистрации, эксперты, специалисты, переводчики, понятые и свидетели);

– субъекты, осуществляющие налоговое администрирование (финансовые органы, налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов);

– субъекты, осуществляющие правоохранительную функцию в сфере налогообложения (органы прокуратуры, органы внутренних дел);

– субъекты, рассматривающие дела и исполняющие решения о взыскании налоговых санкций (судебные органы и органы принудительного исполнения).

Таким образом, банк определяется в качестве субъекта, содействующего уплате налогов и сборов.

Выделяют три группы субъектов налоговых правоотношений [12]:

1) органы власти, устанавливающие и взимающие налоги (налоговые, финансовые, таможенные органы);

2) налогоплательщики: юридические и физические лица, в том числе и банки, за исключением Банка России;

3) третьи лица: банки, принимающие и зачисляющие налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов.

Выделяя три группы субъектов налоговых правоотношений, банки не относятся к отдельной категории, включая их в группу организаций и предприятий, располагающих информацией, необходимой для исчисления налогов с конкретных налогоплательщиков [29].


Критерием отнесения банков в эту группу является признак наличия у субъекта соответствующей информации. Таким образом, классификация, не учитывает наличие у банка функций финансового посредника между налогоплательщиком и соответствующим бюджетом.

Современное законодательство предусматривает обязанности банков по контролю за соблюдением их клиентами законодательства о налогах и сборах, что позволяет отнести их к субъектам финансового контроля. Применяя аналогию с нормами валютного законодательства, по совокупности полномочий банков в сфере контроля за соблюдением их клиентами законодательства.

Рассмотрение банков в качестве субъектов налогового контроля противоречит общепризнанному в юридической науке утверждению о том, что налоговый контроль является одним из видов государственного финансового контроля, а, значит, может осуществляться только уполномоченными государственными органами. Из содержания ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в налоговой сфере субъектами контроля, наделенными государственно-властными полномочиями по осуществлению мероприятий налогового контроля, являются только налоговые и таможенные органы [1].


Таким образом, специфичность налоговой правосубъектности кредитных организаций проявляется в том, что они способны выступать в налоговых отношениях не только в качестве налогоплательщиков либо налоговых агентов, но и в качестве субъектов, принимающих и зачисляющих налоговые платежи, то есть в качестве посредника между налогоплательщиком и бюджетом. Можно сделать вывод об особенной роли банков, как субъектов налогообложения, налогов, которые они платят, так и их второстепенной роли, регламентированной законодательством.

2 Анализ налогообложение кредитных организаций в современных условиях на примере ПАО Сбербанк
2.1 Организационно-экономическая характеристика ПАО Сбербанк
«Публичное акционерное общество Сбербанк, сокращенное наименование ПАО Сбербанк, является кредитной организацией. ПАО Сбербанк России входит в банковскую систему Российской Федерации и в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными документами Банка России, а также настоящим Уставом.

ПАО Сбербанк создан в соответствии с решением Общего собрания акционеров от 22 марта 1991 года и на сегодняшний день он является крупнейшим банком российской федерации и СНГ» [29]. Его активы составляют одну четверть банковской системы страны, а по версии The Banker входит в топ сто банков мира. ПАО Сбербанк - это банковская структура, действующая в Российской Федерации в форме акционерного общества, учрежденного Банком России [37].

Основным видом деятельности ПАО Сбербанк являются корпоративные и розничные банковские операции. Данные операции включают:

– привлечение средств во вклады и предоставление коммерческих кредитов;

– предоставление коммерческих кредитов в свободно конвертируемых местных валютах стран;

– предоставление услуг клиентам при осуществлении ими экспортных\импортных операций;

– конверсионные операции;

– торговлю ценными бумагами и производными финансовыми инструментами» [43].


Целью Сбербанка России является привлечение финансовых ресурсов и расчетно-кассовое обслуживание физических лиц, предоставление клиентам полного спектра банковских продуктов.

Миссию и корпоративную идеологию банка можно сформулировать как удовлетворение потребностей всех стратегических групп клиентов ПАО Сбербанка на всей территории Российской Федерации в качественных и надежных банковских услугах при обеспечении стабильного функционирования национальной банковской системы.

Стратегия Сбербанка определяет стратегические цели развития, суть которых заключается в выходе на совершенно новый уровень обслуживания клиентов и сохранении позиции самого современного и крупнейшего банковского учреждения в Восточной Европе.

Для достижения этих целей Сбербанку необходимо активно внедрять широкий спектр новейших банковских продуктов и услуг, основанных в основном на современных технологиях/

Сегодня Сбербанк - это современный универсальный банк, готовый полностью удовлетворить потребности различных групп клиентов. Сегодня этот банк - признанный лидер российской банковской системы, основа ее стабильности и надежности. Сбербанк является лицом банковской системы Российской Федерации, в том числе на международном рынке, принимает непосредственное участие в формировании денежно-кредитной политики, которая оказывает прямое воздействие на национальную экономику и макроэкономические процессы в России, оказывает благоприятное влияние на реализацию экономически эффективных программ развития национальной экономики.

Развитая филиальная сеть этого банка и применение самых передовых технологий делают банковские услуги и продукты доступными по всей стране. Стремясь к совершенству в банковском бизнесе, ПАО Сбербанк уделяет особое внимание созданию и внедрению важнейших принципов развития, а также установлению и достижению ключевых позиций [45].

Достаточно широкая и развитая ресурсная база, и капитал ПАО Сбербанк позволяют ему предоставлять своим клиентам крупные и долгосрочные кредиты и инвестиции, занимать значительную долю не только на внутреннем, но и на международном финансовом рынке.

ПАО Сбербанк выступает генеральным агентом, уполномоченным обслуживать счета и осуществлять учет доходов и средств федерального бюджета, что делает его одним из важнейших участников национальной экономики. Сегодня ПАО Сбербанк:

– является лидером среди крупнейших национальных коммерческих банков;


– имеет широкую сеть филиалов;

– гарантируется государством для обеспечения и возврата вкладов физических и юридических лиц;

– предлагает полный спектр банковских продуктов и услуг для юридических лиц и хозяйствующих субъектов в национальной и иностранной валютах;

– служит самым популярным финансовым учреждением для обслуживания физических лиц. Банк готов предложить физическим лицам, самый широкий спектр банковских продуктов и услуг, различные виды вкладов в национальной и иностранной валютах, ориентированные на самые разные слои населения;

– выпускает и обслуживает банковские карты;

– поддерживает корреспондентские отношения с зарубежными банковскими структурами;

– является членом таких специализированных международных организаций, как Всемирного института сберегательных касс, Европейской группы сберегательных банков;

– активно участвует в реализации международной программы по развитию малых и средних предприятий;

– является основателем и соучредителем большого количества национальных коммерческих и некоммерческих учреждений [45].

Организационная структура ПАО Сбербанк представляет собой многоуровневую систему, не имеющую аналогов среди других банковских структур, действующих в Российской Федерации. Внутри Сбербанка существуют территориальные банковские структуры, а также самостоятельные - филиалы и дочерние компании.

Филиальная сеть банка включает 16 территориальных банков и более 17 тысяч подразделений по всей стране. Помимо стран СНГ (Казахстан, Украина и Беларусь), Сбербанк представлен в девяти странах Центральной и Восточной Европы (Sberbank Europe AG, бывший VBI) и в Турции (DenizBank). Банк также имеет представительства в Германии и Китае, филиал в Индии, управляет Sberbank Switzerland AG [43].

Зарегистрирован Сбербанк России в Центральном Банке Российской Федерации 20 июня 1991 года. Регистрационный номер- 1481. Деятельность Банка производится согласно генеральной лицензии Центрального Банка РФ на осуществление банковских операций № 1481 от 11.08.2021 г. Центральный банк Российской Федерации считается акционером и учредителем Сбербанка России, в его распоряжении находятся 50 % уставного капитала и дополнительно одна голосующая акция. Остальная часть акций принадлежит российским и международным инвесторам [43].