Файл: 1 Теоретические аспекты налогообложение кредитных организаций в современных условиях.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 190
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель налогообложения кредитных организаций в настоящее время должна заключаться в переориентации банковских активов в реальном секторе экономики, а не в спекулятивной деятельности, такой как межбанковские кредиты, валютные операции и т. п. К 2020 году уже шесть банков перешли на налоговый мониторинг, что существенно сократило, как отмечают специалисты [5; 7], налоговые риски государства при использовании банками различных схем оптимизации налогообложения.
Но также сняло нагрузку на сам банк как налогоплательщика, так как в отношении поданных банком деклараций и налоговых расчетов о суммах выплаченных иностранным организациям доходов (форма по КНД 1151056, утв. Приказом ФНС России от 02.03.2016 № ММВ-7–3/115) на данный момент не проводятся камеральные проверки и не назначаются выездные налоговые проверки за период, с которого начинает действовать соглашение о переходе на налоговый мониторинг.
Для крупнейших банков это существо облегчает объем работы налогового отдела и позволяет им сосредоточится на применении более четкой налоговой оптимизации без применения различных схем ухода от уплаты налогов.
Существенным вопросом налогового администрирования коммерческих банков является проблема освобождения от НДС операций с драгоценными металлами. Также существует проблема налогообложения доходов при обмене валюты в банках вне валютного рынка. Проблема появилась еще в 2003 году, когда закон «О валютном регулировании и валютном контроле» признал валюту имуществом, а налоговое законодательство признало её имуществом для целей налогообложения. Что привело к тому, что при исчислении налоговой базы по сделкам обмена валюты, неудачные сделки не входят в расчет и сумма дохода рассчитывается из сделок, которые принесли физическому лицу доход. Поправки в ст. 86 НК РФ [1], вступившие в силу с 01.07.2014, в соответствии с которыми налоговые органы имеют право осуществлять запросы в банки относительно операций и остатков денежных средств на счетах физических лиц, предоставили возможность налоговым органам осуществлять контроль за уплатой НДФЛ физическими лицами, однако, проблему это не решило.
Практический подход показал, что количество клиентов банка не позволяет налоговым органами осуществлять данные проверки без наличия информации относительно возможного правонарушения конкретного физического лица. С 2015 года вопрос относительно того, кто должен выступать налоговым агентом по НДФЛ при получении физическим лицом доходов от купли-продажи иностранной валюты, был решен письмом Министерства Финансов Российской Федерации от 20.02.2015 № 03–04–06/8370. В соответствии с позицией Минфина, банки были освобождены от обязанности налогового агента по НДФЛ при спекуляции иностранной валютой физическими лицами. Фидуциарные сделки затрагивают инвестиции, кредиты и долевое участие, а также операции в рамках кредитования в форме ценных бумаг и заимствования, которые банк предоставляет или осуществляет от собственного имени, но на основании письменного поручения исключительно за счет клиента и под его риск, то есть денежные средства клиента размещаются от имени банка в указанный клиентом актив на заранее оговоренных условиях. Заказчик, как отмечают специалисты [4; 6], несет валютный, трансферный и курсовой риски и получает всю прибыль от сделки. Банк при этом получает комиссию.
Экономическим смыслом для использования банками схемы с фидуциарными депозитами является то, что процентные ставки по депозитам в российских банках в разы выше, чем в европейских. Таким образом, при наличии у лица денежных средств за пределами Российской Федерации, а также желания получать повышенные проценты по сравнению с европейскими ставками, оставаясь при этом не идентифицированным российскими банками, данный инструмент является оптимальным.
В соответствии с п. 3 ст. 7 НК РФ [1] в случае, если заключенным международным договором Российской Федерации с компетентными органами иностранных государств по вопросам избегания двойного налогообложения предусмотрено применение пониженных ставок налога или освобождение от налогообложения в отношении доходов от источников в Российской Федерации.
Оно действует для иностранных лиц, имеющих фактическое право на эти доходы. В целях применения этого международного договора иностранное лицо не признается имеющим фактическое право на такие доходы, если оно обладает ограниченными полномочиями в отношении распоряжения этими доходами не выполняет никаких иных функций и не принимает на себя никаких рисков, прямо или косвенно выплачивая такие доходы этому иному лицу, которое при прямом получении таких доходов от источников в Российской Федерации не имело бы права на применение указанных в настоящем пункте положений международного договора Российской Федерации по вопросам избегания двойного налогообложения. Хотелось бы отметить так же предоставленную банкам возможность отнесения на расходы убытков, полученных при переуступке прав требования. Кредитные организации имеют право отнести к внереализационных расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций убыток, полученный при переуступке права требования, если долг был признан безнадежным.
В классическом варианте при использовании данной схемы банки уступают права на долг, который на самом деле можно взыскать. Однако стоит рассмотреть судебное дело, в котором банк использовал ценные бумаги для построения более сложной схемы.
Таким образом, наличие права на использование пониженных ставок (льгот) при осуществлении функций налогового агента среди взаимозависимых компаний приводит к злоупотреблениям со стороны банков. Единственным ограничением в данном случае выступает ст. 269 НК РФ, в соответствии с которой объем отнесённых на расходы процентов ограничен порогом (для банков, не превышающих стоимость чистых активов в 12,5 раз). Однако данная норма не останавливает банки от использования указанной схемы.
3.2 Рекомендации по оптимизации налогообложения ПАО Сбербанк
Коммерческие банки, как и любые другие организации, должны платить все федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги. Банки, как крупные налогоплательщики, выполняют исключительно важную роль в механизме функционирования рыночной экономики.
Благодаря крупнейшим банкам происходит перелив капитала в наиболее рентабельные отрасли и регионы. Всё это способствует экономическому, технологическому и социальному прогрессу в обществе. Использование возможностей системы налогообложения на максимальном уровне приобретает в настоящее время особое значение, в особенности при определении перспективных направлений совершенствования корпоративной налоговой политики и обосновании структурных параметров ее функционирования [21]
Главную роль здесь играют выявление резервов реализации целевых ориентиров налоговой политики, кардинальный пересмотр сущности, роли и принципов налогового планирования, а также формирование направлений налоговой оптимизации. Конкретное поведение экономического субъекта определяется главной целью предпринимательской деятельности, а именно максимизацией потенциального дохода. Экономические субъекты стремятся увеличить собственные доходы не только за счет совершенствования организации и управления, внедрения новейших технологий и оборудования, но и за счет снижения налоговой нагрузки.
Одним из важнейших аспектов функционирования современной налоговой системы является воздействие налоговой нагрузки экономического субъекта на его деловую активность. Причем главной задачей любой налоговой реформы является снижение налоговой нагрузки предприятия при условии компенсации выпадающих доходов, при этом остаются неопределенными временные и нормативные рамки этого процесса. Поэтому исследование налоговой нагрузки всегда актуально как для предприятий, так и для налоговых органов [32]
В настоящее время в Российской Федерации не разработано общепринятой методики исчисления не только абсолютной, но и относительной величины налоговой нагрузки предприятий. В научной литературе встречаются методики определения налоговой нагрузки на экономические субъекты, которые различаются использованием того или иного количества налогов, включаемых в расчет, а также определением базового показателя деятельности предприятия, с которым соотносится сумма налогов.
Рассчитанный к выручке уровень налоговой нагрузки рекомендован Федеральной Налоговой Службой (ФНС) России в процессе отбора хозяйствующих субъектов для проведения выездных налоговый проверок. Далее, если коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности заметно ниже, чем в других хозяйствующих субъектах, ФНС России в рамках камеральной проверки рекомендует дополнительное рассмотрение вопроса с целью выявления причин относительно заниженной налоговой нагрузки. Возможно, что хозяйствующий субъект целенаправленно уклоняется от налогов, либо это оптимизация налогообложения в рамках законодательства, а может быть и то и то, и другое. [19]
Налоговую нагрузку можно рассматривать как величину, характеризующую влияние налогов, сборов и пошлин, взимаемых в пользу государства, на финансовое положение субъекта экономики и рассчитываемую на основе ряда показателей по отдельности или в совокупности.
Можно уточнить методику ФНС России и получить следующую формулу:
Налоговая нагрузка = Сумма налогов, уплаченных по данным отчетности в течение года × 100 % / Сумма бухгалтерской выручки за год без НДС и акцизов.
Рассчитаем значение коэффициента налоговой нагрузки самой крупной кредитной организации на территории РФ ПАО «Сбербанк России» за 2015-2017 годы на основе данных отчета о финансовых результатах.
На 01.01.2020 года платежи банка ПАО «Сбербанк России» составили 117993000 (без НДФЛ) тыс. руб., а совокупный доход – 1027872529 тыс. руб., соответственно: Кнгр = 117993000/1027872529×100% = 11,48 %
На 01.01.2021 года платежи банка ПАО «Сбербанк России» составили 88513000 (без НДФЛ) тыс. руб., а совокупный доход – 926706095 тыс. руб., соответственно: Кнгр = 88513000/926706095×100% = 9,55 %
На 01.01.2022 года налоговые платежи банка ПАО «Сбербанк России» составили 149605000 (без НДФЛ) тыс. руб., а совокупный доход 1412610647 тыс. руб.: Кнгр = 149605000/1412610647×100 % = 10,59 %
Чем ниже значение коэффициента, тем меньше удельный вес налогов в сумме доходов, полученных банком за период, соответственно доля налогов на 01.01.2021 год по сравнению с 01.01.2020 годом снизилась на 1,93%, 01.01.2022 год по сравнению с 01.01.2021 годом повысилась на 1,04 %. Коэффициент налоговой нагрузки, в случае необходимости, исчисляется и в отношении ряда отдельных доходов, таких как доходы от кредитных, расчетно-кассовых операций, а также операций с иностранной валютой.
Для сравнения полученных показателей коэффициента налоговой нагрузки ПАО «Сбербанк России» за 2020 – 2022 года сведем данные в таблицу 6.
Таблица 6 – Показатель налоговой нагрузки ПАО Сбербанк за 2020 - 2022 гг., %
Год | Значение показателя Кнгр, % |
2020 | 11,48 |
2021 | 9,55 |
2022 | 10,59 |
Проанализировав динамику уплаченных налогов ПАО «Сбербанк России» в период с 2020 года по 2022 год, а также рассмотрев динамику коэффициента налоговой нагрузки в тот же период, рассмотрим возможные пути оптимизации налогообложения в банке.
В первую очередь поставленная цель может быть достигнута установлением взаимосвязи налогового и бухгалтерского учета на основе их интеграции. Такое сближение определит необходимость разработки совместного аналитического учета, типизации и унификации форм, внесения изменений в организационную структуру банка в условиях автоматизации ведения налогового учета. На сегодняшний день налоговое планирование можно отнести к бизнес-процессам управления в банке. Но стоит сказать, что не сам бизнес–процесс, а способы и пути его реализации определяют успех любой коммерческой организации.
На основании проведенного исследования предлагается следующая схема направления совершенствования и оптимизации налогового планирования в коммерческих банках:
1) посредством интеграции налогового и бухгалтерского учета;
2) путем автоматизации процесса налогового учета в банках.
Интеграция налогового и бухгалтерского учета позволит сближение двух систем учета как на макроуровне, на уровне государства, так и на микроуровне, на уровне кредитной организации. Построение оптимальной модели взаимодействий бухгалтерского и налогового учета требует системности в процессе накопления и обобщения данных о налоговых обязательствах в учете, а также их отражения в отчетности. Основу данной модели должна составить схема отражения бухгалтерского учета, которая бы, с одной стороны не могла нарушать целостности учета, а с другой стороны – приводила к системному формированию информации, нужной для исчисления налога на прибыль. К примеру, целесообразно было бы разработать план счетов налогового учета. Такие счета должны иметь отличные от бухгалтерских счетов названия и номера, что поспособствует появлению новой корреспонденции счетов. Данное нововведение существенно облегчит ведение учета, позволит убыстрить, и, как следствие, оптимизировать налоговый учет. А также позволит и реализовать одну из основных целей бухгалтерского учета – обеспечение всех групп заинтересованных пользователей данными, достаточными для дальнейшей обработки и толкованию в интересах и целях каждой этих групп. Совершенствование налогообложения и дальнейшего