ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2125
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Байденко В. И. Стандарты в непрерывном образовании: Концептуальные, теоретические и методологические проблемы. М., 1999.
Беспалько В.П. Проблема образовательных стандартов в США и России // Педагогика. 1995. № 1. С. 89-94.
Воскресенская Н.Н. Поиски государственных образовательных стандартов за рубежом // Педагогика. 1994. № 2. С. 112-117.
Гаранин Л.А., Смирнов И.П. Национальный и региональный компоненты государственного стандарта. М., 1997.
Закон РФ «Об образовании» Сборник законов Российской Федерации. М., 1999. С. 224-245.
КаспржакА.Г., Левит М.Б. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М, 1994.
Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе / Под ред. Ю.И.Дика, А.В. Хуторского. М., 2000.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. 2000. № 2. С. 14-18.
Об утверждении Федеральной программы развития образования: Федеральный закон Документы в образовании. 2000. № 8. С. 4—75.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. Часть II. Среднее (полное) общее образование.
Министерство образования Российской Федерации. М., 2004.
Хуторской А.В. Творческий компонент образовательных стандартов // 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования / Под ред. B.C. Леднева, Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М., 1999. С. 126-131.
§ 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ
Образовательная (учебная) программа и учебник являются ключевыми элементами общеобразовательного процесса. Вместе с выбранной за основу дидактической моделью они служат средствами реализации образовательных стандартов на практике/Образовательный результат учащихся напрямую зависит от выбранной или составленной учителем программы и используемых учебников. Рассмотрим особенности образовательных программ и учебников.
Типы образовательных программ. Образовательные программы называют также учебными программами или программами обучения. Термин «образовательная программа» является официальным, поскольку соответствует Закону Российской Федерации «Об образовании».
Образовательная программа — системно-организованное единство целей, ценностей и содержания образования, а также условий организации образовательного процесса.
Согласно данному закону, система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Образовательная программа устанавливает содержание образования определенных уровня и направленности. В России реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
1) общеобразовательные (основные и дополнительные);
2) профессиональные (основные и дополнительные).
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного об1Дего образования; 4) среднего (полного) общего образования.
203К профессиональным относятся программы: 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессионального образования; 4) послевузовского профессионального образования.
Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются Законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.
Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в образовательных учреждениях для детей — сироти детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
Образовательные программы делятся на типовые, рабочие, индивидуальные.
Типовые образовательные программы составляются учеными, методистами, авторами учебников и могут утверждаться органами управления образованием. Эти программы включают целевые установки, очерчивают базовый круг знаний, умений и навыков, форм и видов деятельности учащихся, характеризуют требования к подготовке учеников. В них даются рекомендации по организации обучения, указываются необходимые средства обучения, могут быть приведены примеры тестовых и контрольных работ. Типовые образовательные программы могут сопровождаться примерным тематическим планированием с разбивкой на отдельные уроки, которые публикуют методические журналы («Литература в школе», «Математика в школе» и т.п.)
Рабочие образовательные программы составляются или подбираются самими учителями для осуществления реального обучения в конкретных условиях. Рабочая образовательная программа составляется по каждому учебному курсу и классу, как правило, на учебный год. При этом учитываются государственные образовательные стандарты, национально-региональный компонент (например, включение региональной тематики), принятая школой образовательная концепция, дидактическая система учителя, индивидуальные предпочтения учеников и их родителей.
Дискуссия. Возможно ли составление общей рабочей образовательной программы, учитывающей все ученические индивидуальные программы?
Индивидуальные образовательные программы воплощают в себе ученический компонент базисного учебного плана и составляются по отношению к обучению отдельных учеников. Эти программы могут иметь различный вид и форму. Они могут относиться к отдельным учебным курсам или комплексному образованию ученика. В их составлении явно или косвенно принимают участие сами ученики. В программах данного типа индивидуально для каждого ученика указываются его цели обучения в целом и по отдельным предметам, направления и общий план деятельности, предметы и темы по выбору, мастерские и факультативы, график участия в олимпиадах и конференциях, названия творческих работ, планируемые образовательные результаты, их сроки, формы проверки и оценки достижений и т.д. Индивидуальные образовательные программы учеников учитываются педагогом при конструировании общей рабочей программы и осуществлении образовательного процесса.
Образовательной программой называют не только программы обучения отдельным учебным курсам, но и программы, регламентирующие деятельность всего образовательного учреждения.
Образовательная программа школы составляется ежегодно и включает в себя: общие сведения о школе, анализ предыдущей деятельности, основные достижения и проблемы, образовательные потребности учащихся и родителей, специфику педагогического коллектива, структуру школы, режим работы, образовательную концепцию, цели и задачи, учебный план, структурно-функциональную схему образовательного процесса, специфику отдельных образовательных направлений и программ, характеристику общеобразовательного процесса на разных уровнях, функции отдельных структурных подразделений и должностных лиц, план опытно-экспериментальной и методической работы, план общешкольных мероприятий, связь с другими организациями и учреждениями, систему диагностики и оценки результатов, форму и порядок проведения аттестации учеников и педагогов и др.
Конструирование образовательной программы. Программа учебного курса — живой организм, который сначала создается в виде типовой программы, затем осмысливается, конкретизируется, уточняется и преобразуется учителем.
Личностное образовательное движение каждого ученика предполагает наличие особым образом сконструированных образовательных программ у учителя, школы, региона, государства. Координация образовательных программ перечисленных уровней — прерогатива учителя, работающего с конкретными детьми. Образовательная программа каждого «надученического» уровня должна отвечать следующим требованиям:
а) допускать возможность и необходимость существования программ других уровней;
б) учитывать разброс установочных целей образования субъектов другого уровня;
в) предполагать вариативность достижения обозначаемых в программе целей и постановку других целей;
г) обеспечивать соответствующий баланс заданное™ и выбора в каждом из структурных компонентов программы.
Федеральные образовательные программы, например, устанавливают базовые требования на уровне международных, конституционных, законодательных положений; что же касается содержания образования или его форм, то в государственной программе обозначаются варианты их конкретизации на каждом уровне, включая личность конкретного ученика, которому отводится возможность уточнения или построения индивидуальной образовательной программы.
Работа учителя над программой — непрерывный процесс. Программа может иметь разный объем, относиться к отдельной теме, курсу, образовательной области, классу, школе, и разную продолжительность — учебный год, четверть, неделя, день, урок. Годовая программа описывает стратегию обучения, программы изучения отдельных разделов или тем курса — воплощают эту стратегию, учитывая происходящий процесс и реальную ситуацию обучения конкретных детей.
Существуют три основных подхода к конструированию образовательных программ: линейный, концентрический и спиральный.
Линейный способ построения программы состоит в том, что отдельные части (порции) учебного материала выстраиваются последовательно друг за другом без дублирования изучаемых тем в разные годы обучения. 206
Концентрический способ допускает возможность возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, например, через несколько лет, предусматривая усложнение и расширение его содержания.
Спиральный способ компоновки материала программы предполагает, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний*
Программа — это средство достижения цели, сами цели тоже включаются в программу. Рабочая программа всегда субъективна, то есть имеет своего автора (или авторов) и относится прежде всего к его деятельности.
Каждый учитель на каждую учебную четверть и год осуществляет коррекцию примерной программы по своему учебному курсу или составляет собственную программу. Авторские программы обсуждаются (защищаются) на школьном педсовете и (или) на заседаниях районных методических объединений, после чего данные программы утверждаются для использования в учебном процессе.
Критерии анализа и оценки авторских образовательных программ:
Смысловая глубина. Анализируется, на каком уровне проработана программа, есть ли в ней четкое и конкретное обозначение смысла данного курса, продолжают и раскрывают ли обозначенный смысл цели, задачи и другие компоненты программы.
Проверяемость целей и задач. Выясняется форма задания образовательных целей и задач, возможность их однозначной проверки в конце планируемого периода (месяца, четверти, года). Выясняется наличие инструментария для контроля и оценки уровня достижения целей.
Соответствие образовательным стандартам и нормативам. Программа должна соответствовать образовательному минимуму, учебному плану школы, профилю классов, в которых будет применяться, учитывать индивидуальные программы учеников.