ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 2082
Скачиваний: 36
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Квалифицированные дистанционные учителя ведут занятия как с учениками своей школы, так и с удаленными от них учащимися из других школ и городов, т. е. учебный класс состоит как из очных, так и дистантных учеников. Подобные формы использования телекоммуникационных технологий особенно востребованы сельской школой, где ощущается недостаток квалифицированных кадров. Проблемой является отсутствие достаточного числа прецедентов работы в школах удаленных учителей и неразработанная нормативно-правовая база.
4-й тип: «Ученик — Интернет — Центр». Дистанционное обучение сопоставимо с очным обучением. Дистанционное обучение выступает в данном случае средством индивидуализации образования. Задача телекоммуникационных технологий — усилить личностную ориентацию обучения, предоставить ученикам выбор в формах, темпах и уровне их общеобразовательной подготовки. Не всегда очная школа готова предложить своим ученикам такие возможности. И тогда ученики (один или несколько), не обязательно из одной очной школы, обучаются в дистанционном центре, имеющем дополнительные возможности для раскрытия творческого потенциала учеников и учета их индивидуальных особенностей. Дистанционное обучение выступает здесь в качестве основного или сопоставимого по объему с очным.
Меняется роль и место основных образовательных компонентов традиционного образования: целей, содержания, форм, критериев оценки обучения. Работа учеников в виртуальных классах происходит при удаленности друг от друга практически всех субъектов образования. Для организации дистанционного обучения такого типа требуется мощное оборудование, специально разработанные образовательные серверы, дорогое программное обеспечение типа ClassPoint, позволяющее осуществлять и администрировать образовательные процессы. Образование в данном случае происходит в значительной степени дистанционное, индивидуализированное и творческое.
Вариант данного типа обучения — полностью дистанционное обучение, например, детей, находящихся в больницах, колониях, имеющих индивидуальные особенности, из-за которых они не могут посещать школу. Данный тип обучения наиболее интенсивно развивается в вузах, особенно на платной основе. Для общеобразовательных школ, практически не имеющих опыта заочного обучения, труднее принять модель 100-процентного базового дистанционного обучения. Развитие технологий данного типа обучения возможно при определенных условиях, например, в рамках программ дистанционной помощи одаренным ученикам, больным детям, несовершеннолетним преступникам.
5-й тип: «Ученик — Интернет — ...». Дистанционное обучение выполняет функции распределенного в пространстве и во времени образования. Ученик обучается не в одной очной или дистанционной школе, а одновременно в нескольких. Комплексная образовательная программа ученика составляется таким образом, что разные образовательные предметы изучаются им в различных учреждениях или у разных педагогов. Координирующую роль в этом случае играет очное или дистанционное учебное заведение, или родители ученика.
Дистанционное обучение данного типа следует назвать распределенным. Оно позволяет гибко учитывать личностные особенности и цели ученика, выстраивать его индивидуальную образовательную траекторию в каждой образовательной области или учебном предмете. Школа как форма предоставления образовательных услуг в этом случае максимально приближается к индивидуальным потребностям каждого ученика и трансформируется в персональный образовательный центр, включающий индивидуальные настройки, собственную обновляемую базу данных по основным и дополнительным учебным дисциплинам, интерактивные образовательные программы, связанные с образовательными ресурсами сети Интернет.
Персональный образовательный центр со специальным программным обеспечением должен стать непременным атрибутом персонального компьютера, его разработка — вопрос времени. Дополненный новейшим программным обеспечением, такой центр воплощает возможности, ранее считавшиеся фантастическими. Например, уже сегодня имеются программные разработки, позволяющие работать в одной виртуальной комнате удаленным друг от друга людям. Такая работа является полноценным аналогом очных действий, т. е. каждый человек дистанционно управляет своей виртуальной моделью, которая может, например, подходить в виртуальной комнате к шкафу, брать из него предметы, ставить их на общий стол для совместных действий с присутствующими в комнате управляемыми моделями других людей.
Перечисленные пять типов дистанционного обучения не исключают других возможных типов, а также их комбинаций. Соответственно типам дистанционного обучения устанавливаются цели, содержание, организационная структура, формы и методы обучения, система диагностики и оценки результатов, т. е. строится дидактическая система. Выбираемый тип дистанционного обучения позволяет организаторам учебного процесса планировать соотношение между очным и дистанционным обучением (степень дистанционное™), индивидуальными и групповыми занятиями (степень индивидуализации), продуктивным и репродуктивным обучением (степень творчества).
Школьный телекоммуникационный центр. Организация дистанционного обучения в школах происходит на базе телекоммуникационных Интернет-центров, организующих и координирующих дистанционную деятельность учеников и педагогов.
Чтобы школьный телекоммуникационный центр оказывал реальное позитивное влияние на образовательный процесс, недостаточно решить технические, кадровые и организационно-правовые вопросы. Например, наличие компьютеров, программного обеспечения и специалистов составляет примерно 20% общих затрат и объема труда при организации телекоммуникационной образовательной деятельности. Главным же оказывается содержание и технология работы школьного телекоммуникационного центра, его научно-методическое сопровождение и организационно-педагогическое обеспечение.
Перечислим значимые с педагогической точки зрения направления деятельности школьного телекоммуникационного центра.
1. Разработка и постановка целей использования телекоммуникаций, учитывающих современные тенденции информатизации общества, общешкольную образовательную программу и имеющиеся условия.
2. Организация практики использования образовательных Интернет-ресурсов в очном учебном процессе. Решение задач очного обучения с помощью информационных и телекоммуникационных средств.
3. Разработка и развитие школьного образовательного сайта, отражающего внутришкольную и внешкольную учебно-воспитательную деятельность. Внутришкольная деятельность обеспечивает коммуникации между учениками, их родителями, педагогами, администрацией, а также использование внутришкольных информационных данных. Внешкольная деятельность имеет интерактивный характер и отражается на сайте в формах телекоммуникаций с внешним миром — гипертекстовых электронных изданиях, дистанционных мероприятиях, веб-квестах по учебным предметам и др.
4. Организация участия школьников в дистанционных проектах, олимпиадах, телеконференциях, проводимых в сети Интернет. Приобретение опыта проведения собственных инициативных мероприятий с привлечением удаленных школ.
5. Организация дистанционного повышения квалификации и переподготовки педагогов школы как в отношении их очной педагогической работы, так и постепенного овладения телекоммуникационными средствами и технологиями. Участие в дистанционных педагогических курсах, семинарах, научно-практических конференциях, дистанционных педсоветах и т. п.
Самостоятельно разрабатывать и решать перечисленные задачи под силу не многим школьным телекоммуникационным центрам. Поэтому необходима система научно-методической поддержки их деятельности. Эту поддержку могут оказывать специализированные межрегиональные центры дистанционного образования, научно-исследовательские и административно-управленческие организации, а также предприятия, занимающиеся разработкой и внедрением информационных технологий в сфере образования. Данную функцию выполняет, например, Центр дистанционного образования «Эйдос» (www.eidos.ra).
Эффективность вхождения школ в открытое образовательное пространство будет определяться наличием у них ясной и взвешенной педагогической позиции по отношению к новым технологиям и Интернет-ресурсам. Практическая реализации такой позиции зависит от научно обоснованной системы деятельности школьных телекоммуникационных центров и развития дидактики дистанционного обучения.
РЕЗЮМЕ
Существуют два понимания смысла дистанционного обучения: 1) обмен информацией между педагогом и учеником; 2) личностная продуктивная деятельность учащихся, выстраиваемая с помощью современных средств телекоммуникаций. Второй подход предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, обеспечивающих интерактивность взаимодействия субъектов образования и продуктивность учебного процесса.
Дистанционное обучение — обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором удаленные друг от друга субъекты обучения (ученики, преподаватели, тьюторы, модераторы и др.) осуществляют образовательный процесс, сопровождающийся созданием образовательной продукции и их внутренними изменениями (приращениями).
Обучение, в котором применяются технологии и ресурсы Интернет, может быть: 1) полностью дистантным с использованием электронной почты, чат-взаимодействия, видеосвязи; 2) очно-дистантным, когда доля очных занятий в классе сопоставима с количеством дистантных занятий, проводимых удаленным от учеников педагогом; 3) дополнять очную форму по отдельным параметрам, например, педагог проводит занятия с учениками в очной форме, но при этом используются материалы из сети Интернет (Интернет-образование).
Виртуальное образование — процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими 504
виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют данные объекты и субъекты. Принципы дистанционного обучения:
1. Продуктивная ориентация обучения.
2. Индивидуализация дистанционного обучения.
3. Открытость содержания образования и учебного процесса.
4. Приоритет деятельностного содержания перед информационным.
5. Интеграция педагогических и телекоммуникационных технологий.
6. Принцип оптимального сочетания очных и дистанционных форм деятельности учащихся.
7. Деятельностные критерии оценки.
Типы дистанционного обучения (отличаются по степени дистанционное™, индивидуализации и продуктивности):
1 -й тип: «Школа — Интернет». Дистанционное обучение решает задачи очного обучения.
2-й тип: «Школа — Интернет — Школа». Дистанционное обучение дополняет очное обучение и влияет на него более интенсивно.
3-й тип: «Ученик — Интернет — Учитель». Дистанционное обучение частично заменяет очное обучение.
4-й тип: «Ученик — Интернет — Центр». Дистанционное обучение сопоставимо с очным обучением.
5-й тип: «Ученик — Интернет — ...». Дистанционное обучение выполняет функции распределенного в пространстве и во времени образования. Школа трансформируется в персональный образовательный центр, включающий индивидуальные настройки, собственную обновляемую базу данных по основным и дополнительным учебным дисциплинам, интерактивные образовательные программы, связанные с образовательными ресурсами сети Интернет.
Концентрированным выражением предстоящих в образовании изменений могут стать школьные телекоммуникационные Интернет-центры, организующие и координирующие дистанционную деятельность учеников и педагогов.
ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
1. Как и в чем меняются смысл и цели образования в связи с использованием Интернет-ресурсов и технологий?
2. Чем дистанционное обучение отличается от дистанционного образования? Интернет-образование от виртуального образования? Существует ли в сети Интернет своя педагогика?
3. Можно ли считать создание учениками веб-страниц дистанционным обучением?
4. Перечислите факторы, от которых зависит эффективность дистанционного обучения.
5. Как обеспечить личностную позицию и творческое самовыражение ученика при использовании ресурсов и технологий сети Интернет?
Дидактический практикум Тема 21. Дистанционное обучение
-
Выберите один из типов дистанционного обучения и постройте соответствующую ему дидактическую систему Для этого воспользуйтесь следующей структурой: смысл дистанционного образования; цели дистанционного обучения; краткая характеристика учеников и учителей; специфика содержания образования; приоритетные образовательные технологии, формы и