Файл: Современная дидактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 2078

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

методы; особенности коммуникаций; средства обучения; система контроля и оценки результатов (что и как будет оцениваться). Оцените реалистичность применения вашей системы в школе.

2. Разработайте фрагмент образовательной программы по выбранной вами теме и учебному курсу с использованием ресурсов и технологий сети Интернет. В данном фрагменте программы отразите смысл, цели, задачи, развиваемые личностные качества учеников, основные виды их деятельности, педагогические и телекоммуникационные технологии, формы и методы обучения, фундаментальные образовательные объекты и проблемы, образовательную продукцию учеников, формы контроля, рефлексии и оценки результатов обучения.

3. Оцените дидактические основы дистанционного обучения, имеющиеся в русскоязычном секторе сети Интернет. Для этого с помощью поисковой системы yandex.ru, aport.ru или rambler.ru отыщите сайты с соответствующей информацией. В качестве отыскиваемых терминов введите «дистанционное обучение», «дистанционное образование», «дидактика» и т.п. Скопируйте наиболее содержательные материалы и их Интернет-адреса (URL). Систематизируйте найденную информацию, представьте ее на веб-сайте и проведите дистанционное обсуждение полученных результатов с удаленными коллегами.

ЛИТЕРАТУРА

Белинская Е.П., Жичкина А.Е. Современные исследования виртуальной коммуникации: Проблемы, гипотезы, результаты // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. TV. Выпуск VI / Под ред. B.C. Собкина. М., 2000. С. 395-431.

Горвиц Ю.М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М., 1998.

Дистанционное обучение / Под ред. Е.С. Полат. М., 1998.

Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. М., 2005.

На урок — в Интернет! Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года» / Под. ред. А.В. Хуторского. М., 2000.

Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М., 1994.

Хуторской А.В. Дистанционные технологии обучения // 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования. М., 1999. С. 212-221.

Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. М., 2000. § 2.

РАЗРАБОТКА И ПРОВЕДЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Преимуществом дистанционного обучения является возможность учета индивидуальных темпов обучения учащихся, насыщенная и быстрая обратная связь с педагогом и одноклассниками.

В дистанционном обучении участвуют различные субъекты: дистанционный педагог, очный педагог (не всегда), технический инструктор, координатор или администратор дистанционного обучения, локальный (местный) координатор, авторы-разработчики учебных материалов. Перечисленные функциональные роли могут совмещать одни и те же специалисты, например, дистанционный педагог может быть одновременно разработчиком курса, а локальным координатором станет сам ученик.


Дистантному обучению свойственна высокая мотивация и развитые познавательные способности учащихся, поскольку только в этом случае они смогут заниматься в интерактивном режиме. Учащиеся дистанционной школы имеют возможность по своему усмотрению дозировать взаимодействие с учебным материалом и педагогом, задавать ему свои вопросы по мере необходимости.

Кроме самомотивации к учащемуся дистанционного класса предъявляются такие требования, как дисциплина труда, отсутствие технофобии, ориентированность на решение технических и иных проблем, умение создавать образовательную продукцию в письменной и графической форме, развитая способность выражать себя в телекоммуникации.

Классы в дистанционной школе могут быть двух типов: синхронные, работающие по одной программе с общим стартовым началом; асинхронные, в которые учащиеся принимаются не одновременно, а в разное время в течение дня, недели, всего учебного года. В последнем случае более опытные ученики помогают менее опытным, обучение происходит с опорой на разность образовательного потенциала новых и прежних учеников. Подобные возможности дистанционного обучения оказываются весьма ценными для развития и применения разновозрастных педагогических технологий.

Элементы дистанционных занятий. Почти все традиционные способы взаимодействия между педагогом и учащимися могут иметь место в дистанционном обучении. Современные средства телекоммуникаций не только предоставляют виртуальные аналоги очным учебным контактам, но в ряде случаев существенно расширяют их возможности. Перечислим элементы традиционного очного обучения, получившие адекватное отражение на дистанционных занятиях. Учебный материал. У педагога есть возможность обеспечить учеников всеми видами учебных материалов для подготовки к занятиям еще до того, как начнется диалоговая часть обучения. Необходимый материал предоставляется ученику следующими способами:

а) пересылается по обычной почте в виде определенного комплекта, куда могут входить CD-ROM или дискета, аудиокассета, видеокассета, «бумажные» пособия (кейс-технология);

б) пересылается по электронной почте в архивированном файле — сразу или по частям на протяжении учебного процесса;

в) размещается на образовательном сайте дистанционного учреждения для доступа к нему всех зарегистрированных учащихся;



г) оформляется в виде веб-квестов со ссылками на необходимый материал в сети Интернет;

д) ученику предоставляется доступ в одну или несколько электронных библиотек.

Диагностический материал. Дистанционный педагог и ученик обмениваются по электронной почте всевозможными тестами, контрольными заданиями, учетными табелями, листами оценок. Все это размещено на образовательном сервере и доступно как учителю, так и ученикам в соответствии с установленными для них допусками (например, каждый ученик имеет пароль для входа в соответствующие разделы сайта. Учитель обеспечивает учеников домашними заданиями, консультирует по их выполнению.

Наглядность. Во время телекоммуникации в реальном времени преподаватель показывает ученикам слайды, картинки, графику и т. п., проводит виртуальную экскурсию по сети Интернет по заранее составленным адресам. Ученики также обмениваются наглядными материалами между собой, что эффективно при подготовке ими докладов или коротких выступлений. Свои работы учащиеся размещают на сервере для доступа к ним других учеников и педагогов или для общего открытого доступа всем желающим. Этим процессом дистантно управляет педагог.

Педагог задает ученикам вопросы. Преподаватель задает ученикам вопросы как в режиме электронной конференции, так и в «реальном времени» в режиме ICQ, чат или видеоконференций. При этом он задает вопросы как одному из учеников, так и всей группе сразу.

Педагог объясняет материал в одностороннем порядке или пересылает ученикам записи своих видеолекций, а также лекций своих коллег или специалистов по изучаемым вопросам. Иногда полезно выслать ученикам набор ссылок на образовательные ресурсы из сети Интернет или специально подготовленную веб-страницу со ссылками по изучаемой теме, так называемый веб-квест.


Дискуссия. Какие элементы очных занятий не могут быть перенесены или преобразованы в дистанционную форму?

Педагог управляет дискуссиями. Дистанционный учитель начинает дискуссию по изучаемой проблеме, управляет дискуссиями между учащимися в рамках изучаемой темы и в соответствии с поставленными учебными задачами в режиме различных видов телеконференций. Дискуссия может проходить в режимах веб-форума, e-mail-конференции, чат-дискуссии.

Ученики задают учителю вопросы. Ученики могут задавать педагогу вопросы как частным образом, посылая ему электронное письмо, общаясь с ним в реальном времени (например, в отдельном «окне» во время коллективного чат-занятия), так и публично, высказывая свои вопросы и суждения в общем списке рассылки.

Ученик задает вопросы ученику. Ученик может спросить что-либо у другого ученика или у всех своих виртуальных одноклассников. Дистанционный педагог регулирует этот процесс сообразно учебным целям, вносит свои комментарии и вопросы. Возможно и свободное электронное общение учеников друг с другом в удобное для них время, поскольку адреса каждого из них, как правило, общедоступны для всего виртуального класса. Обычные для очного обучения «записочки» между детьми — и те возможны благодаря телекоммуникациям.

Педагог видит реакцию ученика и выражает свою. В режиме видеоконференции педагог видит реакцию ученика на текущую проблему или на задаваемый вопрос. Для обозначения эмоционального состояния в текстовых электронных телекоммуникациях применяются так называемые «смайлики» — рожицы, создаваемые с помощью значков клавиатуры, например: значок (-: означает улыбку, (-; — подмигивание, )-: — огорчение. Некоторые телекоммуникационные программы предлагают дополнительные средства для выражения эмоционального состояния. Например, приложение Microsoft Chat включает возможность выбора каждым участником электронной дискуссии графического персонажа — от домохозяйки до инопланетянина, каждый из которых имеет несколько видов эмоционального состояния, легко переключаемых компьютерной мышкой. Остальные участники дискуссии также представляют себя графическими персонажами, находящимися в общей виртуальной комнате. В какой-то степени данное общение напоминает театр марионеток, что вносит своеобразное эмоциональное состояние в дистанционный диалог.


Педагог оценивает ученика. Дистанционный учитель оценивает работу ученика во время проведения дистанционного занятия, а также его домашние работы, выполненные тесты, творческие проекты и исследования с помощью любого из дистанционных и телекоммуникационных средств. Так, в режиме чат-конференции по реакции учеников на вопросы рефлексивного характера оценивается степень их владения изучаемым материалом.

Средства дистанционных коммуникаций. В настоящее время организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реализуются с помощью следующих средств телекоммуникаций:

— Электронная почта (E-mail).

— Веб-форумы.

— Тематические рассылки, электронные журналы, конференции Usenet.

— Chat (пер. с англ. «болтовня») — переписка в режиме реального времени.

— ICQ — система для оперативного общения (Интернет-пейджер).

— Видеоконференции, позволяющие передавать звук и изображение.

— WWW — навигация по сети Интернет.

— Активные каналы для подписки на веб-сайты.

— Веб-сервис: веб-конференции, доски объявлений, регистрационные формы, тесты, счетчики и другие приспособления на сайтах;

— FTP-серверы и файловые архивы.

— Факсимильные услуги в Интернет.

— IP-телефония в Интернет.

— Мобильный Интернет (доступ в Интернет с помощью мобильного телефона).

Электронная почта (E-mail) — наиболее простой и эффективный способ обмена информацией между удаленными учениками и учителями. В качестве информации обычно используется текст, но вместе с сообщениями можно пересылать во вложенных файлах рисунки, анимацию, большие архивированные файлы (например, целый учебник), а также аудио- и видео-файлы. Чтобы принимать и отправлять сообщения, на компьютере потребуется одна из почтовых программ (Netscape Communicator, MS Outlook Express, The BAT и др.).

Веб-форумы — популярное средство для общения в онлайне. Так, форумы научной школы А.В.Хуторского расположены по адресу http://khutorskoy.fastbb.ru. Форумы для педагогов и школьников на самые разные темы можно найти по адресу http://www.eidos.ru/about/ forum/index, htm

Рассылки организуются любым пользователем электронной почты с помощью имеющихся у него почтовых программ. Например, можно создать рассылки учеников 9«А» класса, родителей школы, подписчиков школьной электронной газеты. В этом случае одно сообщение, посланное в список рассылки, попадает каждому его адресату. Адресаты также посылают свои сообщения, которые будут получать все члены списка рассылки (при соответствующих установках модератора — руководителя списка рассылки).