Файл: Инженернопедагогический колледж государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования республики крым.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Копилка логических задач для 4 класса
1. Дети измеряли длину игровой площадки шагами. Лиза сделала 25 шагов, Полина - 27, Максим - 22 и Юра - 24. У кого из детей самый маленький шаг? Ответ: у Полина.
2. Часы показывали время 11:45, когда начался мультфильм. Просмотр длился 50 минут. Именно в середине мультфильма пришла мама и позвала на ужин. Какое время было? Ответ: 12:10.
3. Четыре девочки ели сладости. Аня съела больше, чем Юля. Ира больше, чем Света, но меньше, чем Юля. Расположите имена девушек в порядке возрастания количества съеденных сладостей. Ответ: Света, Ира, Юля, Аня.
4. Сороконожка имеет 90 ножек. Куплено 13 пар ботинок. В то же время 16 ножек остались босыми. Сколько пар старых ботинок было у сороконожки, прежде чем покупать новые ботинки? Ответ: 24.
5. Петя и Коля живут в многоэтажном доме. Квартира Коли на 12 этажей выше Пети.
Вечером Петя поднялся по ступенькам к Коле. Когда он дошел до половины пути, он был на 8 этаже. На каких этажах находятся апартаменты мальчиков? Ответ: Петя - 2, Коля - 14.
6. Из 64 маленьких кубиков образовался большой куб. Пять граней большого куба были окрашены в синий цвет. Какое количество маленьких кубиков с тремя синими гранями. Ответ: 4 - по углам.
7. На корабле могут разместиться 6 грузовых или 10 легковых автомобилей. В четверг судно, полностью загруженное, пересекает реку 5 раз и перевозит 42 автомобиля. Сколько там было грузовиков? Ответ: 12.
8. Речь пойдет о единицах времени. Что вы можете узнать с произведением 60 х 60 х 24 х 7? Ответ: количество секунд в неделю.
9. Брату и сестре 2 года назад вместе было 15 лет. Сейчас сестре 13 лет. Через сколько лет брату исполнится 9 лет? Ответ: 3 года.
10. Друзья пришли в гости к Игорю.
Сколько их было, если каждый из них сложил число и номер месяца даты своего рождения и получил 35? Кроме того, даты рождения для всех гостей разные. Ответ: 8.
11. Напишите число 7 с четырьмя тройками и знаков действий. Найдите решения.
Ответ: (7 = 3: 3 + 3 + 3, 7 = 3 + 3 + 3: 3, 7 = 3 + 3: 3 + 3)
12. Расположите скобки так, чтобы получить правильное равенство 211 - 126 - 74 • 8 = 88
13. Запишите все восьмизначные числа, сумма цифр которых равна 2.
14. Иванов Иван задумал число. Затем он уменьшил это число на 19 и к произведению прибавил 19. В ответе он также получил 19. Какое число задумал Иван?
15. Если наибольшее трехзначное число уменьшается на наибольшее двузначное число, то результат необходимо разделить на 4, а затем вычесть 25, тогда получится возраст мудреца-звездочета. Сколько ему лет?
16. Царь лесов подарил животным в садах прямоугольные участки, сумма которых составляет 16 метров в длину. Участок с какой площадью получило каждое животное, если они различны, а длины сторон участвков выражены целым числом метров? Какова форма самого большого участка?
17. Длина прямоугольного бассейна в 5 раз превышает его ширину, при этом ширина на 20 м меньше. Найдите площадь дна бассейна.
18. Нарисуйте квадрат с перимеиром 12 см. Затем необходимо дополнить его до прямоугольника с периметром 16 см. Рассчитайте стороны прямоугольника.
19. Стрекоза спали половину суток летнего сезона спала, третью часть проводила в танцах, шестую часть пела. В остальное время года она решила посвятить себя зимней подготовке. Сколько часов в день стрекоза готовилась к зиме?
20. Трое братьев поймали 29 щук. Когда один брат отложтл 6 штук на рыбный суп, другой -2 и третий - 3, то каждый оставил равное количество рыбы. Какой улов был укаждого брата?
Решение: 6 + 2 + 3 = 11 (к) - на рыюный суп
29 - 11 = 18 (к) - весь остаток
18: 3 = 6 (к) - остаток у каждого брата
6 + 6 = 12 (к) - у первого брат
6 + 2 = 8 (к) - у второго брата
6 + 3 = 9 (к) - у третьего брат
21. Решив позавтракать, Виталик и Паша заработали деньги. У Виталика было 25 рублей, а у Паши - 35 рублей. На всю сумму они купили сладости. Затем к ним подошел Саша и попросил принять в компанию. Мальчики разделили все сладости на троих поровну, и каждый съел свою долю. Саша, не желая оставаться в долгу перед своими товарищами, отдал им 20 рублей. Сколько из них дали Виталику, а сколько Паше, чтобы никого не обидеть?
22. Иван, Петя, Витя и Влад получили «2», «3», «4», «5» за контрольные задания. Известно, что Петя списал у Вити, но он сделал это без внимательности. Иван не справился ни с одной из задач. Влад решил лучше всех. Сколько получил каждый ученик?
23. В одну емкость помещается 3 литра жидкости, а во вторую 5 литров. Как использовать эти емкости, чтобы налить 4 литра воды из водопроводного крана в кувшин?
24. Как использовать пятилитровый битон и трехлитровую банку, чтобы получить ровно 4 литра воды из реки?
25. Каким способом набрать 6 литров воды, используя двухлитровую банку и чайник объемом 5 литров[35, с.1-13]?
Выводы по первой главе
Мышление - это процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и косвенным отражением реальности. Вербальное мышление - высшая стадия развития мышления. Вербально - логическое мышление должно пониматься как высший тип человеческой мысли, который имеет дело с понятиями объектов и явлений, явлениями или самими образами. Словесно-логическое мышление полностью проходит на внутреннем, умственном плане. Младшая школьный возраст - это наиболее важное время для формирования познавательного отношения к миру, учебной деятельности, организации и развития логического мышления. Логическое мышление становится центром развития в начальной школе, где развитие восприятия и памяти идет по пути одухотворения. Из-за перехода логического мышления на новую, более высокую ступень развития происходит перестройка всех других психических процессов, память становится мыслью, а восприятие - мыслью. Переход мыслительных процессов на новый уровень и относительная перестройка всех других процессов являются основным содержанием интеллектуального развития в начальной школе.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления младших школьников в процессе внеурочной деятельности по математике
Теоретическое изучение развития логического мышления в процессе внеклассной деятельности, выявление педагогических условий, способствующих их эффективному развитию, связаны с экспериментальной работой, которая позволяет корректировать теоретические выводы, которые возникают, подтверждают или противоречат эффективности выявленных в практике математического образования младших школьников условий[48, с.176].
2.1. Психолого-педагогические условия развития логического мышления младших школьников в процессе внеурочной деятельности по математике.
Н. Ипполитова, Н. Стерхова отмечают, что психолого-педагогические условия рассматриваются учеными как такие условия, которые призваны обеспечить определенные педагогические меры воздействия на развитие личности субъектов или объектов педагогического процесса (педагогов или воспитанников), влекущее в свою очередь повышение эффективности образовательного процесса (Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация) [18, c. 288].
-преемственность содержания и организации образовательного процесса;
-учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
-непрерывность работы по формированию логических приемов умственных действий;
-отбор развивающего содержания внеурочной деятельности по математике;
Чтобы внеурочная деятельность по математике в начальной школе была эффективной и достигла поставленной цели необходимо создать психолого-педагогические условия, которые будут этому способствовать.
Представляется, что для внеурочных занятий с младшими школьниками наиболее адекватными и интересными для них формами работы будут различные дидактические математические игры, логические математические задачи, математические викторины и материал по истории математики.
Рассмотрим все указанные формы внеурочной работы подробнее.
Итак, главной целью любой дидактической игры является обучающая. Поэтому и основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, скрытая от детей задачей игровой. Дети просто играют, но по внутреннему психологическому значению этот игровой процесс на самом деле является процессом непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз и определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Обучение в форме дидактической игры основано на стремлении детей входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам[47, с. 51-53].
Что касается логических задач по математике, то к ним относятся такие, при решении которых главное и определяющее – это обнаружение связи между фактами, их сопоставление, построение цепочки рассуждений для достижения цели[20, с. 17-30].
Е.С. Канин, не ставя цель определить понятие «логическая задача», включает в их число такие, которые на первый взгляд математическими даже не являются, но в то же время требуют для своего решения формулирования суждений и высказываний, построения как отдельных умозаключений, так и их цепочек. Поскольку в ходе решения логических задач осуществляется построение умозаключений, то при этом приходится применять и общие методы решения математических задач[20, с. 17-30].
В широком смысле под логической задачей понимается любая задача, для решения которой не требуется особых (специальных) знаний, а достаточно лишь логических рассуждений. Такие задачи не должны быть обязательно математическими либо нестандартными. Простейшие арифметические задачи также могут быть отнесены к классу логических задач.
В узком смысле понятие логической задачи предполагает наличие некой «изюминки», определённой нестандартности – будь то необычное условие задачи, оригинальная идея или неожиданное решение. Для их решения необходимо умение «увидеть» суть дела, которое само формируется и вырабатывается в ходе размышления над логическими задачами[21, с. 140].
В рамках данного исследования под логическими задачами мы будет понимать именно логические задачи в узком смысле. Логическая задача обязательно несёт в себе элементы оригинальности, неожиданности, эффектного решения. Решение таких задач развивает мышление вообще и логическое мышление в частности[25, с. 128].
Логические задачи являются своеобразной «гимнастикой для ума», средством для утоления естественной для каждого мыслящего человека потребности испытывать и развивать силу собственного интеллекта. Для успешного решения логической задачи требуется владение методами анализа и синтеза. Знакомство с условием задачи начинается с аналитической деятельности: здесь нужно понять, в чём именно состоит собственно задача, какие взаимосвязи существуют между данными, и каков основной вопрос задачи. Сложные логические задачи обычно разбиваются на подзадачи, что также требует аналитической работы[36, с. 243-244].
Если в ходе нахождения решения рассуждения выстраиваются в стройную логическую цепочку суждений, то сложная задача распадается на ряд более простых. А решение цепочки простых задач приводит к ответу на основной вопрос. Для того чтобы избежать нарушения логики, простые задачи должны выстроиться в определённой последовательности, которая соответствует плану решения.
Ясный и точный план решения логической задачи невозможен без умения правильно и кратко формулировать вопросы, за что отвечает синтетическая деятельность. И только после всего этого начинается собственно сам процесс решения, в котором снова тесно переплетаются анализ и синтез: ставится первый вопрос – отбираются из задачи условия, необходимые для ответа, ставится второй вопрос – отбираются следующие условия, необходимые для ответа и т. д. В конечном счёте получается ответ на основной вопрос [37, с. 494].
Решение логических задач, с одной стороны, требует умения конкретизировать и абстрагировать, определенно и точно формулировать вопросы, последовательно и связно рассуждать, а с другой – развивает все указанные умения, а также логическое мышление, включая и его креативный аспект[51, с. 27-28].
Логические задачи могут быть использованы в рамках математических викторин, в которых обычно принимают участие две команды. Соревнование в рамках математических викторин может состоять в том, чтобы правильно решить, как можно большее количество логических задач[24, с. 112].
Обогащение содержания обучения математике историческим материалом способствует формированию у младших школьников интереса к математике, освоению универсальных учебных действий, получению более полных знаний в рамках предмета математики, формированию предпосылок научного мировоззрения, обеспечению более