Файл: Инженернопедагогический колледж государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования республики крым.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведения исследования развития логического мышления младших школьников в процессе внеурочной деятельности по математике были сделаны следующие основные выводы. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Именно младший школьный возраст является самым продуктивным для развития логического мышления. В данном возрасте у детей начинается перестройка всех их познавательных процессов. Можно сказать, что в этот период жизни у ребенка закладывается фундамент его мыслительных процессов. Таким образом, в младшем школьном возрасте следует проводить комплексную и целенаправленную работу по формированию и развитию у детей основ логического мышления и обучению их приемам мыслительных операций.

Вербальное логическое мышление является высшей ступенью развития мышления. Под вербальным логическим (словесно-логическим) мышлением следует понимать высший вид мышления человека, имеющий дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими этими предметами, явлениями или образами. Словесно-логическое мышление полностью протекает во внутреннем, умственном плане.

Основными операциями логического мышления являются анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, классификация, систематизация.

Младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для формирования познавательного отношения к действительности, навыков учебной деятельности, организованности и логического мышления.

В ходе школьного обучения перестраиваются и качественно изменяются все сферы развития ребенка. И начинается данная перестройка с интенсивного развития интеллектуальной сферы. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно-образного к словесно- логическому и рассуждающему мышлению.

Развитие логического мышления стимулируется процессом обучения, особенно на уроках математики, где от действия с конкретными предметами ученик переходит к умственным операциям с числом.

Современный уровень развития общества и сами сведения, почерпнутые младшими школьниками из различных источников информации, вызывают у них потребность вскрывать причины и суть связей и отношений между объектами (явлениями) действительности, объяснять их, т.е. мыслить отвлеченно и
логически.

В младшем школьном возрасте происходит и осознание детьми собственных мыслительных операций, что помогает им осуществлять самоконтроль в процессе познания. Развиваются и такие качества ума, как критичность, гибкость, самостоятельность и др.

Чтобы внеурочная деятельность по математике в начальной школе была эффективной и достигла поставленной цели необходимо создать психолого-педагогические условия, которые будут этому способствовать. Представляется, что для внеурочных занятий с младшими школьниками наиболее адекватными и интересными для них формами работы будут дидактические математические игры, логические математические задачи, математические викторины и материал по истории математики.

Диагностирование уровня развития логического мышления младших школьников, проведенное перед началом опытно-экспериментальной работы, показало, что положение с уровнем развития логического мышления участников эксперимента из обеих групп не очень благополучное. Однако после реализации с экспериментальной группой программы внеурочных занятий по математике положение в ней заметно улучшилось, в то время как в контрольной группе ситуация изменилась незначительно. Полученные результаты свидетельствуют о достаточно высокой степени эффективности проведенной опытно-экспериментальной работы, в рамках которой были использованы такие формы и методы работы, как дидактическая математическая игра, логическая математическая задача, математическая викторина, материал по истории математики.

Таким образом, проведение внеурочных занятий способствовали высокому уровню развития логического мышления у младших школьников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Архипова Т.Т. Развитие классификации у первоклассников в различных условиях обучения / Т.Т. Архипова // Психическое развитие школьников в различных условиях обучения. – Нижневартовск, – С. 17-20.

  2. Байбородова, Л.В. Педагогическое сопровождение внеурочной деятельности / Л.В. Байбородова, Е.В. Широкова // Ярославский педагогический вестник. – 2016. - №3. – С. 36 – 42.

  3. Байрамукова, П.У. Методика обучения математике в начальных классах: курс лекций / П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2009. - 299 с.

  4. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Уче6ное посо6ие для студентов вузов, о6учающихся по специальности «Педагогика и методика начального о6разования» / А.В. Белошистая. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. - 455 с.: ил.

  5. Болотова, А.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся младших классов посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности / А.А. Болотова // От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. – Вологда: ВПК, 2011. – С. 99 - 101.

  6. Вечтомов, Е.М. Решение логических задач как основа развития мышления / Е.М. Вечтомов, Я.В. Петухова // Концепт. - №8. – С. 11 – 25.

  7. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Издательство «Союз», – 224 с.

  8. Гагай В.В. Диагностика мышления младших школьников / В.В. Гагай. - Методич. пособие для школьных психологов, студентов факультета психологии педвуза. – Шадринск –1996.

  9. Гамезо, М.В. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.

  10. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов/ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.

  11. Дерябина, Е.А. Возрастная психология / Е.А. Дерябина, В.И. Фадеев, М.В. Фадеева. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. - 158 c.

  12. Дик, Н.Ф. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе / Н.Ф. Дик. – Ростов-н/Д: Феникс, 2009. - 287 с.

  13. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. - М.: Академия, 2003. - 368 с.

  14. Загородных, К.А. Формирование компонентов учебной деятельности при обучении младших школьников математике . Методические рекомендации для учителей начальной школы / К.А. Загородных. - Омск: Издательство ОмГУ, 2004. - 20 с.

  15. Зайцева, С.А. Методика обучения математике в начальной школе / С.А. Зайцева, И.Б. Румянцева, И.И. Целищева. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 192 с.

  16. Зак А.З. Диагностика видов мышления у мл школьников / А.З. Зак. - Метод. Рекомендации для учителей и практ. психологов. – М.: Изд-во МОиПК, 1995. – 86 с.

  17. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие / И.А. Зимняя. – М.: Академия, 2000. - 384 с.

  18. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных класса. Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / Н.Б. Истомина. - М.: Академия, 2001. - 288 с.

  19. Каирова, Л.А. Методика преподавания математики в начальных классах / Л.А. Каирова, Ю.С. Заяц. - Барнаул: АлтГПА, 2011. - 82 с.

  20. Канин, Е.С. Логические задачи / Е.С. Канин // Математика для школьников. – 2011. – № 3. – С. 17 – 30.

  21. Катуржевская, О.В. Методика преподавания математики / О.В. Катуржевская. - Армавир: РИО АГПУ, 2016. - 140 с.

  22. Колесникова, Т.А. Внеурочная деятельность как средство социального воспитания младшего школьника / Т.А. Колесникова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2012. - №1. – С. 29 – 30.

  23. Комиссарова, А.Ю. Формирование познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по математике / А.Ю. Комиссарова // Концепт. – 2014. - №11. – С. 1 – 5.

  24. Математика. 4 класс . Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Часть 1 / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. М.: Просвещение, 2015. – 112 с.: ил.

  25. Математика. 4 класс . Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Часть 2 / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. М.: Просвещение, 2015. – 128 с.: ил.

  26. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 - 4 классы : учебное пособие для общеобразоват. Организаций / М.И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др. - М.: Просвещение, 2016. - 124 с.

  27. Мерлина, Н.И. Игровое моделирование во внеурочной деятельности по математике / Н.И. Мерлина, Н.В. Сушенцова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2012. - №4 (1). – С. 57 – 61.

  28. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: Академия, 2002. – 632 с.

  29. Морозов, Е.А. Организация внеурочной самостоятельной деятельности по математике / Е.А. Морозов, А.В. Морозова, А.В. Новоселов // Проблемы современного образования. – 2015. - №3. - С. 97 – 107.

  30. Немов, Р.С. Психология : Словарь-справочник: В 2 ч. Ч. 1 / Р.С. Немов. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 304 с.

  31. Немов, Р.С. Психология : Учебник для студ. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии/ Р.С. Немов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 688 с.

  32. Несмачная, И.А. Тест, направленный на выявление уровней развития логического мышления младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/test-po-matematike-na-temu-test- napravlenniy-na-viyavlenie-urovney-razvitiya-logicheskogo-mishleniya-mladshih- shkolnikov-248138.html

  33. Нефедьева, М.А. Решение логических задач как способ развития креативного мышления / М.А. Нефедьева // Педагогический ИМИДЖ. – 2017. - №1 (34). – С. 78 – 82.

  34. Общая психология : Учебник/ Под ред. Р.Х. Тугушева, Е.И. Гарбера. – М.: Эксмо, 2006. – 560 с.

  35. Ончукова, Л.В. Логические задачи в школьном курсе математики / Л.В. Ончукова // Концепт. – 2012. – №12. - С. 1 – 13.

  36. Першина, Е.Ю. Использование исторического материала на уроках математики в аспекте требований ФГОС / Е.Ю. Першина // Инновационная наука. – 2016. - №4. – С. 243 – 244.

  37. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

  38. Пчелинцева, Т.С. О внеурочной деятельности в образовательных учреждениях / Т.С. Пчелинцева // Вестник науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2016 - №3 (26). – С. 53 – 57.

  39. Рабочие программы. Начальная школа. 4 класс. УМК Школа России / Авт.-сост. М.В. Буряк. - М.: Планета, 2015. - 232 с.

  40. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.


– СПб.: Питер, 2000. – 592 с.

  1. Ручкина, В.П. Курс лекций по теории и технологии обучения математике в начальных классах / В.П. Ручкина. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2016. - 313 с.

  2. Сандалова, Н.Н. Педагогические условия формирования исследовательских умений у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности . Дис. ... канд. педагог. наук / Н.Н. Сандалова. – Уфа, 2016. – 229 с.

  3. Сейдниязова, Н.В. Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов в начальном звене обучения / Н.В. Сейдниязова, Л.А. Серикова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. - №6 (16). – С. 123 – 126.

  4. Седакова, В.И. Организация внеурочной деятельности по математике в условиях перехода на новые ФГОС общего образования / В.И. Седакова // Символ науки. – 2016. - №3. – С. 128 – 130.

  5. Степанова, О. А. Игровая школа мышления : методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Сфера, 2003. – 128 с.

  6. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. Ростов-н/Д: Феникс, 2003. – 544 с.

  7. Тайлакова, Е.В. Формы организации внеурочной деятельности по математике в начальных классах / Е.В. Тайлакова, С.Б. Носова // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). - Казань: Бук, 2018. - С. 51 - 53.

  8. Труднев, В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе / В.П. Труднев. - М.: Просвещение, 1975. – 176 с.

  9. Узнадзе, Д.Н. Общая психология / Д.Н. Узнадзе; Пер. с грузинского Е.Ш. Чомахидзе; Под ред. И.В. Имедадзе. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. – 413 с.: ил.

  10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ [Дата обращения: 14.02.2018 21:16:28].

  11. Хайруллина, Р.Х. Внеклассная работа по математике / Р.Х. Хайруллина // Инновационная наука. – 2017. - №03-2. – С. 27 – 28.

  12. Шамшиева, А.И. Игры и игровые моменты, используемые на уроках математики в начальных классах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/ighry-i-ighrovyie-momienty-ispol-zuiemyie-na-urokakh- matiematiki-nachal-nykh-klassakh.html [Дата обращения: 10.02.2018 18:03:36].

  13. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) : учебник для студентов вузов / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2007. – 349 с.

  14. Яворская, И.Н. Влияние развивающего обучения на формирование логического мышления младших школьников / И.Н. Яворская // Психологическая наука и образование. – 2004. - №4. – С. 57 – 66.

  15. Ягудина, Т.А. Логические формы мышления (дидактический аспект) / Т.А. Ягудина // Вестник ОГУ. – 2006. - №5. – С. 47 – 51.



П РИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Внеурочное занятие 1

Цель занятия: развитие логического мышления учащихся. Задачи занятия:

  1. формирование интереса к занятиям математикой;

  2. формирование способности производить арифметические вычисления в уме;

  3. развитие внимания, сообразительности и способности точно воспринимать информацию;

  4. развитие гибкости и быстроты мышления; знакомство с историей математики.

  1. Приветствие, организационный момент.

  2. Математическая разминка.

Для математической разминки используются задания, направленные в первую очередь на развитие логического мышления.

Задание 1

На дереве сидели 2 сороки, 2 белки и 3 воробья. Вдруг одна сорока и 1 воробей вспорхнули с ветки и улетели. Сколько всего птиц остались на дереве? (Ответ: 3 птицы).

Задание 2

Улитка ползет по столбу. Она проползает два метра, после чего останавливается на отдых, во время которого сползает вниз на 1 метр. Потом снова начинает ползти вверх и проползает еще 2 метра, после чего снова останавливается на отдых, во время которого снова сползает на 1 метр вниз. И так постоянно. За сколько приемов улитка достигнет вершины столба, если его высота 10 метров? (Ответ: 9 приемов).

Задание 3

Спутник делает один оборот вокруг Земли за 1 час 40 минут, а второй - за 100 минут. Как это возможно? (Ответ: 1 час 40 минут = 100 минут).

  1. Экскурс в историю математики.

Учитель выступает с лекцией, в которой рассказывает про различные старинные меры длины.

Аршин является одной из главных старинных русских мер длины, которая использовалась с XVI века. Название этой меры происходит от персидского слова «арш», т.е. локоть. Она равна длине всей вытянутой руки от плеча до концевой фаланги среднего пальца. Размер аршина составляет 71 сантиметр. Однако в разных губерниях России были свои аршины, и чтобы исключить путаницу с размерами, был введен казенный аршин, представлявший собой эталон аршина. Это была деревянная линейка, на концы которой клепались специальные металлические наконечники с государственным клеймом, чтобы исключить возможность «сокращения» аршина[32].


Вершок представляет собой старинную русскую меру длины, употреблявшуюся до введения метрической системы мер, и равную ширине двух пальцев (среднего и указательного). 1 вершок = 1/16 аршина = 1,75 дюйма = 44,45 мм = 4,44 см.

Верста (поприще) – старинная русская путевая мера. Её название происходит от слова «вертеть», поскольку изначально это было расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты составляет 1060 метров.

Десятина является старинной русской единицей земельной площади, равной 2400 квадратным саженям, или 1,09 гектара.

Дюйм (от голландского - большой палец), поскольку он в среднем и равен ширине большого пальца либо длине трех сухих зерен ячменя, которые взяты из средней части колоса. 1 дюйм равен 2,54 сантиметра.

Локоть является древнейшей мерой длины, которую использовали многие народы мира. Локоть представляет собой расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака. Длина локтя колебалась от 38 до 46 сантиметров или от 11 до 16 вершков.

Саженью пользовались на Руси с XI века. Название этой меры длины происходит от слова «сягать» - «доставать до чего-либо». Различали две сажени: маховую и косую.

Маховая сажень – это расстояние между концами пальцев распростертых рук, в среднем ее длина равна 3 аршинам, или 213 сантиметрам.

Косая сажень является расстоянием от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки. Её длина равна примерно 248 сантиметрам.

Межевая верста существовала в нашей стране до XVIII века и использовалась для измерения расстояния между населенными пунктами, также для межевания, т.е. измерения земельных участков. Длина версты равнялась 1000 саженей, или 2,13 километров.

Миля (от латинского слова «милия» - тысяча (шагов)) – старинная мера длины, которая применялась для измерения больших расстояний. Она равна семи верстам, либо 7,468 километрам.

Пядь, пядень (или четверть) является одной из самых древних мер длины. Название этой меры происходит от древнерусского слова «пясть», т. е. кисть руки или кулак. Различают малую пядь, представляющую собой расстояние между концами вытянутых указательного и большого пальцев, что составляет примерно 18 сантиметров, и великую пядь - расстояние от конца вытянутого большого пальца до конца мизинца – примерно 22 - 23 сантиметров.

Шаг, тоже являющийся одной из самых древних мер длины, равен средней длине человеческого шага – примерно 71 сантиметр.