Файл: РУКОВОДСТВО ПО ВНУТРЕННИМ БОЛЕЗНЯМ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.09.2021

Просмотров: 1219

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Очаговый туберкулез легких может быть одно- и двусторонним. Если очаг располагается так, что на обзорной рентгенограмме он плохо виден, то делают прицельную рентгенограмму; выбор наиболее целесообразной позиции больного производится с помощью много­осевого просвечивания. Иногда применяют специальное томографи­ческое исследование, при котором томограмму делают в положении лордоза, т. е. по существу делается прицельная томограмма. Актив­ность очагового туберкулеза может быть определена также с по­мощью бронхоскопии, если обнаруживается свежий или перенесен­ный прежде эндобронхит. В аспирате, полученном при бронхологи-ческом исследовании, или в бронхоальвеолярных смывах могут быть выявлены микобактерии туберкулеза. Иногда очаги локализуются в нижних отделах, но это бывает довольно редко. В этих случаях очаговый туберкулез приходится дифференцировать с очаговой пнев­монией. При этом дифференциальная диагностика существенно об­легчается применением бронхоскопии, которая при туберкулезе по­зволяет объективно оценить состояние бронхиального дерева и взять материал для лабораторного исследования.

Больные активным очаговым туберкулезом легких наблюдаются по I группе диспансерного учета и нуждаются в лечении, в первую очередь — химиотерапии, которая проводится в больничных ус­ловиях, по крайней мере в течение первых IV2—2 мес с после­дующим амбулаторным и санаторным лечением. По мере выздо­ровления больные переводятся во II и III (контрольную) группу учета.



6.8. ИНФИЛЬТРАТИВНЫЙ ТУБЕРКУЛЕЗ ЛЕГКИХ


Эта клиническая форма туберкулеза характеризуется преиму­щественно экссудативным типом воспаления со склонностью к бы­строму образованию казеозного некроза и деструкции. Следует под­черкнуть, что инфильтративному туберкулезу легких свойственна относительно быстрая динамика. Если очаговый туберкулез проте­кает хронически и волнообразно, то инфильтративная форма ха­рактеризуется или быстрым развитием распада, или же при своев­ременной диагностике и правильном лечении инфильтрат подвер-

гается инволюции и рассасыванию. На месте инфильтрата остаются более или менее выраженные остаточные изменения.

Каков же механизм возникновения инфильтративного туберку­леза? Учение об инфильтратах появилось в связи с широким внед­рением в практику рентгенологического метода, и один из создателей учения об инфильтративном туберкулезе Assmann с помощью этого метода одним из первых выявил округлую тень в подключичном отделе легкого, до сих пор такой инфильтрат называют ранним подключичным инфильтратом типа Ассмана. Assmann и его совре­менники считали, что инфильтрат — это воспалительный процессе, появляющийся в результате экзогенной суперинфекции. Однако очень скоро после появления работ Assmann о патогенезе инфиль­тративного туберкулеза возникли и другие мнения. В частности, Redeker одним из первых нашел, что инфильтрат не всегда возникает в результате экзогенной суперинфекции, он заметил, что иногда инфильтративная тень образуется в зоне легких с наличием старых туберкулезных очагов в результате их реактивации. Если Assmann видел инфильтративный процесс в основном в участках легкого без старых изменений туберкулезного характера, в интактном легком, Redeker, наоборот, наблюдал инфильтративный процесс у лиц, имев­ших старые туберкулезные очаги. Для того чтобы найти выход из создавшегося положения, противоречащего теории Assmann, в ка­честве компромисса Redeker предложил новый термин для описанных им изменений — «инфильтрирование». Предлагая этот термин, Redeker и его последователи подчеркивали принципиальное отличие инфильтрирования от инфильтрата — эндогенное происхождение в результате реактивации старых очагов с последующим образованием инфильтрата. Очень скоро в клинике было отмечено, что сущест­венной разницы между так называемым инфильтратом Ассмана и инфильтрированием Редекера нет. В клинике туберкулеза взрослых от термина «инфильтрирование» быстро отказались, он сохранялся дольше в детской практике и им обозначали перифокальное воспа­ление вокруг лимфатических узлов средостения.

В 30-х годах Б. М. Хмельницкому удалось провести очень инте­ресные клинико-лабораторные сопоставления. У больных с так на­зываемыми ранними инфильтратами типа Ассмана в мокроте были обнаружены не только микобактерии, но и тетрада Эрлиха (кри­сталлы холестерина, известь, обызвествленные эластические волокна и измененные микобактерии). Надо сказать, что тетрада Эрлиха и ранее выявлялась у больных туберкулезом и наличие этой тетрады у больных с различными формами туберкулеза свидетельствует о распаде старых туберкулезных очагов. Если эти старые очаги хорошо определяются на рентгенограмме и наряду с этим видны свежие инфильтрированные изменения типа инфильтрирования Редекера, тетрада доказывает генетическую связь инфильтративного процесса со старыми «обострившимися» очагами. Б. М. Хмельницкому и его сотрудникам удалось доказать, что тетрада Эрлиха выявляется не только у больных с видимыми на рентгенограммах старыми тубер­кулезными очагами и развившимся инфильтратом, но и у больных


8*

227

с так называемыми подключичными инфильтратами типа Ассмана, т. е. у больных без видимых старых изменений. Это заста­вило Б. М. Хмельницкого и его сотрудников высказать положение о том, что инфильтрат — не самое раннее проявление туберкулеза, возникающее в результате суперинфекции, а следствие эндогенной реактивации старых туберкулезных очагов.

В течение длительного времени Г. Р. Рубинштейн строго придер­живался экзогенного механизма развития инфильтративного тубер­кулеза и считал, что он возникает в результате суперинфекции как самое раннее проявление вторичного туберкулеза. В последующем М. Г. Иванова и Б. М. Хмельницкий провели клинико-анатомиче-ские сопоставления. Среди погибших от случайных причин были отобраны лица с наличием инфильтративного туберкулеза легких. У них были изучены легкие — проведено последовательное морфо­логическое исследование серийных срезов легкого. Полученные дан­ные позволили доказать взаимосвязь между инфильтратом и экза-цербированными старыми очагами. В последующие годы Г. Р. Ру­бинштейн и И. Е. Кочнова провели очень большую работу и пока­зали, что у многих больных без видимых остаточных изменений в легких до появления инфильтрата возникает свежий очаговый про­цесс. Таким образом, инфильтративный туберкулез может возникать в результате как экзацербации старых туберкулезных изменений, так и прогрессирования свежего очагового процесса. В этом случае инфильтрату предшествует свежий очаговый туберкулез.

Инфильтративный туберкулез может возникать и возникает не только в результате прогрессирования свежего очагового туберкулеза и не только в результате обострения старых очаговых процессов, он может возникать в результате лимфобронхогенного распростра­нения микобактерии из казеозно измененных лимфатических узлов средостения. Нередко у таких больных отмечается и эндобронхит. Причем инфильтративный процесс, возникающий в результате лим­фобронхогенного распространения микобактерии из казеозно изме­ненных лимфатических узлов средостения, нередко локализуется в средних и нижних отделах легких. Если сравнить источники воз­никновения очагового туберкулеза и инфильтративного туберкулеза, то по существу они одни и те же, но у одних больных возникает очаговая форма заболевания, т. е. ограниченный преимущественно продуктивный воспалительный процесс с хроническим течением и склонностью к заживлению, а у других из тех же самых источников возникает инфильтративная форма, т. е. преимущественно экссуда-тивный воспалительный процесс со склонностью к распаду (В. А. Равич-Щербо).

Развитие инфильтрата объясняется наличием зон гиперсенсиби­лизации в легком. В. А. Равич-Щербо подчеркивает, что инфильт­ративный туберкулез не возникает в интактных зонах, а развивается, как правило, в тех участках легких, в которых уже «побывала» туберкулезная инфекция. Инфильтративный туберкулез возникает в тех зонах легких, которые способны ответить бурной гиперерги-ческой реакцией на наличие микобактерии, вызывающих воспали­тельный процесс. Инфильтративный туберкулез — это гиперерги-ческое воспаление легочной ткани. Rich (1944) писал, что гипер­сенсибилизация легочной ткани не предопределяется анатомически­ми особенностями, хотя они могут играть определенную роль, а также врожденными качествами, это приобретенное свойство легоч­ной ткани, возникающее в течение туберкулезного процесса. Ги-перергия обычно создается в том случае, если легочная ткань «на­водняется» очень большим количеством микобактерии при быстром размножении бактериальной популяции. Гипотеза Rich о возник­новении гиперергического воспаления, обусловленного большим ко­личеством микобактерии в условиях быстро размножающейся бак­териальной популяции, имеет важное значение, особенно в связи с применяющейся химиотерапией.

Хотя все механизмы, обусловливающие развитие инфильтратив­ного туберкулеза, полностью не раскрыты, морфологические реакции у больных инфильтративным туберкулезом и клинико-рентгеноло-гические варианты инфильтративного туберкулеза описаны довольно подробно. Инфильтрат в плане морфологических реакций — это преимущественно экссудативное воспаление с пропитыванием (им-бибицией) легочной ткани экссудатом, вышедшим из сосудов, с быстрым образованием участков казеозного некроза и последующим разжижением сухого казеоза. Разжиженные казеозные массы выде­ляются с мокротой, и образуется полость распада. Как правило, у таких больных имеется также поражение концевых отделов бронхов. На более поздних этапах вокруг пневмонического фокуса начинает появляться продуктивная тканевая реакция, которая ограничивает имеющийся воспалительный фокус от окружающей ткани. По ха­рактеру рентгенологических данных и отчасти в связи с особенно­стями клинической картины и течения заболевания выделяется не­сколько клинико-рентгенологических вариантов инфильтративного туберкулеза.

  1. Облаковидный вариант впервые описан Г. Р. Рубинштейном, характеризуется наличием нежной, не очень интенсивной гомоген­ной тени с нечеткими, размытыми контурами. Часто отмечается быстрое формирование распада и свежей каверны (рис 6.6).

  2. Круглый вариант характеризуется округлой гомогенной тенью слабой интенсивности с четкими контурами (рис. 6.7). Также воз­можно образование распада, определяемого в виде просветления (типа Ассмана) на ранних этапах только при томографическом исследовании.

  3. Лобит — обширный инфильтративный процесс, захватываю­щий целую долю легкого. Тень чаще негомогенная с наличием одиночных или множественных полостей распада (рис 6.8). У от­дельных больных возможно формирование полости больших и ги­гантских размеров.

  4. Перисциссурит — обширная инфильтративная тень с наличием с одной стороны четкого края, с другой — размытого. Такой характер тени определяется поражением 1—2 сегментов, располагающихся вдоль междолевой борозды (рис. 6.9). Нередко отмечается также


Рис б 6 Облаковидный инфильтрат

а — рентгенограмма грудной клетки в прямой проекции, б

б




Рис 6 7 Круглый инфильтрат (типа Ассмана)

а — рентгенограмма грудной клетки в прямой проекции, б — схема







Рис 6 8 Лобит

а — рентгенограмма грудной клетки в прямой проекции, б — в боковой проекции 232 в





Рис. 6 8. Продолжение в схема


поражение междолевой плевры, иногда с накоплением выпота. Так же как и при других вариантах, может быть распад.

5. Лобулярный вариант характеризуется негомогенной тенью, представляющей собой слившиеся в один или несколько конгломе­ратов крупные и мелкие очаги. В центре некоторых конгломератов выявляется распад (рис. 6.10).

Для всех клинико-рентгенологических вариантов характерно на­личие не только инфильтративной тени (часто с распадом), но и бронхогенного обсеменения как в легком, в котором имеется ин­фильтрат, так и в противоположном легком. Часто у больных ин-фильтративным туберкулезом имеются различные виды эндоброн-хита. Диагноз инфильтративного туберкулеза легких еще не определяет всего многообразия патологических изменений при этой форме тубер­кулеза, в эпикризе желательно выделить клиник о-рентгенатогический вариант заболевания: круглый, облаковидный, лобит, перисциссурит, лобулярный.

Очень редко инфильтративный туберкулез протекает бессимп­томно и малосимптомно, хотя такое течение возможно. В прежние годы у 25% больных инфильтративным туберкулезом наблюдалось малосимптомное течение. У подавляющего большинства лиц с ин­фильтративным туберкулезом клиническая картина заболевания ха­рактеризуется повышением до 38—38,5°С температуры тела, правда,


такое повышение может держаться не очень долго — 5—6—10 дней. Отмечаются и другие симптомы интоксикации. Может появиться потливость, снижается работоспособность, появляется кашель, ко­торый не носит мучительного характера и не всегда привлекает внимание больного, как и при очаговом туберкулезе легких, но в основном сопровождается выделением мокроты, особенно если раз­вивается деструктивный процесс. Иногда возникает кровохарканье. Этот симптом при инфильтративном туберкулезе встречается чаще, чем при очаговом. При выслушивании больных инфильтративным туберкулезом (особенно при наличии распада) слышны хрипы. Мож­но сказать, что чем обширнее инфильтративный процесс, тем чаще выявляются хрипы. Хрипы выслушиваются на протяжении всего нескольких дней, после начала лечения они исчезают особенно быстро. При пневмонии хрипы выслушиваются несколько дольше. При обширных инфильтратах может быть и притупление в соот­ветствующих областях легких. Может быть измененное дыхание, но все-таки надо сказать, что эти проявления инфильтративного туберкулеза выражены не так ярко, как при банальной пневмонии. У больных с инфильтративным туберкулезом легких даже при лобите не встречается резко выраженного бронхиального дыхания, которое наблюдается при пневмонии. Однако отметим, что стетоакустическая картина при банальных пневмониях в настоящее время тоже нередко характеризуется стертостью, малосимптомностью.

Клинические проявления, отмечающиеся у больных инфильтра­тивным туберкулезом и пневмонией, все больше и больше сближа­ются, и все труднее проводить дифференциальную диагностику меж­ду этими заболеваниями только по клиническим проявлениям. Даже при типичной крупозной пневмонии настоящая, классическая кли­ническая картина встречается далеко нечасто. Наоборот, это скорее исключение. В настоящее время по клинической симптоматологии дифференциальную диагностику провести трудно. Клинические про­явления настолько подвержены индивидуальным различиям, что строить дифференциальную диагностику на этих признаках просто невозможно. Но тем не менее стетоакустические данные позволяют (особенно при обширных инфильтратах) сделать заключение о на­личии легочной патологии и какого-то воспалительного процесса в легких. При ограниченных инфильтратах, особенно при круглых, облаковидных и небольших перисциссуритах при стетоакустическом исследовании патологических проявлений может не быть. Выявить инфильтрат в этом случае возможно только рентгенологическим методом.

Рентгенодиагностика инфильтративного туберкулеза легких — важный этап при обследовании больного, особенно с учетом вари­антов инфильтративного туберкулеза. Однако ряд других заболева­ний легких имеет сходную рентгенологическую картину, поэтому на основании только клинико-рентгенологических данных диагноз туберкулеза все-таки ставить нельзя. Подобная рентгенологическая картина может быть при затянувшихся пневмониях, пневмониях с явлениями распада, т. е. абсцедирования, при опухолях легких, и