Файл: Курс лекций Учебное пособие майкоп 2010 2 содержание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

51
является эстетическая активность человека. Деятельность характеризуется наличием навыков, умений, способностей.
2. Задачи и содержание эстетического воспитания:
Задачи эстетического воспитания:
1. Формировать культуру отношений к различным явлениям жизни
(обществу, человеку, себе, природе, искусству и т.д.).
2. Развивать при помощи искусства творческую установку личности
(общение с искусством развивает ассоциативно-образное мышление, способность создавать художественный образ и воспринимать его в произведениях искусства).
3. Осваивать язык искусства, системы языков (живописи, музыки, художественной культуры и т.д.).
Содержание эстетического воспитания заложено в программных документах образовательных учреждений, что определяется формированием у детей знаний, умений, интересов, потребностей, оценок, вкусов. При этом школьники приобщаются к эстетической художественной деятельности, у них развиваются соответствующие умения и навыки, влияющие на развитие эмоционально-волевой сферы и общения.
Основными критериями освоения эстетических понятий является формирование эстетических норм: прекрасное - безобразное, возвышенное - низменное, трагическое - комическое, что помогает освоить ценностную шкалу личностных ориентаций в развитии сознания, формировании чувств и эмоций.
3. Эстетическое воспитание в школе.
Человек по своей натуре - художник, он интуитивно вносит в свою жизнь красоту, поэтому в любом виде деятельности человек может развиваться эстетически. Эстетика быта, среды является основополагающей в становлении личности ребенка, его поведения.
Критерии эстетической воспитанности: а) эстетический идеал; б) художественный вкус; в) общая способность к глубокому переживанию чувств; г) эстетические суждения; д) способность к художественному творчеству.
Эстетическое воспитание средствами искусства называется художественным воспитанием. В искусстве в более концентрированном виде, чем в окружающей жизни, выступают различные эстетические категории, оказывая эмоционально-эстетическое воздействие на все стороны личности, способствуя ее художественному образованию. Познавательная и воспитательная функции искусства неразрывны. Человек получает объем сведений из области теории и истории одного из видов искусств, что может быть усилено через практическую деятельность.
Методика художественного воспитания в школе:
1. Демонстрация, показ или исполнение художественного произведения.


52 2. Анализ, разбор, оценка художественного произведения.
3. Сообщение искусствоведческих знаний.
4. Организация творческой и исполнительной деятельности учеников.
Здесь большое значение выполняют родной язык, изобразительное искусство, музыка, литература.
Различные виды деятельности по отношению к эстетическому можно различать как: а) деятельность восприятия. Это сложное социальное явление, в котором сочетаются эмоциональное и интеллектуальное. Здесь предполагается целостное и целенаправленное видение прекрасного, его оценка
(деятельность сенсорного восприятия). б) деятельность исполнительства. Это воспроизведение усвоенной системы действий в определенных условиях, ступень к овладению творческой деятельностью (исполнение песен, танцев, лепка и т.п.) в) деятельность творчества. Это более высокий уровень создания нового и оригинального продукта, представляющего общественную ценность. Условием этого будут являться: замысел, его разработка, поиск, отбор выразительных средств и т.д.
Существует три группы показателей, которые свидетельствуют о наличии творческого начала в художественной деятельности детей:
1) отношения, интересы, способности, проявляющиеся в художественном творчестве.
2) способы творческих действий.
3) качество детской продукции.
В Республике Адыгея основой социального воспитания может служить этическая программа “Адыгэ хабзэ”. Ее морально-этические принципы и нравственные каноны в мировоззрении адыгского народа находят отражение в содержании народной педагогики, различных средствах и формах материальной и духовной культуры: музыке, быту, труде, поведении, устном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве, обрядах, традициях, специфике одежды, обуви, этикете, приготовлении национальных блюд и т.д. Организация нравственного и эстетического воспитания в начальной школе должна иметь этическую направленность: изучение адыгейского языка, художественно-речевая и изобразительная деятельность, музыкальное воспитание, общение. Особое внимание следует уделять знакомству детей с устным народным творчеством Адыгеи, ее историей, религией, предметами материальной и духовной культуры.

53
1   2   3   4   5   6   7   8   9

ЛЕКЦИЯ 14. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.
ПЛАН: 1. Сущность трудового воспитания.
2. Педагогические условия и правила организации детского труда.
1. Сущность трудового воспитания.
Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования готовности трудиться, стремление и умение участвовать в трудовом процессе. Интеллектуальная собственность зависит от культуры умственного потенциала человека, где особое значение приобретает социальная значимость продукта труда.
Задачи трудового воспитания:
1. Воспитание психологической и практической готовности к труду
(через обучение конкретному виду труда).
2. Формирование личных и общественных мотивов трудовой деятельности (которые не должны находиться в противоречии).
3. Формирование культуры труда (умение определить цель, планировать рациональный путь для ее достижения, отбор средств и материала, умение работать в коллективе, устанавливать деловые и личные связи, качество работы, экономическое воспитание и т.д.).
4. Воспитание культуры чувств (уважение к собственности, к продуктам и средствам труда, к людям).
5. Выявление индивидуальных способностей (выбор профессии, обучение определенному виду трудовой деятельности).
Виды трудового воспитания в начальных классах: учебный, ручной, хозяйственно-бытовой, производительный труд, самообслуживание, труд в природе.
Виды труда

54
2. Педагогические условия и правила организации детского труда.
Условия эффективности детского труда:
• раннее приобщение к труду;
• труд должен иметь глубокую нравственную основу;
• труд должен приносить радость;
• предоставлять выбор в трудовой деятельности;
• творческий характер труда;
• смена труда и отдыха;
• руководство со стороны взрослых;
• научить самостоятельно ставить задачи, продумывать ход работы, прогнозировать продукт труда, уметь дать самооценку;
• труд необходимо стимулировать через различные виды поощрений;
• учет возрастных, психолого-физиологических и физических особенностей и возможностей ребенка;
• учет интересов и мотивов деятельности.
Правила организации детского труда:
1. Любые действия должны быть осмысленными.
2. Дети должны испытывать чувства личной причастности к результатам деятельности, удовлетворения от работы с другими детьми.
3. Каждый на своем рабочем месте должен иметь возможность показать, на что он способен, утвердить свою значимость.
4. Работа должна обеспечить возможность выразить себя в труде, узнать себя в каких-либо результатах.
5. Каждый ребенок имеет свою собственную точку зрения на то, как можно улучшить свою работу и ее организацию, ему должна быть предоставлена возможность реализовывать некоторые из этих пожеланий.
6. Каждый хорошо работающий ребенок должен рассчитывать на признание и поощрение.
7. Необходимо избегать ситуаций, при которых старания детей приводят к тому, что их еще больше нагружают.
8. Необходимо поощрять творчество и инициативу детей, контроль за их деятельностью должен быть ненавязчивым.
ЛЕКЦИЯ 15. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
ПЛАН: 1. Понятия физического воспитания.
2. Организация физического воспитания в школе.
1. Понятия физического воспитания.
Физическая культура рассматривается как часть общей культуры общества, включает материальные и духовные ценности.


55
Физическое развитие - это биологический процесс, характеризующий становление и изменение форм и функций организма.
Физическое совершенство - исторически обусловленный уровень гармонического физического развития, здоровья, физической подготовленности, оптимально соответствовать требованиям общества.
Физическое воспитание - организованный педагогический процесс, направленный на разностороннее морфологическое и функциональное совершенствование организма в соответствии с требованиями общества; это развитие физических качеств, формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области физкультуры и спорта.
2. Организация физического воспитания в школе.
Содержание физического воспитания представляет собой часть социально-исторического опыта, который включает в себя знания, умения, навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья человека и его двигательную культуру.
Содержание физического воспитания включает в себя: а) личную гигиену; б) закаливание организма в естественных условиях; в) физические упражнения.

56
Задачи физического воспитания:
1. Содействовать правильному физическому воспитанию и укреплению здоровья, закаливание.
2. Развивать двигательные качества (быстроту, силу, ловкость, выносливость).
3. Формировать двигательные умения и навыки.
4. Воспитать устойчивый интерес и потребность в занятиях физической культуры.
5. Развивать нравственные качества личности.
6. Приобретать знания в области гигиены, медицины, физкультуры и спорта.
7. Развивать задатки и склонности к основным видам спорта.
Средства физического воспитания: а) естественные силы природы (солнце, воздух, вода); б) гигиенические факторы (организация режима питания, труда, отдыха; оборудование жилища; гигиена одежды и обуви); в) утренняя гимнастика; г) уроки физкультуры; д) форма внеклассной спортивно-массовой работы (гимнастика, спортив-ные игры, туризм).
Физические движения - это осознанные движения, специально подобранные и проводимые для решения задач физического воспитания. В минуту ребенок может совершать в среднем 14-22 движения, максимальное число - 227. Ежедневно девочка делает 12-16 тыс. шагов, а мальчик 16-18 тыс. Если ребенок будет организованно двигаться, то у него разовьется вкус к движениям и будет удовлетворяться естественная потребность организма в движении. У таких детей полноценней идет общее физическое развитие.
Необходимо разграничивать физические нагрузки между мальчиками и девочками, между детьми города и деревни. Физические движения реализуются в гимнастике, играх, спорте, туризме.
Виды гимнастики: утренняя, спортивная, художественная, гигиеническая, лечебная, производственная.
Туризм - это организованное кратковременное или длительное путешествие. Норма двигательной нагрузки для детей 1-3 классов будет составлять пять-шесть километров в день, для 3-4 классов - до восьми километров.
Формами организации физического воспитания в школе являются: уроки физкультуры, утренняя гимнастика, физкультурные минутки, организованное проведение перемен, внеклассные и внешкольные мероприятия.
Санитарно-гигиеническая работа в школе включают в себя: порядок, чистоту, правильное освещение, интерьер класса, влажную уборку, свежий воздух, правильная посадка детей за партами (два-три раза в течение года пересаживать детей на разные ряды), физкультурные паузы и т.д.
Методика проведения урока по физической культуре:


57 1. Вводная часть (3 - 5 минут) - организация внимания учащихся, построение, цели и задачи урока, легкие упражнения, ходьба, бег с упражнениями.
2. Подготовительная часть (8 - 15 минут) - подготовка учащихся к выполнению основных упражнений, поэтому подбираются такие упражнения, которые связаны с ловкостью, координацией движений и выработкой чувства ритма.
3. Основная часть (20 - 30 минут) - основные физические упражнения: бег, прыжки, метание, лазание, поднятие тяжести, игры. Учитель должен разъяснять значение физических упражнений, влияющих на развитие организма ребенка.
4. Заключительная часть - успокоение, итог занятия.
Внеклассная работа включает в себя следующие направления: а) санитарно-гигиеническое просвещение (режим, гигиена); б) использование естественных сил природы (прогулки, экскурсии, походы); в) работа спортивных секций (гимнастика, легкая атлетика); г) организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе
(спартакиады, игры, соревнования); д) организация разнообразной трудовой деятельности (работа на пришкольном участке, шефская работа).
ЛЕКЦИЯ 16.
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.
ПЛАН: 1. Понятие правового воспитания.
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Основное содержание Конвенции.
4. Отражение идей Конвенции в законодательных актах
Российской Федерации.
1. Понятие правового воспитания.
Формирование правового сознания и правопослушного поведения подрастающего поколения - органическая составная часть гражданского воспитания в демократическом правовом государстве. Школа имеет большое значение в воспитании уважения к закону, культуре, демократизму, высокой гражданской активности и ответственности.
Законодательство - один из важнейших каналов проведения в жизнь политики государства. Внедрение правовых норм в реальную практику общественных отношений достигается развитием правового сознания, сознательности граждан, принудительной силой законов с помощью государственных правоохранительных органов.

58
Право выполняет в жизни общества ряд важнейших социальных функций.
Основным источником права является
Конституция, раскрывающая суть конституционного (государственного) права. На основе
Конституции разрабатывается и действует законодательство в различных областях общественной жизни: трудовое гражданское, о собственности, о предприятии, о кооперации, об охране окружающей среды, административное, семейное, уголовное. В этом проявляется регулирующая функция права. Воспитательная функция исходит из того, что идеалом поведения человека в правовом демократическом обществе является активное и сознательное исполнение им норм нравственности и права. На этом основывается взаимодействие педагогической и юридической наук: педагогика движется от воспитания нравственных норм к правовым, юриспруденция - от правовых к нравственным. Обе науки решают единую задачу формирования в человеке нравственно-правовой культуры. Защитная, охранительная функция права оберегает закон, права граждан от нарушений и преступлений. Она исполняется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, адвокатурой, арбитражем, нотариатом.
Центральной для педагогики является воспитательная функция права, через которую она взаимодействует с регулирующей и защитной.
Система правового воспитания определяется научными представлениями о структуре правового сознания. Прежде всего, это правовая грамотность (т. е. общее знакомство с правовыми основами государства, видами права и нормами, регулирующими отношения людей на основе закона). Однако знание элементарных юридических норм не всегда становится решающим мотивом и стимулом правильного поведения. Так, люди часто пренебрегают известными им правовыми нормами, сознательно и тайно идут на правонарушение. Правовое сознание, элементарная правовая грамотность становятся действенной силой, когда органически взаимодействуют с сознанием гражданским и нравственным. Гражданская сознательность помогает человеку понять сущность правовых норм, направленных на защиту интересов демократического общества и его граждан. Нравственное сознание способствует глубокому усвоению правовой нормы, нравственным отношением к ней. Оно позволяет увидеть и осознать ту границу нравственного поведения, за пределами которой начинаются безнравственные противоправные поступки.
Гуманистическое воспитание школьников с опорой на общечеловеческие ценности является сегодня одной из приоритетных задач.
Под "ценностями" понимаются специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества. Ценности выступают также как форма общественного сознания, которые не только описывают явления, но и дают им оценку, одобряют или осуждают их. Понятие "ценность" является одним из основных в истории, социологии, педагогике.
Среди общечеловеческих ценностей педагоги всегда выделяли на первое место права человека, его свободу и соответствующее им воспитание и