Файл: Учебное пособие по дисциплине Экономика железнодорожного транспорта для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавриата всех форм обучения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 273
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Уральский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Экономика транспорта»
Л. И. Чернышова
Экономика
железнодорожного транспорта
Екатеринбург
Издательство УрГУПС
2014
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Уральский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Экономика транспорта»
Л. И. Чернышова
ЭКОНОМИКА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Учебное пособие по дисциплине «Экономика железнодорожного
транспорта» для студентов всех специальностей и направлений
подготовки бакалавриата всех форм обучения
Екатеринбург
Издательство УрГУПС
2014
ББК У9(2) 372
Ч49
Чернышова, Л. И.
Ч49 Экономика железнодорожного транспорта : учебное пособие.– Екатеринбург : Изд-во УрГУПС, 2014. – 110 с.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с программой дисциплины «Экономика железнодорожного транспорта» и содержит краткий обзор основных понятий экономики железнодорожного транспорта, рассмотрены вопросы эксплуатационной работы железнодорожного транспорта, экономики труда, системы управления железнодорожным транспортом, эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок, конкуренции на транспортном рынке и эффективности инвестиций на железнодорожном транспорте.
Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавриата всех форм обучения.
ББК У9(2) 372
Печатается по решению редакционно-издательского совета университета.
Автор: Л. И. Чернышова, доцент кафедры «Экономика транспорта», канд. экон. наук, УрГУПС
Рецензенты: Н. А. Афанасьева, ведущий экономист службы экономики
ифинансов Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»
В. А. Кокшаров, доцент кафедры «Экономика транспорта»,
канд. экон. наук, УрГУПС
Уральский государственный университет
путей сообщения (УрГУПС), 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………….… Тема 1. Предмет, содержание и задачи курса. Значение транспорта и особенности транспортной продукции………………………….
Тема 2. Транспортная система страны и место в ней железнодорожного транспорта…………………………………… 2.1. Транспортная система России и ее составляющие………………….. 2.2. Сравнительная характеристика различных видов транспорта…...… 2.3. Спрос, предложение и эластичность на транспортном рынке…..… Тема 3. Грузовые и пассажирские перевозки……………………………..
и прогнозирование спроса на перевозки грузов…………………….
показатели…………………………………………………………….. Тема 4. Эксплуатационная работа железных дорог……………………….
Тема 5. Организация и планирование труда на железнодорожном транспорте…………………………………………………………….
железнодорожного транспорта……………………………………….
Тема 6. Система управления железнодорожным транспортом………....
на железнодорожном транспорте……………………………………
и структурных подразделений производственного блока ОАО «РЖД»…………………………………………………………….. Тема 7. Основные фонды и оборотные средства железных дорог………
Тема 8. Состав и структура эксплуатационных расходов……………….
Тема 9. Себестоимость перевозок на железнодорожном транспорте……
Тема 10. Развитие конкуренции на транспортном рынке и экономическая оценка конкурентоспособности перевозок….
рынке………………………………………………………………….
управления конкурентоспособностью на транспорте……………
на транспорте…………………………………………………………. Тема 11. Экономическая эффективность: сущность, значение и методы оценки……………………………………..……………… 11.1. Сущность и содержание понятий «экономический эффект» и «экономическая эффективность»…………………………….…… 11.2. Показатели экономической эффективности инвестиций на железнодорожном транспорте …………………………………... Библиографический список…………………………………………………... Приложение 1…………………………………………………………………… Приложение 2…………………………………………………………………… | 5 6 6 8 9 12 12 16 19 21 21 25 29 29 30 31 32 33 37 38 47 47 45 47 53 60 60 64 65 69 76 76 79 80 82 84 86 86 89 95 97 97 99 101 104 104 107 109 111 111 114 119 121 122 |
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью изучения дисциплины «Экономика железнодорожного транспорта» является обучение студентов основам экономической деятельности предприятий железнодорожного транспорта в соответствии с экономическими законами, действующими в рыночной экономике, в тесной взаимосвязи с вопросами повышения эффективности и качества транспортной системы.
Данный курс лекций позволит:
− сформировать у студентов теоретические знания и элементы практических навыков управления производственно-экономическими отношениями в отрасли;
− обобщить вопросы развития транспорта, изучить специфику их проявления в отраслевом разрезе с учетом современных тенденций их совершенствования;
− ознакомить студентов с основными вопросами регулирования экономических взаимоотношений в эксплуатационной (перевозочной) работе;
− ознакомить с основными методами расчета основных показателей деятельности железнодорожного транспорта.
Курс лекций написан в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины «Экономика железнодорожного транспорта» и предназначен для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавриата всех форм обучения.
В курсе лекций кратко рассмотрена транспортная система страны и место в ней железнодорожного транспорта, вопросы развития грузовых и пассажирских перевозок, эксплуатационной работы железнодорожного транспорта, организации и планирования труда, системы управления железнодорожным транспортом, основных фондов и оборотных средств железных дорог, эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок, конкуренции на транспортном рынке и эффективности инвестиций на железнодорожном транспорте.
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ КУРСА.
ЗНАЧЕНИЕ ТРАНСПОРТА И ОСОБЕННОСТИ
ТРАНСПОРТНОЙ ПРОДУКЦИИ
План
-
Объект, предмет, содержание и задачи экономики транспорта. -
Значение и особенности транспорта. -
Факторы транспортного производства и продукция транспорта.
-
Объект, предмет, содержание задачи экономики транспорта
Объект изучения экономики транспорта – транспортная деятельность. Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека – потребность в перемещении, т. е. благодаря транспорту доставляются необходимые товары к потребителям или потребители к товарам, а также рабочая сила к месту производства.
Предметом изучения экономики транспорта выступают производственные отношения и экономические интересы, возникающие в процессе транспортной деятельности между различными субъектами, такими как:
трудовые коллективы железнодорожного транспорта и других отраслей хозяйства, население (пассажиры) и обслуживающие его работники железных дорог;
взаимодействующие трудовые коллективы транспортных компаний во взаимодействии и сотрудничестве с трудовыми коллективами других видов транспорта и других отраслей экономики;
трудовые коллективы и работники транспортных компаний и их отдельных подразделений, служб и звеньев железнодорожного транспорта между собой.
При этом экономика ориентируется на человека как на главную производительную силу, на его интересы и управление ими.
Основными научными методами познания экономических явлений, используемых на железнодорожном транспорте, являются метод диалектического и исторического материализма, а также системный метод.
В исследованиях и практической деятельности экономики железнодорожного транспорта используются следующие методы:
программно-целевой, суть которого заключается в выборе и обосновании основных целей социального, экономического и научно-технического развития, определении подцелей, а также разработке системы мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами;
балансовый, который используется для достижения равновесия потребностей предприятия в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсах с возможностями производства продукции и источниками ресурсов;
экономико-математические методы применяются в случае решения многовариантных задач;
методы технико-экономических расчетов заключаются в определении плановых показателей, характеризующих транспортную деятельность, на основе заданного объема работ и прогрессивных норм, а также при обосновании экономической эффективности мероприятий, включаемых в план;
метод экспертных оценок используется при недостатке информации, когда отсутствует возможность применять другие методы. Оценки, сделанные различными экспертами, обобщаются для получения интегральной, объективной оценки.
Задачи экономики транспорта в рыночных условиях можно разделить на две категории:
-
Фундаментальные – экономика транспорта должна изучать закономерности развития и функционирования транспортного рынка, специфику проявления законов рыночной экономики в транспортной сфере (как добиться соответствия спроса или предложения, как описать механизм спросообразования на транспорте). -
Прикладные – как прикладная наука экономики транспорта, используя фундаментальные разработки, должна давать ответ на конкретные вопросы (какой тип тяги лучше использовать на проектируемых линиях, каким должно быть путевое развитие, каков должен быть уровень тарифов на перевозку).
Для экономики железнодорожного транспорта большое значение имеют такие объективные экономические законы, как закон стоимости, спроса и предложения, экономии времени, денежного обращения, неуклонного роста производительности труда и распределения благ в соответствии с количеством и качеством труда, денежного обращения.
Экономика железнодорожного транспорта связана с такими экономическими дисциплинами, как организация производства, планирование на предприятии, статистика (общая и железнодорожного транспорта), бухгалтерский учет, анализ экономической и финансовой деятельности, управление затратами, экономика отрасли и стратегическое планирование.
-
Значение и особенности транспорта
Транспорт – одна из ключевых отраслей любого государства, его образно принято называть «кровеносной системой страны». Транспорт не только обеспечивает потребности народного хозяйства в перевозках грузов, а населения – в передвижении, но и является крупнейшей составной частью инфраструктуры, служит материально-технической базой формирования и развития территориального разделения труда, оказывает существенное влияние на динамичность и эффективность социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом, обеспечивая ее экономическую безопасность.
Особое место транспорта в сфере производства заключается в том, что, с одной стороны, транспортная промышленность составляет самостоятельную отрасль производства, а потом особую отрасль вложения производственного капитала. Но, с другой стороны, она отличается тем, что является продолжением процесса производства в сфере обращения, формируя единый цикл: производство – распределение – рынок – обмен – потребление.
Следовательно, специфической особенностью транспорта будет то, что он сам не производит новой продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и доставляя готовую продукцию потребителю, увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость продукции.
Велика роль транспорта в экономике, социологии, науке, политике и обороноспособности страны.
Экономическая роль сводится к обеспечению сообщения между отдельными регионами. Транспорт, с одной стороны, выступает работодателем для множества людей и потребителем материальных ресурсов с другой стороны.
Социальное значениевыражено ростом трудоспособности граждан и, как следствие, повышением производительности труда. Этого можно достичь за счет снижения транспортной усталости при ежедневных поездках (согласно исследованиям, если время поездки превышает 40 минут, то производительность снижается на 10-15 %, и еще больше, если время ожидания транспорта – более 15 минут).
Особая значимость транспорта состоит в обеспечении военной безопасности и обороноспособности страны, что обусловлено ее уникальным геостратегическим положением и огромным пространственным размахом. Кроме того, в военное время с помощью транспорта осуществляется переброска войск, населения и продуктов снабжения. Ведущую роль здесь играет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится около 95% воинских перевозок.
С помощью транспорта возможно объединение нации, формирование экономических связей между отдельными регионами страны и народами, проживающими на ее территории. В этом выражено политическое значение транспорта.
Научное значение проявляется в постановке перед наукой новых задач и требований в области совершенствования техники и технологий.
-
Факторы транспортного производства и продукция транспорта