Файл: Учебное пособие по дисциплине Экономика железнодорожного транспорта для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавриата всех форм обучения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 278
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Р =
К показателям состояния основных фондов относятся коэффициенты годности, обновления, износа, прироста и выбытия.
Коэффициент годности представляет собой отношение разности первоначальной стоимости и суммы износа к первоначальной стоимости основных фондов.
Коэффициент обновления характеризует интенсивность ввода в действие основных фондов и определяется отношением стоимости основных фондов, введенных в соответствующем периоде, к стоимости основных фондов на конец этого периода.
Коэффициент износа равен отношению суммы износа основных фондов к первоначальной их стоимости.
Коэффициент прироста основных фондов равен частному от деления разности стоимости функционирующих основных фондов и стоимости, выбывших за соответствующий период фондов, к стоимости всех фондов на конец этого периода.
Коэффициент выбытия характеризует долю выбывших основных фондов в их общем объеме и определяется отношением стоимости основных фондов, выбывших в соответствующем периоде, к стоимости основных фондов на начало этого периода.
7.4. Оборотные средства: экономическая сущность и классификация
Оборотные средства − это совокупность денежных средств, авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих их непрерывный кругооборот.
В зависимости от сферы, в которой функционируют оборотные средства при обслуживании кругооборота капитала на предприятии, их подразделяют на оборотные фонды и фонды обращения.
Оборотные фонды воплощены в предметах труда, они участвуют в процессе производства один раз, при этом меняют свою натуральную форму, в процессе изготовления продукции целиком потребляются и переносят свою стоимость полностью на создаваемый продукт (сырье, материалы, незавершенное производство и т. д.).
Фонды обращения − это средства предприятия, функционирующие в сфере обращения. Фонды обращения включают в себя: готовую к реализации продукцию, товары отгруженные, но не оплаченные, товары, приобретенные в целях последующей продажи, денежные средства в кассе, на расчетном и валютном счетах, средства при расчете с дебиторами и т. д.
Типовой состав и классификация оборотных средств представлена в табл. 7.1.
Таблица 7.1
Состав и классификация оборотных средств
Оборотные средства предприятия | |
Оборотные производственные фонды | Фонды обращения |
СФЕРА ПРОИЗВОДСТВА | СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ |
|
|
Нормируемые оборотные средства | Ненормируемые оборотные средства |
По источникам образования оборотные средства подразделяются на:
– собственные, которые формируются учредителями предприятия при его создании в форме оборотной части уставного капитала, прибыли предприятия, получаемой от реализации продукции и т. д.;
– заемные (привлеченные) – кредиты банка, которые выделяются предприятию на определенные цели и строго ограниченные сроки, и кредиторская задолженность, вытекающая из расчетных отношений между поставщиками и предприятием.
Эффективность производственно-финансовой деятельности предприятия тесно связана с рациональным использованием оборотных средств. Поэтому важно обосновать минимальную достаточную величину оборотных средств, при которой достигается в условиях заданных объемов производственной программы и ее структуры бесперебойное обеспечение деятельности необходимыми видами материальных ресурсов. Значительный избыток оборотных средств над необходимой расчетной потребностью способствует образованию неоправданных запасов материалов, отвлечению средств на непроизводительные запасы.
7.5. Показатели эффективности оборотных средств
Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой экономических показателей:
-
Коэффициент оборачиваемости, или число оборотов за определенный период времени (за год):
где Рп – объем реализованной продукции;
Ооб – средний остаток оборотных средств.
-
Длительность одного полного оборота оборотных средств в днях:
где Ткал – количество календарных дней в периоде;
Коб – коэффициент оборачиваемости.
Длительность одного оборота показывает, через сколько дней возвращаются на предприятия его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции, работ, услуг.
Увеличение коэффициента оборачиваемости и уменьшение длительности одного оборота отражают ускорение оборачиваемости оборотных средств, более интенсивное их использование. Замедление оборачиваемости показывает уменьшение эффективности использования оборотных средств. При ускорении оборачиваемости оборотных средств происходит высвобождение последних, которое может быть абсолютным или относительным (условным).
-
Коэффициент загрузки оборотных средств или сумма оборотных средств, приходящихся на 1 рубль реализованной продукции по ценам предприятия изготовителя:
Структура оборотных средств оказывает решающее влияние на платежеспособность предприятия. От платежеспособности предприятия зависит возможность получения кредитов и других заемных средств, ставки процента и т.д. Для оценки уровня платежеспособности принимаются показатели, называемые коэффициентами платежеспособности: коэффициент абсолютной ликвидности, общий коэффициент покрытия и т.д.
Контрольные вопросы:
-
В чем суть методов расчета амортизации? -
Что относится к основным фондам на железнодорожном транспорте? -
Перечислите показатели использования основных фондов. Дайте краткую характеристику этих показателей. -
Что такое первоначальная, ликвидационная и восстановительная стоимости? -
Экономическая сущность оборотных средств.
Тема 8. СОСТАВ И СТРУКТУРА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ
РАСХОДОВ
План
-
Понятие эксплуатационных расходов. Их классификация. -
Планирование эксплуатационных расходов. -
Пути снижения эксплуатационных расходов железных дорог.
8.1. Понятие эксплуатационных расходов. Их классификация
Эксплуатационные расходы – это текущие затраты железных дорог, необходимые для выполнения перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты.
Текущие затраты – расходы, связанные с производством и реализацией продукции.
Планирование, прогнозирование и учет текущих (эксплуатационных) расходов железных дорог осуществляется в соответствии с Номенклатурой доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД». Учет расходов по этому документу имеет своей целью обоснованное определение потребности во всех видах ресурсов (в денежном выражении) для выполнения намеченных объемов работ, единообразное определение состава затрат, включаемых в отдельные группы расходов, единый подход к формированию финансовых результатов, получение необходимой информации для калькулирования себестоимости перевозок (работ, услуг), для ценообразования, управления затратами, их анализа и выявления на этой основе возможностей их оптимизации.
Планы и прогнозы расходов должны предусматривать соответствие их намечаемым объемам производства продукции (перевозок, работ, услуг), ее качеству и конечным финансовым результатам деятельности компании при снижении затрат на единицу продукции прежде всего за счет:
− лучшего использования имеющихся и внедрения новых, более совершенных технических средств и технологических процессов;
− сокращения материальных затрат в результате экономного расходования материалов, топлива и электроэнергии, внедрения ресурсосберегающих технологий, повторного использования материалов и т. д.;
− экономии управленческих и других общехозяйственных расходов посредством информатизации процессов управления, совершенствования организационной структуры, повышения квалификации работников сферы управления, применения эффективных методов менеджмента.
Для достижения перечисленных выше целей планирование и учет расходов осуществляются по единой номенклатуре, которая представляет собой обоснованную классификацию и систематизированный перечень расходов.
В номенклатуре доходов и расходов изложены принципы группировки расходов по элементам затрат, статьям номенклатуры, отраслевым хозяйствам, по связи с производственным процессом, по укрупненным видам работ (УВР), видам деятельности и способу учета, порядок определения состава затрат, включаемых в те или иные группы расходов, последовательность распределения расходов по основным видам хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта.
По видам деятельности ОАО «РЖД» в зависимости от характера, а также условий осуществления направлений деятельности, расходы подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией (расходы по обычным видам деятельности) и прочие расходы (внереализационные, операционные и чрезвычайные расходы).
На величину эксплуатационных расходов оказывают влияние: объем перевозок, техническая оснащенность транспорта, внедрение прогрессивных технологий, интенсивность использования и обновления технических средств, уровень производительности труда, нормативы затрат потребляемых материальных ресурсов и цены на них, а также многие другие факторы.
Классификация эксплуатационных расходов в соответствии с Номенклатурой доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД» представлена на рис 8.1.
Рис. 8.1. Структура эксплуатационных расходов
По связи расходов с объемом работы расходы делятся на переменные и условно-постоянные.
Переменные расходы включают в себя и зависящие от объема перевозок расходы, величина которых изменяется прямо пропорционально объему перевозок. Величина зависящих расходов различается по дорогам, по видам деятельности и укрупненным видам работ, по видам тяги, по видам сообщения и операциям перевозочного процесса. Удельный вес зависящих расходов изменяется также по различным временным периодам их расчета и анализа. Все остальные расходы, которые мало зависят от объема работы, принято относить к условно-постоянным.
В зависимости от экономического содержания расходы, связанные с производством и реализацией, группируются по элементам затрат:
– затраты на оплату труда;
– отчисления на социальные нужды;
– материальные затраты (материалы, топливо, электроэнергия, прочие материальные затраты);
– амортизация;
– прочие затраты.
Группировка расходов по элементам затрат осуществляется по каждой статье, отраслевым хозяйствам и основным группам расходов. Расходы, отнесенные на статьи Номенклатуры (в разрезе элементов затрат), используются в дальнейшем для соответствующих группировок расходов по укрупненным видам работ (УВР), видам деятельности, что исключает возможность повторного отражения затрат. В статье расходов объединяются затраты по целевому назначению. Каждой статье расходов присвоен определенный номер для кодирования первичных документов.