Файл: Учебное пособие по дисциплине Экономика железнодорожного транспорта для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавриата всех форм обучения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 280

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Сравнительная характеристика различных видов транспорта производится при выборе эффективного способа перевозок с учётом требований рынка к условиям транспортного обслуживания пользователей. Для этого необходимо изучение основных преимуществ и недостатков сравниваемых видов транспорта, характеризующих их конкурентные возможности, эксплуатационно-технические и экономические особенности и условия работы.

Основные преимущества и недоставки различных видов транспорта представлены в табл. 2.4.

Таблица 2.4
Сравнительная характеристика различных видов транспорта


Вид транспорта

Преимущества

Недостатки

Железнодорожный

транспорт

  • возможность массовых перевозок грузов и пассажиров, высокая пропускная и провозная способность железнодорожных линий;

  • регулярность перевозок независимо от климатических условий, времени года и суток;

  • более высокая скорость доставки и, как правило, более короткий путь перевозки по сравнению с речным и морским транспортом, в т.ч. по транспортным коридорам;

  • большая эффективность при перевозках массовых грузов на средние и дальние расстояния, особенно маршрутами;

  • невысокая себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта (кроме трубопроводного);

  • высокая безопасность движения и более низкий уровень ущерба окружающей среде

  • дорогостоящее строительство пути и специальных сооружений и относительно медленная отдача капитальных вложений (средний срок окупаемости капиталовложений 810 лет);

  • большой удельный вес условно-постоянных расходов в себестоимости перевозок (до 70%), что ограничивает возможности управления затратами и доходами;

  • большой расход металла, в т.ч. цветного (около 200 т на 1 км пути);

  • невысокий уровень качества транспортных услуг, предоставляемых клиентам;

  • географическая ограниченность



Воздушный транспорт

– высокая скорость доставки грузов и пассажиров (скорость до 450 км/ч);

– малые сроки доставки грузов и пассажиров;

– неограниченные провозные возможности (ограничены лишь мощностью аэродрома);

– практически полное отсутствие капитальных вложений в путевые структуры (на 1 км пути примерно в 30 раз меньше, чем на 1 км железнодорожного пути)

– малый объем перевозки;

– высокая стоимость перевозки грузов и пассажиров;

– зависимость от погодно-климатических условий (туман, снегопад);

– загрязнение окружающей среды


Продолжение табл. 2.4

Автомобильный

транспорт

  • высокая маневренность и подвижность, позволяющие быстро сосредотачивать транспортные средства в необходимом количестве и в нужном месте;

  • доставка грузов от склада отправителя до склада получателя и пассажиров от дома до дома;

  • широкая сфера применения по видам сообщений, родам грузов и расстояниям перевозки, способность и эффективность доставки грузов небольшими партиями;

  • необходимость меньших капиталовложений по сравнению с железнодорожным транспортом при освоении малых грузо- и пассажиропотоков на небольших расстояниях;

  • высокая скорость доставки

  • высокая себестоимость перевозок (в десятки раз выше, чем на железнодорожном, водном и других видах транспорта);

  • высокий уровень загрязнения окружающей среды (около 80% загрязнения от всех видов транспорта);

  • большая трудоемкость и низкая производительность труда (на автотранспорте занято около 3/4 всех работающих на транспорте);

  • большая энергоемкость и металлоемкость;

  • низкая безопасность движения и высокий уровень аварийности

Морской транспорт

  • возможность осуществления массовых, в т.ч. межконтинентальных, межбассейновых и внутрибассейновых перевозок грузов и пассажиров;

  • неограниченная линейная провозная и пропускная способность, что позволяет строить транспортные суда большой грузоподъемности;

  • более низкая по сравнению с другими видами транспорта себестоимость перевозок грузов на дальние расстояния и более высокая, чем на речном транспорте, скорость движения;

  • меньший удельный расход топлива и затрат энергии на единицу перевозок, т.к. меньшее удельное сопротивление движению, чем на сухопутных видах транспорта;

  • меньшие по сравнению с железнодорожным и речным транспортом капитальные вложения при массовых перевозках на большие расстояния

  • ограниченность обслуживания территорий, т.е. только имеющих выход к морским берегам;

  • зависимость от метеорологических и климатических условий (от ветров, течений, штормов, продолжительности навигационного периода и т.п.);

  • значительные капиталовложения в портовое хозяйство и транспортный флот;

  • большая экологическая опасность при перевозке нефтепродуктов и опасных грузов






Окончание табл. 2.4.


Речной транспорт

  • высокая провозная и пропускная способность на глубоководных реках, что позволяет строить речные суда грузоподъемностью до нескольких тысяч тонн;

  • возможность массовых перевозок грузов и пассажиров в навигационный период;

  • низкая себестоимость перевозок;

  • небольшие удельные размеры капиталовложений, расход металла и топлива ввиду малого удельного сопротивления движению, особенно при следовании по течению рек


- зависимость от географических особенностей размещения судоходных рек, несовпадение меридионального направления течения многих крупных рек в нашей стране с основными грузопотоками, следующими в широтном направлении;

  • нерегулярность работы в течение года и сезонная зависимость от климатических условий (большинство рек зимой замерзает, а навигационный период составляет 145-240 суток);

  • меньшая по сравнению с железнодорожным и морским транспортом скорость доставки грузов, часто более протяженный путь следования, замедление доставки при шлюзовании

Трубопроводный транспорт

  • высокий уровень автоматизации и герметичности транспортировки (низкая трудоемкость и почти полное отсутствие потерь груза);

  • самые низкие себестоимость и тарифная ставка перекачки нефти и нефтепродуктов (по сравнению с железнодорожным и водным транспортом в 3-4 раза);

  • наименьшие удельные капитальные вложения на единицу перевозок по сравнению с другими видами транспорта;

  • высокая экологичность и безопасность перевозок при соответствующей изоляции;

  • не зависит от климатических условий

– узкая специализация – в основном только для перекачки жидкого и газообразного топлива;

– низкая провозная способность (скорость перекачки нефтегрузов нефтепроводом в 2-3 раза меньше, чем перевозка по железной дороге)


В настоящее время бурное развитие в мире получили интермодальные перевозки. Они выполняются с участием нескольких видов транспорта, работа которых объединена в общий технологический процесс и координируется одной организацией-оператором перевозок. Клиент по всем вопросам взаимодействует с оператором перевозок, который организует доставку «от двери до двери».


2.3. Спрос, предложение и эластичность на транспортном рынке
В основе спроса на грузовые перевозки лежат потребности клиентов в перемещении грузов по конкретным маршрутам в определенное время с определённой скоростью и сохранностью.

В основе спроса на пассажирские перевозки лежат потребности пассажиров в поездках по конкретным маршрутам в определенное время и с определённым комфортом.

Предложение транспортной продукции основывается на наличии подвижного состава, технически оснащенных транспортных магистралей, терминалов, контингента рабочих и служащих и др.

Степень чувствительности клиентов к изменению транспортных тарифов называется ценовой эластичностью спроса на перевозки. Она зависит от следующих факторов:

  1. Доля транспортных расходов в бюджете потребителя – чем она меньше, тем меньше ценовая эластичность спроса.

  2. Наличие заменителей – чем больше существует разных возможностей перевозки груза и поездки пассажира по определенной корреспонденции, тем выше эластичность спроса на транспортные услуги.

  3. Степень необходимости транспортной услуги для потребителей – чем она выше, тем меньше эластичность спроса.

  4. Время – с течением времени эластичность спроса изменяется вследствие изменения размещения производственных мощностей и переориентации потребностей пассажиров.

Степень чувствительности перевозчиков к изменению уровня тарифов называется ценовой эластичностью предложения транспортных услуг. На нее влияют следующие факторы:

  1. Мобильность транспортных ресурсов – возможность их переориентации на производство других товаров быстро и без чрезмерных затрат.

  2. Наличие сопутствующих товаров – на транспортном рынкесопутствующим товаром можно рассматривать перевозки грузов в порожнем направлении.

  3. Время – с течением времени происходит изменение ценовой эластичности предложения.


Контрольные вопросы:
1. Что такое единая транспортная система?

2. Основные преимущества и недостатки железнодорожного транспорта

3. Преимущества и недостатки морского транспорта.

4. Факторы, влияющие на эластичность спроса и предложения на транспортные услуги.


5. Что такое интермодальные перевозки?