Файл: Учебное пособие по дисциплине Экономика железнодорожного транспорта для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавриата всех форм обучения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 285
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На транспортном рынке выделяют следующие виды конкуренции:
-
межотраслевая конкуренция – между железнодорожным и другими видами транспорта. -
внутриотраслевая конкуренция – между различными участниками перевозочного процесса (компаниями-операторами, перевозчиками). -
конкуренция продукции – продукт, перевозимый по железной дороге, например, уголь для электростанции, заменяется другим видом топлива – газом, мазутом, доставляемым иным видом транспорта. -
географическая конкуренция –груз может быть доставлен по другому маршруту.
Качество продукции – совокупность свойств, признаков и особенностей, обуславливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Под продукцией понимается как материальные, вещественные, т. е. физические товары, так и результат труда в виде действий или процессов, т. е. неовеществленный продукт (энергия, информация, услуги).
Неовеществленный характер продукции транспорта – перевозки или транспортные услуги – определяет ее некоторые особенности: несохраняемость, невзаимозаменяемость, неотделимость от источники, непостоянство по качеству, которые существенно отличаются от стандартов качества физических объектов и требуют особого подхода к установлению показателей и методов оценки качества и конкурентоспособности в сфере транспорта.
Основные требования к определению показателей качества транспортной продукции:
-
Относительность. -
Приоритетность. -
Натуральность измерителей качества. -
Комплексность оценки качества. -
Сопоставимость показателей качества по видам транспорта.
10.2. Конкурентоспособность транспортной продукции. Принципы
управления конкурентоспособностью на транспорте.
Конкурентоспособность транспортной продукции – способность выдержать конкуренцию товаров – заменителей работ, услуг с точки зрения завоевания той доли рынка, которая обеспечивает благоприятную реализацию транспортной продукции и необходимый рост доходов транспортного предприятия.
Конкурентоспособность транспортной продукции можно определить как совокупность характеристик перевозки грузов (пассажиров), отражающую ее отличие от перевозок другими видами транспорта (либо с использованием другой комплексной технологии перемещения) как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по уровню транспортных затрат.
Конкурентоспособность товара (комплекса транспортных услуг), равно как и конкуренция, может быть ценовой и неценовой.
Основные виды ценовой конкуренции:
-
открытая; -
скрытая.
На неценовую конкурентоспособность транспортной продукции непосредственно влияют три группы параметров:
- спрос;
- предложение;
- взаимодействие.
Обобщенный критерий конкурентоспособности – это комплексный критерий конкурентоспособности, по которому принимают решение о результатах оценки конкурентоспособности продукции. Примером является уровень конкурентоспособности продукции, рейтинг товара.
Фактор конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев причин конкурентоспособности. Следует постоянно производить анализ причин снижения отдельных критериев конкурентоспособности продукции и установления (мониторинг) факторов, повышающих конкурентоспособность. В качестве инструментария нужно применять факторный анализ, который приобретает возрастающее значение в деятельности предприятий – изготовителей и предприятий-продавцов. Факторный анализ является частью общей схемы оценки конкурентоспособности.
Выделяют статичные факторы (качество товара, цена товара, качество сервиса, затраты на эксплуатацию товара в конкретных условиях) и динамичные факторы (фактор времени, фактор синергичности, фактор неопределенности внешней среды организации, факторы риска неэтичности бизнес-партнеров).
Подходы к управлению конкурентоспособностью на транспорте:
-
Системный подход – заключается в комплексном исследовании объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: внешнее окружение и внутренняя структура. -
Комплексный подход – учитываются все аспекты управления и их взаимосвязи (экономические, экологические, технические, социальные и т. д.). -
Инновационный подход – ориентация развития транспортной отрасли на активизацию инновационной деятельности. -
Интеграционный подход – исследование и усиление взаимосвязей между отдельными подсистемами и компонентами системы обеспечения конкурентоспособности, уровнями управления по вертикали, субъектами управления по горизонтали, стадиями жизненного цикла объекта управления.
Каждый из вышеприведенных методических подходов основан на следующих принципах:
-
Маркетинговый принцип; -
Нормативный принцип; -
Оптимизационный принцип
Механизм управления конкурентоспособностью в сегментах транспортного рынка включает в себя несколько этапов:
-
Информационный мониторинг функционирования всех конкурирующих субъектов в сегменте. -
Планирование, выделение целей и приоритетов развития субъекта в данном сегменте, направленные на повышение эффективности транспортного производства. -
Оценка существующего уровня конкурентоспособности в данном сегменте: собственного и конкурентов. -
Выделение конкурентных преимуществ. -
Применение инструментов управления конкурентоспособностью (тарифной и инновационной политики, методов изменения интегрального качества, оптимизации финансово-экономического механизма). -
Учет, контроль и последующее регулирование транспортной деятельности в сегменте.
-
Методы экономической оценки уровня конкурентоспособности
на транспорте
Для оценки уровня конкурентоспособности транспортной продукции или транспортного предприятия используют методы, базирующиеся на совокупном анализе положения предприятия. В том числе транспортного, и приемах структурного и функционального анализа.
Структурный анализ позволяет выявить уровень монополизации отрасли и ее отдельных предприятий, оценить экономичность крупномасштабного производства.
Функциональный подход основан на сопоставлении экономических показателей: издержек, цен, загрузки производственных мощностей, рентабельности, объемов производства.
Матричные методы основаны на идее рассмотрения процессов конкуренции в динамике. Самым известным методом анализа и оценки конкурентоспособности является матрица Бостонской консультационной группы, определяющей эффективность функционирования организации во времени. Этот метод позволяет принимать решение на долгосрочную перспективу в организации, производящей различную продукцию, находящуюся на разных стадиях жизненного цикла, имеющую различный темп роста и различную долю рынка.
Для оценки конкурентоспособности продукции, в том числе железнодорожных перевозок, важными являются подходы, основанные на теории качества товара (транспортного обслуживания). Основной наиболее распространенный показатель конкурентоспособности продукции – интегральный показатель качества. Качество транспортной продукции включает в себя комплекс потребительских свойств и характеристик.
Алгоритм оценки конкурентоспособности транспортной продукции состоит из нескольких этапов. Вначале исследуется состояние рынка и устанавливается степень удовлетворения потребностей клиентуры по сравнению с идеальным продуктом (вариантом транспортного обслуживания), соответствующим лучшим мировым стандартам либо аналогу – услуге конкурента.
В дальнейшем определяется конкурентоспособный образ продукта, который пользовался бы спросом и обеспечивал максимальную рентабельность производителю. На заключительном этапе анализируется логистическая цепь с выявлением полного времени цикла (по сравнению с конкурентами) и изучением возможностей снижения совокупных издержек.
К основным показателям качества транспортного обслуживания грузовладельцев относятся:
-
Уровень выполнения сроков доставки грузов. -
Уровень сохранности перевозимых грузов. -
Уровень полноты удовлетворения спроса на перевозки грузов. -
Уровень ритмичности и равномерности перевозок. -
Уровень комплексности доставки грузов. -
Уровень качества транспортного сервиса. -
Уровень безопасности перевозки грузов. -
Уровень экологичности грузовых перевозок.
Контрольные вопросы:
-
Охарактеризуйте рынок совершенной конкуренции. -
Перечислите основные показатели качества транспортной продукции. Дайте их краткую характеристику. -
Что такое конкурентоспособность транспортной продукции? -
Какие вы знаете методы экономической оценки уровня конкурентоспособности? -
Укажите резервы повышения конкурентоспособности железнодорожных перевозок.
Тема 11. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ: СУЩНОСТЬ,
ЗНАЧЕНИЕ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ
План
11.1. Сущность и содержание понятий «экономический эффект»
и «экономическая эффективность», особенности их оценки на
железнодорожном транспорте.
11.2. Показатели экономической эффективности инвестиций.
11.1. Сущность и содержание понятий «экономический эффект»
и «экономическая эффективность», особенности их оценки
на железнодорожном транспорте
Эффективность – категория, отражающая соответствие инвестиционного проекта целям и интересам его участников. Экономическая эффективность инвестиций характеризуется системой показателей, которые отражают соотношение результатов инвестиционного проекта и затрат, необходимых для достижения этих результатов.
Определение и расчеты экономической эффективности основаны на соизмерении затрат и результатов. Следует различать показатели эффекта и эффективности вложений.
Эффектом называется непосредственный производственный полезный конечный результат, полученный от внедрения того или иного мероприятия. Он может быть измерен не только в денежных единицах, но и в любых возможных единицах, отражающих полезный результат работы или полезные характеристики продукта (увеличение массы поезда, рост производительности труда, сокращение оборота вагонов, снижение себестоимости перевозок, увеличение объема грузовой работы и т. д.).
Эффективность представляет собой отношение результата к затратам (R/K). Показатели эффекта и эффективности могут выражаться как в натурально-вещественной форме (при этом будет оценена технологическая эффективность), так и в стоимостной (денежной) форме (будет оценена экономическая эффективность).
Различают следующие виды эффективности:
-
коммерческая (для конкретного предприятия или в рамках инвестиционного проекта); -
общественная, в том числе бюджетная (учитывает эффекты социального характера, политические и иные общегосударственные эффекты).
В соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов», утвержденными Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ, при оценке эффективности инвестиционных проектов руководствуются следующими основными принципами, применимыми для любых проектов:
рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла (расчетного периода);
моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществлением проекта денежные поступления и расходы за расчетный период;
сопоставимость условий сравнения различных проектов (вариантов проекта);
принцип положительности и максимальности эффекта. Для того чтобы проект был признан эффективным с точки зрения инвестора, эффект от его реализации должен быть положительным. При сравнении альтернативных инвестиционных проектов предпочтение отдается проекту с наибольшим значением эффекта;