Файл: Учебное пособие по дисциплине Экономика железнодорожного транспорта для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавриата всех форм обучения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 285

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






На транспортном рынке выделяют следующие виды конкуренции:

  • межотраслевая конкуренция – между железнодорожным и другими видами транспорта.

  • внутриотраслевая конкуренция – между различными участниками перевозочного процесса (компаниями-операторами, перевозчиками).

  • конкуренция продукции – продукт, перевозимый по железной дороге, например, уголь для электростанции, заменяется другим видом топлива – газом, мазутом, доставляемым иным видом транспорта.

  • географическая конкуренция –груз может быть доставлен по другому маршруту.

Качество продукциисовокупность свойств, признаков и особенностей, обуславливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Под продукцией понимается как материальные, вещественные, т. е. физические товары, так и результат труда в виде действий или процессов, т. е. неовеществленный продукт (энергия, информация, услуги).

Неовеществленный характер продукции транспорта – перевозки или транспортные услуги – определяет ее некоторые особенности: несохраняемость, невзаимозаменяемость, неотделимость от источники, непостоянство по качеству, которые существенно отличаются от стандартов качества физических объектов и требуют особого подхода к установлению показателей и методов оценки качества и конкурентоспособности в сфере транспорта.

Основные требования к определению показателей качества транспортной продукции:

  1. Относительность.

  2. Приоритетность.

  3. Натуральность измерителей качества.

  4. Комплексность оценки качества.

  5. Сопоставимость показателей качества по видам транспорта.


10.2. Конкурентоспособность транспортной продукции. Принципы

управления конкурентоспособностью на транспорте.
Конкурентоспособность транспортной продукции – способность выдержать конкуренцию товаров – заменителей работ, услуг с точки зрения завоевания той доли рынка, которая обеспечивает благоприятную реализацию транспортной продукции и необходимый рост доходов транспортного предприятия.

Конкурентоспособность транспортной продукции можно определить как совокупность характеристик перевозки грузов (пассажиров), отражающую ее отличие от перевозок другими видами транспорта (либо с использованием другой комплексной технологии перемещения) как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по уровню транспортных затрат.


Конкурентоспособность товара (комплекса транспортных услуг), равно как и конкуренция, может быть ценовой и неценовой.

Основные виды ценовой конкуренции:

  • открытая;

  • скрытая.

На неценовую конкурентоспособность транспортной продукции непосредственно влияют три группы параметров:

- спрос;

- предложение;

- взаимодействие.

Обобщенный критерий конкурентоспособностиэто комплексный критерий конкурентоспособности, по которому принимают решение о результатах оценки конкурентоспособности продукции. Примером является уровень конкурентоспособности продукции, рейтинг товара.

Фактор конкурентоспособности – непосредственная причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев причин конкурентоспособности. Следует постоянно производить анализ причин снижения отдельных критериев конкурентоспособности продукции и установления (мониторинг) факторов, повышающих конкурентоспособность. В качестве инструментария нужно применять факторный анализ, который приобретает возрастающее значение в деятельности предприятий – изготовителей и предприятий-продавцов. Факторный анализ является частью общей схемы оценки конкурентоспособности.

Выделяют статичные факторы (качество товара, цена товара, качество сервиса, затраты на эксплуатацию товара в конкретных условиях) и динамичные факторы (фактор времени, фактор синергичности, фактор неопределенности внешней среды организации, факторы риска неэтичности бизнес-партнеров).

Подходы к управлению конкурентоспособностью на транспорте:

  1. Системный подход – заключается в комплексном исследовании объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: внешнее окружение и внутренняя структура.

  2. Комплексный подход – учитываются все аспекты управления и их взаимосвязи (экономические, экологические, технические, социальные и т. д.).

  3. Инновационный подход – ориентация развития транспортной отрасли на активизацию инновационной деятельности.

  4. Интеграционный подход – исследование и усиление взаимосвязей между отдельными подсистемами и компонентами системы обеспечения конкурентоспособности, уровнями управления по вертикали, субъектами управления по горизонтали, стадиями жизненного цикла объекта управления.


Каждый из вышеприведенных методических подходов основан на следующих принципах:

  1. Маркетинговый принцип;

  2. Нормативный принцип;

  3. Оптимизационный принцип

Механизм управления конкурентоспособностью в сегментах транспортного рынка включает в себя несколько этапов:

  1. Информационный мониторинг функционирования всех конкурирующих субъектов в сегменте.

  2. Планирование, выделение целей и приоритетов развития субъекта в данном сегменте, направленные на повышение эффективности транспортного производства.

  3. Оценка существующего уровня конкурентоспособности в данном сегменте: собственного и конкурентов.

  4. Выделение конкурентных преимуществ.

  5. Применение инструментов управления конкурентоспособностью (тарифной и инновационной политики, методов изменения интегрального качества, оптимизации финансово-экономического механизма).

  6. Учет, контроль и последующее регулирование транспортной деятельности в сегменте.



    1. Методы экономической оценки уровня конкурентоспособности

на транспорте
Для оценки уровня конкурентоспособности транспортной продукции или транспортного предприятия используют методы, базирующиеся на совокупном анализе положения предприятия. В том числе транспортного, и приемах структурного и функционального анализа.

Структурный анализ позволяет выявить уровень монополизации отрасли и ее отдельных предприятий, оценить экономичность крупномасштабного производства.

Функциональный подход основан на сопоставлении экономических показателей: издержек, цен, загрузки производственных мощностей, рентабельности, объемов производства.

Матричные методы основаны на идее рассмотрения процессов конкуренции в динамике. Самым известным методом анализа и оценки конкурентоспособности является матрица Бостонской консультационной группы, определяющей эффективность функционирования организации во времени. Этот метод позволяет принимать решение на долгосрочную перспективу в организации, производящей различную продукцию, находящуюся на разных стадиях жизненного цикла, имеющую различный темп роста и различную долю рынка.

Для оценки конкурентоспособности продукции, в том числе железнодорожных перевозок, важными являются подходы, основанные на теории качества товара (транспортного обслуживания). Основной наиболее распространенный показатель конкурентоспособности продукции – интегральный показатель качества. Качество транспортной продукции включает в себя комплекс потребительских свойств и характеристик.


Алгоритм оценки конкурентоспособности транспортной продукции состоит из нескольких этапов. Вначале исследуется состояние рынка и устанавливается степень удовлетворения потребностей клиентуры по сравнению с идеальным продуктом (вариантом транспортного обслуживания), соответствующим лучшим мировым стандартам либо аналогу – услуге конкурента.

В дальнейшем определяется конкурентоспособный образ продукта, который пользовался бы спросом и обеспечивал максимальную рентабельность производителю. На заключительном этапе анализируется логистическая цепь с выявлением полного времени цикла (по сравнению с конкурентами) и изучением возможностей снижения совокупных издержек.

К основным показателям качества транспортного обслуживания грузовладельцев относятся:

  1. Уровень выполнения сроков доставки грузов.

  2. Уровень сохранности перевозимых грузов.

  3. Уровень полноты удовлетворения спроса на перевозки грузов.

  4. Уровень ритмичности и равномерности перевозок.

  5. Уровень комплексности доставки грузов.

  6. Уровень качества транспортного сервиса.

  7. Уровень безопасности перевозки грузов.

  8. Уровень экологичности грузовых перевозок.


Контрольные вопросы:


  1. Охарактеризуйте рынок совершенной конкуренции.

  2. Перечислите основные показатели качества транспортной продукции. Дайте их краткую характеристику.

  3. Что такое конкурентоспособность транспортной продукции?

  4. Какие вы знаете методы экономической оценки уровня конкурентоспособности?

  5. Укажите резервы повышения конкурентоспособности железнодорожных перевозок.


Тема 11. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ: СУЩНОСТЬ,

ЗНАЧЕНИЕ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ

План
11.1. Сущность и содержание понятий «экономический эффект»

и «экономическая эффективность», особенности их оценки на

железнодорожном транспорте.

11.2. Показатели экономической эффективности инвестиций.

11.1. Сущность и содержание понятий «экономический эффект»

и «экономическая эффективность», особенности их оценки

на железнодорожном транспорте

Эффективность – категория, отражающая соответствие инвестиционного проекта целям и интересам его участников. Экономическая эффективность инвестиций характеризуется системой показателей, которые отражают соотношение результатов инвестиционного проекта и затрат, необходимых для достижения этих результатов.

Определение и расчеты экономической эффективности основаны на соизмерении затрат и результатов. Следует различать показатели эффекта и эффективности вложений.

Эффектом называется непосредственный производственный полезный конечный результат, полученный от внедрения того или иного мероприятия. Он может быть измерен не только в денежных единицах, но и в любых возможных единицах, отражающих полезный результат работы или полезные характеристики продукта (увеличение массы поезда, рост производительности труда, сокращение оборота вагонов, снижение себестоимости перевозок, увеличение объема грузовой работы и т. д.).

Эффективность представляет собой отношение результата к затратам (R/K). Показатели эффекта и эффективности могут выражаться как в натурально-вещественной форме (при этом будет оценена технологическая эффективность), так и в стоимостной (денежной) форме (будет оценена экономическая эффективность).

Различают следующие виды эффективности:

  • коммерческая (для конкретного предприятия или в рамках инвестиционного проекта);

  • общественная, в том числе бюджетная (учитывает эффекты социального характера, политические и иные общегосударственные эффекты).

В соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов», утвержденными Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ, при оценке эффективности инвестиционных проектов руководствуются следующими основными принципами, применимыми для любых проектов:

 рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла (расчетного периода);

моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществлением проекта денежные поступления и расходы за расчетный период;

сопоставимость условий сравнения различных проектов (вариантов проекта);

принцип положительности и максимальности эффекта. Для того чтобы проект был признан эффективным с точки зрения инвестора, эффект от его реализации должен быть положительным. При сравнении альтернативных инвестиционных проектов предпочтение отдается проекту с наибольшим значением эффекта;